Дело № 2-1232/2020 16.11.2020 года
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Ленинский районный суд Санкт-Петербурга в составе
председательствующего судьи Батогова А.В.,
при секретаре Ботовой А.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ООО «Обслуживание кондоминиумов» к Розенберг Долларес Федоровне о взыскании задолженности за жилищно-коммунальные услуги,
УСТАНОВИЛ:
Истец ООО «Обслуживание кондоминиумов» обратилось в суд с иском к ответчику Розенберг Д.Ф. о взыскании задолженности за жилищно-коммунальные услуги, ссылаясь на то, что ответчик является собственником квартиры <адрес> по адресу <адрес>. Ответчик не в полном объеме вносит плату за жилое помещение и коммунальные услуги, в связи с чем у него образовалась задолженность в размере 126 943,83 руб. за период с 01.01.2017 по 30.09.2019 г. Истец просит взыскать с ответчика образовавшуюся задолженность, пени, расходы по оплате госпошлины.
Представитель истца в судебное заседание явился, представил уточненное исковое заявление, по которому просил взыскать с ответчика задолженность по оплате коммунальных платежей в размере 110 779,03 руб. за период с 01.01.2017 по 30.09.2019 г., пени 25 657,52 руб. за период с 11.02.2017 по 30.09.2019 г., госпошлину 4 324,00 руб., госпошлину 2 141,00 руб.
Представители ответчика в судебное заседание явились, против удовлетворения иска возражали по доводам представленных возражений.
Суд, рассмотрев материалы дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, приходит к следующему.
Ответчик Розенберг Д.Ф. является собственником квартиры №, расположенной в многоквартирном доме по адресу: <адрес>.
Истец осуществляет содержание и ремонт общего имущества ответчика в многоквартирном доме на основании Соглашения № Л-4 с ответчиком о долевом участии в расходах на техническое обслуживание общего имущества жилого дома и предоставлении коммунальных услуг от 17.02.2014 г.
При этом согласно материалам дела истец не является управляющей компанией дома, в котором расположена квартира ответчика, не имеет лицензию на управление домом, что не оспаривается истцом.
В соответствии с частями 2, 3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом:
непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем тридцать;
управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;
управление управляющей организацией.
Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно части 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; 2) взнос на капитальный ремонт; 3) плату за коммунальные услуги.
В силу части 7 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 настоящего Кодекса, за исключением размера расходов, который определяется в соответствии с частью 9.2 настоящей статьи. Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.
Если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, такой размер устанавливается согласно части 4 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации органом местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации, городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации).
Таким образом, по смыслу приведенных положений Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за содержание и ремонт жилых помещений в многоквартирном доме определяется с учетом предложений выбранной в установленном законом порядке управляющей организации на срок не менее чем один год, на общем собрании собственников помещений в таком доме, если в этом доме не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив. Если такое решение собственниками принято не было, то размер платы устанавливается органом местного самоуправления, а в городах федерального значения – органами государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.
По настоящему делу в том числе подлежат установлению следующие обстоятельства: какой способ управления многоквартирным домом, в котором находится квартира ответчика, избран собственниками помещений в этом доме и не изменялся ли он впоследствии (статья 161 Жилищного кодекса Российской Федерации; выбрано ли собственниками помещений данного дома ООО «Обслуживание кондоминиумов» в качестве управляющей организации; если в этом доме не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, проводилось ли в спорный период времени общее собрание собственников помещений, на котором был установлен размер платы за содержание и ремонт жилых помещений; какие тарифы применялись истцом при расчете платы за содержание и ремонт жилых помещений, кем они утверждены, основания их применения и правильность расчетов.
Исходя из материалов дела, информации, предоставленной ответчиком и размещенной на ГИС ЖКХ, не оспариваемой истцом, ООО «Обслуживание кондоминиумов» выдана лицензия № 78-000248 от 30 апреля 2015 года на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, многоквартирный дом в управлении на основании действующих договоров: 1, расположен по адресу: <адрес>
Квартира, принадлежащая ответчику, находится по адресу: <адрес>.
Согласно позиции ответчика, никаких иных домов под управлением ООО «Обслуживание кондоминиумов» ГИС ЖКХ не содержит, данные обстоятельства не оспариваются истцом.
Согласно ч. 3 статьи 162 ЖК РФ в договоре управления многоквартирным домом должны быть указаны в том числе порядок определения цены договора, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и размера платы за коммунальные услуги, а также порядок внесения такой платы.
Как следует из ч. 1 ст. 156 ЖК РФ, плата за содержание жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.
Размер платы за содержание жилого помещения определяется на общем собрании собственников помещений, с учетом предложений управляющей организаций и устанавливается на срок не менее чем один год.
Обязанность собственников помещений многоквартирного дома утвердить на общем собрании перечень услуг и работ, условия их оказания и выполнения, а также размер их финансирования также установлена пунктом 17 «Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме…», утверждённых Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491.
Согласно пункту 16 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 27 июня 2017 года № 22 при разрешении споров, связанных с внесением платы за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, услуги и работы по управлению таким домом, следует учитывать, что утвержденный общим собранием собственников размер такой платы не может устанавливаться произвольно, должен обеспечивать содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства и отвечать требованиям разумности.
Поскольку размер платы на содержание и ремонт собственники утверждают на общем собрании, требуется соблюдение всей процедуры его проведения.
Согласно ч. 3 ст.46 ЖК РФ решения, принятые общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, а также итоги голосования доводятся до сведения собственников помещений в данном доме собственником, указанным в статье 45 Жилищного кодекса иным лицом, по инициативе которых было созвано такое собрание, путем размещения соответствующего сообщения об этом в помещении данного дома, определенном решением общего собрания собственников помещений в данном доме и доступном для всех собственников помещений в данном доме, не позднее чем через десять дней со дня принятия этих решений.
В соответствии с пп. 3 п. 3 «Стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами…», утверждённого Постановлением Правительства РФ от 23.09.2010 № 731, управляющая организация, товарищество и кооператив обязаны раскрывать информацию о проведенных общих собраниях собственников помещений в многоквартирном доме, результатах (решениях) таких собраний.
Нормы жилищного законодательства, предусматривающие установление (изменение) размера платы за жилое помещение посредством принятия об этом решения на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме, призваны обеспечить прозрачность определения такой платы и гарантировать права и интересы собственников жилых помещений.
Управляющая организация обязана разместить протокол общего собрания об изменении размера платы за содержание и ремонт на сайте ГИС ЖКХ и досках объявлений (либо иных общедоступных местах, определенных общим собранием собственников не позднее, чем через 10 дней с момента проведения собраний).
Пунктом 31 «Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами…», утверждёнными Постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 № 416, определён порядок раскрытия информации управляющей организацией.
Согласно пп. «в» п. 31 указанных правил управляющая организация обязана раскрывать на информационных стендах (стойках) в представительстве управляющей организации в том числе уведомления об изменении размера платы за жилое помещение и (или) коммунальные услуги.
Указанная информация подлежит раскрытию не позднее чем за 30 календарных дней до дня представления собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме платежных документов, на основании которых будет вноситься плата за жилое помещение и (или) коммунальные услуги в ином размере, если иной срок информирования собственников помещений в многоквартирном доме не установлен договором управления многоквартирным домом.
Часть 13 ст. 155 ЖК РФ предусматривает, что наймодатель, управляющая организация обязаны информировать в письменной форме соответственно нанимателей жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов и собственников жилых помещений в многоквартирном доме об изменении размера платы за жилое помещение и коммунальные услуги не позднее, чем за 30 дней до даты представления платежных документов, на основании которых будет вноситься плата за жилое помещение и коммунальные услуги в ином размере, если иной срок не установлен договором управления.
Таким образом, справочное включение в текст платежных документов сведений об изменении размера платы за содержание и ремонт, вопреки доводам истца, является несвоевременным уведомлением собственника об изменении размера платы за содержание и ремонт и расценивается как нарушение условий договора на обслуживание, а также лицензионных требований.
Протоколы общих собраний собственников МКД о принятии решений об изменении каких - либо тарифов материалы дела не содержат, стороной истца не представлены.
Данная позиция также согласуется с позицией Верховного суда, высказанной в определениях Верховного суда Российской Федерации от 08.08.2019 № 307-ЭС19-5652 и от 19.07.2019 № 308-ЭС19-10842, согласно которым Верховный суд РФ отказал двум управляющим организациям в праве на индексирование тарифа на содержание и ремонт жилья без проведения отдельного общего собрания собственников. Суд отметил, что одностороннее повышение платы противоречит нормам жилищного законодательства, и каким бы ни был порядок определения размера платы, утверждаться тариф может только на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии со ст. 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме.
Согласно ст. 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Ст. 155 ЖК РФ предусмотрена плата за жилое помещение и коммунальные услуги, которая вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем.
Положениями ст. 154 ЖК РФ предусмотрено, что плата за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее также - коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме). Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счет собственника жилищного фонда.
Согласно ст. 156 ЖК РФ размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 настоящего Кодекса, за исключением размера расходов, который определяется в соответствии с частью 9.2 настоящей статьи. Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.
В силу ст. 158 ЖК РФ если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, если законом соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований).
С учётом того, что истец не является управляющей компанией и не вправе взимать плату с ответчика в отсутствие договора, 17.02.2014 между ООО «Обслуживание кондоминиумов» и Розенберг Д.Ф. заключено соглашение №Л-4 о долевом участии в расходах на техническое обслуживание общего имущества жилого дома и предоставлении коммунальных услуг.
Согласно п. 1.3 соглашения размер платы по настоящему соглашению определяется долей домовладельца в праве общей собственности на общее имущество в доме, пропорциональной площади занимаемой домовладельцем квартиры и объемом предоставляемых коммунальных ресурсов.
Расчет платы за техническое обслуживание и коммунальные услуги производится в соответствии с согласованными сторонами тарифами за эксплуатационно-коммунальные услуги.
В соответствии с п. 5.1 предусмотрено автоматическое (без волеизъявления сторон) продление (пролонгация) действия договора при отсутствии заявления одной из сторон об изменении или прекращении договора при условии соблюдения требований п.п. 3.4 (такой пункт в тексте договора отсутствует, в связи с чем не может считаться согласованным и достигнутым сторонами), 5.2 договора.
Согласно п. 5.2 приложение № 1 (тарифы на оказываемые услуги) на следующий календарный год направляются управляющим домовладельцу в декабре текущего или в январе следующего года. Указанный документ носит уведомительный характер и направляется за подписью и печатью уполномоченного лица управляющего. Заказчик вправе расторгнуть соглашение в случае мотивированного несогласия с изменением стоимости услуг по соглашению, уведомив об этом управляющего в течение 10 календарных дней с момента получения соответствующих документов. В случае непоступления мотивированных возражений по истечению вышеуказанного срока, документы считаются принятыми в редакции управляющего.
Согласно представленному истцом приложению № 1 к соглашению №Л-4 от 17.02.014, тарифы на эксплуатационно-коммунальные услуги начисляются по данным ставкам с 01.09.2012, тогда как задолженность, поданная к взысканию, по позиции истца, возникла за 2017, 2018, 2019 г.
Приложение № 1 за 2017, 2018, 2019 в материалы дела истцом не представлено, приложение № 1 за 2017, 2018, 2019 о тарифах на эксплуатационно-коммунальные услуги ответчику не направлялось, доказательств обратного в материалы дела истцом не предоставлено, доказательств направления уведомлений ответчику истцом не предоставлено, на основании изложенного суд полагает, что у истца не имелось оснований начислять ответчику плату в размере, превышающем установленный законодательством размер платы, кроме того, исходя из отсутствия доказательств направления уведомления об изменении тарифов соглашение не может считаться продлённым по п. 5.1 соглашения на следующие годы на основании требований и условий п. 5.1 соглашения. Ответчик также незаконно был таким образом лишён истцом права на выражение несогласия с тарифами и расторжение и изменение договора в том числе с данными обстоятельствами.
Согласно материалам дела, ответчиком за спорный период времени исчислялись и оплачивались эксплуатационно-коммунальные услуги на основании распоряжений Комитета по тарифам Санкт-Петербурга об установлении размера платы за содержание жилого помещения на территории Санкт-Петербурга.
При подаче иска истцом вместо расчёта была предоставлена оборотно-сальдовая ведомость, в которой не указано, какие тарифы применялись истцом при расчете платы за содержание и ремонт жилых помещений, кем они утверждены, основания их применения.
Стороной ответчика в материалы дела представлено заключение по специальному аудиторскому заданию на проведение экспертизы документов от 30.09.2020, проведенное ООО «Евро-консалт», согласно которому за период с 01.01.2017 по 31.12.2019 стоимость эксплуатационно-коммунальных услуг составила 227 943,87 руб., оплачено за эксплуатационно-коммунальные услуги 247 690,31 и в мае 2020 7 823,43 руб., всего 255 513,74 руб., переплата составляет 27 569,87 руб. Площадь жилого дома по адресу: <адрес> для расчета эксплуатационно-коммунальных услуг в указанном периоде возросла с 4 425,4 кв.м. до 5 077,1 кв.м.
Факт оплаты задолженности за весь спорный период в указанном размере, установленном законодательством, подтверждается указанным заключением и не оспаривается истцом, подтверждается материалами дела, расчётом истца.
Истцом предоставленное заключение не оспорено, доказательств, опровергающих его, не предоставлено, в связи с чем заключение может быть положено в основу решения.
Доводы ответчика о том, что квитанции, выставляемые к оплате ответчику, имели силу оферты, суд полагает необоснованными по следующим причинам.
В соответствии с п. 1 ст. 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Согласно ст. 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Договор заключается посредством направления оферты (предложения заключить договор) одной из сторон и ее акцепта (принятия предложения) другой стороной.
В силу статьи 435 ГК РФ офертой признается адресованное одному или нескольким конкретным лицам предложение, которое достаточно определенно и выражает намерение лица, сделавшего предложение, считать себя заключившим договор с адресатом, которым будет принято предложение.
Оферта должна содержать существенные условия договора.
Оферта связывает направившее ее лицо с момента ее получения адресатом.
Таким образом, существенными условиями договора возмездного оказания услуг является предмет и цена договора.
Сторонами не отрицается факт направления квитанций об оплате услуг в отсутствие отправки Приложений № 1 за 2017, 2018, 2019 годы о новых или измененных тарифах на эксплуатационно-коммунальные услуги за эти годы.
Данное обстоятельство подтверждается приобщенными к материалам дела извещениями об оплате, направленными истцом ответчику.
В указанных счетах-квитанциях отражены существенные условия договора возмездного оказания услуг, а именно предмет договора - эксплуатационно-коммунальные услуги, цена договора - стоимость услуги.
Вместе с тем, данные документы нельзя полагать офертой, на что ссылался истец, так как указанные извещения об оплате являются платёжными документами, которыми произведено начисление платы за эксплуатационно-коммунальные услуги.
Данный вывод следует из формы документов (ответчику направляются извещения об оплате) и их содержания (указывается расчетный период, на имя плательщика заведен лицевой счет, произведен расчет платы, указан расчетный счет получателя и т.д.); извещения и счета-квитанции направляются ежемесячно, при этом в последующих начисляется задолженность по оплате, что подтверждается материалами дела.
Доказательства того, что начисление платы производилось за оказанную услугу по тарифам, согласованным с ответчиком, истцом не представлены.
При таких обстоятельствах начисление платы за эксплуатационно-коммунальные услуги по несогласованным с ответчиком тарифам нельзя признать законным.
В соответствии с п.1 статьи 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора.
Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаем, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
Согласно части 1 статьи 9 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права. Не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке (пункт 2 части 1 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются (часть 3 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Суд на основании положений статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации вправе по собственной инициативе, исходя из имеющихся фактических обстоятельств, признать в рамках рассматриваемого дела действия лица, осуществленные в целях реализации принадлежащих ему прав, злоупотреблением правом.
Принимая во внимание, что счета – квитанции ежемесячно направляются ответчику, с которым изменения тарифов не согласовывались, действия истца могут являться понуждением к оплате по увеличенному несогласованному тарифу.
По указанным основаниям суд полагает необходимым отказать истцу в иске в полном объёме в связи с оплатой платежей ответчиком в срок в установленном порядке и размере.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований ООО «Обслуживание кондоминиумов» к Розенберг Долларес Федоровне о взыскании задолженности за жилищно-коммунальные услуги – отказать.
Решение может быть обжаловано в Санкт – Петербургский городской суд в течение месяца.
Председательствующий Батогов А.В.
В окончательной форме решение изготовлено 20.11.2020