7р-206
РЕШЕНИЕ
24 марта 2022 года | город Архангельск |
Судья Архангельского областного суда Рохина Я.С., рассмотрев жалобу защитника закрытого акционерного общества «Лесозавод 25» К. на решение судьи Плесецкого районного суда Архангельской области от 17 декабря 2021 года,
установил:
постановлением начальника отдела федерального государственного лесного надзора, федерального государственного пожарного надзора в лесах Департамента лесного хозяйства по Северо-западному федеральному округу № от 8 сентября 2021 года закрытое акционерное общество «Лесозавод 25» (далее – ЗАО «Лесозавод 25», Общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.27 КоАП РФ, и подвергнуто административному штрафу в размере 250 000 рублей.
Решением судьи Плесецкого районного суда Архангельской области от 17 декабря 2021 года постановление должностного лица изменено, административный штраф снижен до 125 000 рублей, в остальной части постановление оставлено без изменения.
Не согласившись с состоявшимися по делу актами, защитник ЗАО «Лесозавод 25» К. подала жалобу, в которой ставит вопрос об их отмене и прекращении производства, ссылаясь на невиновность юридического лица в инкриминированном правонарушении, а также полагает возможным признать правонарушение малозначительным.
Проверив дело в полном объеме, рассмотрев доводы жалобы, заслушав защитника ЗАО «Лесозавод 25» К., ее поддержавшую, прихожу к следующему выводу.
Частью 1 статьи 47 Конституции Российской Федерации установлено, что никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том составе и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.
В силу положений части 1 статьи 21 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 года N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» и части 1 статьи 34 Федерального конституционного закона от 7 февраля 2011 года N 1-ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации» районный суд рассматривает административные дела в качестве суда первой инстанции в пределах своей компетенции.
Компетенция районного суда по рассмотрению жалоб на постановления по делам об административных правонарушениях определена пунктом 3 части 1 статьи 30.1 КоАП РФ.
В соответствии с приведенной правовой нормой постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом, может быть обжаловано лицами, указанными в статьях 25.1-25.5 КоАП РФ, в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела.
Согласно абзацу 2 пункта 30 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», определяя территориальную подсудность дел по жалобам на постановления, вынесенные должностными лицами, необходимо исходить из территории, на которую распространяется юрисдикция должностных лиц, а не из места расположения органа, от имени которого должностным лицом составлен протокол или вынесено постановление по делу об административном правонарушении в порядке, предусмотренном частью 3 статьи 28.6 и статьей 29.10 КоАП РФ, то есть в таких ситуациях территориальная подсудность рассмотрения жалоб на постановления по делам об административных правонарушениях должна определяться местом совершения правонарушения, а не местом нахождения соответствующего органа.
В то же время в соответствии с частью 2 статьи 29.5 КоАП РФ дело об административном правонарушении, по которому было проведено административное расследование, рассматривается по месту нахождения органа, проводившего административное расследование.
Как следует из представленных материалов, 8 июля 2021 года определением государственного лесного инспектора отдела федерального государственного лесного надзора, федерального государственного пожарного надзора в лесах Департамента лесного хозяйства по Северо-западному федеральному округу возбуждено дело об административном правонарушении по статье 8.27 КоАП РФ с проведением административного расследования в связи с выявлением признаков нарушения требований лесного законодательства по воспроизводству лесов и лесоразведению со стороны арендатора лесного участка ЗАО «Лесозавод 25».
Расследование проведено в отраслях законодательства, указанных в части 1 статьи 28.7 КоАП РФ (в области охраны окружающей среды и природопользования) и состояло из комплекса потребовавших значительных временных затрат процессуальных действий, направленных на выяснение всех обстоятельств административного правонарушения, их фиксирование, юридическую квалификацию и процессуальное оформление (истребование сведений и документов, проведение натурального осмотра лесного участка с привлечением специалистов сторонних организаций, получение объяснений и прочее).
Юрисдикция Департамента лесного хозяйства по Северо-западному федеральному округу распространяется на территорию Архангельской области.
С учетом того, что по настоящему делу об административном правонарушении должностным лицом отдела федерального государственного лесного надзора, федерального государственного пожарного надзора в лесах Департамента лесного хозяйства по Северо-западному федеральному округу проводилось административное расследование по месту нахождения административного органа по адресу: город Санкт-Петербург, проспект Институтский, дом 21 Б, по результатам которого составлен протокол об административном правонарушении и вынесено постановление о назначении административного наказания, жалоба на постановление по делу об административном правонарушении в этом случае подлежала рассмотрению по месту нахождения органа, проводившего административное расследование, которое относится к юрисдикции Выборгского районного суда города Санкт-Петербурга.
Данный вывод соответствует правовому подходу, сформулированному Верховным Судом Российской Федерации пункте 56 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2020), утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 10 июня 2020 года.
Таким образом, жалоба на постановление начальника отдела федерального государственного лесного надзора, федерального государственного пожарного надзора в лесах Департамента лесного хозяйства по Северо-западному федеральному округу № от 8 сентября 2021 года рассмотрена судьей Плесецкого районного суда Архангельской области с нарушением правил подсудности, установленных статьей 30.1 КоАП РФ.
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 КоАП РФ, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Согласно правовой позиции, приведенной в определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 3 июля 2007 года N 623-О-П и от 15 января 2009 года N 144-О-П, решение, принятое с нарушением правил подсудности, не может быть признано правильным, поскольку оно вопреки части 1 статьи 47 и части 3 статьи 56 Конституции Российской Федерации принимается судом, не уполномоченным в силу закона на рассмотрение данного дела, что является существенным (фундаментальным) нарушением, влияющим на исход дела и искажающим саму суть правосудия.
Изложенное свидетельствует о том, что в ходе судебного разбирательства было допущено имеющее фундаментальный, принципиальный характер существенное нарушение, повлиявшее на исход дела, что не позволяет признать обжалуемый судебный акт законным.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статья 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о направлении дела на рассмотрение по подведомственности, если при рассмотрении жалобы установлено, что постановление было вынесено неправомочным судьей.
При изложенных выше обстоятельствах оспариваемое решение судьи подлежит отмене, а дело с жалобой защитника ЗАО «Лесозавод 25» Л. на постановление о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении № от 8 сентября 2021 года направлению на новое судебное рассмотрение в Выборгский районный суд города Санкт-Петербурга.
Доводы, приведенные в жалобе защитником К., подлежат обсуждению при новом рассмотрении настоящего дела.
Руководствуясь пунктом 5 части 1 статьи 30.7 и статьей 30.9 КоАП РФ,
решил:
решение судьи Плесецкого районного суда Архангельской области от 17 декабря 2021 года, состоявшееся в отношении ЗАО «Лесозавод 25» по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.27 КоАП РФ, отменить.
Дело с жалобой защитника ЗАО «Лесозавод 25» Л. на постановление о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении № от 8 сентября 2021 года направить на рассмотрение в Выборгский районный суд города Санкт-Петербурга по подсудности.
Судья Я.С. Рохина