Дело №
УИД: 05RS0№-71
Решение
Именем Российской Федерации
29 мая 2023 года <адрес>
Хунзахский районный суд Республики Дагестан в составе: председательствующего судьи Шамхаловой А.К., при секретаре судебного заседания ФИО7,
с участием истца – заместителя прокурора <адрес> Республики Дагестан ФИО8, ответчика ФИО5, представителя третьего лица – отдела опеки и попечительства Администрации МР «<адрес>» Республики Дагестан по доверенности ФИО11,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению заместителя прокурора <адрес> Республики Дагестан в интересах несовершеннолетних истцов ФИО4, ФИО1 к ФИО5 об обязании оформить жилое помещение в собственность несовершеннолетних лиц,
установил:
Заместитель прокурора <адрес> Республики Дагестан ФИО8 обратился в суд с исковым заявлением в интересах несовершеннолетних истцов ФИО4, ФИО1 к ФИО5 об обязании оформить жилое помещение в собственность несовершеннолетних детей.
В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой <адрес> Республики Дагестан по поручению прокуратуры республики проведен анализ исполнения на поднадзорной территории законодательства при распоряжении средствами материнского (семейного) капитала.
В рамках улучшения качества жизни и демографической ситуации в стране, в целях установления дополнительных мер государственной поддержки семей, имеющих детей, создания условий, обеспечивающих этим семьям достойную жизнь, ДД.ММ.ГГГГ принят Федеральный закон № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей».
Согласно п.п. 2, 3 ст. 2 указанного закона, материнским (семейным) капиталом являются средства федерального бюджета, передаваемые в бюджет Пенсионного фонда РФ на реализацию дополнительных мер государственной поддержки, установленных настоящим законом; государственный сертификат на материнский (семейный) капитал является именным документом, подтверждающим право на дополнительные меры государственной поддержки.
Согласно ч. 4 ст. 10 названного закона, лицо, получившее сертификат, его супруг (супруга) обязаны оформить жилое помещение, приобретенное (построенное, реконструированное) с использованием средств (части средств) материнского (семейного) капитала, в общую собственность такого лица, его супруга (супруги), детей ( в том числе, первого, второго, третьего и последующих детей) с определением размера долей по соглашению.
Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены Правила направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий.
Согласно п.15 указанных Правил, жилое помещение, приобретенное с использованием средств (части средств) материнского капитала, должно быть оформлено в общую собственность лица, получившего сертификат, его супруга и детей с определением размера долей по соглашению в течении 6 месяцев после перечисления Пенсионным фондом РФ средств материнского (семейного) капитала лицу либо организации, осуществляющим отчуждение жилого помещения.
Ответчик ФИО5 имеет двоих несовершеннолетних детей: ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. По случаю рождения второго ребенка ответчиком оформлено право на материнский (семейный) капитал.
ДД.ММ.ГГГГ между ФИО10 и ФИО9 заключен договор купли-продажи жилого дома с кадастровым номером 05:36:000002:1307 и земельного участка с кадастровым номером 05:36:000002:379, по условиям которого оплата за приобретенное недвижимое имущество будет производиться с использованием средств материнского (семейного) капитала.
ДД.ММ.ГГГГ решением Государственного учреждения – Отделением ПФР по <адрес> на счет продавца ФИО10 перечислены средства материнского (семейного) капитала в размере 483 881 рублей 83 копейки.
Однако, в нарушение требований ч. 4 ст. 10 Закона № 256-ФЗ, п. 15 (1) Правил по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ жилое помещение, расположенное по адресу: РД, <адрес>, приобретенное с использованием средств материнского (семейного) капитала, в общую собственность родителей и имеющихся у них детей, до настоящего времени не оформлено, что повлекло нарушение прав несовершеннолетних детей.
Оформление жилого помещения в общую собственность в соответствии с действующим законодательством закрепит право долевой собственности несовершеннолетних, что позволит им в соответствии с правилами ч.4 ст.60 Семейного кодекса РФ владеть, пользоваться и распоряжаться своим имуществом и не позволит другим собственникам совершать сделки с данным имуществом в ущерб интересам несовершеннолетних.
Таким образом, несмотря на то, что Российская Федерация полностью исполнила принятые на себя обязательства и перечислила денежные средства, ответчик не составила соглашение об определении размера долей на жилое помещение в общей собственности детей, т.е. в одностороннем порядке отказалась от исполнения обязательств в рамках реализации права на распоряжение средствами материнского капитала, что противоречит требованиям ст. 310 Гражданского кодекса РФ и не отвечает целям, предусмотренным Законом № 256-ФЗ.
На основании изложенного, а также с учетом несовершеннолетнего возраста истцов, прокурор в порядке ст.45 ГПК РФ обратился в суд с данным исковым заявлением, с требованиями: обязать ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в течении трех месяцев со дня вступления в законную силу решения суда оформить жилое помещение, расположенное по адресу: РД, <адрес>, в собственность несовершеннолетних детей: ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, определив размер по соглашению сторон; взыскать с ответчика судебные расходы.
В судебном заседании заместитель прокурора <адрес> РД ФИО8 исковые требования поддержал и просил их удовлетворить в полном объеме.
Ответчик ФИО5 не возражала против удовлетворения исковых требований, пояснив при этом, что действительно жилое помещение по вышеуказанному адресу ею было приобретено с использованием средств материнского капитала, однако в связи с тем, что ей не были известны требования законодательства о необходимости оформить жилое помещение в общую собственность родителей и детей и в ближайшее время она обязуется устранить допущенные нарушения законодательства и оформить жилое помещение в общую долевую собственность с детьми.
Представитель отдела опеки и попечительства Администрации МР «<адрес>» по доверенности ФИО11 поддержала исковые требования прокурора, полагая, что ответчиком нарушены права детей и в целях защиты их прав и законных интересов необходимо оформить за ними право собственности на долю в жилом помещении, приобретенном за счет средств материнского капитала.
Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора – Социального Фонда РФ по <адрес> и Управления Росреестра по <адрес>, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились, о причинах неявки суд не известили, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявили и письменных возражений по делу не представили.
Согласно ст. 167 ГПК РФ, лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин.
В соответствии с ч. 3 ст. 167 ГПК РФ, суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.
С учетом изложенных обстоятельств, судом дело рассмотрено в отсутствие неявившихся участников процесса, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела.
Выслушав доводы прокурора, пояснения ответчика, проверив и исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.
Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» ребенку от рождения принадлежат и гарантируются государством права и свободы человека и гражданина в соответствии с Конституцией РФ, в том числе на жилище (ст. 6).
В соответствии с п. п. 1 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» (дале – Закон №256-ФЗ) право на дополнительные меры государственной поддержки возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего гражданство Российской Федерации, у женщин, родивших (усыновивших) второго ребенка начиная с ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно п. п. 2, 3 ст. 2 Закона № 256-ФЗ материнским (семейным) капиталом являются средства федерального бюджета, передаваемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на реализацию дополнительных мер государственной поддержки, установленных настоящим Федеральным законом; государственный сертификат на материнский (семейный) капитал является именным документом, подтверждающим право на дополнительные меры государственной поддержки.
Лица, получившие сертификат, могут распоряжаться средствами материнского (семейного) капитала в полном объеме либо по частям, в том числе на улучшение жилищных условий (пп. 1 п. 3 ст. 7 Закона № 256-ФЗ).
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 10 закона № 256-ФЗ средства (часть средств) материнского (семейного) капитала в соответствии с заявлением о распоряжении могут направляться на приобретение (строительство) жилого помещения, осуществляемое гражданами посредством совершения любых не противоречащих закону сделок и участия в обязательствах (включая участие в жилищных, жилищно-строительных и жилищных накопительных кооперативах), путем безналичного перечисления указанных средств организации, осуществляющей отчуждение (строительство) приобретаемого (строящегося) жилого помещения, либо физическому лицу, осуществляющему отчуждение приобретаемого жилого помещения, либо организации, в том числе кредитной, предоставившей по кредитному договору (договору займа) денежные средства на указанные цели.
На основании ч. 4 ст. 10 Закона № 256-ФЗ жилое помещение, приобретенное (построенное, реконструированное) с использованием средств (части средств) материнского (семейного) капитала, оформляется в общую собственность родителей, детей (в том числе первого, второго, третьего ребенка и последующих детей) с определением размера долей по соглашению.
В соответствии с п. п. «а» п. 15 (1) Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О Правилах направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий», лицо, получившее сертификат, или супруг лица, получившего сертификат, обязаны оформить жилое помещение, приобретенное (построенное, реконструированное) с использованием средств (части средств) материнского (семейного) капитала, в общую собственность лица, получившего сертификат, его супруга и детей (в том числе первого, второго, третьего ребенка и последующих детей) с определением размера долей по соглашению в течение 6 месяцев после перечисления Пенсионным фондом Российской Федерации средств материнского (семейного) капитала лицу либо организации, осуществляющим отчуждение жилого помещения, а в случае приобретения жилого помещения по договору купли-продажи жилого помещения с использованием средств целевого жилищного займа, предоставленного в соответствии с законодательством Российской Федерации, - после снятия обременения с жилого помещения.
Таким образом, специально регулирующим соответствующие отношения федеральным законом определен круг субъектов, в чью собственность поступает жилое помещение, приобретенное с использованием средств материнского капитала, и установлен вид собственности - общая долевая, возникающий у них на приобретенное жилье.
Как следует из материалов дела, супруги ФИО2 и ФИО3 с ДД.ММ.ГГГГ года состоят в зарегистрированном браке, в котором имеют двоих несовершеннолетних детей: ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, что подтверждается представленными суду свидетельством о заключении брака и свидетельствами о рождении детей.
ФИО5 реализовала свое право на получение дополнительных мер государственной поддержки, получив ДД.ММ.ГГГГ государственный сертификат на материнский (семейный) капитал серии МК-10 0452379.
Из копии договора купли-продажи земельного участка с жилым домом от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ФИО5 за счет средств материнского капитала приобрела в собственность земельный участок и расположенный на нем жилой дом по адресу: <адрес>.
Согласно решению Государственного учреждения – Отделения ПФР по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № на счет продавца ФИО10 перечислены средства материнского (семейного) капитала в размере 483 881 рублей 83 копейки.
Как следует из выписки из Единого государственного реестра недвижимости, ФИО5 ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировала за собой право собственности на жилой дом и земельный участок по вышеуказанному адресу.
В силу ч. 4 ст. 10 Закона № 256-ФЗ и п.15 (1) вышеуказанных Правил направления средств материнского капитала на улучшение жилищных условий, ФИО5 в течение 6 месяцев после перечисления Пенсионным фондом РФ средств материнского (семейного) капитала на счет продавца ФИО10 была обязана оформить жилое помещение, приобретенное ею с использованием средств (части средств) материнского (семейного) капитала, в общую собственность ее и детей, с определением размера долей по соглашению.
Однако, исследованные судом доказательства свидетельствуют о том, что ответчик ФИО5 по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ возложенную на нее законом обязанность по оформлению жилого помещения в общую собственность членов семьи, в том числе, несовершеннолетних детей, не исполнила.
Неисполнение ответчиком возложенных в силу закона обязательств в интересах несовершеннолетних детей, нарушает охраняемые законом права детей на недвижимое имущество, вытекающие из норм семейного, гражданского, жилищного законодательства и заключающиеся в возможном отчуждении недвижимого имущества в ущерб интересам несовершеннолетних детей ответчика.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что исковые требования заместителя прокурора <адрес> РД в защиту в интересах несовершеннолетних ФИО4 и ФИО1 законны и обоснованы, в связи с чем, подлежат удовлетворению.
Согласно части 5 статьи 198 ГПК РФ решение суда должно содержать указание на распределение судебных расходов.
В силу статьи 103 ГПК РФ государственная пошлина, определяемая по настоящему делу в соответствии со статьей 333.19 Налогового кодекса РФ в размере 300 рублей, от уплаты которой истец освобожден на основании подпункта 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса РФ, взыскивается судом с ответчика по делу, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
В соответствии с положениями статьи 61.2 Бюджетного кодекса РФ государственная пошлина по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, подлежит зачислению в местные бюджеты.
Поскольку у суда отсутствуют основания для освобождения ответчика от уплаты судебных расходов, государственная пошлина в указанном размере подлежит взысканию с ответчика в доход бюджета МР «<адрес>».
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования заместителя прокурора <адрес> Республики Дагестан – удовлетворить.
Обязать ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженку <адрес> ДАССР (паспорт серии 8213 №, выдан ТП УФМС России в <адрес> ДД.ММ.ГГГГ) в течении 3 (трех) месяцев со дня вступления в законную силу решения суда оформить жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, в собственность несовершеннолетних детей ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, определив размер долей по соглашению сторон.
Взыскать с ФИО5 в доход муниципального бюджета МР «<адрес>» Республики Дагестан государственную пошлину в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Дагестан путем подачи апелляционной жалобы через Хунзахский районный суд Республики Дагестан в течение одного месяца со дня его вынесения в окончательной форме.
Председательствующий Шамхалова А.К.
Решение суда в окончательной форме составлено ДД.ММ.ГГГГ.