Дело № 12-179/2022
УИД 44RS0028-01-2022-001605-71
РЕШЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
г. Кострома 18 октября 2022 года
Судья Костромского районного суда Костромской области Комарова Е.Н., рассмотрев жалобу директора МУП «Коммунсервис» Костромского района Качалова В.А. на постановление врио начальника отделения - старшего судебного пристава Межрайонного отделения судебных приставов по особо важным исполнительным производствам УФССП России по Костромской области Карповой О.А. от 14 сентября 2022 года, которым
МУП «Коммунсервис» *****
привлечено к административной ответственности по ст. 17.15 ч.1 КоАП РФ и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением должностного лица УФССП России по Костромской области МУП «Коммунсервис» Костромского района признано виновным в нарушении законодательства об исполнительном производстве, что выразилось в следующем.
ДДММГГГГ на основании исполнительного документа ДДММГГГГ, выданного Костромским районным судом, в отношении МУП «Коммунсервис» Костромского района возбуждено исполнительное производство №
Согласно исполнительному документу на МУП «Комунсервис» костромского района возложена обязанность выполнить оценку эксплуатационных запасов на участке месторождения подземных вод и представить результаты оценки на государственную экспертизу запасов подземных вод с рассрочкой в следующем порядке:
- в срок до 1 января 2015 года выполнить оценку эксплуатационных запасов месторождения подземных вод для 25 скважин;
- в срок до 1 июля 2015 года выполнить оценку эксплуатационных запасов месторождения подземных вод для других 25 скважин;
- в срок до 1 января 2016 года выполнить оценку эксплуатационных запасов месторождения подземных вод для оставшихся 25 скважин и представить результаты оценки эксплуатационных запасов всех участков месторождения на государственную экспертизу запасов подземных вод.
Постановление о возбуждении исполнительного производства направлено в адрес должника и получено им.
ДДММГГГГ было вынесено постановление о взыскании с должника исполнительского сбора в размере 50 000 рублей, которое получено должником.
ДДММГГГГ ведущим судебным приставом-исполнителем МОСП по ОВИП УФССП России по Костромской области Аверкиевой Н.Н. в адрес должника МУП «Коммунсервис» Костромского района направлено требование в срок до 20 июня 2022 года исполнить решение Костромского районного суда по делу №
Требование получено МУП «Коммунсервис» 07 июня 2022 года.
В срок до 20 июня 2022 года включительно МУП «Коммунсервис» Костромского не исполнило в полном объёме требование ведущего судебного пристава-исполнителя от 30 мая 2022 года, в связи с чем привлечено к административной ответственности по ст. 17.15 ч.1 КоАП РФ и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
Директор МУП «Коммунсервис» Качалов В.А. в жалобе просит вышеуказанное постановление отменить, производство по делу прекратить. Указывает, что 07 июня 2022 года судебному приставу-исполнителю была направлена информация о том, что Департаментом по недропользованию был вынесен приказ № 118 от 22 мая 2019 года о досрочном прекращении права пользования недрами по Костромской области в отношении МУП «Коммунсервис» Костромского района, таким образом, лицензия МУП «Коммунсервис» на пользование недрами ***** считается прекращенной с момента ее отзыва. Оценка запасов недр в соответствии с действующим законодательством производится только в рамках конкретной лицензии, поэтому производство иных работ по отозванной лицензии незаконно и нецелесообразно. При указанных обстоятельствах исполнительное производство подлежит прекращению, в связи с утратой возможности исполнения исполнительного документа. Однако судебные приставы-исполнители в суд с заявлением о прекращении данного исполнительного производства не обратились. В настоящее время в рамках полученных МУП «Коммунсервис» лицензий ((адрес)) проведены мероприятия по выполнению оценки запасов недр:
- (адрес) - согласно условиям пользования недрами выполнена оценка запасов подземных вод (3 скважины). Получено положительное экспертное заключение № на проект геолого-разведочных работ. Получено заключение Департамента природных ресурсов по Костромской области № 138/2022-В от 01 июля 2022 года по оценке запасов подземных вод. Разработан технический проект разработки месторождения подземных вод, передан на экспертизу в Департамент природных ресурсов 26 августа 2022 года, то есть оценка запасов подземных вод в (адрес) по трем скважинам выполнена в полном объеме;
- (адрес) (11 скважин) - ДДММГГГГ получена лицензия на пользование недрами КОС 00120 ВР с целевым назначением разведка и добыча подземных вод, сроком действия до ДДММГГГГ МУП «Коммунсервис» заключен договор подряда на выполнение проекта на проведение работ по разработке проекта геолого-разведочных работ. По проекту получено положительное экспертное заключение № на проект на проведение работ по объекту: «Геологическое изучение недр и разведка с целью оценки запасов питьевых подземных вод на участке недр в поселке Никольское». 13 № 2022 года заключен договор подряда с целью оценки запасов подземных вод на участке недр (адрес) со сроком выполнения работ до 30 № года. На данный момент в рамках договора выполнены опытно-фильтрационные работы по получению гидрогеологических параметров скважин. Ведется их камеральная обработка. Заявитель полагает, что МУП «Коммунсервис» проводится необходимая работа по исполнению решения Костромского районного суда по делу № года, которой не была дана объективная оценка при вынесении обжалуемого постановления. Государственным органом не были установлены все обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В судебном заседании представитель МУП «Коммунсервис» Костромского района по доверенности Ф. Е.В. доводы жалобы поддержал и дополнительно пояснил, что ДДММГГГГ Костромским районным судом МУП «Коммунсервис» предоставлена отсрочка по исполнению решения суда по гражданскому делу № о возложении обязанности по оценке запасов подземных вод и направлению результатов оценки на государственную экспертизу запасов подземных вод, сроком до ДДММГГГГ.
Судебный пристав-исполнитель ФИО4, извещенная о времени и месте рассмотрения жалобы, в судебное заседание не явилась.
Рассмотрев жалобу, исследовав материалы дела, выслушав доводы представителя юридического лица, привлеченного к административной ответственности, прихожу к следующим выводам.
В силу ст. 24.1 КоАП РФ производство по делам об административных правонарушениях производится при всестороннем, полном, объективном выяснении всех обстоятельств дела, разрешении его в соответствии с законом.
Согласно ч.1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Часть 1 ст. 17.15 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора.
Согласно ст. 105 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения (часть 1). При неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с КоАП РФ и устанавливает новый срок для исполнения (часть 2).
Основанием привлечения МУП «Коммунсервис» Костромского района к административной ответственности по ст. 17.15 ч.1 КоАП РФ послужило выявленное 23 августа 2022 года обстоятельство, что МУП «Коммунсервис», являясь должником по исполнительному производству № 7817/14/01/44-ИП, не исполнило содержащиеся в исполнительном документе требования неимущественного характера в срок до 20 июня 2022 года, вновь установленный требованием судебного пристава-исполнителя от 30 мая 2022 года, после вынесения 22 сентября 2017 года постановления о взыскании исполнительского сбора, о выполнении оценки эксплуатационных запасов на участке месторождения подземных вод и представлении результатов оценки на государственную экспертизу запасов подземных вод.
В силу ст. 2 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» задачами исполнительного производства являются, в том числе, правильное и своевременное исполнение судебных актов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
Приведенные выше положения ст. 105 Закона «Об исполнительном производстве» в системной связи с ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ закрепляют общие условия исполнения требований исполнительного документа о совершении определенных действий, предполагающие понуждение должника к исполнению судебного акта посредством выдачи должностным лицом ФССП России требования о его исполнении в определенный срок под угрозой последующего привлечения к административной ответственности.
Вместе с тем, в ходе производства по делу об административном правонарушении на основании положений ст. 1.5 КоАП РФ подлежит доказыванию в общем порядке вина должника в неисполнении требования судебного пристава-исполнителя. Соответствующие обстоятельства подлежат проверке органом административной юрисдикции, в том числе, путем проверки и оценки заявленных должником доводов.
Требование судебного пристава-исполнителя, неисполнение которого вменено МУП «Коммунсервис», выдано в рамках исполнительного производства № возбужденного ДДММГГГГ на основании исполнительного листа от № по иску Костромского межрайонного природоохранного прокурора Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры к МУП «Коммунсервис» (адрес), которым на юридическое лицо возложена обязанность выполнить оценку эксплуатационных запасов на участке месторождения подземных вод и представить результаты оценки на государственную экспертизу запасов подземных вод с рассрочкой в определенном порядке.
Факт неисполнения требования судебного пристава-исполнителя и исполнения решения суда не в полном объеме был выявлен ДДММГГГГ, о чем ведущим специалистом МОСП по ОВИП УФССП России по Костромской области Аверкиевой Н.Н. составлен акт и рапорт об обнаружении правонарушения, предусмотренного ст. 17.15 ч.1 КоАП РФ; 31 августа 2022 года в отношении МУП «Коммунсервис» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.15 ч.1 КоАП РФ; 14 сентября 2022 года вынесено постановление о назначении административного наказания.
В то же время органом принудительного исполнения не были приняты во внимание следующие обстоятельства.
Право пользования недрами по лицензии № года, в соответствии с которой МУП «Коммунсервис» по решению суда было обязано выполнить оценку эксплуатационных запасов на участке месторождения подземных вод и представить результаты оценки на государственную экспертизу запасов подземных вод, было прекращено досрочно с 23 мая 2019 года на основании приказа Департамента по недропользованию по Центральному федеральному округу от 22 мая 2019 года № 118, в связи с чем производство вышеуказанных работ стало невозможно.
Решением Костромского районного суда от ДДММГГГГ на МУП «Коммунсервис» возложена обязанность в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу получить лицензию на пользование недрами по всем объектам недропользования, которые используются для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения населения на территории населенных пунктов Костромского муниципального района, в отношении которых МУП «Коммунсервис» является гарантирующей организацией по водоснабжению.
Определением Костромского районного суда от ДДММГГГГ МУП «Коммунсервис» предоставлена отсрочка исполнения решения суда от ДДММГГГГ о возложении обязанности по получению лицензии на пользование недрами сроком до ДДММГГГГ. Судебным актом установлено, что должником получены лицензии на пользование недрами по ряду населенных пунктов и ведутся работы по получению лицензий по остальным населенным пунктам.
По (адрес) в ДДММГГГГ получена лицензия на пользование недрами с целевым назначением «разведка и добыча подземных вод», сроком действия до ДДММГГГГ заключен договор подряда на выполнение проекта на проведение работ по разработке проекта геолого-разведочных работ. ДДММГГГГ получено положительное экспертное заключение № на проект на проведение работ по объекту: «Геологическое изучение недр и разведка с целью оценки запасов питьевых подземных вод на участке недр в поселке Никольское». ДДММГГГГ заключен договор подряда с целью оценки запасов подземных вод на участке недр (адрес) со сроком выполнения работ до ДДММГГГГ, в рамках которого выполняются работы.
ДДММГГГГ получено заключение Департамента природных ресурсов по Костромской области № 138/2022-В по оценке запасов подземных вод по д. Яковлевское (3 скважины); разработан технический проект разработки месторождения подземных вод, передан на экспертизу в Департамент природных ресурсов ДДММГГГГ, то есть оценка запасов подземных вод в д. Яковлевское по трем скважинам выполнена.
ДДММГГГГ МУП «Коммунсервис» обратилось в Костромской районный суд с заявлением об отсрочке исполнения решения Костромского районного суда от 22 января 2013 года (дело № 2-146/2013) о возложении обязанности выполнить оценку эксплуатационных запасов на участке месторождения подземных вод и представить результаты оценки на государственную экспертизу запасов подземных вод, сроком до 01 февраля 2025 года. Заявление мотивировано тем, что провести оценку запасов недр предприятие сможет только после получения лицензий на пользование недрами по всем объектам в соответствии с решением суда от 10 июня 2020 года (дело № 2-638/2020), по исполнению которого предоставлена отсрочка до 01 февраля 2025 года.
Как следует из протокола об административном правонарушении от 31 августа 2022 года, постановления по делу об административном правонарушении от 14 сентября 2022 года, на момент производства процессуальных действий должностным лицам органа принудительного исполнения были известны вышеуказанные обстоятельства из письма МУП «Коммунсервис» от 07 июня 2022 года, направленного в ответ на требование судебного пристава-исполнителя от 30 мая 2022 года, а также из объяснений представителя МУП «Коммунсервис» Хамзиной Е.А. при составлении протокола об административном правонарушении и при рассмотрении дела об административном правонарушении.
В связи с данными обстоятельствами вопрос о вине должника в совершении административного правонарушения подлежал дополнительному выяснению, в том числе путем оценки имеющихся у должника доказательств и (или) отложения рассмотрения дела об административном правонарушении до разрешения судом вопроса о предоставлении отсрочки исполнения решения суда.
Указанная процессуальная обязанность надлежащим образом выполнена не была. В постановлении о назначении административного наказания сделан вывод о недостаточности принятых МУП «Коммунсервис» Костромского района мер для исполнения решения суда. Однако доводы привлекаемого к административной ответственности юридического лица об отсутствии у него реальной возможности для исполнения содержащихся в исполнительном документе требований, при том, что для этого принимаются все зависящие от него меры, должной оценки не получили.
Между тем, определением Костромского районного суда от 29 сентября 2022 года заявление должника удовлетворено, МУП «Коммунсервис» предоставлена отсрочка исполнения решения суда от 22 января 2013 года по гражданскому делу № о возложении обязанности по выполнению оценки эксплуатационных запасов на участке месторождения подземных вод и представлении результатов оценки на государственную экспертизу запасов подземных вод сроком до 01 февраля 2025 года. Судом принята во внимание информация Департамента природных ресурсов и окружающей среды Костромской области от 21 сентября 2022 года о том, что государственная услуга по проведению государственной экспертизы запасов полезных ископаемых и подземных вод предоставляется только субъектам предпринимательской деятельности, имеющим лицензии на пользование недрами и выполнившим на ее основании геолого-разведочные работы и получившие геологическую информацию о предоставляемых в пользование участках недр местного значения, в то время как МУП «Коммунсервис» оформлены лицензии не на все объекты, и срок их получения продлен в соответствии с определением суда до 01 февраля 2025 года. Также данным судебным актом установлено, что должником с момента вынесения решения суда предпринимались меры по его исполнению.
Таким образом, в ходе производства по настоящему делу об административном правонарушении требования ст. 24.1 и ст. 26.1 КоАП РФ о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, должностными лицами УФССП России по Костромской области не были соблюдены.
В соответствии с п. 3. ч. 1 ст. 30.7. КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░ 14 ░░░░░░░░ 2022 ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░.1 ░░. 17.15 ░░░░ ░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ 10 ░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░