Дело № 2-5370/2024
УИД 35RS0010-01-2024-004950-74
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Вологда | 08 мая 2024 года |
Вологодский городской суд Вологодской области в составе:
председательствующего судьи Качаловой Н.В.,
при секретаре Бобошиной Е.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению заместителя прокурора города Вологды, действующего в интересах несовершеннолетнего ФИО1, к Департаменту здравоохранения Вологодской области возложении обязанности, взыскании денежных средств, морального вреда,
установил:
заместитель прокурора города Вологды, действуя в интересах ФИО1, обратился в суд с вышеуказанным исковым заявлением к Департаменту здравоохранения Вологодской области, в обосновании исковых требований указав, что несовершеннолетний ФИО1 установлена группа инвалидности «ребенок-инвалид» в связи с установленным диагнозом «<данные изъяты>».
В соответствии с рекомендациями ГБУЗ города Москвы «Научно практический центр специализированной медицинской помощи детям имени В.Ф. Войно-Ясенецкого Департамента здравоохранения города Москвы» от 15.01.2024 ФИО1 рекомендовано проведение <данные изъяты>.
Согласно информации Департамента здравоохранения Вологодской области 19.01.2024 БУЗ ВО «Вологодская областная клиническая больница» сформирована персонифицированная заявка на закупку лекарственных препаратов Сиролимус, Целекоксиб, Циклофосфамид.
ФИО1 был обеспечен Целекоксиб – 16.02.2024, Сиролимус – 21.02.2024, Лекарственным препаратом Циклофосфамид ФИО1 обеспечен не был.
В соответствии с выписным эпикризом БУЗ ВО «Вологодская областная детская клиническая больница № от 24.01.2024 проведение ПХТ с применением лекарственного препарата Сиролимус ФИО1 необходимо было продолжить с 25.01.2024, однако, в связи с тем, что данными препаратами несовершеннолетний обеспечен не был, родители несовершеннолетнего ФИО1 были вынуждены за счет собственных средств приобрести указанные препараты.
Ссылаясь на приведенные обстоятельства, а также на то обстоятельство, что обеспечение жизненно необходимым препаратом по жизненным показаниям в необходимом количестве и в соответствии с рекомендациями врачей возложено на Департамент здравоохранения Вологодской области за счет средств бюджета Вологодской области, истец просит суд, увеличив исковые требования в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации: возложить на Департамент здравоохранения Вологодской области обязанность обеспечить ФИО1 лекарственным препаратом Циклофосфамид в необходимом количестве за счет средств бюджета Вологодской области, Сиролимус 2 мг/м2 в необходимом количестве за счет средств бюджета Вологодской области; взыскать с ответчика денежную сумму, потраченную на приобретение лекарственного препарата Сиролимус в размере 50 000 рублей, Циклофосфамид в размере 52 754 рубля, а также компенсацию морального вреда в размере 100 000 рублей.
Протокольным определением суда от 19.04.2024 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено БУЗ ВО «Вологодская областная детская клиническая больница».
Определением суда от 08.05.2024 производство по делу в части требований о взыскании денежных средств за приобретение лекарственного препарата Сиролимус в размере 50 000 рублей прекращено, в связи с отказом истца от исковых требований в данной части требований.
В судебном заседании представитель прокуратуры г. Вологды по доверенности Дубинина С.Н. исковые требования поддержала в полном объеме, просила удовлетворить.
Законный представитель несовершеннолетнего ФИО1 – Смирнов Д.Н. в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме, просил удовлетворить.
В судебное заседание представитель ответчика Департамента здравоохранения Вологодской области, не явился извещен надлежаще, представил письменные возражения на исковое заявление, в которых просила отказать в удовлетворении исковых требований.
В судебном заседании представители третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора Департамента финансов Вологодской области по доверенности Калясина Е.А. в судебном заседании позицию ответчика поддержала, просила отказать в удовлетворении требований.
В судебном заседании представители третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, БУЗ ВО «Вологодская областная детская клиническая больница» по доверенности Клименко Е.Е. поддержала медицинское заключение, возражений по существу заявленных требований не представила.
Суд, заслушав явившихся участников процесса, заключение помощника прокурора, полагавшего исковые требования подлежащими удовлетворению, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Конституцией Российской Федерации определено, что Российская Федерация - социальное государство. В Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Каждый имеет право на жизнь (часть 1 статьи 20 Конституции Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (статья 18 Конституции Российской Федерации).
Государственная политика в интересах детей является приоритетной и основана в том числе на принципе поддержки семьи в целях обеспечения обучения, воспитания, отдыха и оздоровления детей, защиты их прав, подготовки их к полноценной жизни в обществе (абзац третий части 2 статьи 4 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»).
В целях обеспечения прав детей на охрану здоровья, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения осуществляются мероприятия по оказанию детям бесплатной медицинской помощи, предусматривающей оздоровление детей, профилактику, диагностику и лечение заболеваний, в том числе диспансерное наблюдение, медицинскую реабилитацию детей-инвалидов и детей, страдающих хроническими заболеваниями, и санаторно-курортное лечение детей (статья 10 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»).
Из приведенных норм международного права, Конституции Российской Федерации, Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» следует, что право на жизнь и охрану здоровья относится к числу общепризнанных, основных, неотчуждаемых прав и свобод человека, подлежащих государственной защите. Политика Российской Федерации как социального государства направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь человека, возможность реализации им своих прав, в том числе и на охрану здоровья. При этом приоритетной является защита права ребенка и особенно ребенка-инвалида на доступ к наиболее совершенным услугам системы здравоохранения, средствам лечения болезней и восстановления здоровья.
В развитие норм международного права и положений Конституции Российской Федерации приняты законодательные акты, регулирующие отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации.
Базовым нормативным правовым актом в указанной сфере является Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
Согласно статье 4 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, в числе которых - соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.
Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещенные законодательством Российской Федерации источники (статья 82 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
Государство признает охрану здоровья детей как одно из важнейших и необходимых условий физического и психического развития детей. Дети независимо от их семейного и социального благополучия подлежат особой охране, включая заботу об их здоровье и надлежащую правовую защиту в сфере охраны здоровья, и имеют приоритетные права при оказании медицинской помощи (части 1 и 2 статьи 7 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
Медицинская помощь, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации, организуется и оказывается: 1) в соответствии с положением об организации оказания медицинской помощи по видам медицинской помощи, которое утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти; 2) в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, утверждаемыми уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями; 3) на основе клинических рекомендаций; 4) с учетом стандартов медицинской помощи, утверждаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 1 статьи 37 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
Статьей 13 Федерального закона от 24.11.1995 № 181 -ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрено, что оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации организации оптовой торговли лекарственными средствами.
Право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы, в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи предусмотрено частью 2 статьи 19 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
Согласно пункту 1 части 3 статьи 80 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи.
Пунктом 2 части 3 статьи 80 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» предусмотрено, что при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан назначение и применение по медицинским показаниям лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, не входящих в перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека, - в случаях их замены из-за индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям по решению врачебной комиссии.
Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.2023 № 2353 (далее - Федеральная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам р медицинской помощи).
Федеральной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, в частности, установлены: перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно, и категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно, а также требования к территориальным программам в части определения порядка, условий предоставления медицинской помощи, критериев доступности и е качества медицинской помощи.
В разделе V Федеральной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи («Финансовое обеспечение Программы») предусмотрено, что за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия в соответствии с законодательством Российской Федерации отпускаются по рецептам врачей бесплатно.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» закреплены обязательства органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по обеспечению граждан Российской Федерации лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения на региональном уровне.
Этим же постановлением утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно (приложение №1).
Согласно названному перечню право на получение всех лекарственных средств по рецептам врачей бесплатно имеют дети-инвалиды в возрасте до 18 лет.
В соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающие в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании (часть 1 статьи 81 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
Из приведенных нормативных положений федерального законодательства и Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи Вологодской области в их системной взаимосвязи следует, что одним из принципов охраны здоровья граждан в Российской Федерации является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение реализации этих прав государственными гарантиями. К числу таких гарантий относятся обеспечение за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации (в данном случае за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации - Вологодской области) детей-инвалидов всеми лекарственными средствами по рецептам врачей бесплатно. Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются в том числе средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов.
Как следует из материалов дела и установлено в ходе судебногоразбирательства, Смирнов Д.Н. и ФИО2, являются отцом ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ г.р. (копия свидетельства о рождении № от 01.02.2016).
Материалами дела, установлено, что несовершеннолетний ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к категории «ребенок-инвалид». Инвалидность установлена на срок до 01 марта 2026 года.
Установлен диагноз: «<данные изъяты>».
ФИО1 15.01.2024 проконсультирован врачом нейроонкологом ГБУЗ города Москвы «Научно-практический центр специализированной медицинской помощи детям имени В.Ф. Войно-Ясенецкого Департамента здравоохранения города Москвы.
Рекомендована метрономную ПХТ через 3-4 недели от окончания последнего курса по схеме (схема МЕММАТ) непрерывно 6-12 месяцев в объеме:
-сиролимус (раппамун) 2 мг/м2/сутки перорально ежедневно длительно;
-целекоксиб 50 мг х2 раза в день перорально ежедневно длительно;
-циклофосфан (эндоксан таблетки по 50 мг) перорально но А табл. (25 мг) х2 раза в день, ежедневно 3 недели, 3 недели перерыв 9 22-42 день курса), чередовать с этопозидом.
ФИО1 находился на лечении в отделении детской онкологии, гематологии и химиотерапии БУЗ ВО «ВОДКБ:
В период е 24.01.2024г. по 24.01.2024г. начата рекомендованная мстрономная терапия (схема МЕММАИ). Продолжить с 25.01.2024г. :
-сиролимус (раппамун) 2 мг/м2/сутки перорально ежедневно длительно;
-целекоксиб 50 мг х2 раза в день перорально ежедневно длительно;
рецепты на целекоксиб, сиролимус (раппамун), циклофлефан оформить в поликлинике по месту жительства. С 14.02.2024г. планируется начать терапию циклофосфаном перорально 2,5 мг/кг/сутки (80мг/сутки).
Рецепт серия № выписан 06.02.2024г. на лекарственный препарат целекоксиб.
В период с 14.02.2024г. по 14.02.2024г. продолжена мстрономная терапия (схема МЕММАИ). Сиролимус (раппамун) 2 мг/м2/сутки, целекоксиб 100 мг/сутки перорально продолжены. С 14.02.2024г. продолжить: сиролимус (раппамун) 2 мг/м2/сутки перорально ежедневно длительно;
-целекоксиб 50 мг х2 раза в день перорально ежедневно длительно;
-циклофосфан (эндоксан таблетки по 50 мг) перорально по 1/2 табл.( 25 мг) х2 раза в день, ежедневно.
Рецепты на целскоксиб, сиролимус (рапиамун), циклофлсфан - оформить в поликлинике по месту жительства.
Рецепт серия № выписан 21.02.2024г. на лекарственный препарат Рапамуп.
В период с 19.03.2024г. по 23.03.2024г. продолжена с 20.03.2024г. мстрономная терапия (схема МЕММАИ). Сиролимус (рапиамун) 2 мг/м2/сутки, целекоксиб 100 мг/сутки перорально продолжены. С 14.02.2024г. продолжить: сиролимус (рапиамун) 2 мг/м2/сутки перорально ежедневно длительно;
- целекоксиб 50 мг х2 раза в день перорально ежедневно длительно;
Соглас предст авленным документам с 27.03.2024г. планировалось начать терапию циклофосфаном (эндоксаи таблетки по 50 мг) перорально по 1/2 табл. (2,5 мг/кг/сутки ( 80 мг/сутки)+ нтравентрикулярное введение цитозара.; рекомендовано рецепты на целекоксиб, сиролимус (рапиамун), циклофлсфан - оформить в поликлинике по месту жительства.
Рецепт серия № выписан 20.03.2024г. на лекарственный препарат Рапамуп.
Согласно постановлению Правительства Вологодской области от 26 апреля 2010 года № 458 «Об утверждении Положения о департаменте здравоохранения Вологодской области» к функциям Департамента относится организация обеспечения граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями (подпункт 2.2.2).
На Департамент здравоохранения вологодской области возложено исполнение функции- разработка и реализация Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающей в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования (пункт 2.2.4 Положения о департаменте здравоохранения вологодской области).
В рамках организации обеспечения граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями Департамент осуществляет закупку лекарственных препаратов и медицинских изделий на основании заявок, поступивших от бюджетных учреждений здравоохранения Вологодской области. Указанные заявки на закупку лекарственных препаратов и медицинских изделий должны формироваться с учетом требований действующего законодательства.
При этом закупка лекарственных препаратов и медицинских изделий осуществляется за счет средств, переданных Вологодской области в виде субвенций из федерального бюджета (часть 2 статьи 4.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи»), которые носят строго целевой характер.
В случаях, установленных законом Вологодской области от 7 декабря 1998 года № 317-03 «О лекарственном обеспечении населения Вологодской области» (далее - Закон № 317-03) лекарственное обеспечение осуществляется за счет средств областного бюджета.
Согласно статье 6.2 Федерального закона № 178-ФЗ в состав набора социальных услуг, предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 Федерального закона № 178-ФЗ, входит в том числе обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми, включенными в соответствующие перечни, лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия. Циклофосфамид включен в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, а также перечней лекарственных препаратов для медицинского применения и минимального ассортимента лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2019 года № 2406-р.
При этом закупка лекарственных препаратов и медицинских изделий осуществляется за счет средств, переданных Вологодской области в виде субвенций из федерального бюджета (часть 2 статьи 4.1 Федерального закона № 178-ФЗ).
Таким образом, согласно действующему законодательству ФИО1 должен быть обеспечен лекарственным препаратом за счет средств бюджета.
Согласно представленным в материалы дела БУЗ ВО «Вологодская областная детская клиническая больница» документам на основании заключения врачебной комиссии №, №, № от 19.01.2024 были направлены дополнительные персонифицированные заявки на закупку лекарственных препаратов; Сиролимус (рапамун) 2 мг*1 р/день на 1 полугодие 2024 года таблетки 1 мг № упаковки; Целекоксиб 50 мг*2 р/день на 1 полугодие 2024 года капсулы 100 мг № упаковок; Циклофосфан (эндоксан) 2,5 мг/кг/сут (82 мг/сут) на 1 полугодие 2024 года таблетки 50 мг № упаковок.
Вместе с тем, согласно представленным в материалы дела Департаментом здравоохранения Вологодской области сведениям, в 2024 году Департаментом лекарственный препарат Циклофосфамид не закупался.
Фармацевтическая деятельность, в том числе по хранению лекарственных препаратов в соответствии с уставом учреждения относится к полномочиям БУ СЗ ВО «Фармация». БУ СЗ ВО «Фармация ведет учет лекарственных препаратов, отпущенных населению. По информации БУ СЗ ВО «Фармация» препарат Циклофосфамид ФИО1 в 2024 году не отпускался.
На момент вынесения данного решения назначенные препараты ФИО1 получены не были.
Доказательств, опровергающих нуждаемость истца в обеспечении поименованных в иске лекарственными препаратами, Департаментом здравоохранения Вологодской области суду не представлено.
Исходя из вышеизложенного, суд приходит к выводу о наличии у ФИО1 права на бесплатное обеспечение лекарственными препаратами Сиролимус 2 мг/м2, Циклофосфамид до минования надобности по жизненным показаниям и возложении на Департамент здравоохранения Вологодской области обязанности обеспечить ФИО1 указанными лекарственными препаратами в связи с имеющейся потребностью в объеме и дозировке, рекомендованной медицинской организацией.
Далее, разрешая исковые требования в части взыскания суммы затрат на приобретение льготных лекарственных препаратов для лечения несовершеннолетнего ФИО1 в размере 52 754 рубля, суд учитывает следующее.
Согласно представленными в материалы дела медицинским документам, при имеющихся решениях врачебной комиссии, суд полагает установленным факт нуждаемости ФИО1 в лекарственных препаратах, в том числе Циклофосфамид.
Суд, разрешающий гражданское дело, не обладает медицинским познаниями для определения возможности предоставления и наличии показаний к предоставлению препарата. При наличии заключения врачебной комиссии суд не вправе вторгаться в обсуждение вопроса целесообразности назначения препарата. Вопрос о наличии жизненных показаний к применению того или иного препарата, а также вопрос наличия или отсутствия противопоказаний, как и вопрос назначения тактики лечения, в силу приведенных выше норм закона отнесен к исключительной компетенции лечащего врача и врачебной комиссии.
Согласно представленным в материалы дела документам, рецепты на лекарственные препараты в нарушение норм действующего законодательства, до настоящего момента не были обеспечены.
Законными представителями несовершеннолетнего ФИО1 было осуществлено самостоятельное приобретение лекарственного препарата Сиролимус (раппамун) 22.01.2024 на сумму 49 488 рублей, Циклофосфан (эндоксан) 07.02.2024 на сумму 3 266 рублей; общей стоимостью 52 754 рубля.
Статья 45 Конституции Российской Федерации закрепляет государственные гарантии защиты прав и свобод гражданина и человека в Российской Федерации (часть 1) и право каждого защищать свои права всеми не запрещенными законом способами (часть 2).
В силу ст. 53 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.
Среди таких способов защиты гражданских прав статья 12 Гражданского кодекса Российской Федерации называет возмещение убытков.
Статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере (пункт 1). Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода) (пункт 2).
Как установлено судом и следует из материалов дела, требования о взыскании понесенных расходов на приобретение лекарственных препаратов для несовершеннолетнего ФИО1 обусловлены тем, что неправомерное бездействие Департамента здравоохранения Вологодской области отсутствие обеспеченности ФИО1 необходимыми ему лекарственными препаратами бесплатно, что привело к необходимости самостоятельного приобретения семьей этих препаратов и их оплаты за счет средств семьи.
Статьей 38 Конституции Российской Федерации и корреспондирующими ей нормами статьи 1 Семейного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что семья, материнство, отцовство и детство в Российской Федерации находятся под защитой государства.
Таким образом, если гражданин, имеющий право на получение государственной социальной помощи в виде бесплатного обеспечения лекарственными препаратами, не был ими обеспечен своевременно и в полном объеме и данное обстоятельство привело к необходимости оплаты гражданином либо членом его семьи стоимости этих лекарственных препаратов за счет собственных средств или средств его семьи, то потраченные средства, подтвержденные документально, должны быть возмещены за счет государственного органа, не исполнившего должным образом возложенные на него задачи по организации лекарственного обеспечения населения, на основании статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации как убытки, причиненные лицу, право которого было нарушено.
Принимая во внимание медицинскую документацию, из которых усматривается необходимость непрерывного принятия назначенного препарата в соответствии с предписанным курсом, приобретение препарата за свой счет является вынужденной мерой и находится в прямой зависимости от бездействия ответчика, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований о взыскании денежных средств, потраченных на приобретение для ФИО1 лекарственых препаратов. При этом суд исходит из того, что факт не обеспечения ФИО1 необходимыми лекарственными средствами нашел свое подтверждение.
Далее, разрешая иск в части требования о взыскании компенсации морального вреда, суд учитывает следующее.
В силу пункта 1 статьи 1099 Гражданского кодекса Российской Федерации основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными главой 59 (статьи 1064 - 1101) Гражданского кодекса Российской Федерации и статьей 151 Гражданского кодекса Российской Федерации.
При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред (часть 2 статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего (пункт 2 статьи 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Исходя из разъяснений, изложенных в пункте 1, пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15.11.2022 № 33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда » Под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага или нарушающими его личные неимущественные права (например, жизнь, здоровье, достоинство личности, свободу, личную неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, честь и доброе имя, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, неприкосновенность жилища, свободу передвижения, свободу выбора места пребывания и жительства, право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, право на уважение родственных и семейных связей, право на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на использование своего имени, право на защиту от оскорбления, высказанного при формулировании оценочного мнения, право авторства, право автора на имя, другие личные неимущественные права автора результата интеллектуальной деятельности и др.) либо нарушающими имущественные права гражданина.
Исходя из приведенных нормативных положений и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации по их применению моральный вред - это нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага, перечень которых законом не ограничен. В статье 151 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплены общие правила по компенсации морального вреда без указания случаев, когда допускается такая компенсация. Поскольку возможность денежной компенсации морального вреда обусловлена посягательством на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага, само по себе отсутствие в законодательном акте прямого указания на возможность компенсации причиненных нравственных или физических страданий по конкретным правоотношениям не означает, что потерпевший не имеет права на возмещение морального вреда.
Поскольку, предусматривая в качестве способа защиты нематериальных благ компенсацию морального вреда, закон (статьи 151, 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации) устанавливает лишь общие принципы для определения размера такой компенсации, суду при разрешении спора о компенсации морального вреда необходимо в совокупности оценить конкретные незаконные действия причинителя вреда, соотнести их с тяжестью причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий и индивидуальными особенностями его личности, учесть заслуживающие внимание фактические обстоятельства дела, а также требования разумности и справедливости, соразмерности компенсации последствиям нарушения прав как основополагающие принципы, предполагающие установление судом баланса интересов сторон. При этом соответствующие мотивы о размере компенсации морального вреда должны быть приведены в судебном постановлении.
Оценив и исследовав конкретные обстоятельства дела, характер и степень нравственных и физических страданий, степень разумности и справедливости, тяжесть заболевания малолетнего ФИО1 (которому требовалось по показаниям обязательное применение препарата, что подтверждено медицинскими документами), возможность наступления отрицательных последствий и связанных с этим переживаний, факт нарушения Департаментом здравоохранения Вологодской области прав несовершеннолетнего ребенка-инвалида на получение медицинского препарата бесплатно и своевременно, длительность такого нарушения, не представление суду достаточных данных о невозможности поставки медицинского препарата, при этом, неисполнение обязанности по обеспечению лекарственным препаратом понудило истца самостоятельно приобрести данный препарат, суд определяет денежную компенсацию причиненного морального вреда с Департамента здравоохранения Вологодской области в размере 50 000 рублей.
Также при определении суммы компенсации морального вреда судом учтено, что компенсация морального вреда по смыслу ст. ст. 151, 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации не должна носить формальный характер, ее целью является реальная компенсация причиненных нравственных и физических страданий.
Руководствуясь статьями 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
обязать Департамент здравоохранения Вологодской области (ИНН 352501019) обеспечить ФИО1 (свидетельство о рождении № от 01.02.2016) лекарственными препаратами «Сиролимус», «Циклофосфан («Циклофосфамид») в необходимом количестве на срок - до отмены данных лекарственных препаратов.
Взыскать с Департамента здравоохранения Вологодской области (ИНН 3525075763) в пользу Смирнова Д. Н. (паспорт №) убытки в размере 52 754 рубля, компенсацию морального вреда в размере 50 000 рублей.
Решение суда в части обеспечения ФИО1 лекарственными препаратами подлежит немедленному исполнению
Решение может быть обжаловано в Вологодский областной суд через Вологодский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Н.В. Качалова
Мотивированное решение изготовлено 17.05.2024.