Судья Жила Н.Л. Дело № 7-21-1216/2022
РЕШЕНИЕ
12 декабря 2022 года г. Владивосток
Судья Приморского краевого суда Фаленчи А.В.,
рассмотрев в судебном заседании жалобу генерального директора ООО «Транснефть - Порт Козьмино» ФИО4 на решение судьи Находкинского городского суда Приморского края от 21 апреля 2022 года по делам об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 8.2 и частью 1 статьи 8.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица - ООО «Транснефть - Порт Козьмино»,
установил:
Постановлением государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Дальневосточного межрегионального управления Росприроднадзора № от 23 декабря 2021 года ООО «Транснефть - Порт Козьмино» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 100 000 рублей.
Постановлением государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Дальневосточного межрегионального управления Росприроднадзора № от 23 декабря 2021 года ООО «Транснефть - Порт Козьмино» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьей 8.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 100 000 рублей.
Определением судьи Находкинского городского суда Приморского края от 21 апреля 2022 года указанные выше дела об административных правонарушениях объединены в одно производство.
Решением судьи Находкинского городского суда Приморского края от 21 апреля 2022 года постановления № и № от 23 декабря 2021 года изменены с назначением ООО «Транснефть - Порт Козьмино» на основании части 6 статьи 4.4 КоАП РФ одного административного наказания в виде штрафа в размере 50 000 рублей, в остальной части оставлены без изменения.
Решением судьи Приморского краевого суда от 28 июня 2022 года постановления о назначении административного наказания и решение судьи Находкинского городского суда от 21 апреля 2022 года отменены, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.4 КоАП РФ, прекращено в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено постановление; производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.2 КоАП РФ, прекращено в связи с малозначительностью совершенного правонарушения с объявлением устного замечания.
Постановлением судьи Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 20 октября 2022 года решение судьи Приморского краевого суда отменено, а дело возвращено в Приморский краевой суд на новое рассмотрение.
Таким образом, предметом рассмотрения является жалоба законного представителя ООО «Транснефть - Порт Козьмино» ФИО4 на решение судьи Находкинского городского суда Приморского края от 21 апреля 2022 года.
Изучив доводы жалобы и материалы дела, заслушав пояснения защитника представителя ООО «Транснефть - Порт Козьмино» ФИО5, поддержавшей доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Часть 1 статьи 8.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает ответственность за невыполнение требований законодательства об обязательности проведения государственной экологической экспертизы, финансирование или реализацию проектов, программ и иной документации, подлежащих государственной экологической экспертизе и не получивших положительного заключения государственной экологической экспертизы, что влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей.
Часть 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность за несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных частью 3.1 настоящей статьи и статьей 8.2.3 настоящего Кодекса, что влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Как следует из материалов дела, в период с 7 по 29 октября 2021 года в отношении ООО «Транснефть-Порт Козьмино» должностными лицами Дальневосточного межрегионального управления Росприроднадзора проведена плановая выездная проверка по объектам негативного воздействия на окружающую среду:
«Нефтебаза, площадка береговых и причальных сооружений и коридор коммуникаций от нефтебазы до береговых и причальных сооружений», №, II категория негативного воздействия на окружающую среду, категория риска - высокая;
«Магистральный нефтепровод Д-1200», № II категория негативного воздействия на окружающую среду, категория риска - высокая.
Объект негативного воздействия на окружающую среду «Нефтебаза, площадка береговых и причальных сооружений и коридор коммуникаций от нефтебазы до береговых и причальных сооружений», код объекта № расположен в водоохранной зоне бухты Козьмино залива Находка Японского моря и включает в себя:
- нефтебазу емкостью резервуарного парка 600 000 м3 (строительный номинал);
- береговые и причальные сооружения с двумя узлами учета нефти (СИКН) и нефтепирсом для приема танкеров водоизмещением от 80 до 150 тыс. тонн.
Нефтебаза обеспечивает прием нефти с площадки приема нефти (ППН) ООО «Транснефть - Порт Козьмино», поступающей из нефтепроводной системы «Восточная Сибирь – Тихий Океан» второй очереди (BCTO-II), в резервуарный парк для формирования танкерных партий и самотечную подачу на нефтеналивные суда у причальных сооружений для отгрузки нефти на экспорт. Транспортировка нефти от резервуарного парка на причальные сооружения выполняется по технологическому нефтепроводу.
В ходе проверки было выявлено, что ООО «Транснефть - Порт Козьмино» осуществляет деятельность во внутренних морских водах Российской Федерации в отсутствие положительного заключения государственной экологической экспертизы на осуществление данного вида деятельности.
Указанные обстоятельства явились основанием для привлечения ООО «Транснефть - Порт Козьмино» к административной ответственности по части 1 статьи 8.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Оснований не согласиться с выводами должностного лица административного органа и судьи городского суда о наличии в действиях ООО «Транснефть - Порт Козьмино» состава указанного выше административного правонарушения не имеется.
Фактические обстоятельства совершенного административного правонарушения подтверждены протоколом об административном правонарушении № от 14 декабря 2021 года; актом плановой выездной проверки от 29 октября 2021 года № 882-КНД, иными материалами дела, получившими надлежащую оценку на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Статьей 3 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, что одним из принципов осуществления хозяйственной и иной деятельности юридических и физических лиц, оказывающей воздействие на окружающую среду, является обязательность проведения в соответствии с законодательством Российской Федерации проверки проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан, на соответствие требованиям технических регламентов в области охраны окружающей среды;
Согласно статье 33 того же Федерального закона в целях установления соответствия документов и (или) документации, обосновывающих планируемую хозяйственную и иную деятельность, требованиям в области охраны окружающей среды, проводится экологическая экспертиза.
На основании подпункта 7 статьи 11 Федерального закона от 23 ноября 1995 года № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» объектами государственной экологической экспертизы федерального уровня среди прочего являются объекты, указанные в Федеральном законе от 31 июля 1998 года № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации».
Пунктом 2 статьи 34 Федерального закона от 31 июля 1998 года № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» установлено, что государственной экологической экспертизе подлежат все виды документов и (или) документации, обосновывающих планируемую хозяйственную и иную деятельность во внутренних морских водах и в территориальном море. Все виды хозяйственной и иной деятельности во внутренних морских водах и в территориальном море могут осуществляться только при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы, проводимой за счет пользователя природными ресурсами внутренних морских вод и территориального моря.
В соответствии с пунктом 3 названной выше статьи объектами государственной экологической экспертизы являются проекты федеральных программ, другие документы и (или) документация, имеющие отношение к региональному геологическому изучению, геологическому изучению, разведке и добыче минеральных ресурсов внутренних морских вод и территориального моря, рыболовству, созданию, эксплуатации, использованию искусственных островов, установок, сооружений, прокладке подводных кабелей, трубопроводов, проведению буровых работ, захоронению донного грунта во внутренних морских водах и в территориальном море, а также обосновывающие другие виды планируемой хозяйственной и иной деятельности во внутренних морских водах и в территориальном море.
Как следует из материалов дела, в ходе эксплуатации объекта негативного воздействия на окружающую среду «Нефтебаза, площадка береговых и причальных сооружений и коридор коммуникаций от нефтебазы до береговых и причальных сооружений», ООО «Транснефть - Порт Козьмино» осуществляет хозяйственную деятельность во внутренних морских водах Российской Федерации, выражающуюся в эксплуатации причальных сооружений, транспортировку нефти от резервуарного парка на причальные сооружения, а также отгрузку нефти на нефтеналивные суда у причальных сооружений.
Соответствующая деятельность может осуществляться только при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы, которого у ООО «Транснефть - Порт Козьмино» не имеется, в связи с чем указанное юридическое лицо обоснованно привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 8.4 КоАП РФ.
Доводы законного представителя ООО «Транснефть - Порт Козьмино» о том, что у их организации имеется положительное заключение экспертной комиссии государственной экологической экспертизы проектной документации «Площадка береговых сооружений. Морские сооружения. Причальные устройства. Электрохимическая защита. Техническое перевооружение», утвержденное приказом Тихоокеанского морского управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) от 30 июня 2017 года № 190, выданное со сроком действия заключения 2 года, оснований для освобождения от административной ответственности не содержат.
Как следует из указанного заключения экспертной комиссии, представленного в материалы дела, объектом соответствующей экологической экспертизы являлась проектная документация на техническое перевооружение площадки береговых сооружений, включающих в себя причальные устройства. При этом экспертной комиссией оценивалась только планируемая деятельность по выполнению работ по техническому перевооружению соответствующих сооружений и экологическое воздействие на окружающую среду при выполнении строительных работ.
Таким образом, названное заключение экологической экспертизы не исключает обязанность ООО «Транснефть - Порт Козьмино» после технического перевооружения сооружений, расположенных во внутренних морских водах Российской Федерации, для их дальнейшей эксплуатации получить положительное заключение экологической экспертизы на осуществление хозяйственной деятельности во внутренних морских водах Российской Федерации, учитывая, что в соответствии с пунктом 1 статьи 34 Федерального закона от 31 июля 1998 года № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» государственная экологическая экспертиза во внутренних морских водах и в территориальном море является обязательной мерой по защите морской среды и сохранению природных ресурсов внутренних морских вод и территориального моря.
То обстоятельство, что на осуществляемую ООО «Транснефть - Порт Козьмино» деятельность также выдавались положительное заключение экспертной комиссии государственной экологической экспертизы ТЭО (проект) «Первая очередь трубопроводной системы «Восточная Сибирь – Тихий океан». СпецМорНефтеПорт «Козьмино». Причальные устройства. Корректировка», утвержденное приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 20 сентября 2007 года № 644, и положительное заключение экспертной комиссии государственной экологической экспертизы проекта «Трубопроводная система «Восточная Сибирь – Тихий океан» участок НПС «Сковородино» - СМНП «Козьмино» (ВСТО-II)», утвержденное приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 8 апреля 2009 года № 221, основанием для освобождения юридического лица от административной ответственности они также не являются, учитывая, что срок действия каждого из указанных заключений был установлен 5 лет, в связи с чем на дату проверки хозяйственная деятельность во внутренних морских водах осуществлялась ООО «Транснефть - Порт Козьмино» в отсутствие положительного заключения государственной экологической экспертизы.
Вместе с тем в постановлении о назначении административного наказания № от 23 декабря 2021 года при описании события административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.4 КоАП РФ, необоснованно указано, что после реализации проектной документации «Площадка береговых сооружений. Морские сооружения. Причальные устройства. Электрохимическая защита. Техническое перевооружение», на которую было дано положительное заключение экспертной комиссии государственной экологической экспертизы, утвержденное приказом Тихоокеанского морского управления Росприроднадзора от 30 июня 2017 года № 190, ООО «Транснефть - Порт Козьмино» ввело объект реконструкции в эксплуатацию без заключения уполномоченного на осуществление федерального государственного экологического надзора федерального органа исполнительной власти.
Диспозиция части 1 статьи 8.4 КоАП РФ предусматривает административную ответственность только за невыполнение требований законодательства об обязательности проведения государственной экологической экспертизы либо за финансирование, реализацию проектов, программ и иной документации, подлежащих государственной экологической экспертизе и не получивших положительного заключения государственной экологической экспертизы.
Как установлено в постановлении о назначении административного наказания, работы по техническому перевооружению причального комплекса введены в эксплуатацию в 2018 году: акты о приемке выполненных работ по объекту «Площадка береговых сооружений. Морские сооружения. Причальные устройства. Электрохимическая защита. Техническое перевооружение» от 13 августа 2018 года № 06-2018 (форма КС-11) и от 1 сентября 2018 года № 7-2018 (форма КС-14).
Таким образом, работы по техническому перевооружению причального комплекса выполнены ООО «Транснефть - Порт Козьмино» в течение двухлетнего срока действия положительного заключения экспертной комиссии государственной экологической экспертизы.
Что касается ввода этого объекта в эксплуатацию без заключения уполномоченного на осуществление федерального государственного экологического надзора федерального органа исполнительной власти, эти действия не образуют состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.4 КоАП РФ, в связи с чем подлежат исключению из постановления о назначении административного наказания.
Кроме того при проведении плановой выездной проверки должностными лицами Дальневосточного межрегионального управления Росприроднадзора 7 октября 2021 года был проведен осмотр территории объекта негативного воздействия: «Нефтебаза, площадка береговых и причальных сооружений и коридор коммуникаций от нефтебазы до береговых и причальных сооружений», № в ходе которого в районе, прилегающем к подходной дамбе, зафиксировано захламление территории строительными отходами в виде стекловаты и полиэтиленовых пакетов.
По результатам исследования отобранных 7 октября 2021 года проб отходов был определен морфологический состав отходов: лом бетона - 61%, строительный мусор - 27%, пластиковые изделия, потерявшие потребительские свойства - 5%, стекловата - 5%, пенопласт - 1%, монтажная пена - 1%.
Указанные обстоятельства явились основанием для привлечения ООО «Транснефть - Порт Козьмино» к административной ответственности по части 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Оценив обстоятельства совершения указанного правонарушения, полагаю, что имеются основания для прекращения производства по данному делу в связи с малозначительностью совершенного ООО «Транснефть - Порт Козьмино» деяния.
Пунктом 1 статьи 51 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, что отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
На основании пункта 2 статьи 51 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву запрещается.
Согласно статье 1 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» отходы производства и потребления – это вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В силу требований части 1 статьи 13.4 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
Установленные по делу обстоятельства позволяют сделать вывод о наличии в действиях ООО «Транснефть - Порт Козьмино» признаков состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.2 КоАП РФ, поскольку юридическим лицом допущен сброс отходов производства на территории объекта, расположенного в водоохранной зоне, и не приняты меры по сбору и накоплению соответствующих отходов производства в установленных для этого местах.
Вместе с тем, из акта плановой выездной проверки от 29 октября 2021 года с фототаблицей, а также из протокола осмотра № 882-КНД от 7 октября 2021 года следует, что должностными лицами контролирующего органа фактически был обнаружен на территории, имеющей твердое бетонное покрытие, один небольшой полиэтиленовый пакет с минеральной ватой и другими строительными отходами, который сразу же был убран сотрудниками ООО «Транснефть - Порт Козьмино».
В соответствии со статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений (пункт 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»).
По рассматриваемому делу, учитывая характер и обстоятельства совершенного правонарушения; нахождение пакета с отходами производства на территории промышленного объекта, имеющей твердое покрытие и ограждение, исключающих возможность попадания отходов в водный объект и почву, количество находившихся в неустановленном месте отходов, а также принятие мер по устранению выявленного нарушения, прихожу к выводу, что совершенное юридическим лицом деяние, хотя формально и содержит признаки состава административного правонарушения, но не представляет существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений, в связи с чем имеются основания для признания административного правонарушения малозначительным.
Привлечение юридического лица к административной ответственности по части 1 статьи 8.2 КоАП РФ с назначением административного штрафа, установленного санкцией соответствующей части в размере от 100 000 рублей, не будет соответствовать тяжести правонарушения и степени вины лица, привлекаемого к ответственности.
Кроме того, при принятии решения по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.2 КоАП РФ, полагаю необходимым учитывать следующее.
Решением судьи Приморского краевого суда от 28 июня 2022 года производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.2 КоАП РФ, было прекращено в связи с малозначительностью совершенного правонарушения.
Указанное решение было отменено постановлением судьи Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 20 октября 2022 года, однако доводы должностного лица, вынесшего постановление, о необоснованности прекращения производства по делу в связи с малозначительностью правонарушения, оставлены судьей кассационной инстанции без оценки.
В связи с этим полагаю, что оснований для иной оценки характера и тяжести правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.2 КоАП РФ, по рассматриваемому делу не имеется.
При данных обстоятельствах постановление должностного лица административного органа № от 23 декабря 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.2 КоАП РФ, подлежит отмене с прекращением производства по делу на основании статьи 2.9 КоАП РФ в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения. Решение судьи Находкинского городского суда в соответствующей части подлежит изменению.
Административное наказание за административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 8.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежит назначению ООО «Транснефть - Порт Козьмино» с учетом положений частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей, поскольку судьей городского суда назначенный административный штраф был снижен с применением названных норм.
При этом дополнительное снижение размера административного наказания, в том числе и с учетом прекращения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.2 КоАП РФ, не представляется возможным, поскольку ООО «Транснефть - Порт Козьмино» назначен штраф в минимально допустимом размере.
Нарушений норм процессуального закона, влекущих отмену вынесенных постановлений и судебного решения, в ходе производства по делам об административных правонарушениях не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
Постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Дальневосточного межрегионального управления Росприроднадзора № от 23 декабря 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО «Транснефть - Порт Козьмино» отменить.
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, прекратить на основании статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения, ограничившись устным замечанием.
Постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Дальневосточного межрегионального управления Росприроднадзора № от 23 декабря 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, решение судьи Находкинского городского суда Приморского края от 21 апреля 2022 года по делам об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 8.2 и частью 1 статьи 8.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО «Транснефть - Порт Козьмино» изменить.
Исключить из описательно-мотивировочной части постановления о назначении административного наказания № от 23 декабря 2021 года указание о том, что объект реконструкции введен ООО «Транснефть - Порт Козьмино» в эксплуатацию без заключения уполномоченного на осуществление федерального государственного экологического надзора федерального органа исполнительной власти.
ООО «Транснефть-Порт Козьмино» за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначить административное наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
Жалобу директора ООО «Транснефть-Порт Козьмино» ФИО4 удовлетворить частично.
Судья А.В. Фаленчи