Судебный акт #1 (Определение) по делу № 33а-12723/2022 от 24.10.2022

Судья: Иванова А.И.                               дело N 33А-12723/2022

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

13 декабря 2022 года                                    г.Самара

Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:

председательствующего Сивохина Д.А.,

судей Ромадановой И.А. и Роменской В.Н.,

при секретаре судебного заседания Алиеве Н.М.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело

по апелляционной жалобе Дегтярева Б.Н. на решение Ленинского районного суда г. Самары от 2 сентября 2022 г. по административному иску Межрайонной ИФНС России N 23 по Самарской области о взыскании с Дегтярева Б.Н. обязательных платежей и санкций.

Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Сивохина Д.А., пояснения административного ответчика Дегтярева Б.Н., поддержавшего апелляционную жалобу, судебная коллегия

установила:

Межрайонная ИФНС России N 23 по Самарской области обратилась в суд с вышеназванным административным исковым заявлением, указав, что Дегтярев Б.Н. является плательщиком транспортного и земельного налога как собственник объектов налогообложения.

В установленные законом срок им не была исполнена обязанность по уплате налогов, в связи с чем ему выставлено требование об уплате недоимки по транспортному и земельному налогу, в котором сообщалось о наличии задолженности и начисленных пени.

Требование исполнено не было, по заявлению налогового органа мировым судьей судебного участка Ленинского судебного района г.Самары Самарской области 12 апреля 2022 г. выдан судебный приказ взыскании с Дегтярева Б.Н. задолженности по обязательным платежам на сумму 88575,29 руб.

Судебный приказ 15 апреля 2022 г. отменен определением мирового судьи по заявлению должника.

Ссылаясь на то, что в добровольном порядке задолженность по налогам не погашена, налоговый орган просил взыскать с Дегтярева Б.Н. недоимку по транспортному и земельному налогу, взимаемого по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов с внутригородским делением в сумме 88 575,29 рублей, в том числе:

- по транспортному налогу: пени за 2014 год в размере 15 139,04 руб., пени за 2015 год в размере 25 714,89 руб., пени за 2016 год в размере 24 692,40 руб., пени за 2017 год в размере 22 488,79 руб., пени за 2018 год в размере 379,04 руб.;

- по земельному налогу за 2018 год в размере 46 руб. и пени в размере 6,17 руб.

Решением Ленинского районного суда г. Самары Самарской области от 2 сентября 2022 г. административное исковое заявление удовлетворено частично, с Дегтярева Б.Н. взыскано: пени за просрочку уплаты транспортного налога за 2014 г. за период с 11 июля 2019 г. по 19 декабря 2021 г. в размере 14 498,03 руб.; пени за просрочку уплаты транспортного налога за 2016 г. за период с 11 июля 2019 г. по 19 декабря 2021 г. в размере 24 691,75 руб.; пени за просрочку уплаты транспортного налога за 2018 г. за период с 22 января 2020 г. по 03 сентября 2020 г. в размере 379,04 руб., а всего 39 568 рублей 82 копейки. Кроме того с Дегтярева Б.Н. в доход местного бюджета взыскана государственная пошлина 1 387 руб. (л.д. 100-106).

В апелляционной жалобе Дегтярев Б.Н. выражает несогласие с решением суда в части удовлетворения административного иска, просит отменить, постановить по делу в этой части новый судебный акт которым в удовлетворении требования налогового органа отказать (л.д. 112-113).

Доводы жалобы сводятся к пропуску налоговым органом срока обращения в суд, установленного пунктом 2 статьи 286 КАС РФ.

Основаниями для отмены решения в апелляционном порядке являются обстоятельства, перечисленные в статье 310 КАС РФ.

Обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения на нее, проверив материалы дела, судебная коллегия полагает решение суда не подлежащим отмене ввиду отсутствия оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ.

Статьями 57 Конституции РФ и 3 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Статьями 57 Конституции РФ и 3 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Согласно п. 1 ст. 17 Налогового кодекса Российской Федерации налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно: объект налогообложения; налоговая база; налоговый период; налоговая ставка; порядок исчисления налога; порядок и сроки уплаты налога.

Так, в статье 286 КАС РФ определено, что органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

В соответствии со ст. 356 НК РФ транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют налоговую ставку в пределах, установленных настоящей главой. В отношении налогоплательщиков-организаций законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, устанавливая налог, определяют также порядок и сроки уплаты налога.

Согласно абз. 1 ст. 357 НК РФ налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения.

Объектом налогообложения, согласно ст. 358 Налогового кодекса РФ признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

По смыслу указанной нормы, а также положений п. 1 ст. 388 Налогового кодекса Российской Федерации и п.1 ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, плательщиком земельного налога является лицо, которое в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним указано как обладающее правом собственности, правом постоянного (бессрочного) пользования либо правом пожизненного наследуемого владения на соответствующий земельный участок.

В соответствии со ст. 402 НК РФ налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.

В соответствии с п.1 ст. 393 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым периодом признается календарный год.

Исходя из п. 1 ст. 396 Налогового кодекса Российской Федерации, сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. В соответствии с пунктом 3 данной статьи сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами.

В соответствии со ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки (пункт 1).

Как следует из материалов дела и судом первой инстанции установлено, что Дегтярев Б.Н. является плательщиком транспортного налога в связи с наличием в его собственности в проверяемые налоговые периоды объектов налогообложения, что подтверждается сведениями РЭО ГИБДД УМВД России по г.Самаре (л.д. 59-62).

Кроме того, Дегтярев Б.Н. является плательщиком земельного налога поскольку ему на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>, что подтверждается сведениям Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области (л.д. 57).

В адрес Дегтярева Б.Н. налоговым органом направлялись налоговые уведомления:

- за 2014 и 2016 гг. налоговое уведомление от 23 сентября 2017 г. об уплате, в том числе транспортного налога в размере 282 642 руб. (л.д. 19-20),

- за 2015 год налоговое уведомление от 23 января 2018 г. об уплате транспортного налога в размере 152 913 руб. (л.д. 15-16),

- за 2017 год налоговое уведомление от 05 октября 2018 г. об уплате, в том числе транспортного налога в размере 134 377 руб. (л.д. 17-18).

- за 2018 год налоговое уведомление от 25 июля 2019 г. об уплате транспортного налога в размере 9 382 руб. и земельного налога в размере 46 руб. (л.д. 8).

В связи с неоплатой налога, указанного в налоговом уведомлении , в адрес налогоплательщика направлено требование об уплате недоимки по налогу по состоянию на 1 декабря 2020 г. и пени, сроком уплаты до 30 декабря 2020 г. (л.д. 6).

Кроме того, в связи с неуплатой транспортного в установленный срок налоговым органом начислены пени в общем размере 88 523,12 руб. на недоимку, образовавшуюся за 2014-2018 гг., согласно представленному расчету (л.д.10-14).

Налогоплательщику выставлено требование от 20 декабря 2021 г. об уплате суммы пени по транспортному налогу в общем размере 88 523,12 руб. в срок до 14 февраля 2022 г. (л.д. 9).

В установленный срок административный ответчик не исполнил требования налогового органа.

12 апреля 2022г. и.о. мирового судьи судебного участка Ленинского судебного района г. Самары Самарской области выдан судебный приказ о взыскании с Дегтярева Б.Н. недоимки по транспортному и земельному налогу.

15 апреля 2022 г. по заявлению должника определением и.о. мирового судьи судебного участка Ленинского судебного района г. Самары Самарской области судебный приказ от 12 апреля 2022 г. отменен (л.д. 5).

Разрешая спор и удовлетворяя частично административный иск, суд первой инстанции проверил соблюдение налоговым органом порядка и сроков направления требования, сроки на обращение в суд, при отсутствии со стороны административного ответчика доказательств исполнения обязанности по уплате транспортного налога за 2014, 2016, 2018 г.г., пришел к выводу о взыскании с Дегтярева Б.Н. санкций в виде пени, за указанные налоговые периоды.

Судебная коллегия, проверяя законность обжалуемого судебного акта, соглашается с выводами суда первой инстанции.

Доводы апелляционной жалобы являются ошибочными, основаны на неверном толковании норм процессуального права в виду.

Согласно пункту 3 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент вынесения решений) решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с иском о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога. Заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Доводы апелляционной жалобы о повторном взыскании задолженности за 2014 и 2016 гг. судебная коллегия находит несостоятельными в виду следующего.

В требовании (л.д. 9) срок для его исполнения установлен до 20 декабря 2021 г., с подробным расчетом пени по транспортному налогу указанном в решении суда первой инстанции.

Из материалов дела следует, что решением Ленинского районного суда г.Самары от 16 ноября 2018 г. по делу с Дегтярева Б.Н. взыскана задолженность по транспортному налогу за 2014 г. в размере 90 041,67 руб., по транспортному налогу за 2016 г. в размере 149 267 руб., пени за просрочку уплаты транспортного налога за 2016 г. в размере 1 374,90 руб. (л.д.71-72).

Решение вступило в законную силу, выдан исполнительный лист.

На основании вышеуказанного исполнительного листа, возбуждено исполнительное производство, которое кончено 23 мая 2020 г. на основании п. 3 ч. 1 ст. 46 ФЗ «Об исполнительном производстве» связи с невозможностью установить местонахождение должника и его имущества (л.д. 70).

Административным истцом суду представлен подробный расчет сумм пени, включенный в требование по уплате от 1 декабря 2020 г., согласно которому, начисленные на недоимку по транспортному налогу за 2014 и 2016 гг. в сумме 14 498, 03 руб. и 24 691, 75 руб. подлежат взысканию, поскольку указанные в решении суммы пени начислены за иной период.

Недоимка по налогам за 2014 и 2016 гг. образовалась по истечении срока ее уплаты указанном в уведомлении .

Судом первой инстанции установлены фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения настоящего спора, им дана надлежащая правовая оценка, все приведенные сторонами спора доводы и возражения исследованы, выводы суда соответствуют установленным ими фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, нормы права, регулирующие спорные правоотношения, применены судом правильно.

Выводы суда основаны на законе и не противоречат собранным по делу доказательствам, которым суд дал надлежащую оценку в соответствии с требованиями ст. 84 КАС РФ.

При таких обстоятельствах судебная коллегия не усматривает правовых оснований для отмены решения суда.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 309 КАС РФ, судебная коллегия Самарского областного суда по административным делам

                    определила:

решение Ленинского районного суда г. Самары от 2 сентября 2022 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Дегтярева Б.Н. – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.

Мотивированное определение принято 27 декабря 2022 г.

Председательствующий:

Судьи:

33а-12723/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Межрайонная ИФНС России № 23 по Самарской области
Ответчики
Дегтярев Б.Н.
Суд
Самарский областной суд
Дело на странице суда
oblsud--sam.sudrf.ru
24.10.2022Передача дела судье
22.11.2022Судебное заседание
13.12.2022Судебное заседание
29.12.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.12.2022Передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее