УИД 24RS0№-30
Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 июня 2024 года г. Канск
Канский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Романова И.В.,
при секретаре ФИО3,
с участием помощника Канского межрайонного прокурора ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Канского межрайонного прокурора в интересах ФИО1 к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> о возложении обязанности и компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Канский межрайонный прокурор в интересах ФИО1 обратился в суд с исковым заявлением к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> (далее – ОСФР по <адрес>), в котором просит обязать ответчика обеспечить инвалида I группы ФИО1, согласно индивидуальной программы реабилитации или реабилитации инвалида №.22.24/2022 от ДД.ММ.ГГГГ, техническими средствами реабилитации: 6-02-01 трость тактильная, 13-01-01 специальное устройство для чтения «говорящих книг» на флэш-картах в течение одного месяца с даты вступления решения суда в законную силу; взыскать с ответчика в пользу инвалида 1 группы ФИО1 в счет компенсации морального вреда 5 000,00 руб. Требования мотивированы тем, что Канской межрайонной прокуратурой по обращению инвалида I группы ФИО1 проведена проверка соблюдения законодательства об обеспечении инвалидов техническими средствами реабилитации, в ходе которой установлено, что в настоящее время ФИО1 проживает в КГБУ СО «Пансионат для граждан пожилого возраста и инвалидов «Кедр», которое представляет заявителя интересы. Согласно индивидуальной программы реабилитации или абилитации № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 рекомендованы для обеспечения за счет средств ОСФР по <адрес> технические средства реабилитации (далее - ТСР): 6-02-01 трость тактильная, 13-01-01 специальное устройство для чтения «говорящих книг» на флэш-картах. Согласно уведомлению о постановке на учет по обеспечению ТСР, протезами, протезно-ортопедическими изделиями № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 поставлен на учет в ОСФР по <адрес> для получения указанных ТСР. Однако, ответчиком до настоящего времени обязательства перед инвалидом I группы ФИО1 о выдачи направления на получение TCP, что влечет нарушение прав инвалида на своевременное обеспечение TCP и прохождение комплексной реабилитации. ФИО1 лишен возможности самостоятельного приобретения TCP, в связи с отсутствием необходимых денежных средств. Непредоставление длительное время ФИО1 TCP негативно отражается на состоянии его здоровья в целом и на его физическом развитии, в связи с чем, ему причинены моральные и нравственные страдания, которые оцениваются в отношении инвалида ФИО1 в 5 000,00 рублей.
В судебном заседании помощник Канского межрайонного прокурора ФИО4 поддержал исковые требования только в части возложении обязанности на ответчика по обеспечению ФИО1 ТСР 6-02-01 - трость тактильная, а также компенсации морального вреда, по доводам, изложенным в исковом заявлении. Исковые требования в части возложении обязанности на ответчика по обеспечению ФИО1 ТСР 13-01-01 - специальное устройство для чтения «говорящих книг» на флэш-картах не поддержал.
Материальный истец ФИО1 в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела уведомлялся надлежащим образом.
Представитель ответчика ОСФР по <адрес> в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела уведомлялся надлежащим образом.
Представитель третьего лица КГБУ СО «Пансионат для граждан пожилого возраста и инвалидов «Кедр» - директор учреждения ФИО5 в судебное заседание не явилась, предоставила ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие, предоставила суду отзыв, согласно которого ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 был обеспечен ТСР 13-01-01 - специальное устройство для чтения «говорящих книг» на флэш-картах, что подтверждается предоставленным с отзывом актом приема-передачи, в связи с чем, просила удовлетворить исковые требования, в части обеспечения ТСР 6-02-01 - трость тактильная.
Заслушав помощника Канского межрайонного прокурора ФИО4, исследовав отзыв представителя третьего лица на исковое заявление и материалы дела, суд приходит к следующему:
В соответствии со ст. 39 Конституции РФ каждому гражданину гарантируется социальное обеспечение, в том числе и по инвалидности.
Согласно ст. ст. 2, 10 Федерального закона от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ) социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки. Государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предоставляемых инвалиду за счет федерального бюджета. Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, ТСР и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержден Правительством РФ. Финансирование расходных обязательств по обеспечению инвалидов ТСР осуществляется за счет средств федерального бюджета и Фонда социального страхования РФ. Данный перечень утверждается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 07.04.2008 г. № 240 утверждены Правила обеспечения инвалидов ТСР и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями (далее - Правила), п. 3 которых предусмотрено обеспечение инвалидов ТСР, как путем их предоставления в безвозмездное пользование, так и путем выплаты компенсации за самостоятельно приобретенные ТСР.
В соответствии с п. 16 Правил финансирование расходов по обеспечению инвалидов ТСР осуществляется за счет бюджетных ассигнований бюджета Фонда социального страхования РФ, источником финансового обеспечения которых являются межбюджетные трансферты, полученные из федерального бюджета на предоставление в безвозмездное пользование инвалидам технических средств и услуг, с учетом потребности в них на территории региона.
Для осуществления этих целей Фонду ежегодно из федерального бюджета предусматриваются средства в соответствии с федеральным законом о бюджете Фонда социального страхования РФ на соответствующий календарный год. Фонд производит обеспечение нуждающихся граждан техническим средствами реабилитации (изделиями) исключительно в пределах выделенных из федерального бюджета средств.
Отделением Фонда по результатам проведенных аукционов, в соответствии с нормами Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», (далее - Федеральный закон от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ) заключаются Государственные контракты со специализированными организациями на поставку (изготовление) ТСР (протезно-ортопедических изделий).
В соответствии с п. 10 Административного регламента предоставления Фондом социального страхования Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по обеспечению инвалидов ТСР, утверждённого приказом Фонда социального страхования от 16.05.2019 г. № 256 (далее - Административный регламент), результатами предоставления государственной услуги являются выдача заявителям направления на получение (изготовление) ТСР, в организации, отобранные в соответствии с требованием абз. 2 п. 5 Правил, а также выдача специальных талонов на право бесплатного получения проездных документов для проезда на железнодорожном транспорте (далее специальные талоны) и (или) именных направлений для бесплатного получения проездных документов на проезд автомобильным, воздушным, водным транспортом транспортных организаций, отобранных в соответствии с требованием абз. 3 п. 5 указанных Правил, в случае необходимости проезда заявителей и сопровождающих их лиц, если необходимость сопровождения установлена индивидуальной программой реабилитации или реабилитации инвалида к месту нахождения организации, в которую выдано направление, на получение (изготовление) ТСР (изделия), и обратно.
Пунктом 12 Административного регламента установлено, что при отсутствии действующего государственного контракта на обеспечение заявителя ТСР (изделием) территориальный орган Фонда одновременно с указанным в п. 11 Административного регламента уведомлением о поставке на учет информирует заявителя о сроках, необходимых для размещения извещения о проведении закупки соответствующего ТСР (изделия) в единой информационной системе в сфере закупок в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в срок не позднее 30 календарных дней с даты подачи заявителем заявления размешает извещение о проведении закупки соответствующего ТСР (изделия) в единой информационной системе в сфере закупок.
Таким образом, непосредственное обеспечение инвалидов ТСР (изделиями) осуществляется организациями, отобранными Фондом или его исполнительными органами в установленном законом порядке в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов, по направлению на получение (изготовление) необходимого технического средства реабилитации (изделия). Направление на получение технического средства реабилитации выдается по заявлению инвалида, (его представителя) исполнительными органами Фонда (отделениями, филиалами) по месту жительства инвалида лично при обращении либо направляется по почте.
Как установлено в судебном заседании, Канской межрайонной прокуратурой по обращению инвалида I группы ФИО1 проведена проверка соблюдения законодательства об обеспечении инвалидов техническими средствами реабилитации, в ходе которой установлено, что согласно индивидуальной программы реабилитации или реабилитации №.22.24/2022 от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 рекомендованы для обеспечения за счет средств ОСФР по <адрес> технические средства реабилитации (далее- ТСР): 6-02-01 трость тактильная, 13-01-01 специальное устройство для чтения «говорящих книг» на флэш-картах.
Согласно уведомлению о постановке на учет по обеспечению ТСР, протезами, протезно-ортопедическими изделиями №_9768186 от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 поставлен на учет в ОСФР по <адрес> для получения указанных ТСР.
Посредством выдачи ФИО1 уведомления о постановке на учет по обеспечению ТСР, ответчик подтвердил его право на получение рекомендованных ему технических средств реабилитаций за счет средств федерального бюджета, в связи с чем, ОСФР по <адрес> добровольно принято на себя обязательство обеспечивать ФИО1 рекомендованным ему техническим средством реабилитации.
Согласно акта приема-передачи товара в период рассмотрения искового заявления судом, ответчиком частично исполнена обязанность по обеспечению ФИО1 ТСР, а именно ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 был обеспечен ТСР 13-01-01 - специальное устройство для чтения «говорящих книг» на флэш-картах, что подтверждается его личной подписью.
Однако, ответчиком до настоящего времени обязательства перед ФИО1 о выдач направления на получение TCP 6-02-01 трость тактильная, что влечет нарушение прав инвалида на своевременное обеспечение TCP и прохождение комплексной реабилитации инвалида. Доказательств обратного ответчиком суду не предоставлено.
При изложенных обстоятельствах, в силу приведенных норм закона, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных исковых требований о возложении обязанности на ОСФР РФ по <адрес> обеспечить инвалида I группы ФИО1, согласно индивидуальной программы реабилитации или реабилитации инвалида № от ДД.ММ.ГГГГ, техническими средствами реабилитации: 6-02-01 трость тактильная.
В соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающее ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Суд считает, что срок, в течение которого ответчик должен исполнить решение суда, предложенный прокурором – в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, является разумным и достаточным. Обстоятельств, объективно свидетельствующих о невозможности исполнения ответчиком решения суда в указанный срок, судом не установлено; ответчиком доказательств наличия таких обстоятельств не представлено. Кроме того в случае невозможности исполнить решение в установленный судом срок, ответчик не лишен права обращения с заявлением об отсрочке исполнения решения суда.
В соответствии со ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические и нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред (ч. 2 ст. 151 ГК РФ).
В соответствии со ст. 1101 ГК РФ размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
В соответствии со ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, полежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда.
На основании п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 15.11.2022 г. № 33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда» под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага или нарушающими его личные неимущественные права (например, жизнь, здоровье, достоинство личности, свободу, личную неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, честь и доброе имя, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, неприкосновенность жилища, свободу передвижения, свободу выбора места пребывания и жительства, право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, право на уважение родственных и семейных связей, право на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на использование своего имени, право на защиту от оскорбления, высказанного при формулировании оценочного мнения, право авторства, право автора на имя, другие личные неимущественные права автора результата интеллектуальной деятельности и др.) либо нарушающими имущественные права гражданина.
Исходя из предназначения социального государства механизм социальной защиты, предусмотренный законодательством, должен позволять наиболее уязвимым категориям граждан получать поддержку, включая материальную, со стороны государства и общества и обеспечивать благоприятные, не ущемляющие охраняемое государством достоинство личности условия для реализации ими своих прав. Несоблюдение государственными органами нормативных предписаний при реализации гражданами права на социальное обеспечение может порождать право таких граждан на компенсацию морального вреда в связи с тем, что социальное обеспечение граждан неразрывно связано с их нематериальными благами и личными неимущественными правами.
Поставщики социальных услуг в силу ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» обязаны осуществлять свою деятельность в соответствии с названным федеральным законом, другими федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, предоставлять социальные услуги получателям социальных услуг в соответствии с индивидуальными программами и условиями договоров, заключенных с получателями социальных услуг или их законными представителями, на основании требований данного федерального закона и не вправе согласно ч. 2 данной статьи ограничивать права, свободы и законные интересы получателей социальных услуг.
Таким образом, несоблюдение поставщиком социальных услуг в рамках отношений по предоставлению социальных услуг по соответствующему договору прав получателя социальных услуг на их предоставление в соответствии с требованиями законодательства в этой сфере, нарушает не только непосредственно имущественные права получателя социальных услуг, но и влечет нарушение нематериальных благ и личных неимущественных прав такого гражданина, причиняя ему тем самым моральный вред (физические и нравственные страдания).
Неправомерным бездействием ОСФР по <адрес> по не выдаче направления на получение ТСР 6-02-01 трость тактильная ФИО1, последнему причинены моральные и нравственные страдания, в связи с чем, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требования в части компенсации морального вреда.
При определении размера компенсации морального вреда, оценивая моральные и нравственные страдания ФИО1, который в результате неправомерного бездействия ответчика был лишен возможности реализовать свое право на своевременное обеспечение TCP и прохождение комплексной реабилитации, что негативно отразилось на состоянии его здоровья в целом и на его физическом развитии, с учетом принципов разумности и справедливости, суд считает необходимым взыскать с ответчика в пользу ФИО1 компенсацию морального вреда в сумме 5 000,00 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 197-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Канского межрайонного прокурора в интересах ФИО1 к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> о возложении обязанности и компенсации морального вреда - удовлетворить.
Возложить на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> обязанность обеспечить инвалида I группы ФИО1 техническим средством реабилитации 6-02-01 – трость тактильная в течение одного месяца с даты вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> в пользу инвалида I ФИО1 в счет компенсации морального вреда 5 000,00 руб.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в <адрес>вой через Канский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий И.В. Романова
Решение в окончательной форме изготовлено 24.06.2024