Дело №2-102/2019
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
р.<адрес> 07 июня 2019 г.
Знаменский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Тройновой М.С., при секретаре Евсиковой Н.Е. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Министерства обороны РФ к Копаеву В.А. о прекращении права пользования служебным жилым помещением и снятии с регистрационного учета по месту жительства,
при участии в качестве органа, дающего заключение по делу помощника прокурора <адрес> Парамзиной И.В.,
установил:
Министерство обороны РФ обратилось в суд с иском к Копаеву В.А. о прекращении права пользования служебным жилым помещением по адресу: <адрес> с регистрационного учета по месту жительства.
Требования мотивированы тем, что указанное жилое помещение находится в собственности РФ и закреплено на праве оперативного управления за ФГКУ «Специальное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ, постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № отнесено к числу служебных жилых помещений. Указанное жилое помещение было предоставлено ответчику в связи с трудовыми отношениями с войсковой частью 14272 (документы, послужившие основанием для вселения отсутствуют). В нарушение законного требования собственника жилого помещения спорное жилое помещение не освобождено, требование об освобождении квартиры ответчиками не выполнено, документы, подтверждающие освобождение жилого помещения не представлены. Неправомерное удержание служебного жилого помещения препятствует его использованию по предназначению в целях предоставления военнослужащим и гражданскому персоналу для проживания на период трудовых (служебных) отношений с воинскими частями и учреждениями Министерства обороны РФ.
Истец Министерство обороны РФ в судебное заседание своего представителя не направило, заявлено ходатайство о проведении судебного заседания в отсутствие своего представителя, относительно вынесения заочного решения не возражает.
Ответчик в судебное заседание не явился, своего представителя не направил, о причинах неявки не сообщил, о рассмотрении дела в свое отсутствие не просил, возражений относительно заявленных истцом требований не представил, о времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом: заказнойкорреспонденцией, которая возвращена в суд с отметкой «адресат не проживает», телеграммами, которые не доставлены в связи с тем, что адресат не проживает.
Согласно адресной справке отдела адресно-справочной работы УВМ УМВД России по <адрес> Копаев В.А. зарегистрирован по месту жительства по адресу, указанному в иске: <адрес>
Поскольку ответчик обязан получать почтовую корреспонденцию по месту своего жительства, независимо от того проживает он фактически по этому адресу или нет, суд считает, что ответчик Копаев В.А. уклонился от получения судебных извещений. Судом приняты необходимые меры по надлежащему и своевременному извещению ответчика о месте и времени рассмотрения дела.
Таким образом, в силу ст. 117 ГПК РФ, у суда имеются основания считать ответчика Копаева В.А. извещенной надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства.
Поскольку истец не менял предмет или основания иска, размер ранее заявленных исковых требований не увеличил, в соответствии со ст. 233 ГПК РФ, с согласия истца, судом определено о рассмотрении дела в отсутствие ответчиков в порядке заочного производства.
Будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте проведения судебного заседания, третьи лица Департамент имущественных отношений Министерства обороны РФ, ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения», ФГКУ «Специализированное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ своих представителей в судебное заседание не направили, от ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» в материалах дела имеется отзыв на исковое заявление в котором учреждение просит исковое требования удовлетворить в полном объеме и провести гражданское дело без участия их представителя.
Помощник прокурора <адрес> Парамзина И.В. считает заявленные требования подлежащими удовлетворению, учитывая, что ответчик в трудовых отношениях с организациями Министерства обороны РФ не состоит, нуждающимся не признан, пенсионером по старости не является.
Заслушав помощника прокурора, исследовав материалы дела, прихожу к следующему выводу.
Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № в число служебных жилых помещений включена <адрес>, расположенная по адресу: <адрес> Данное полномочие осуществлено в соответствии со ст. 101 ЖК РСФСР, действовавшего на момент принятия данного решения, то есть в соответствии с законом. Данное постановление никем не оспорено, незаконным не признано и действует на момент рассмотрения дела судом.
В силу пункта 1 постановления Верховного Совета Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" объекты государственной собственности, указанные в приложении N 1 к этому постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, относятся исключительно к федеральной собственности.
Согласно пункту 2 раздела II приложения N 1 к постановлению от ДД.ММ.ГГГГ N 3020-1 имущество вооруженных сил относится исключительно к федеральной собственности.
Пунктом 12 статьи 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 61-ФЗ "Об обороне" также предусмотрено, что имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.
Все недвижимое имущество, расположенное по адресу: <адрес>,в том числе и спорная <адрес> соответствии с распоряжением Министра обороны Российской Федерации №-р от ДД.ММ.ГГГГ было закреплено на праве оперативного управления за 198 квартирно-эксплуатационной частью района, которая впоследствии переименована в ФГКУ «Специальное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ (приказ Министра обороны Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ) и находится у последнего на балансе.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 69 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" право собственности Российской Федерации на вышеуказанное имущество является ранее возникшим и признается юридически действительным при отсутствии их регистрации в Едином государственном реестре недвижимости.
От имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (ст. 125 ГК РФ).
Полномочия Министерства обороны Российской Федерации определены Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1082, утвердившим Положение о Министерстве обороны Российской Федерации. Согласно пункту 1 Положения о Министерстве обороны, Министерство обороны является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных ему организаций.
Таким образом, жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> относится к федеральной собственности в силу закона, включено в число служебных и закреплено за подведомственной Министерству обороны РФ организацией на вещном праве.
Копаев В.А. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходил военную службу по контракту в войсковой части 14272, что следует из справки о прохождении службы военнослужащим войсковой части 14272.
Согласно копии выписки по лицевому счету от ДД.ММ.ГГГГ №, лицевой счет открыт на имя Копаева В.А., дата прибытия ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с выпиской из домовой книги от ДД.ММ.ГГГГ № филиала ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление по воздушно-космическим силам» в спорном жилом помещении зарегистрирован Копаев В.А. с ДД.ММ.ГГГГ.
Документ, послуживший основанием для вселения ответчика в спорное жилое помещение как указано в исковом заявлении отсутствует. Однако законность вселения ответчика в спорное жилое помещение Министерство обороны РФ не оспаривает, каких-либо доводов об этом в исковом заявлении, в ходе подготовки дела к судебному разбирательству и рассмотрения дела по существу истцом не приводилось. Напротив, истец в исковом заявлении указывает, что спорное жилое помещение было предоставлено ответчику в связи с трудовыми отношениями с войсковой частью 14272.
Отсутствие у гражданина правоподтверждающего документа на занятие жилого помещения при фактическом вселении в предоставленное жилое помещение, проживании в нем и исполнении обязанностей нанимателя само по себе не может послужить основанием для признания жилищных прав истца отсутствующими.
В силу ч. 1 ст. 209 ГК РФ, собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
В соответствии со ст.ст. 310, 304 ГК РФ, собственник вправе истребовать имущество из чужого незаконного владения, а также требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
В силу ч. 1 ст. 92 ЖК РФ служебные жилые помещения относятся к специализированному жилищному фонду.
В соответствии со ст. 93 ЖК РФ служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с прохождением службы.
Специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений (ст. 99ЖКРФ).
Согласно ч. 3 ст. 104 ЖК РФ договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.
Следовательно, увольнение с военной службы военнослужащего, заключившего договор найма служебного жилого помещения, является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.
Согласно ч. 1 ст. 103 ЖК РФ в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам.
В случае отказа освободить такие жилые помещения, указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 102 и ч. 2 статьи 103 ЖК РФ.
Поскольку отношения попользованиюспорным жилым помещением возникли в период действия ЖК РСФСР, при разрешении спора также подлежат применению нормы ЖК РСФСР.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие ЖК РФ, ЖК РФ применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В соответствии со ст. 101 ЖК РСФСР служебные жилые помещения предназначаются для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него. Жилое помещение включается в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов. Под служебные жилые помещения выделяются, как правило, отдельные квартиры.
Согласно ст. 104ЖКРСФСРв соответствии с законодательством Российской Федерациислужебныежилые помещения могут предоставляться отдельным категориям военнослужащих.
На основании ст. 107ЖКРСФСРрабочие и служащие, прекратившие трудовые отношения с предприятием, учреждением, организацией, а также граждане, которые исключены из членов колхоза или вышли из колхоза по собственному желанию, подлежат выселению изслужебногожилого помещения со всеми проживающими с ними лицами без предоставления другого жилого помещения.
Согласно ст.15 Закона Российской Федерации «О статусе военнослужащих» от ДД.ММ.ГГГГ № 76-ФЗ военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со ст. 51 ЖК РФ, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военнойслужбе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона. Порядок признания указанных лиц нуждающимися в жилых помещениях и порядок предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно определяются Правительством Российской Федерации. Военнослужащие - граждане, не указанные в настоящем абзаце, при увольнении с военнойслужбыосвобождаютслужебныежилые помещения в порядке, определяемом жилищным законодательством Российской Федерации.
В ходе судебного разбирательства не было установлено, что Копаев В.А. стоит на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в Минобороны России, доказательств обратного, в соответствии со ст. 56 ГПК РФ, суду не представлено.
Таким образом, поскольку ответчик прекратил военную службу, у ответчика отсутствует право пользования спорным служебным жилым помещением, право пользования ответчика спорным жилым помещением подлежит прекращению.
Статьей 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что граждане, которые проживают вслужебныхжилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие ЖК РФ, состоят в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, или имеют право состоять на данном учете, не могут быть выселены из указанных жилых помещений без предоставления других жилых помещений, если ихвыселениене допускалось законом до введения в действие ЖК РФ.
Таким образом, статья 13 Вводного закона дополняет определенный ч. 2 ст. 103 ЖК РФ перечень лиц, которые не могут быть выселены из специализированных жилых помещений без предоставления им других жилых помещений.
Согласно разъяснениям, изложенным в п. 43 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», судам следует учитывать, что ст. 13 Вводного закона предусмотрены дополнительные гарантии для граждан, проживающих вслужебныхжилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие ЖК РФ. В соответствии с названной статьей указанные граждане, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставленных по договорам социального найма (ч. 1 ст. 51ЖКРФ), или имеющие право состоять на данном учете (ч. 2 ст. 52ЖКРФ), не могут быть выселены изслужебныхжилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений, если ихвыселениене допускалось законом до введения в действие ЖК РФ. Категории граждан, выселяемых изслужебныхжилых помещений и общежитий с предоставлением другого жилого помещения, были определены ст.108и 110 ЖКРСФСР.
Из содержания приведенных положений ст. 13 Вводного закона следует, что право на дополнительные гарантии, то есть невозможность выселения граждан из служебных жилых помещений и общежития без предоставления другого жилого помещения, должно возникнуть у лиц, названных в статье 108 ЖК РСФСР, к моменту введения в действие ЖК РФ (ДД.ММ.ГГГГ). В этом случае к спорным правоотношениям применяются положения ст.108ЖКРСФСРи после введения в действие ЖК РФ при наличии других обязательных условий (граждане должны состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, либо иметь право состоять на таком учете). Если же лицо не приобрело право на дополнительные гарантии, предусмотренные этой статьей, то на него положения данной нормы не распространяются.
Поскольку ответчику было предоставлено служебное жилое помещение до введения в действиеЖК РФ, то судом также проверены условия выселения без предоставления другого жилого помещения, предусмотренные ранее действовавшим законодательством (ст.ст. 108,110ЖКРСФСР) и поскольку ответчик не состоял на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социальногонайма (часть 1 статьи 51ЖКРФ), а также не относился к категориям лиц, указанных в ст.ст. 108,110ЖКРСФСР, то на него положения данной нормы не распространяются.
В соответствии с ч. 2 ст. 103 ЖК РФ, не могут быть выселены из служебных жилых помещений без предоставления других жилых помещений категории граждан, указанные в части 2, не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В судебном заседании установлено, что ответчик не относится к лицам, указанным в п.2 ст.103ЖКРФ, которые не могут быть выселены изслужебныхжилых помещений без предоставления других жилых помещений.
Согласно статьи 7 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», подпункта «е» пункта 31 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту жительства в пределах Российской Федерации и Перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, снятие гражданина с регистрационного учета по месту жительства возможно на основании вступившего в законную силу решения суда о выселении или признании гражданина утратившим право пользования жилым помещением.
При снятии граждан с регистрационного учета по месту жительства по основаниям, предусмотренным пунктами е пункта 31 Правил, соответствующие документы могут быть представлены заинтересованными физическими и юридическими лицами (пункт 32 указанных Правил).
Правоотношения, связанные с регистрацией и снятием с регистрационного учета, являются публично-административными, возникающими в процессе совершения действий заинтересованным лицом в порядке реализации прав, установленных Правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию, поэтому при разрешении гражданско-правового спора между юридическим лицом и физическими лицами, разрешаться не должны.
Таким образом, вступившее в законную силу решение суда о признании гражданина утратившим право пользования жилым помещением является основанием для снятия их с регистрационного учета и не требует дополнительного решения суда в этой части.
Руководствуясь ст.ст. 194-199, 233-237 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Министерства обороны РФ удовлетворить частично.
Прекратить право пользования Копаеву В.А. служебным жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>.
В остальной части исковых требований отказать.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья М.С. Тройнова
Решение суда в окончательной форме изготовлено 11 июня 2019 г.