Судебный акт #1 (Решение) по делу № 12-640/2023 от 14.09.2023

    РЕШЕНИЕ

01 ноября 2023 года                             г. Иркутск

Судья Кировского районного суда г. Иркутска Шатаева О.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы №12-640/2023 по жалобе Министра имущественных отношений Иркутской области Быргазовой М.А. на постановление заместителя начальника отделения – заместителя старшего судебного пристава Межрайонного отделения судебных приставов по исполнению исполнительных документов неимущественного характера ГУФССП по Иркутской области Писаренко Г.А. от ДД.ММ.ГГГГ -АП о назначении административного наказания,

УСТАНОВИЛ:

ДД.ММ.ГГГГ заместителем начальника отделения – заместителем старшего судебного пристава Межрайонного отделения судебных приставов по исполнению исполнительных документов неимущественного характера ГУФССП по Иркутской области Писаренко Г.А. вынесено постановление -АП о признании Министерства имущественных отношений Иркутской области (далее Министерство) виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.17.15 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.

Министр имущественных отношений Иркутской области Быргазова М.А., не согласившись с постановлением, обратилась с жалобой в суд, в которой просит его отменить, производство по делу прекратить. Кроме того, законный представитель юридического лица просит наряду с постановлением от ДД.ММ.ГГГГ -АП о назначении административного наказания отменить представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения от 04.09.2023 г., вынесенное заместителем начальника отделения – заместителем старшего судебного пристава Межрайонного отделения судебных приставов по исполнению исполнительных документов неимущественного характера ГУФССП по Иркутской области Писаренко Г.А., а также протокол об административном правонарушении.

Законный представитель юридического лица, его защитник в судебное заседание не явились, будучи извещенными о дне, времени и месте судебного заседания надлежащим образом, о причинах не явки суд не уведомили.

Проверив с учетом требований части 3 статьи 30.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях представленные материалы в полном объеме, проанализировав доводы жалобы, судья приходит к следующему.

В соответствии с ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после наложения административного штрафа, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до семидесяти тысяч рублей.

В силу ч. 1 ст. 105 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.

Согласно части 2 указанной статьи при неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и устанавливает новый срок для исполнения. Если для исполнения указанных требований участие должника необязательно, то судебный пристав-исполнитель организует исполнение в соответствии с правами, предоставленными ему названным законом.

Как усматривается из материалов дела, основанием для привлечения Министерства имущественных отношений Иркутской области к административной ответственности, предусмотренной названной выше нормой, послужили изложенные в протоколе об административном правонарушении, постановлении должностного лица выводы, из которых следует, что постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по исполнению ИД неимущественного характера УФССП по Иркутской области 29.07.2022 г. в отношении Министерства возбуждено исполнительное производство, при этом, в срок, установленный для добровольного исполнения, требования исполнительного документа не исполнены. Постановлением судебного пристава-исполнителя от 17 августа 2022 года с Министерства взыскан исполнительский сбор и установлен новый срок исполнения до 21.09.2022 г.

В связи с неисполнением в установленный срок требований исполнительного документа Министерство постановлением судебного пристава-исполнителя -АП от ДД.ММ.ГГГГ привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей. Решением Кировского районного суда г.Иркутска от 16.01.2023 г. постановление судебного пристава-исполнителя от 11.11.2022 г. оставлено без изменения. Решением Иркутского областного суда от 29.03.2023 г. постановление ДД.ММ.ГГГГ -АП и решение оставлены без изменения.

Постановлением судебного пристава-исполнителя от 23.05.2023 г. Министерству имущественных отношений был установлен новый срок исполнения решения суда до 30.06.2023 г.

В связи с неисполнением во вновь установленный судебным приставом-исполнителем срок содержащегося в исполнительном документе требования, постановлением судебного пристава-исполнителя -АП от ДД.ММ.ГГГГ Министерство привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Проверив с учетом требований части 3 статьи 30.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях представленные материалы в полном объеме, проанализировав доводы жалобы, судья приходит к следующему.

В соответствии со ст. 24.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

Статьей 26.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрено, что по делу об административном правонарушении подлежит выяснению виновность лица в совершении административного правонарушения.

В силу положений части 1 статьи 1.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

Данные требования закона при производстве по делу в полной мере соблюдены.

Согласно статье 12 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 118-ФЗ "О судебных приставах" (далее Федеральный закон № 118-ФЗ) в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных Федеральным законом "Об исполнительном производстве", судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.

Статьей 14 Федерального закона № 118-ФЗ предусмотрено, что законные требования судебного пристава подлежат выполнению всеми органами, организациями, должностными лицами и гражданами на территории Российской Федерации. Невыполнение законных требований судебного пристава влекут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

В силу положений статей 105, 113 Федерального закона от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения. При неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и устанавливает новый срок для исполнения. В случае нарушения законодательства Российской Федерации об исполнительном производстве виновное лицо подвергается административной или уголовной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными по делу доказательствами, которым была дана оценка на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения. Так, в силу требований статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлены наличие события административного правонарушения, виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Из материалов дела следует, что к выводу о наличии в действиях Министерства состава вмененного ему административного правонарушения, судебный пристав пришел на основании всесторонне, полно и объективно исследованных доказательств по делу, которые приведены выше, с учетом всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, мотивировав свои выводы и дав совокупности собранных по делу доказательств надлежащую правовую оценку в соответствии с правилами статьи 26.11 КоАП РФ с учетом требований частей 2 и 3 статьи 26.2 КоАП РФ. Достоверность и допустимость доказательств сомнений не вызывает.

Так, согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, высказанной в пункте 2 Постановления от 30 июля 2001 года N 13-П, защита прав и свобод человека и гражданина составляет обязанность государства, и такая защита не может быть признана действенной, если судебный акт не исполняется.

В силу части 1 статьи 6 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 года N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" вступившие в законную силу постановления федеральных судов, мировых судей и судов субъектов Российской Федерации, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Частью 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определено, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В силу части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

При решении вопроса о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения именно на него возлагается обязанность по доказыванию принятия всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм, тогда как в материалах рассматриваемого дела отсутствуют доказательства, подтверждающие тот факт, что Министерством своевременно приняты все зависящие от него необходимые и достаточные меры по исполнению решения суда общей юрисдикции, а также требований судебного пристава-исполнителя во вновь установленный после наложения штрафа срок, то есть по соблюдению правил и норм административного законодательства, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность.

Между тем, доказательств, объективно свидетельствующих о невозможности исполнения требований исполнительного документа, о наличии обстоятельств, объективно препятствующих Министерству исполнить данные требования, заявителем жалобы не представлено ни в ГУФССП по Иркутской области, ни суду.

Представленные в материалы дела телефонограмма, составленная 08.09.2022 г. по результатам телефонных разговоров между представителем Министерства имущественных отношений Иркутской области Сапожниковой Е.О. и ФИО5, содержащая сведения об отказе ФИО5 от предложенных жилых помещений, расположенных в п.Качуг, а также уведомления от 14.11.2022 г., 22.11.2022, 02.03.2023 г. с предложением жилых помещений в <адрес> не являются основанием для освобождения должника от исполнения судебного акта и не свидетельствует о мерах должника, предпринятых во исполнение решения суда от 12.04.2022 г., поскольку как следует из представленного суду исполнительного документа ФИО5 должна быть обеспечена жилым помещением, находящемся в черте г. Иркутска.

Вопреки доводов жалобы Министерства, наличие аукционной документации о подачи Министерством в 2022, 2023 году заявок на проведение электронных аукционов по купле - продажи жилых помещений в г. Иркутске, не может расцениваться как принятие достаточных и полных мер к исполнению требования судебного пристава-исполнителя именно по настоящему исполнительному производству -ИП (предоставление жилого помещения ФИО5).

Судья принимает во внимание приложенные к материалам дела копии договора найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес>, заключенный между Министерством имущественных отношений Иркутской области и гр. ФИО5; государственный контракт от 04.07.2023 г. №Ф.2023.2548 по приобретению жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>. Вместе с тем, данный договор найма жилого помещения от 15.09.2023 г., а также государственный контракт от 04.07.2023 г. не опровергают установленных судебным приставом-исполнителем обстоятельств, не влияют на существо вмененного Министерству правонарушения и на его квалификацию, поскольку действия, направленные на исполнение судебного решения по предоставлению ФИО5 жилого помещения, были совершены Министерством после истечения установленного судебным приставом-исполнителем срока, то есть после 30.06.2023 г.

Возложенная на Министерство обязанность по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений не должна ставиться в зависимость от наличия или отсутствия предложений на рынке жилья, строительных организаций, а также стоимости жилых помещений либо иных условий.

Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда РФ от 13.04.2023 г. №17-П судебный пристав-исполнитель вправе после вынесения постановления о привлечении должника к административной ответственности на основании части 1 либо части 2 статьи 17.15 КоАП Российской Федерации установить новый срок исполнения должником содержащегося в исполнительном документе требования неимущественного характера, не дожидаясь вступления в законную силу названного постановления, неисполнение которого в этот срок дает основание - при условии вступления в законную силу указанного постановления о привлечении к административной ответственности на момент возбуждения нового дела об административном правонарушении - для нового применения административной ответственности по части 2 статьи 17.15 КоАП Российской Федерации.

Учитывая вышеизложенную правовую позицию Конституционного суда РФ и принимая во внимание то обстоятельство, что на момент составления протокола об административном правонарушении в отношении Министерства по ч.2 ст.17.15 КоАП РФ (28.08.2023 г.) предыдущее постановление о привлечении Министерства к административной ответственности по ч.1 ст.17.15 КоАП РФ с наложением административного штрафа вступило в законную силу (29.03.2023 г.), с учетом не исполнения содержащихся в исполнительном документе вышеуказанных требований неимущественного характера в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании штрафа (до 30.06.2023 г.), должностное лицо правильно квалифицировал действия Министерства по ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ.

Кроме того, судья учитывает исследованную в ходе судебного заседания копию вступившего в законную силу определения Кировского районного суда г.Иркутска от 09.08.2023 г., которым Министерству имущественных отношений Иркутской области была предоставлена отсрочка исполнения решения суда от 12.04.2022 г. по гражданскому делу по иску Борзовой С.Е. к Министерству имущественных отношений Иркутской области об обязании предоставить жилое помещение – до 01.11.2023 г.

Вместе с тем, предоставленная отсрочка исполнения решения суда по данному делу не является обстоятельством, свидетельствующим об отсутствии состава административного правонарушения, поскольку отсрочка исполнения решения суда от 12.04.2022 г. была предоставлена Министерству определением суда от 09.08.2023 г. после истечения вновь установленного срока (30.06.2023 г.), при этом, на момент возбуждения дела об административном правонарушении по ч.2 ст.17.15 КоАП РФ (28.08.2023 г.) определение о предоставлении отсрочки от 09.08.2023 г. в законную силу не вступило, что согласуется с правовой позицией Верховного Суда РФ, изложенной в постановлении от 14.12.2022 г. №80-АД22-8-К6, а также позицией Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, изложенной в постановлениях от ДД.ММ.ГГГГ ; от ДД.ММ.ГГГГ .

Существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных Кодексом РФ об административных правонарушениях, препятствовавших полно и объективно рассмотреть дело, и влекущих по своим правовым последствиям отмену постановления должностного лица, по делу не допущено, доводы жалобы сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки должностного лица, а также к выражению несогласия с произведенной им оценкой обстоятельств дела и представленных по делу доказательств, оснований к переоценке указанных обстоятельств не имеется.

Административное наказание назначено должностным лицом Министерству имущественных отношений Иркутской области в пределах санкции, установленной ч. 2 ст. 17.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях, является справедливым, соответствующим административному правонарушению, назначенным в строгом соответствии с требованиями Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Исходя из изложенного, учитывая, что процедура и срок давности привлечения к административной ответственности соблюдены, административное наказание назначено Министерству имущественных отношений Иркутской области по правилам статьи 4.1 КоАП РФ и в соответствии с санкцией части 2 статьи 17.15 КоАП РФ, обстоятельств, свидетельствующих о малозначительности правонарушения, не имеется, судья приходит к выводу об отсутствии оснований для признания незаконным и отмены оспоренного постановления.

Вместе с тем, как следует из жалобы, поданной в суд, одновременно с постановлением должностного лица от ДД.ММ.ГГГГ -АП Министерством обжаловалось внесенное должностным лицом представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, от 04.09.2023 г., ставился вопрос о его отмене.

Положениями статьи 26.1 КоАП РФ установлено, что при производстве по делу об административном правонарушении подлежат выяснению причины и условия совершения административного правонарушения.

Согласно ч. 1 ст. 29.13 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, вносят в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий.

Предусмотренное данной нормой представление выносится по обстоятельствам, относящимся к нарушению требований законодательства, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность, в отношении лица, его совершившего. При этом такое представление выносится в случае выявления причин и условий, способствовавших совершению соответствующего административного правонарушения, и направлено на его устранение.

Из содержания представления от 04.09.2023 г. следует, что должник – Министерство не исполнило требования неимущественного характера, содержащиеся в исполнительном документе, в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, с указанием на необходимость Министерству принять меры по устранению выявленных нарушений, и сообщить о результатах рассмотрения представления и принятых мерах в УФССП России по Иркутской области в установленный срок.

Вместе с тем, в рассматриваемом случае внесение 04.09.2023 г. представления заместителем начальника отделения – заместителя старшего судебного пристава Межрайонного отделения судебных приставов по исполнению исполнительных документов неимущественного характера УФССП по Иркутской области Писаренко Г.А. на имя Министерства имущественных отношений Иркутской области положениям ст. 29.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не соответствует.

Так, по смыслу положений статьи 29.13 КоАП РФ основанием для внесения административным органом представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, является рассмотрение этим органом дела об административном правонарушении и установление им указанных причин и условий, то есть факторов, порождающих правонарушение либо облегчающих его совершение.

Между тем, изложенные в представлении от 04.09.2023 г. обстоятельства не относятся к причинам вменяемого Министерству административного правонарушения и условиям, способствовавшим его совершению.

Учитывая изложенное, представление заместителя начальника отделения – заместителя старшего судебного пристава Межрайонного отделения судебных приставов по исполнению исполнительных документов неимущественного характера УФССП по Иркутской области Писаренко Г.А., внесенное 04.09.2023 г. на имя Министерства имущественных отношений Иркутской области по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ, в отношении Министерства имущественных отношений Иркутской области подлежит отмене, как несоответствующее положениям ст. 29.13 КоАП РФ.

Протокол об административном правонарушении от 28.08.2023 г., являясь доказательством по делу об административном правонарушении, не подлежит самостоятельному обжалованию в порядке главы 30 КоАП РФ.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6 – 30.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья

                РЕШИЛ:

░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ -░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░., ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ – ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░ 04.09.2023 ░. ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ – ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ 10 ░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░.

░░░░░                                    ░.░. ░░░░░░░

12-640/2023

Категория:
Административные
Статус:
Оставлено без изменения
Ответчики
Министерство имущественных отношений Ио
Суд
Кировский районный суд г. Иркутска
Судья
Шатаева Оксана Юрьевна
Дело на сайте суда
kirovsky--irk.sudrf.ru
14.09.2023Материалы переданы в производство судье
18.09.2023Истребованы материалы
02.10.2023Поступили истребованные материалы
01.11.2023Судебное заседание
04.12.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
04.12.2023Дело оформлено

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее