Дело №
УИД: №
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
дата года с. Батырево
Судья Батыревского районного суда Чувашской Республики Шайдуллина А.Х., с участием лица, привлекаемого к административной ответственности П, представителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Чувашской Республике – Чувашии М, рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 14.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении индивидуального предпринимателя П, №
установил:
дата УУП МО МВД России «......» Ш возбуждено дело об административном правонарушении и проведении административного расследования по факту реализации товаров, свободная реализация которых запрещена или ограничена в нарушении ФЗ № от дата «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» в отношении индивидуального предпринимателя П
дата по результатам административного расследования в отношении индивидуального предпринимателя П составлен протокол № об административном правонарушении по ст. 14.2 КоАП РФ.
дата протокол и материалы в отношении ИП П поступили в Батыревский районный суд Чувашской Республики для рассмотрения по существу.
Индивидуальный предприниматель П – лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в судебном заседании пояснил, что вину не признает, с протоколом об административном правонарушении не согласен, в его магазине не производилась реализация косметического лосьона «Антисептический» дата, он был предназначен для дезинфекции рук персонала магазина. В объяснении единственного свидетеля Л, приложенного к протоколу по делу об административном правонарушении, нет расшифровки подписи, а также записи «написано с моих слов верно, мною прочитано». Вместе с тем, допросить указанного свидетеля не представляется возможным, поскольку он умер. Кроме того, при оставлении протокола об административном правонарушении ему не были разъяснены права и обязанности, чем нарушены его права на защиту. Просит прекратить производство по делу.
Инспектор ИАЗ МО МВД России «...» В в судебном заседании суду показала, что протокол об административном правонарушении был составлен ею непосредственно в здании магазина «...», о том, разъяснялись ли права и обязанности П, предусмотренные ст. 25.1 КоАП РФ, ст. 51 Конституции РФ она не помнит. Где находится купленный Л лосьон, она сказать не может.
Начальник ОУУП и ПДН МО МВД России «...» Т суду показал, что дата он по делам выехал в <адрес>, встретил Л, который попросил его подвезти до <адрес>. По дороге Л рассказал ему, что у него похмелье, поскольку у него нет денег, он покупает «фанфурки» в магазине «...», расположенный по <адрес>. Тогда Т одолжил ему 100 рублей и по просьбе Л высадил его возле магазина «...» <адрес> О приобретении Л антисептического средства он сообщил в МО МВД России «...», затем зашел в указанный магазин. Где находится купленный Л лосьон, он пояснить не может.
УУП МО МВД России «Батыревский» Ш в судебном заседании суду показал, что совместно с В по телефонному сообщению выехал по адресу магазина «... <адрес> а. По приезду на место происшествия Л в магазине не было. Им был составлен протокол осмотра места происшествия. Где находится купленный Л лосьон, он пояснить не может.
Выслушав привлекаемого к административной ответственности П, свидетелей инспектора ИАЗ МО МВД России «...» В, начальника ОУУП и ПДН МО МВД России «...» Т, УУП МО МВД России «...» Ш, исследовав материалы дела, судья приходит к следующему.
В соответствии со статьей 14.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях незаконная продажа товаров (иных вещей), свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством, за исключением случаев, предусмотренных частью 1 статьи 14.17.1 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения или без таковой; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения или без таковой; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения или без таковой.
Как следует из протокола об административном правонарушении от дата, индивидуальному предпринимателю П вменяется то, что дата в 12 часов 45 минут ИП «П», являясь хозяином магазина «... расположенного по адресу: <адрес>, допустил реализацию товара, свободная реализация которых запрещена или ограничена, то есть допустил реализацию косметического лосьона «антисептический», емкостью 0,99 мл, содержанием этилового спирта 75% в нарушении ст. 26 ФЗ № от дата «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничении потребления алкогольной продукции».
Статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в числе прочих обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Доказательствами по делу об административном правонарушении в соответствии со статьей 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются любые фактические данные, на основании которых устанавливаются наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
К числу доказательств по делу по административном правонарушении относится протокол об административном правонарушении.
Сведения, которые должны содержаться в протоколе об административном правонарушении, предусмотрены частью 2 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с данной нормой в протоколе об административном правонарушении указываются, в том числе событие административного правонарушения, статья названного Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение.
Все обстоятельства, относящиеся к событию административного правонарушения, подлежат выяснению и доказыванию по делу об административном правонарушении.
Согласно протоколу об административном правонарушении от дата индивидуальным предпринимателем П совершено административное правонарушение, предусмотренное статьей 14.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Объективная сторона рассматриваемого правонарушения выражается в незаконной продаже товаров (иных вещей), свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством. К незаконным действиям относятся: торговля товарами (предметами), изъятыми из гражданского оборота; продажа ограниченно оборотоспособной продукции юридическими и физическими лицами, которым эта продукция принадлежит на незаконных основаниях, или не имеющими специального разрешения (лицензии) на ее реализацию; продажа ограниченно оборотоспособной продукции юридическими и физическими лицами, имеющими специальное разрешение (лицензию), но с нарушением установленных законодательством требований и порядка реализации этой продукции.
Согласно правовой позиции, приведенной в пункте 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от дата № «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 14.2, 14.4, 14.5 и 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судьям необходимо выяснять, имеются ли в материалах дела доказательства, подтверждающие факт реализации товаров (например, акт контрольной закупки). При этом необходимо учитывать, что выставление в местах продажи (например, на прилавках, в витринах) товаров, продажа которых является незаконной, образует состав административного правонарушения при условии отсутствия явного обозначения, что эти товары не предназначены для продажи (пункт 2 статьи 494 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В качестве доказательств реализации ИП П косметического лосьона «антисептический», емкостью 0,99 мл, содержанием этилового спирта 75% при описанных выше обстоятельствах суду представлены протокол об административном правонарушении, протокол осмотра места происшествия, объяснения Л
Вместе с тем доказательств, объективно подтверждающих факт реализации ИП П косметического лосьона (кассового чека, акта контрольной закупки, и иных), материалы дела не содержат.
П в ходе производства по делу об административном правонарушении, а также в ходе судебного заседания отрицал факт реализации в магазине «Взлет» антисептических средств, не оспаривая наличие последних с целью дезинфекции рук персонала магазина.
Кроме того, в соответствии со статьей 28.2 КоАП РФ при составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе.
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.
В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия
протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
Кроме того, системный анализ положений статьи 25.1 и статьи 28.2 КоАП РФ позволяет сделать вывод о том, что должностное лицо при составлении протокола об административном правонарушении обязано известить лицо о времени и месте составления протокола в целях обеспечения ему возможности реализовать гарантии, предусмотренные статьей 28.2 КоАП РФ.
В силу части 1 статья 25.15 КоАП РФ лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.
Как следует из материалов дата должностным лицом – инспектором ИАЗ МО МВД России «...» был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 14.2 КоАП РФ в отношении индивидуального предпринимателя ИП П в его отсутствие.
В то же время, доказательства, подтверждающие надлежащее извещение П о месте и времени составления протокола об административном правонарушении, в материалах дела отсутствуют.
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
В данном случае порядок производства по делу об административном правонарушении нарушен, поскольку протокол об административном правонарушении составлен в отсутствие привлекаемого лица и в отсутствие данных о его надлежащем извещении о месте и времени составления протокола об административном правонарушении.
Таким образом, при составлении протокола об административном правонарушении допущены существенные процессуальные нарушения требований КоАП РФ. В качестве доказательства события правонарушения по данному делу, должностным лицом составлен протокол об административном правонарушении, который следует признать незаконным.
Исходя из положений статьи 28.2 и части 1, 2 ст. 26.2 КоАП РФ отсутствие в деле протокола об административном правонарушении не позволяет окончить производство по делу об административном правонарушении постановлением о назначении административного наказания, иных доказательств недостаточно для констатации виновности лица в совершении правонарушения.
Таким образом, представленные суду материалы дела об административном правонарушении не позволяют признать обоснованным вывод о реализации индивидуальным предпринимателем П в указанные выше месте и время товара, свободная реализация которых запрещена или ограничена, то есть допустил реализацию косметического лосьона «Антисептический», емкостью 0,99 мл, содержанием этилового спирта 75% в нарушении ст. 26 ФЗ № от дата «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничении потребления алкогольной продукции». А также о наличии в действиях П объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № от дата № «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса РФ об административных правонарушениях» при рассмотрении дел об административных правонарушениях, а также по жалобам на постановления или решения по делам об административных правонарушениях судья должен исходить из закрепленного в ст. 1.5 КоАП РФ принципа административной ответственности - презумпции невиновности лица, в отношении которого осуществляется производство по делу.
Реализация этого принципа заключается в том, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, вина в совершении административного правонарушения устанавливается судьями, органами, должностными лицами, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, должны толковаться в пользу этого лица.
Статьей 28.9 КоАП РФ установлено, что при наличии хотя бы одного из обстоятельств, перечисленных в ст. 24.5 КоАП РФ, орган, должностное лицо в производстве которых находится дело об административном правонарушении, выносят постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении.
На основании изложенного, судья приходит к выводу об отсутствии в действиях ИП П состава административного правонарушения, и в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ прекращает производство по делу об административном правонарушении.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 29.10 КоАП РФ, судья
постановил:
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.2 КоАП РФ в отношении индивидуального предпринимателя П прекратить на основании пункта 2 части 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием в ее действиях состава административного правонарушения.
Постановление может быть обжаловано в течение 10 суток в Верховный Суд Чувашской Республики с момента вручения копии постановления.
Председательствующий: А.Х. Шайдуллина