УИД 72RS0010-01-2023-002788-90
Дело № 2-229/2024
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
город Ишим Тюменской области 12 января 2024 года
Ишимский городской суд Тюменской области в составе:
председательствующего судьи Турсуковой Т.С.,
с участием помощника Ишимского межрайонного прокурора Дробинина В.О.,
представителя ответчиков Гежицких А.С.,
при секретаре Чалковой Л.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Тюменского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Тюменской области в интересах неопределенного круга лиц к ФКУ ИК-6 УФСИН России по Тюменской области, УФСИН России по Тюменской области, ФСИН России о возложении обязанности,
установил:
Тюменской прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Тюменской области обратился в суд с указанным исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц, в иске просит возложить обязанность на администрацию Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 6 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Тюменской области» (далее ФКУ ИК-6 УФСИН России по Тюменской области) устранить нарушения материально-бытовых и санитарно-гигиенических требований, а именно: в срок до 30.11.2024 в камерах штрафного изолятора №, помещениях камерного типа № оборудовать экраны высотой 1 м, отделяющие унитаз от остального помещения; в камерах штрафного изолятора № экраны, отделяющие унитаз от остального помещения, привести в соответствие с установленными требованиями, обеспечив их высоту не менее 1 м.; также просит возложить обязанность на УФСИН России по Тюменской области и ФСИН России обеспечить финансирование ФКУ ИК-6 УФСИН России по Тюменской области для выполнения указанных целей.
Требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ Тюменской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Тюменской области, в соответствии с приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 16.01.2014 № 6 «Об организации надзора за исполнением законов администрациями учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, следственных изоляторов при содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», проведена проверка ФКУ ИК-6 УФСИН России по Тюменской области, в ходе которой выявлены нарушения законодательства по соблюдению материально-бытовых и санитарно-гигиенических требований. ФКУ ИК-6 УФСИН России по Тюменской области является учреждением уголовно-исполнительной системы, исполняющим уголовные наказания в виде лишения свободы, имеет гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и несет связанные с этой деятельностью обязанности. Результаты проведенной проверки ДД.ММ.ГГГГ в ФКУ ИК-6 УФСИН России по Тюменской области показали, что в камерах штрафного изолятора №, и помещениях камерного типа № отсутствуют экраны, отделяющие унитаз от остального помещения, а в камерах штрафного изолятора № экраны, отделяющие унитаз от остального помещения, имеют высоту менее 1 м. Таким образом, необходимые условия приватности для осужденных в указанных помещениях не обеспечены, что в свою очередь является нарушением материально-бытовых и санитарно-гигиенических требований, в том числе требований Приказа ФСИН России от 27.07.2006 № 512. Ранее, при проведении аналогичной проверки данные нарушения были выявлены, в связи с чем, прокуратурой в адрес начальника УФСИН России по Тюменской области было внесено представление об устранении нарушений закона от ДД.ММ.ГГГГ, которое рассмотрено. Несмотря на то, что администрация исправительного учреждения не оспаривает требования прокурора, до настоящего времени указанные нарушения в ФКУ ИК-6 УФСИН России по Тюменской области не устранены и действенных мер к их устранению не принимается. Учитывая требования Закона № 5473-1 и Устава, Учреждение обязано принять меры в целях соблюдения санитарно-эпидемиологических требований в ФКУ ИК-6 УФСИН России по Тюменской области и обеспечить соблюдение прав осужденных. Администрацией ФКУ ИК-6 УФСИН России по Тюменской области самостоятельно, за счет собственных средств устранить нарушения уголовно-исполнительного законодательства не представляется возможным в силу значительных финансовых затрат, а также в связи с тем, что финансирование и материально-бытовое обеспечение учреждения осуществляется ФСИН России и УФСИН России по Тюменской области, поэтому для устранения нарушений закона необходимо централизованное финансирование из вышеуказанных вышестоящих организаций. Главным распорядителем средств федерального бюджета является ФСИН России, на которое и возложена обязанность по содержанию уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на нее функций. Кроме этого, как установлено пунктом 5.12 Устава при недостаточности у ФКУ ИК-6 У ФСИН России по Тюменской области денежных средств ответственность по его обязательствам несут УФСИН России по Тюменской области и ФСИН России. Таким образом, обязанность по соблюдению требований законодательства несет не только само исправительное учреждение, но и УФСИН России по Тюменской области и ФСИН России, поскольку ФКУ ИК-6 УФСИН России по Тюменской области является их подведомственным учреждением.
В судебном заседании требования были поддержаны помощником прокурора Дробининым В.О..
Представитель ответчиков – ФКУ ИК-6 УФСИН России по Тюменской области, УФСИН России по Тюменской области, ФСИН России Гежицких А.С. в судебном заседании поддержал доводы письменных возражений, согласно которым исходя из пункта 1 статьи 399 ГК РФ, до предъявления требования к субсидиарному должнику кредитор должен предъявить требование к самому должнику. При этом кредитор вправе предъявить требование к субсидиарному должнику лишь в случае, если основной должник отказался удовлетворить требования кредитора или кредитор не получил от него в разумный срок ответа на предъявленное требование. Правила настоящей статьи применяются, если ГК РФ или иными законами не установлен другой порядок привлечения к субсидиарной ответственности (пункт 4 статьи 399 ГК РФ). При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества. В силу части 5 статьи 11 Закона Российской Федерации от 21.07.1993 № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» учреждения, исполняющие наказания, отвечают по своим обязательствам, связанным с осуществлением собственной производственной деятельности, находящимися в их распоряжении денежными средствами. При недостаточности у учреждений, исполняющих наказания, денежных средств ответственность по их обязательствам несут соответствующие территориальные, а также федеральные органы уголовно-исполнительной системы. В связи с этим предъявление требования о возложении обязанности по обеспечении финансирования в порядке субсидиарной ответственности возможно только, если отсутствует реальная возможность взыскания необходимой для исполнения обязательств суммы с должника. Считают привлечение ФСИН России и УФСИН России по Тюменской области в качестве субсидиарного ответчика не отвечает требованиям ст. 399 ГК РФ. Также указывают, что все камеры ШИЗО ПКТ ФКУ ИК-6 УФСИН России по Тюменской области оборудованы экранами, отделяющими санитарные узлы от основного помещения камер, а именно камеры № оборудованы экранами в виде шторки высотой 2-2,2 м., камеры № оборудованы экранами сплошного заполнения высотой 0,85-1м. Учитывая, что все камеры оборудованы отсекающими экранами при этом законом не установлено материал и форма их исполнения, считают исковое заявление не обоснованным и не подлежащим удовлетворению. Понуждение ФСИН России к выделению финансирования является ограничением права главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы, и реализацию возложенных на нее функций, на самостоятельное решение вопросов, отнесенных к компетенции данного органа, и нарушает установленный ст. 10 Конституции Российской Федерации принцип разделения властей. Возложение на ФСИН России обязанности обеспечить финансирование ФКУ ИК-6 У ФСИН России по Тюменской области полагает вмешательством в административно-хозяйственную деятельность государственного органа. Просит отказать в удовлетворении иска.
Заслушав объяснения участвующих лиц, изучив материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно пункту 4 статьи 13 Закона Российской Федерации от 21.07.1993 №5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» (далее — Закон № 5473-1) обеспечение охраны здоровья осужденных - одна из обязанностей учреждений исполняющих наказания, поэтому выполнение норм, направленных на охрану здоровья, создание необходимых материально-технических, медико-санитарных и иных средств обеспечения охраны здоровья осужденных, является важнейшим направлением деятельности сотрудников исправительных учреждений. Кроме того согласно указанной нормы учреждения, исполняющие наказания, обязаны: обеспечивать исполнение уголовно исполнительного законодательства Российской Федерации; создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях; обеспечивать охрану здоровья осужденных; осуществлять деятельность по развитию своей материально-технической базы и социальной сферы.
В соответствие с положениями статьи 99 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее - УИК РФ), осужденным создаются бытовые условия, отвечающие, в том числе, требованиям гигиены и санитарии.
В соответствие с частью 3 статьи 101 УИК РФ администрация исправительных учреждений несет ответственность за выполнение установленных санитарно-гигиенических и противоэпидемических требований, обеспечивающих охрану здоровья осужденных.
Согласно части 9 статьи 16 УИК РФ наказание в виде лишения свободы исполняется колонией-поселением, воспитательной колонией, лечебным исправительным учреждением, исправительной колонией общего, строгого или особого режима либо тюрьмой, а в отношении лиц, указанных в статье 77 УИК РФ, следственным изолятором.
В силу части 2 статьи 1 УИК РФ задачами уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации являются регулирование порядка и условий исполнения и отбывания наказаний, определение средств исправления осужденных, охрана их прав, свобод и законных интересов, оказание осужденным помощи в социальной адаптации.
Приказом ФСИН России от 27.07.2006 № 512 утверждены номенклатура, нормы обеспечения и сроки эксплуатации мебели, инвентаря, оборудования и предметов хозяйственного обихода (имущества) для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы (далее - Приказ ФСИН России от 27.07.2006 № 512).
Согласно пункту 5 примечаний к приложению № 1 указанного Приказа ФСИН России от 27.07.2006 № 512 камеры штрафного (дисциплинарного) изолятора, помещения камерного типа, следственного изолятора и тюрьмы оборудуются санитарным узлом (унитаз, отделенный от остального помещения экраном высотой 1 м, и умывальник).
По делу установлено, что Тюменской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Тюменской области с ДД.ММ.ГГГГ проводилась проверка исполнения требований федерального законодательства в ФКУ ИК-6 УФСИН России по Тюменской области, в ходе которой установлено, что администрацией ИК-6 не в полном объеме исполняется обязанность по материально-бытовому обеспечению осужденных. Обходом помещений ШИЗО/ПКТ установлено, что в камерах № отсутствуют экраны, отделяющие унитаз от остального помещения, а в камерах № экраны, отделяющие унитаз от остального помещения, ниже 1 м. Таким образом, необходимые условия приватности для осужденных в указанных помещениях не обеспечены, что является нарушением материально-бытовых и санитарно-гигиенических требований, в том числе требований Приказа ФСИН России от 27.07.2006 № 512. К выписке из справки приложена фототаблица /л.д. 29-30, 31/.
Также из материалов дела следует, что прокуратурой Тюменской области начальнику УФСИН России по Тюменской области ранее - ДД.ММ.ГГГГ. - было вынесено представление об устранении нарушений закона /л.д. 32-40/, из которого следует, что обходом помещений камерного типа установлено, что в местах установки туалета отсутствуют санитарные экраны, вместо них используются непредусмотренные шторки /л.д.37/.
Также представлено сообщение о результатах рассмотрения указанного представления /л.д. 41-53/.
Также в материалы дела представлена справка, подготовленная врио начальника ФКУ ИК-6 УФСИН России по Тюменской области ДД.ММ.ГГГГ, в которой покамерно указаны высота экрана санитарного узла в ШИЗО, ПКТ ФКУ ИК-6 УФСИН России по Тюменской области, из справки следует, что в камерах штрафного изолятора № и помещениях камерного типа № отсутствуют экраны, отделяющие унитаз от остального помещения, а в камерах штрафного изолятора № экраны, отделяющие унитаз от остального помещения, имеют высоту менее 1 м /л.д.54/.
Доказательств того, что на момент рассмотрение дела в указанных помещениях установлены экраны необходимой высоты для отделения унитаза от остального помещения, соответствующие требованиям нормативно-правовых актов, в материалы дела не представлено.
Из Устава ФКУ ИК-6 УФСИН России по Тюменской области следует, что ответчик является юридическим лицом, учреждением уголовно-исполнительной системы, исполняющим уголовные наказания в виде лишения свободы, имеет гражданские права, соответствующим целям деятельности, предусмотренные в его учредительных документах, и несет связанные с этой деятельностью обязанности. В соответствии с п. 2.1 вышеуказанного Устава, одной из целей деятельности учреждения является создание осужденным условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативно-правовых актов Российской Федерации. В соответствие с пунктами 2.5-2.5.2, для достижения целей, указанных в пункте 2.1 Устава, ФКУ ИК-6 УФСИН России по Тюменской области, в том числе, обеспечивает в соответствии с законодательством Российской Федерации условия содержания осужденных, осуществляет их материально-бытовое обеспечение, выполнение установленных санитарно-гигиенических и противоэпидемических требований, обеспечивающих охрану здоровья осужденных.
Таким образом, обязанность соблюдения требований уголовно-исполнительного законодательства и устранению вышеуказанных выявленных проверкой нарушений лежит на ФКУ ИК-6 УФСИН России по Тюменской области. Учитывая, что после проведений прокуратурой проверки и внесения представления указанные нарушения устранены не были, доказательств устранения нарушений на момент рассмотрения дела не представлено, на Учреждение надлежит возложить обязанность по устранению нарушений, а именно по оборудованию в помещениях штрафного изолятора и помещениях камерного типа экранов, отделяющих унитаз от остального помещения, соответствующих установленным требованиям.
Согласно пункту 1.1 Устава ФКУ ИК №6 УФСИН России по Тюменской области является учреждением уголовно-исполнительной системы, исполняющим уголовные наказания в виде лишения свободы, имеет гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и несет связанные с этой деятельностью обязанности.
В соответствии с пунктом 1.3 Устава, Учреждение находится в ведении ФСИН России.
В соответствии с пунктом 1.7 Устава учреждение является юридическим лицом, участником бюджетного процесса - получателем бюджетных средств.
Из материалов дела следует, что имущество ФКУ ИК-6 УФСИН России по Тюменской области является федеральной собственностью и принадлежит учреждению на праве оперативного управления. Уставом учреждения предусмотрено, что источником финансирования деятельности учреждения являются средства федерального бюджета, иные поступления, разрешенные законодательством Российской Федерации (пункты 5.1, 5.3, 5.8 Устава).
Согласно абзацу 5 статьи 11 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» обращение взыскания на имущество учреждений, исполняющих наказания, и территориальных органов уголовно-исполнительной системы не допускается. Учреждения, исполняющие наказания, отвечают по своим обязательствам, связанным с осуществлением собственной производственной деятельности, находящимися в их распоряжении денежными средствами. При недостаточности у учреждений, исполняющих наказания, денежных средств ответственность по их обязательствам несут соответствующие территориальные, а также федеральный орган уголовно-исполнительной системы.
Пунктом 5.10 Устава учреждения предусмотрено, что заключение и оплата Учреждением государственных контрактов, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производится от имени Российской Федерации в пределах доведенных Учреждению лимитов бюджетных обязательств с учетом принятых и неисполненных ранее обязательств. При этом согласно пункту 5.12 Устава при недостаточности у Учреждения денежных средств ответственность по его обязательствам несут ФСИН России и УФСИН России по Тюменской области в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и на основании бюджетной сметы.
Финансовое обеспечение расходов по деятельности уголовно-исполнительной системы, не связанной с привлечением осужденных к труду, осуществляется за счет средств федерального бюджета.
Планирование расходов на ведение названной деятельности, осуществляется при формировании федерального бюджета на предстоящий год, с учетом назначения кодов бюджетной классификации Российской Федерации.
Пунктом 4 Положения об Управлении Федеральной службы исполнения наказаний по Тюменской области, утвержденного приказом ФСИН России от 11 июня 2018 года № 518, УФСИН России по Тюменской области является юридическим лицом, участником бюджетного процесса – распорядителем (получателем) бюджетных средств. В силу п.15 названного Положения УФСИН России по Тюменской области осуществляет, в частности, такие мероприятия, как: обеспечение условий содержания осужденных и лиц, содержащихся под стражей, в подведомственных учреждениях, исполняющих наказания, и следственных изоляторах; материально-техническое обеспечение деятельности подведомственных учреждений /л.д.20-28/.
Согласно пунктов 3 и 7 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний (ФСИН России), утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года № 1314, ФСИН России осуществляет: обеспечение охраны прав, свобод и законных интересов осужденных; обеспечение законности в учреждениях, исполняющих уголовные наказания; материально-техническое обеспечение деятельности учреждений уголовно-исполнительной системы; функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной распорядитель бюджетных средств (главный распорядитель средств соответствующего бюджета) - орган государственной власти (государственный системы).
Таким образом, финансирование выполнения мероприятий по устранению установленных материалами дела нарушений может быть осуществлено за счет средств федерального бюджета и обязанность по обеспечению финансирования вышеуказанных мероприятий должна быть возложена на УФСИН России по Тюменской области и ФСИН России. Доводы стороны ответчиком о невозможности возложения обязанности на указанных лиц в субсидиарном порядке судом отклоняются. Возложение обязанности по финансированию в данном случае не является привлечением к субсидиарной ответственности по обязательствам должника, так как денежные средства в Учреждения не взыскиваются.
При определении срока, в течение которого ФКУ ИК-6 УФСИН России по Тюменской области необходимо исполнить возлагаемую судом обязанность, суд учитывает, что помимо необходимости обеспечения учреждения соответствующим финансированием, требуется время непосредственно на выполнение работ, а также учитывает объем работ, которые необходимо выполнить, учитывает также и пояснения представителя ответчиков, согласно которым на 2024 год запланированы ремонтные работы в помещениях ШИЗО и ПКТ, а потому указанного в иске прокурором срока должно быть достаточно для выполнения необходимых работ с учетом соблюдениях всех процедур, в том числе установленных законодательством о госзакупках, а потому срок исполнения обязанности для Учреждения суд полагает возможным определить до 30 ноября 2024 года.
Руководствуясь ст. ст. 56, 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Тюменского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Тюменской области (ИНН7204006003) в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.
Возложить на ФКУ ИК-6 УФСИН России по Тюменской области (ИНН 7205000170) обязанность устранить нарушения материально-бытовых и санитарно-гигиенических требований, а именно в срок до 30 ноября 2024 года:
в камерах штрафного изолятора № помещениях камерного типа № оборудовать экраны высотой 1 м, отделяющие унитаз от остального помещения;
в камерах штрафного изолятора № экраны, отделяющие унитаз от остального помещения, привести в соответствие с установленными требованиями, обеспечив их высоту не менее 1м.
Возложить на УФСИН России по Тюменской области (ИНН7204003669), ФСИН России (ИНН7706562710) обязанность обеспечить финансирование ФКУ ИК-6 УФСИН России по Тюменской области для выполнения мероприятий по устранению нарушения материально-бытовых и санитарно-гигиенических требований по оборудованию камер штрафного изолятора и помещений камерного типа экранами, отделяющими унитаз от остального помещения, соответствующими нормативным требованиям.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тюменский областной суд через Ишимский городской суд Тюменской области в течение одного месяца с момента изготовления в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 19 января 2024 года.
Председательствующий: /подпись/
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>