Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-470/2022 ~ М-26/2022 от 10.01.2022

Дело №2-470/2022

46RS0011-01-2022-000032-15

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

06 июля 2022 года         г. Курск

Курский районный суд Курской области в составе:

председательствующего - судьи Смолиной Н.И.,

при секретаре – Анискиной Э.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Курского района Курской области к ОБУЗ «Курская центральная районная больница», Комитету здравоохранения Курской области о понуждении устранить нарушения противопожарной безопасности

установил:

Прокурор Курского района Курской области обратился в суд с иском к ОБУЗ «Курская центральная районная больница», Комитету здравоохранения Курской области о понуждении устранить нарушения противопожарной безопасности, в обоснование иска указал, что прокуратурой Курского района проведена проверка исполнения законодательства о пожарной безопасности ОБУЗ «Курская ЦРБ». Проведенной проверкой в отношении ОБУЗ «Курская ЦРБ» установлено, что 28.02.2017 по результатам проведенной Отделом надзорной деятельности и профилактической работы по Курскому району ГУ МЧС России по Курской области внеплановой проверки исполнения законодательства о пожарной безопасности руководителю указанной медицинской организации было выдано предписание об устранении 23 выявленных нарушений обязательных требований пожарной безопасности со сроком исполнения до 01.02.2018. В ходе контроля за исполнением указанного предписания ОНД и ПР по Курскому району было установлено его неисполнение в полном объеме и выдано предписание от 02.12.2020 со сроком исполнения до 01.11.2021. Кроме того, об устранении нарушений законодательства о пожарной безопасности было указано в представлении, внесенном прокуратурой района в адрес ОБУЗ «Курская ЦРБ» 28.12.2020. В соответствии с представленной ОБУЗ «Курская ЦРБ» информацией от 08.11.2021 в настоящее время нарушения требований противопожарной безопасности, указанные в предписании ОНД и ПР по Курскому району от 02.12.2020 не устранены по причине отсутствия на эти цели денежных средств. 14.12.2021 ОБУЗ «Курская ЦРБ» выдано предписание об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности со сроком исполнения до 01.12.2022. В связи с чем прокурор просит обязать комитет здравоохранения Курской области в течение 3-х месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить финансирование работ по устранению нарушений противопожарной безопасности в ОБУЗ «Курская Центральная районная больница» в объеме, определенном предписанием Отделом надзорной деятельности и профилактической работы по Курскому району ГУ МЧС России по Курской области от 30.11.2021 № 76/1/3.; обязать ОБУЗ «Курская Центральная районная больница» в течение 6 месяцев с момента получения из бюджета Курской области денежных средств устранить нарушения противопожарной безопасности в объеме, определенном предписанием Отделом надзорной деятельности и профилактической работы по Курскому району ГУ МЧС России по Курской области от 30.11.2021 № 76/1/3.

В судебном заседании помощник Курского районного прокурора Курской области Минакова И.В. исковые требования поддержала в полном объеме по изложенным в иске основаниям и просила их удовлетворить.

Представитель ответчика ОБУЗ «Курская центральная районная больница» по доверенности ФИО5 в судебном заседании заявленные требования признал частично, не отрицая факта не исполнения предписания ОНД и ПР по Курскому району от 02.12.2020, ссылался на недостаточность финансирования, ввиду чего отсутствия возможности в настоящее время устранить все нарушения указные в предписании. В связи с чем просил предоставить срок для устранения нарушений больший, нежели просит прокурор. Так же ссылался на то, что водоем, находящийся на территории ОБУЗ «Курская центральная районная больница» не находится на балансе больницы, его ремонт не целесообразен, поскольку имеются другие способы забора воды в случае пожаротушения.

Представитель ответчика комитета здравоохранения <адрес> ФИО6 в судебном заседании заявленные требования признала частично, пояснив, что Комитетом здравоохранения <адрес> принимаются меры финансированию ОБУЗ «Курская центральная районная больница» для устранению нарушений, указанных в предписании ОНД и ПР по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. Однако обеспечить финансирование в полном объеме на указанные цели в заявленные сроки не представляется возможным, поскольку бюджет Курской области является дефицитным, между тем в настоящее время поэтапно решается вопрос исполнения предписаний надзорных органов, в том числе за счет средств нормированного страхового запаса территориального фонда ОМС.

Представитель третьего лица Комитета финансов Курской области извещенный надлежащим образом в судебное заседание не явился, ходатайство об отложении слушания дела не заявлено.

Представитель третьего лица Отдел надзорной деятельности и профилактической работы по Курскому району ГУ МЧС России по Курской области Черкасова М.С. заявленные требования полагала подлежащими удовлетворению в полном объеме, при этом пояснила, что ответчиком ОБУЗ «Курская центральная районная больница» на протяжении длительного времени с 2017 года не устраняются выявленные нарушения противопожарной безопасности. Так же пояснила, что имеющийся на территории больницы водоем, указанный в п. 7 предписания от 30.11.2021 года представляет собой резервуар, который должен быть наполнен водой на случай пожаротушения. Однако в настоящее время он не исправен, воды там нет. Иных источников забора воды в случае пожара не установлено.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив заявление ответчика о признании иска, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ч. 3 ст. 35 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.

Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В силу положений статьи 9 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» органы государственной власти и органы местного самоуправления, должностные лица организаций несут в пределах своих полномочий ответственность за обеспечение гарантий в сфере охраны здоровья, установленных законодательством Российской Федерации.

Согласно статье 37 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» руководители организации обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности; включать в коллективный договор (соглашение) вопросы пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению. Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.

Положениями статьи 38 вышеназванного Федерального закона предусмотрено, что ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества, руководители федеральных органов исполнительной власти, руководители органов местного самоуправления, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе, руководители организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должностные лица в пределах их компетенции.

Судом установлено, что 28.02.2017 по результатам проведенной Отделом надзорной деятельности и профилактической работы по Курскому району ГУ МЧС России по Курской области внеплановой проверки исполнения законодательства о пожарной безопасности руководителю ОБУЗ «Курская центральная районная больница» было выдано предписание об устранении 23 выявленных нарушений обязательных требований пожарной безопасности со сроком исполнения до 01.02.2018.

В рамках контроля за исполнением выданного предписания ОНД и ПР по Курскому району была проведена проверка, по результатам которой было выявлено 17 нарушений обязательных требований пожарной безопасности и 14.02.2018 было выдано повторное предписание со сроком исполнения – до 05.08.2019.

Нарушения, касающиеся, в том числе, не обеспечения исправного состояния систем и средств противопожарной защиты и несоблюдения требований к эвакуационным выходам, были выявлены как в административных помещениях ОБУЗ «Курская ЦРБ», в помещениях поликлиники ОБУЗ «Курская ЦРБ», так и в помещениях фельдшерско-акушерских пунктов, расположенных на территории Курского района.

В период времени с 11.10.2019 по 14.10.2019 с целью контроля предписания ОНД и ПР по Курскому району была проведена внеплановая проверка ОБУЗ «Курская ЦРБ», в ходе которой было установлено, что из 17 ранее выявленных нарушений устранено 2 нарушения, при этом было установлено одно новое нарушение, в связи с чем 14.10.2019 ОБУЗ «Курская ЦРБ» выдано очередное предписание об устранении 16 нарушений обязательных требований пожарной безопасности со сроком исполнения до 14.09.2020.

В ходе контроля за исполнением указанного предписания ОНД и ПР по Курскому району было установлено его неисполнение в полном объеме и выдано предписание от 02.12.2020 со сроком исполнения до 01.11.2021.

Кроме того, об устранении нарушений законодательства о пожарной безопасности было указано в представлении, внесенном прокуратурой района в адрес ОБУЗ «Курская ЦРБ» 28.12.2020.

В соответствии с представленной ОБУЗ «Курская ЦРБ» информацией от 08.11.2021 в настоящее время нарушения требований противопожарной безопасности, указанные в предписании ОНД и ПР по Курскому району от 02.12.2020 не устранены по причине отсутствия на эти цели денежных средств.

Согласно информации от 22.12.2021, представленной ОНД и ПР по Курскому району, вследствие не устранения нарушений требований пожарной безопасности, указанных в предписании от 02.12.2020 № 45/1/1, в отношении главного врача ОБУЗ «Курская ЦРБ» возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 14 ст. 19.5 КоАП РФ. 14.12.2021 ОБУЗ «Курская ЦРБ» выдано предписание об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности со сроком исполнения до 01.12.2022.

30.11.2021 года ОНД и ПР по Курскому району так же проводилась внеплановая выездная проверка в рамках контроля исполнения предписания отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Курскому району №45/1/1 от 02.12.2020 года по устранению нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и по предотвращению угрозы возникновения пожара, по результатам которой составлен акт внеплановой проверки №76 от 30.11.2022 года, а так же вынесено предписание ОБУЗ «Курская ЦРБ» об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности №46/1/3 от 0.11.2022 года.

Как пояснил в судебном заседании представитель ответчика ОБУЗ «Курская ЦРБ» указанные в данном предписании нарушения (7 пунктов) до настоящевго времени не устранены.

Анализ выполненных ОБУЗ «Курская ЦРБ» мер по исполнению предписания ОНД и ПР по Курскому району показал, что выполненные данной организацией мероприятия в 2018 - 2021 гг. в основном были связаны с техническим обслуживанием пожарной сигнализации и организацией автоматического мониторинга сигналов удаленных систем пожарной сигнализации, проверкой состояния источников наружного и внутреннего противопожарного водоснабжения, что фактически свидетельствует о работе, направленной на проведение мероприятий по противопожарной безопасности в рамках обеспечения нормальной деятельности медицинской организации.

При этом объем затраченных ОБУЗ «Курская ЦРБ» на организацию мероприятий по противопожарной безопасности денежных средств (в 2019 году – 203 945 рублей, в 2020 году – 230 370 рублей, в 2021 году – 96 745 рублей) был явно недостаточен для устранения многочисленных нарушений, выявленных органом государственного пожарного надзора.

Как следует из представленной ОБУЗ «Курская ЦРБ» информации от 25.10.2021, в связи с нехваткой собственных средств, 19.05.2020 и 27.09.2021 ОБУЗ «Курская ЦРБ» направлялась информация о потребности в дополнительном финансировании мероприятий по пожарной безопасности в ОКУ «Отдел материального, транспортного обеспечения, технического надзора и контроля за капитальным ремонтом и строительством объектов здравоохранения комитета здравоохранения Курской области», а также предоставлялся перечень мероприятий по устранению нарушений требований пожарной безопасности с указанием размера требуемой финансовой помощи. Однако данные мероприятия, требуемые ОБУЗ «Курская ЦРБ», до настоящего времени не профинансированы.

В силу частей 2 и 3 статьи 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» бюджетное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, уставом и государственным заданием, утверждаемым учредителем. Финансовое обеспечение выполнения государственного задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.

Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества (ч. 6 ст. 9.2 вышеназванного Закона).

Пунктом 1.3 Устава ОБУЗ «Курская ЦРБ», утвержденного распоряжением комитета здравоохранения Курской области от 12.12.2016 № 719, установлено, что учредителем Бюджетного учреждения является комитет здравоохранения Курской области.

Согласно подп. 2, 16, 20 п. 4.1 Устава ОБУЗ «Курская ЦРБ» к исключительной компетенции Учредителя относится определение основных направлений деятельности Бюджетного учреждения, утверждение годового плана финансово-хозяйственной деятельности Бюджетного учреждения и внесение в него изменений; осуществление финансового обеспечения государственного задания; осуществление контроля за деятельностью Бюджетного учреждения в соответствии с законодательством РФ.

В соответствии с подп. 9 п. 4.3 Устава ОБУЗ «Курская ЦРБ» руководитель Бюджетного учреждения в силу своей компетенции обеспечивает выполнение санитарно-гигиенических, противопожарных требований и иных требований по охране жизни и здоровья работников.

Согласно положениям п. 5.8 Устава ОБУЗ «Курская ЦРБ» источниками финансового обеспечения Бюджетного учреждения являются субсидии из областного бюджета на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание услуг (выполнение работ), субсидии на иные цели.

Как следует из п. 2.4 Положения о комитете здравоохранения Курской области, утвержденного Постановлением Губернатора Курской области от 21.12.2012 № 488-пг, одной из основных задач комитета является обеспечение деятельности подведомственных организаций.

В соответствии с п.п. 3.19, 3.53 вышеназванного Положения комитет здравоохранения Курской области осуществляет финансовый контроль за организациями, подведомственными комитету, в части обеспечения правомерного, целевого и эффективного использования бюджетных средств; осуществляет в установленном порядке финансирование, материально-техническое обеспечение и проведение экономического анализа деятельности организаций, подведомственных комитету.

Таким образом, исходя из вышеизложенных положений, исполнение требований законодательства по обеспечению пожарной безопасности возложено на руководителя ОБУЗ «Курская ЦРБ». Однако при отсутствии финансовых ресурсов для реализации данных полномочий, финансовое обеспечение осуществляет Учредитель, то есть комитет здравоохранения Курской области.

Следовательно, комитет здравоохранения Курской области обязан в пределах своей компетенции осуществлять финансирование расходов на устранение выявленных в подведомственных бюджетных учреждениях нарушений пожарной безопасности в случае, если имеющихся средств подведомственного учреждения для этих целей недостаточно.

Постановлением Губернатора Курской области от 26.03.2009 № 82 утверждено Положение о комитете финансов Курской области (далее – Положение), согласно п. 2.1 которого Комитет осуществляет полномочия финансового органа субъекта Российской Федерации - Курской области, установленные Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Бюджетным кодексом Российской Федерации, Налоговым кодексом Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Курской области.

В соответствии с п. 2.2 Положения Комитет осуществляет полномочия, в том числе, доводит предельные объемы финансирования на лицевые счета главных распорядителей средств областного бюджета.

Доводы представителя ответчика ОБУЗ «Курская ЦРБ» об исключении из числа нарушений п.7 предписания и необходимости по их устранению в связи с не целесообразностью ремонта указанно водоема и наличия альтернативны способов забора воды, суд считает необоснованными, поскольку достоверных доказательств возможности забота воды на случай пожара не представлено.

На что так же ссылалась представитель третье лица Отдел надзорной деятельности и профилактической работы по Курскому району ГУ МЧС России по Курской области Черкасова М.С., указывая что данные обстоятельства должны быть удостоверены сотрудниками Отдел надзорной деятельности и профилактической работы по Курскому району ГУ МЧС России по Курской области.

Кроме того, как пояснил представитель ответчика предписание ОНД и ПР по Курскому району от 30.11.2022 года ОБУЗ «Курская ЦРБ» не оспаривалось.

Поскольку ОБУЗ «Курская ЦРБ» является социально значимым объектом, ежедневно посещаемым большим количеством людей, бездействие ОБУЗ «Курская ЦРБ» в устранении нарушений требований противопожарной безопасности нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, а установленные нарушения препятствуют своевременному предотвращению воздействия на людей опасных факторов пожара, своевременной эвакуации, ставят под угрозу жизнь и здоровье неопределенного круга лиц, нарушая право граждан на получение медицинских услуг в условиях, отвечающих требованиям пожарной безопасности, а также нарушая права работников ОБУЗ «Курская ЦРБ» на безопасные условия труда.

Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу, что требования истца являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В соответствии с частью 2 статьи 206 ГПК РФ, при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено, несоблюдение которого влечет применение в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа мер, предусмотренных федеральным законом.

Устанавливаемый судом срок должен отвечать принципу разумности, обеспечивая при этом соблюдение баланса прав и обязанностей сторон.

Принимая во внимание обстоятельства дела, особую значимость разрешенного судом вопроса, касающегося обеспечения безопасности жизни и здоровья, пребывающих в медицинском учреждении людей, учитывая положения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», суд полагает, что срок исполнения возложенной на ответчиков обязанности должен составить 3 месяца с момента вступления решения в законную силу для Комитета здравоохранения Курской области и 6 месяцев с момента с момента финансирования соответствующих работ для ОБУЗ «Курская центральная районная больница».

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

решил:

░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░ «░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░», ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 3-░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ «░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░» ░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 30.11.2021 № 76/1/3.

░░░░░░░ ░░░░ «░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░ 6 ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 30.11.2021 № 76/1/3.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 07 ░░░░ 2022 ░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░:     

2-470/2022 ~ М-26/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
прокурор Курского района Курской области
Ответчики
Комитет здравоохранения Курской области
ОБУЗ "Курская центральная районная больница"
Другие
Отдел надзорной деятельности и профилактической работы по Курскому району ГУ МЧС России по Курской области
Комитет Финансов Курской области
Суд
Курский районный суд Курской области
Судья
Смолина Нелли Ивановна
Дело на сайте суда
kursky--krs.sudrf.ru
10.01.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
10.01.2022Передача материалов судье
14.01.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
14.01.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.01.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
02.03.2022Судебное заседание
12.04.2022Судебное заседание
30.05.2022Судебное заседание
01.06.2022Судебное заседание
16.06.2022Подготовка дела (собеседование)
16.06.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
27.06.2022Судебное заседание
06.07.2022Судебное заседание
07.07.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
03.11.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
03.11.2022Дело оформлено
13.07.2023Дело передано в архив

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее