Судья: Кремнева Т.Н. адм. дело № 33а-13101/2023
УИД 63RS0043-01-2023-003110-25
№ 2а-2976/2023
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
14.11.2023 г. Самара
Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:
Председательствующего Сивохина Д.А.,
судей Ромадановой И.А., Мыльниковой Н.В.,
при секретаре Исмаилова Э.М.,
с участием прокурора Никитиной Е.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Фахуртдинова Н.Ш. на решение Красноглинского районного суда г. Самары от 22.09.2023 по административному делу № по административному иску ФКУ ИК-6 УФСИН России по Самарской области об установлении административного надзора в отношении Фахуртдинова Н.Ш.,
заслушав доклад судьи Самарского областного суда Мыльниковой Н.В., заключение прокурора, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Начальник ФКУ ИК-6 УФСИН России по Самарской области обратился в суд с административным иском об установлении административного надзора в отношении осужденного Фахуртдинова Н.М.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что Фахуртдинов Н.Ш. осужден приговором Кировского районного суда г.Самары от ДД.ММ.ГГГГ к 3 годам 6 месяцев лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима. Освобождается из ФКУ <данные изъяты> УФСИН России по Самарской области ДД.ММ.ГГГГ, Следует к месту жительства по адресу: <адрес>, имеет неснятую и непогашенную судимость за совершение тяжкого преступления при особо опасном рецидиве. За время отбывания наказания Фахуртдинов Н.Ш. зарекомендовал себя отрицательно, имеет 2 дисциплинарных взысканий за нарушение установленного порядка отбывания наказания, правами администрации поощрялся 5 раз, состоит в обычных условиях, к исполнению режимных требований учреждения относится отрицательно.
Ссылаясь на вышеуказанные обстоятельства, административный истец ФКУ ИК-6 УФСИН России по Самарской области просил установить в отношении Фахуртдинова Н.Ш. административный надзор и административные ограничения сроком на 8 лет и обязательную явку 1 раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
Решением Красноглинского районного суда г. Самары от 22.09.2023 административное исковое заявление начальника ФКУ ИК-6 УФСИН России по Самарской области удовлетворено. В отношении Фахуртдинова Н.Ш. установлен административный надзор на срок погашения судимости (8 лет), но не свыше срока, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости по приговору Кировского районного суда г.Самары от ДД.ММ.ГГГГ, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания. В отношении Фахуртдинова Н.Ш. установлены административные ограничения: обязательная явка поднадзорного лица 1 (один) раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации. Срок административного надзора постановлено исчислять со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения (л.д.31-37).
В апелляционной жалобе Фахуртдинов Н.Ш. просит решение суда изменить – снизить срок административного надзора, учитывая то, что является инвалидом второй группы, судом первой инстанции не учтены материалы его личного дела (л.д.42)
Информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от 22 декабря 2008 г. N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" размещена на интернет-сайте суда апелляционной инстанции.
Прокурор Никитина Е.С. в своем заключении полагала, что решение суда законно и обоснованно, вынесено с соблюдением норм материального и процессуального права, оснований для его отмены не имеется.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, учитывая требования статей 96, 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ), судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив дело, обсудив доводы жалобы, заслушав заключение прокурора, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Административный надзор устанавливается в соответствии с Федеральным законом от 06.04.2011 N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" (далее Федерального закона N 64-ФЗ).
Согласно статье 2 приведенного закона административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в статье 3 настоящего Федерального закона, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
В силу статьи 6 вышеуказанного закона административный надзор устанавливается судом на основании заявления исправительного учреждения или органа внутренних дел, продлевается судом на основании заявления органа внутренних дел, досрочно прекращается судом на основании заявления органа внутренних дел или поднадзорного лица либо его представителя, прекращается по основаниям, предусмотренным частью 1 статьи 9 настоящего Федерального закона.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона № 64-ФЗ административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение: тяжкого или особо тяжкого преступления; преступления при рецидиве преступлений (пункты 1, 2 части 1). В отношении указанного лица административный надзор устанавливается в том числе, если лицо в период отбывания наказания в местах лишения свободы признавалось злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания (пункт 1 части 3).
В силу пункта 2 части 2 статьи 3 Федерального закона № 64-ФЗ административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений
Согласно пункту 2 части 1 статьи 5 и пункту 1 части 3 статьи 5 Федерального закона N 64-ФЗ административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в части 2 статьи 3 настоящего Федерального закона, на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания, и исчисляется со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства или пребывания или фактического нахождения.
На основании части 8 статьи 272 КАС РФ при разрешении административного дела об установлении, о продлении административного надзора или о дополнении административных ограничений суд не связан с изложенным в административном исковом заявлении мнением о сроке установления административного надзора и (или) видах административных ограничений, предлагаемых к установлению, и с учетом конкретных обстоятельств административного дела может установить иные предусмотренные федеральным законом виды ограничений, а также иные сроки в пределах, установленных федеральным законом.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что Фахуртдинов Н.Ш. осужден приговором Кировского районного суда г.Самары от ДД.ММ.ГГГГ за совершение преступления, предусмотренного частью 2 статьи 228 Уголовного Кодекса Российской Федерации, назначено наказание в виде 3 лет 6 месяцев лишения свободы в исправительной колонии особого режима.
На основании постановления Центрального районного суда г.Тольятти Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ Фахуртдинов Н.Ш. переведен в колонию строгого режима (л.д.14-15).
В действиях Фахуртдинова Н.Ш. приговором от 10.06.2020 установлен особо опасный рецидив преступлений (л.д.8-13).
ДД.ММ.ГГГГ осужденный Фахуртдинов Н.Ш. освобождается из ФКУ ИК-6 УФСИН России по Самарской области по отбытию срока наказания.
Административный ответчик имеет неснятую и непогашенную судимость за совершение умышленного тяжкого преступления при опасном рецидиве преступлений.
Согласно характеристике, утвержденной начальником ФКУ ИК-6 УФСИН России по Самарской области, осужденный Фахуртдинов Н.Ш. характеризуется как невставший на путь исправления. За время отбывания в виде лишения свободы осужденный допустил два нарушения установленного порядка отбывания наказания, по которым привлекался к дисциплинарной ответственности, правами администрации учреждения поощрялся 5 раз. В колонии не обучался, не трудоустроен. В колонии не трудоустроен, поскольку желания не изъявил. Работу по благоустройству согласно статьи 106 УИК РФ выполняет, но требует постоянный контроль со стороны администрации. К режиму содержания относится отрицательно. Общение с родственниками поддерживает.
Оценив в совокупности установленные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что имеются основания, предусмотренные частью 2 статьи 3 Федерального закона РФ от 06.04.2011 № 64-ФЗ, для установления административного надзора в отношении Фахуртдинова Н.Ш.
на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания, а именно на 8 (восемь) лет.
Разрешая данное дело, суд первой инстанции учел установленные факты, согласно которым Фахуртдинов Н.Ш. является совершеннолетним лицом, осужденным и отбывающим наказание за совершение тяжкого преступления, при опасном рецидиве преступлений, при этом имеет неснятую и непогашенную судимость.
Суд правильно применил нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, приведя в мотивировочной части решения подробное обоснование своим выводам и дав исчерпывающую оценку представленным доказательствам, пришел к правильному выводу о наличии оснований для установления административного надзора в отношении ответчика.
При этом, при разрешении заявленных административным истцом требований и определении ограничений и обязанностей при установлении административного надзора в отношении Фахуртдинова Н.Ш., судом первой инстанции были учтены обстоятельства совершения им преступления, а также данные, характеризующие личность осужденного и его поведение в период отбывания наказания.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 5 Федерального закона РФ от 06.04.2011 года № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в части 1 (пункт 3) и части 2 статьи 3 настоящего Федерального закона, на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
По смыслу данной нормы, являющейся императивной, то есть не допускающей выбора, установление административного надзора лицам, имеющим непогашенную (неснятую) судимость за совершение умышленного преступления при наличии в действиях опасного или особо опасного рецидива на срок меньший, чем предусмотрено законодательством Российской Федерации для погашения судимости, неправомерно.
Исходя из тяжести совершенного Фахуртдиновым Н.Ш. преступления, судебная коллегия приходит к выводу о том, что судом обосновано установлен срок административного надзора 8 лет, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания по приговору Кировского районного суда г.Самары от 10.06.2020. Срок административного надзора следует исчислять со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения.
При этом срок административного надзора, установленный судом, определен верно, и изменению не подлежит в силу приведенных выше норм права.
Судом правомерно, в целях устранения причин и условий, способствующих совершению преступлений, а также оказания воспитательного воздействия на поднадзорное лицо в целях недопущения совершения им новых преступлений и антиобщественного поведения, установлено ограничение обязательной явки 1 (один) раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического местонахождения для регистрации.
Количество явок в месяц установлено судом в пределах Федерального закона N 64-ФЗ, с учетом характеристики личности Фахуртдинова Н.Ш., степени общественной опасности совершенного им преступления и направлено на обеспечение индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 4 Закона об административном надзоре установление административного ограничения в виде обязательной явки поднадзорного лица от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации является обязательным.
Установленные судом в отношении Фахуртдинова Н.Ш. административные ограничения регламентированы частью 1 статьи 4 Федерального закона "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы", являются обоснованными с учетом обстоятельств совершения преступления, имеющихся сведений, характеризующих административного ответчика, его поведения, как до совершения преступления, так и в период отбывания наказания.
При таких обстоятельствах, оснований для установления в отношении Фахуртдинова Н.Ш. иных административных ограничений, в том числе изменения обязательной явки в органы внутренних дел с установленного одного раза не имеется.
Соответственно, из материалов дела усматривались основания, предусмотренные пунктом 2 части 2 статьи 3 Федерального закона от 6 апреля 2011 года N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" (далее - Закон об административном надзоре), для установления в отношении Фахуртдинова Н.Ш., имеющего непогашенную и неснятую судимость, административного надзора для предупреждения совершения последним преступлений и других правонарушений сроком на 8 лет и установления в отношении него административных ограничений.
По мнению судебной коллегии, установление административного надзора будет способствовать предупреждению совершения Фахуртдиновым Н.Ш. преступлений и правонарушений, оказанию на него профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных и интересов, а также способствовать его социальной адаптации.
При разрешении настоящего дела суд первой инстанции верно установил юридически значимые обстоятельства, нормы материального права применены судом правильно, оценил представленные доказательства.
В апелляционной жалобе объективных оснований для снижения срока административного надзора не приведено. Оснований считать установленные административные ограничения необоснованными или чрезмерными, исходя из материалов дела, судебная коллегия не усматривает.
Таким образом, выбранные административные ограничения не являются произвольными, направлены на устранение причин и условий, способствовавших совершению преступлений, а также оказание воспитательного воздействия на поднадзорное лицо в целях недопущения совершения им новых преступлений и антиобщественного поведения. Назначенные административные ограничения не ограничивают право поднадзорного лица на труд, получение образования, медицинской помощи.
Доводы, приведенные административным истцом в обоснование снижения срока административного надзора и отмены административных ограничений, не могут быть приняты во внимание.
Судебная коллегия считает, что срок административного надзора и вид административного ограничения, установленные в отношении административного ответчика, определены в соответствии с положениями Федерального закона N 64-ФЗ.
В соответствии с части 2 статьи 3 Федерального закона № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за: 2) совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений.
Установленные судом меры административного надзора являются необходимыми, соразмерными, направленными на устранение причин и условий, способствовавших совершению преступлений, а также оказывающие воспитательное воздействие на поднадзорное лицо в целях недопущения совершения им новых преступлений и антиобщественного поведения.
Административный надзор и административные ограничения не являются наказанием за совершение преступления, а представляют собой меру, направленную на предотвращение совершения правонарушений поднадзорным лицом, оказания на него индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов посредством осуществления административного надзора (статьи 1 и 2 Федерального закона). Применение административного надзора, в отличие от уголовной ответственности, связывается не со временем совершения преступления, а с освобождением лица из мест лишения свободы и с наличием непогашенной либо неснятой судимости, которая влечет за собой правовые последствия в случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами (статья 86 Уголовный кодекс Российской Федерации).
Доводы апелляционной жалобы не содержат каких-либо новых обстоятельств, которые не были бы предметом исследования судом первой инстанции или опровергали выводы судебного решения, в связи с чем, не влияют на правильность принятого решения и не могут служить основанием к отмене
При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу, что суд первой инстанции постановил законное и обоснованное решение, оснований для его отмены не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Красноглинского районного суда г. Самары от 22.09.2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу Фахутдинова Н.Ш. – без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.
Председательствующий:
Судьи: