Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-5470/2022 ~ М-5899/2022 от 29.09.2022

ЛЕНИНСКИЙ РАЙОННЫЙ СУД ГОРОДА КИРОВА

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

по гражданскому делу № 2-5470/2022

(43RS0001-01-2022-008906-91)

г.Киров, ул.Спасская, д.20 30 ноября 2022 года

Ленинский районный суд г. Кирова в составе:

председательствующего судьи Шамриковой В.Н.

при секретаре судебного заседания Завариной К.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2- 5470/2022 по иску Косолапова Е. Н. к АО «ЭнергосбыТ Плюс» о признании незаконными действий, об обязании прекратить начисление платы за коммунальную услугу, произвести перерасчет, о взыскании компенсации морального вреда,

У С Т А Н О В И Л:

Косолапов Е.Н. обратился в суд с иском к АО «ЭнергосбыТ Плюс» о признании незаконными действий, об обязании прекратить начисление платы за коммунальную услугу, произвести перерасчет, о взыскании компенсации морального вреда. В обосновании иска указано, что является собственником двух квартир {Номер изъят} и {Номер изъят} в жилом доме, расположенном по адресу: {Адрес изъят}, и своевременно вносит оплату за оказываемые жилищно-коммунальные услуги. АО «ЭнергосбыТ Плюс» произвело начисление платы за коммунальную услугу по электроснабжению, предоставленную на общедомовые нужды (ОДН), по квартире {Номер изъят} ЛКД за период {Дата изъята} - {Дата изъята}, с учетом перерасчета в платежном документе за {Дата изъята}, в сумме 7426, 21 руб. С данными действиями ответчика не согласен по основаниям изложенным в иске. С учетом уточнений просит, признать действия Кировского филиала АО «ЭнергосбыТ Плюс» по начислению платы за электроэнергию на общедомовые нужды за период {Дата изъята} - {Дата изъята}, с учетом перерасчёта в платежном документе за {Дата изъята}, в сумме 7426, 21 руб. незаконными, обязать Кировский филиал АО «ЭнергосбыТ Плюс» прекратить начисление платы за коммунальную услугу по электроснабжению на общедомовые нужды в доме по адресу, {Адрес изъят}, произвести перерасчет по договору {Номер изъят} от {Дата изъята}, исключив из расчётов долг в размере 7426,21 рублей, взыскать компенсацию морального вреда в размере 30000 рублей, судебные расходы в сумме 47 000 рублей.

В судебном заседании истец Косолапов Е.Н. и его представитель Устюжанинов К.И. по устному заявлению доводы и требования, изложенные в иске, поддержали, настаивали на удовлетворении требований.

Представитель ответчика Кощлец И.В. по доверенности в судебном заседании исковые требования не признал по доводам, изложенным в возражениях.

Третье лицо Тупицына Г.Г. в судебном заседании поддержала требования истца.

Представитель третьего лица АО «Горэлектросеть» Фуфачева М.В. по доверенности поддержала позицию, изложенную в письменном отзыве, полагал требования не подлежащими удовлетворению.

В судебное заседание не явились третьи лица Кузяков А.В., Симакова А.П., Зотов А.С., Зотова М.В., о дате и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, причина неявки не известна.

Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 290 Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), ч. 1 ст. 36 Жилищного Кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.

В соответствии со ст.ст. 30, 39, 154 ЖК РФ бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, в том числе по оплате коммунальных услуг, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме, несут собственники помещений в многоквартирном доме.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание жилого помещения, в том числе плату за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме.

В силу части 9.1 статьи 156 ЖК РФ плата за содержание жилого помещения включает в себя плату за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, при условии, что конструктивные особенности многоквартирного дома предусматривают возможность потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов при содержании общего имущества, определяемую в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Начисление платы за коммунальную услугу по электроснабжению, предоставленную на общедомовые нужды, производится в соответствии с п. 44 «Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утверждённых Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (далее - Правила № 354) и определяется по формуле 10 Приложения № 2 к Правилам и не противоречит действующему законодательству.

«Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме», утвержденные постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 (далее - Правила содержания), также связывают обязанность по содержанию общего имущества, в т.ч. в части приобретения ресурсов, с самим фактом наличия общего имущества.

Согласно п. 7 Правил содержания в состав общего имущества включается внутридомовая система электроснабжения, состоящая из вводных шкафов, вводно-распределительных устройств, аппаратуры защиты, контроля и управления, коллективных (общедомовых) приборов учета электрической энергии, этажных щитков и шкафов, осветительных установок помещений общего пользования, электрических установок систем дымоудаления, систем автоматической пожарной сигнализации внутреннего противопожарного водопровода, грузовых, пассажирских и пожарных лифтов, автоматически запирающихся устройств дверей подъездов многоквартирного дома, сетей (кабелей) от внешней границы, установленной в соответствии с пунктом 8 Правил содержания, до индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета электрической энергии, а также другого электрического оборудования, расположенного на этих сетях.

Согласно ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации механическое, электрическое, санитарно-техническое и другое оборудование, находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения, является общим имуществом многоквартирного дома и находится в общей долевой собственности собственников помещений в доме. К такому оборудованию относятся инженерные коммуникации дома и общедомовые приборы учёта.

Согласно Правилам содержания общего имущества, в МКД, утверждённым Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.01.2001 № 491 (далее - Правила содержания), ОДПУ входят в состав соответствующих внутридомовых инженерных систем (холодного и горячего водоснабжения - п. 5, отопления - п. 6, электроснабжения - п. 7).

Надлежащая эксплуатация ОДПУ (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учёта и т. д.) производится УК (ТСЖ) в составе работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества МКД (пп. «к» п. 11 Правил содержания).

Действующим жилищным законодательством и законодательством об энергосбережении мероприятия по энергосбережению включены в состав работ по содержанию многоквартирного жилого дома, обязанность по установке общедомовых приборов учёта в многоквартирных домах возложена на лиц, ответственных за содержание многоквартирного дома.

Согласно части 1 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон об энергосбережении) производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.

Расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, определенных при помощи приборов учета (часть 2 статьи 13 упомянутого Федерального закона).

В силу части 5 статьи 13 Закона об энергосбережении до 1 июля 2012 года собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу указанного закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.

В силу части 12 статьи 13 Закона об энергоснабжении в случае неисполнения собственниками помещений многоквартирных домов указанной обязанности оснащение домов общедомовыми приборами учета осуществляется ресурсоснабжающими организациями или организациями, осуществляющими услуги по передаче этих ресурсов, за счет лица, не исполнившего в установленный срок обязанности по установке общедомового прибора учета.

Пункт 150 Основных положений в редакции, действовавшей на момент допуска ОДПУ в эксплуатацию: «В случае невыполнения собственником энергопринимающих устройств, в том числе собственниками многоквартирных домов, жилых домов и помещений в многоквартирных домах, объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства обязанности по их оснащению приборами учета в сроки, установленные статьей 13 Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», действия по их оснащению приборами учета обязана осуществить сетевая организаиия, объекты электросетевого хозяйства которой имеют непосредственное или опосредованное присоединение к таким энергопринимающим устройствам, объектам по производству электрической энергии (мощности), объектам электросетевого хозяйства».

В судебном заседании установлено, что Косолапов Е.Н. является собственником двух квартир {Номер изъят} и {Номер изъят}, расположенных по адресу: {Адрес изъят}.

Согласно материалам дела о информация о выбранном способе управления МКД расположенном по адресу: {Адрес изъят}, отсутствует.

В соответствии с паспортом БТИ в состав указанного дома входит 6 квартир.

Письмом {Номер изъят} от {Дата изъята} АО «Горэлектросеть» пригласило АО «ЭнергосбыТ Плюс» в лице Кировского филиала на допуск общедомовых приборов учета в эксплуатацию, включая жилой дом по адресу: {Адрес изъят} (далее - МКД) на {Дата изъята} 10-20.

{Дата изъята} Сетевой организацией были допущены в эксплуатацию следующие ОДПУ жилого дома по адресу: {Адрес изъят}:

-    тип Меркурий 200.04 {Номер изъят}; место установки - ВЩУ на опоре {Номер изъят};

-    тип Меркурий 200.04 {Номер изъят}; место установки - ВЩУ на опоре {Номер изъят}.

Письмом {Номер изъят} от {Дата изъята} АО «Горэлектросеть» сообщило АО «ЭнергосбыТ Плюс» о допуске общедомовых приборов учета указанного МКД.

Из пункта 8 Правил № 491 следует, что внешней границей сетей электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе сетей проводного радиовещания, кабельного телевидения, оптоволоконной сети, линий телефонной связи и других подобных сетей), входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного ("общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.

Таким образом, граница балансовой принадлежности, по общему правилу, устанавливается по внешней стене жилого многоквартирного дома, а граница эксплуатационной ответственности, если стороны не договорились об ином, - по границе балансовой принадлежности, и по общему правилу общедомовые приборы учета должны быть установлены на данной границе.

Вместе с тем, как указано в пункте 144 Основных положений, в случае если прибор учета, в том числе коллективный (общедомовой) прибор учета в многоквартирном доме, расположен не на границе балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка, то объем потребления (производства, передачи) электрической энергии, определенный на основании показаний такого прибора учета, в целях осуществления расчетов по договору подлежит корректировке на величину потерь.

Из Акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета от {Дата изъята} следует, что установка ОДНУ на МКД технически невозможна: «без реконструкции, кап. ремонта существующих внутридомовых инженерных систем и без создания новых внутридомовых инженерных систем».

Соглашение об ином порядке определения количества потребленной электроэнергии между Гарантирующим поставщиком и Потребителями, проживающими в МКД, не достигнуто, общедомовой прибор учета электроэнергии введен в эксплуатацию, что подтверждается представленным Актом от {Дата изъята}.

В соответствии с пунктом 153 Основных положений в редакции, действовавшей на момент допуска ОДПУ в эксплуатацию, если гарантирующий поставщик не явился для допуска к эксплуатации коллективного (общедомового) прибора учета электрической энергии в дату и время, указанные сетевой организацией в приглашении, прибор учета допускается к эксплуатации сетевой организацией.

Действующее законодательство и законодательство, действовавшее в период ввода общедомовых приборов учета для МКД, не исключает возможности установки коллективного (общедомового) прибора учета в отсутствие лица надлежащим образом извещенного о времени и месте проведения процедуры допуска прибора учета в эксплуатацию.

Письмом {Номер изъят} от {Дата изъята} АО «Горэлектросетъ» направило акты допуска ОДПУ для МКД от {Дата изъята} в адрес АО «ЭнергосбытТ Плюс».

В данном случае доступ в помещения МКД (как следует из нормы) не требовался, т.к. отсутствует техническая возможность установки ОДПУ на фасаде/стене МКД, ОДПУ устанавливался и допускался на объекте Сетевой организации.

Действующее законодательство и законодательство, действовавшее в период ввода общедомовых приборов учета тип Меркурий 200.04 № 34296593 и тип Меркурий 200.04 № 37430873 для многоквартирного жилого дома по адресу: {Адрес изъят} в эксплуатацию ({Дата изъята}), не исключает возможности установки коллективного (общедомового) прибора учета иными лицами (не собственниками помещений в МКД).

Таким образом, действия АО «Горэлектросеть» по установке и вводу в эксплуатацию ОДПУ для МКД полностью соответствуют нормам законодательства.

Для потребителей, проживающих в МКД, исполнителем коммунальных услуг является Гарантирующий поставщик - АО «ЭнергосбыТ Плюс».

При данном условии Сетевой организации было достаточно известить/пригласить АО «ЭнергосбыТ Плюс» на допуск ОДПУ в эксплуатацию, как Гарантирующего поставщика, учитывая в том числе, что расчет платы за потребленную электрическую энергию гражданам - потребителям осуществляет именно АО «ЭнергосбыТ Плюс».

ОДПУ были введены в эксплуатацию, истцом претензии или замечания по процедуре допуска ОДПУ в адрес Сетевой организации не поступало.

Из анализа указанных абзацев пункта 150 Основных положений следует, что собственник прибор учета - АО «Горэлектросеть», которое и инициировало установку и ввод ОДПУ в эксплуатацию.

В силу пункта 74 Постановления Правительства РФ № 442 от 04.05.2012 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии» осуществление надлежащего технологического присоединения объектов электроснабжения является обязательным условием при заключении соответствующего договора на поставку коммунального ресурса.

Гарантирующим поставщиком с потребителями рассматриваемого многоквартирного дома заключены лицевые счета на поставку электрической энергии, что свидетельствует о надлежащем технологическом присоединении их энергопринимающих устройств.

Нормами Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. постановлением Правительства РФ № 354 от 06.05.2011, установлена методика расчета объемов потребления коммунального ресурса на общедомовые нужды: они осуществляются на основании показаний общедомовых приборов учета, а в случае отсутствия указанного измерительного оборудования - исходя из нормативов потребления, при этом в силу норм Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" учетный способ формирования объемов потребления (то есть на основании показаний приборов учета) имеет приоритет над расчетным.

При расчете объемов потребления электрической энергии, израсходованной на общедомовые нужды в рассматриваемом жилом доме, следует использовать показания ОДНУ.

Довод истца и его представителя об отсутствии информации о площади мест общего пользования, об отсутствии мест общего пользования в многоквартирном доме, в связи с чем отсутствует общедомовое электропотребляющее оборудование, суд отклоняет.

Подпункт "а" пункта 2 «Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 в состав общего имущества включает помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме (далее - помещения общего пользования), в том числе чердаки.

Наличие общего чердачного помещения в МКД не оспаривалось в судебном заседании истцом и третьим лицом, которые пояснили, что на чердаке электричества нет.

Однако в акте проверки работы прибора учета (измерительного комплекса) АО «Горэлектросеть» от {Дата изъята} установлено наличие электрофицированного чердачного помещения, а также наличие общедомовой системы электроснабжения, что подтверждается представленными фотографиями, на которых в том числе видно наличие электрической проводки в чердачном помещении.

Согласно акту проверки АО «ЭнергосбыТ Плюс» общедомового прибора учета от {Дата изъята} в МКД отсутствует МОП, имеется общедомовая электрическая сеть, ИПУ кв.{Номер изъят} находится на опоре {Номер изъят}, ИРУ кв.{Номер изъят} находится в квартирах. Приборы учета {Номер изъят} установленные в доме, в совокупности являются коллективным общедомовым прибором учета (ОДПУ) и учитывают весь объем электроэнергии, поставленной в многоквартирный дом. ОДПУ пригоден для проверки коммерческих расчётов.

В целом установленные судом факты свидетельствуют о том, что энергопринимающие устройства потребителей рассматриваемого многоквартирного жилого дома подключены к электрическим сетям Сетевой организации через соответствующие внутридомовые сети - без их наличия осуществить подключение и оформление договорных отношений было бы невозможно.

При проведении проверки ГЖИ Кировской области не установила актуальность сведений в технической документации на многоквартирный дом, должностные лица инспекции не выезжали на место и не производили осмотр общего имущества спорного дома, в связи с чем факт отсутствия помещений и оборудования общего пользования, при использовании которого потребляется электроэнергия на общедомовые нужды ГЖИ не устанавливался.

При таких обстоятельствах изложенные в письме ГЖИ Кировской области от {Дата изъята} выводы не соответствуют фактическим обстоятельствам.

Истцом ходатайств о назначении судебной строительно-технической экспертизы заявлено не было.

При наличии установленной системы электроснабжения в МКД {Адрес изъят}, в соответствии с п. 7 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утв. постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491, должна начисляться плата за коммунальные ресурсы, используемые в целях содержания общего имущества многоквартирного дома.

При этом даже внешний визуальный осмотр практически любого жилого дома позволяет сделать однозначный вывод как о наличии мест общего пользования: чердачные помещения, коридоры, освещение этих мест, так и о наличии внутридомовой системы электроснабжения, идущей, как правило, по внешнему и внутреннему периметрам жилого дома, наличие которой свидетельствует об обоснованности взимания платы с жильцов, которая обусловлена необходимостью компенсации потерь в данной сети.

Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что МКД {Адрес изъят}, имеет места общего пользования, внутридомовую систему электроснабжения, что подтверждается актами осмотра и фотографиями, в связи с чем ответчик правомерно использовал при расчете объема подлежащей оплате электроэнергии показания ОДПУ, следовательно оснований для удовлетворении исковых требований Косолапова Е.Н. о признании незаконными действий по начислению платы за электроэнергию на общедомовые нужды за период с {Дата изъята} по {Дата изъята} с учетом перерасчета, об обязании прекратить начисление платы за коммунальную услугу по электроснабжению на общедомовые нужды в доме по адресу: {Адрес изъят} не имеется.

Поскольку основные требования оставлены судом без удовлетворения, то производные требования истца о перерасчете, взыскании компенсации морального вреда, взыскании судебных расходов также удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Косолапову Е. Н. в иске к АО «ЭнергосбыТ Плюс» о признании незаконными действий по начислению платы за электроэнергию на общедомовые нужды за период с {Дата изъята} по {Дата изъята} с учетом перерасчета, об обязании прекратить начисление платы за коммунальную услугу по электроснабжению на общедомовые нужды в доме по адресу: {Адрес изъят}, произвести перерасчет, о взыскании компенсации морального вреда, взыскании компенсации морального вреда, судебных расходов – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кировский областной суд через Ленинский районный суд г. Кирова в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья Шамрикова В.Н.

Мотивированное решение изготовлено 07.12.2022

Судья Шамрикова В.Н.

2-5470/2022 ~ М-5899/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Косолапов Евгений Николаевич
Ответчики
Кировский филиал АО "ЭнергосбыТ Плюс"
Другие
Зотов Александр Сергеевич
Тупицына Галина Георгиевна
Кузяков Анатолий Валентинович
Симакова Анна Павловна
АО "Горэлектросеть"
Зотова Мария Владимировна
ГЖИ Кировской области
Суд
Ленинский районный суд г. Кирова
Судья
Шамрикова В.Н.
Дело на странице суда
leninsky--kir.sudrf.ru
29.09.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
30.09.2022Передача материалов судье
30.09.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
30.09.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
30.09.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
01.11.2022Судебное заседание
14.11.2022Судебное заседание
28.11.2022Судебное заседание
30.11.2022Судебное заседание
07.12.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
21.12.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.12.2022Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее