Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-4171/2023 ~ М-3025/2023 от 19.05.2023

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

4 октября 2023 г. г. Иркутск

    Иркутский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Суровцевой Ю.В., при секретаре Носовой А.С.,

    рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело УИД 38RS0-95 () по иску Министерства лесного комплекса .... к ФИО1 о возмещении затрат на тушение лесного пожара,

УСТАНОВИЛ:

    Министерство лесного комплекса .... обратилось в суд с исковыми требованиями к ФИО1, в обоснование которых указано, что приговором Иркутского районного суда .... от **/**/**** по делу гражданин ФИО1 признан виновным в совершении преступления, предусмотренного частью 1 статьи 261 Уголовного кодекса РФ - уничтожение или повреждение лесных насаждений и иных насаждений в результате неосторожного обращения с огнем или иными источниками повышенной опасности, если эти деяния причинили значительный ущерб. Приговор вступил в законную силу согласно отметке суда **/**/****.

Так, судом установлено, что **/**/**** не позднее 14:00 ФИО1, находясь на земельном участке по адресу ...., Иркутское лесничество, Гороховское участковое лесничество, Технический участок , квартал с кадастровым номером действуя небрежно, не предвидя возможности наступления общественно опасных последствий своих действий в виде повреждения лесных насаждений, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должен был и мог предвидеть эти последствия, допустил возгорание сухой травы, бросив на землю не затушенную сигарету.

В результате неосторожных действий гражданина ФИО1 произошло возгорание сухой травы, которое под воздействием ветра распространилось на землях лесного фонда, в ходе которого были повреждены деревья общим объемом 12 209, 37 куб. м.

Согласно пункту 3 Инструкции по определению ущерба, причиняемого лесными пожарами, утвержденной Приказом Рослесхоза от **/**/**** , суммарный ущерб от лесного пожара включает, как стоимость потерь древесины на корню в средневозрастных, приспевающих, спелых и перестойных насаждениях, так и расходы на тушение лесных пожаров.

Вступившим в законную силу приговором Иркутского районного суда .... от **/**/**** по делу установлено, что именно действия ФИО1 привели к возгоранию и неконтролируемому распространению огня в виде лесного поджара в Иркутском лесничестве, Гороховском участковом лесничестве, техническом участке .

Указанному пожару был присвоен .

Таким образом, обстоятельства причинения ущерба лесным насаждениям в результате неосторожного обращения с огнем ФИО1 считаются установленными.

Состав затрат, включаемых в расходы на тушение лесных пожаров, порядок их формирования и учета для исполнителей работ разъяснены письмом федерального агентства лесного хозяйства от **/**/**** № АС-05-54/7018 «О рекомендациях по порядку формирования и учета затрат на тушение лесных пожаров за счет субвенций из федерального бюджета, предоставляемых на осуществление органами исполнительной власти субъектов РФ переданных отдельных полномочий РФ в области лесных отношений».

Согласно разделу III Порядка, к видам расходов, финансируемых за счет субвенций, предоставляемых на осуществление органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданного полномочия по тушению лесных пожаров на землях лесного фонда, в числе прочих относится расходы на оплату труда, включая налоги и обязательные страховые взносы, начисляемые на оплату труда; материальные расходы (расходы на организацию питания лиц, работающих на тушении лесного пожара, расходы на горюче-смазочные материалы), прочие текущие расходы (оплата услуг физических и юридических лиц, привлеченных по договорам гражданско-правового характера на тушение лесных пожаров), транспортные расходы.

Кроме того, прямые затраты включают в себя стоимость материалов, затраты на эксплуатацию строительных машин и механизмов, средства на оплату труда рабочих, а также машинистов, учитываемые в стоимости эксплуатации строительных машин и механизмов.

Тушение лесного пожара в связи с его значительной площадью и интенсивностью осуществлялось силами трех различных формирований в составе ОГАУ «....» - филиалом «Региональный лесопожарный центр», Ангарским филиалом и Осинским филиалом.

Затраты, непосредственно связанные с тушением лесного пожара, составили:

1 299 043, 25 рублей - расходы филиала «Региональный лесопожарный центр» ОГАУ «....», из которых:

- оплата труда - 689 187, 37 рублей;

- налоги и обязательные платежи - 270 574, 93 рубля;

- горюче-смазочные материалы - 208 188, 95 рублей;

- запчасти - 84 311, 00 рублей;

- продукты питания - 46 781, 00 рублей.

244 769, 47 рублей - затраты Ангарского филиала ОГАУ «....», из которых:

- оплата труда - 83 091, 42 рублей;

- налоги и обязательные платежи - 32 621, 69 рублей;

- горюче-смазочные материалы - 64 465, 86 рублей;

- запчасти - 51 682, 00 рублей;

- продукты питания - 12 908, 50 рублей.

24 085, 14 рублей - расходы Осинского филиала ОГАУ «....», из которых:

- оплата труда - 14 456, 92 рублей;

- налоги и обязательные платежи - 5 675, 78 рублей;

- горюче-смазочные материалы - 2 282, 94 рублей;

- продукты питания - 1 669, 50 рублей.

Таким образом, общие затраты ОГАУ «....» составили 1 299 043, 25 + 244 769, 47 + 24 085, 14 = 1 567 897, 86 рублей.

истец просит суд:

взыскать с ФИО1 затраты на тушение лесного пожара в сумме 1 567 897, 86 рублей.

В судебное заседание представитель истца Министерства лесного комплекса .... не явился, извещен надлежащим образом о дне и месте рассмотрения дела.

Ответчик ФИО1 в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, причины неявки суду не известны. Ходатайств об отложении не заявлено.

Суд в соответствии со ст. 233 Гражданского процессуального кодекса РФ полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося ответчика, в порядке заочного производства.

При рассмотрении дела в порядке заочного производства суд ограничивается исследованием доказательств, представленных истцом.

Исследовав письменные материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований, исходя из следующего.

В соответствии с п. 1 ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Согласно положениям ст. 1082 ГК РФ удовлетворяя требование о возмещении вреда, суд в соответствии с обстоятельствами дела обязывает лицо, ответственное за причинение вреда, возместить вред в натуре (предоставить вещь того же рода и качества, исправить поврежденную вещь и т.п.) или возместить причиненные убытки (пункт 2 статьи 15).

Частью 1 статьи 77 Федерального закона от **/**/**** № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, что юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.

Согласно части 1 статьи 78 Федерального закона «Об охране окружающей среды», компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда. Определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера    вреда    окружающей    среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

Статьей 53.4 Лесного кодекса РФ предусмотрено, что тушение лесного пожара включает в себя: обследование лесного пожара с использованием наземных, авиационных или космических средств в целях уточнения вида и интенсивности лесного пожара, его границ, направления его движения, выявления возможных границ его распространения и локализации, источников противопожарного водоснабжения, подъездов к ним и к месту лесного пожара, а также других особенностей, определяющих тактику тушения лесного пожара; доставку людей и средств тушения лесных пожаров к месту тушения лесного пожара и обратно; локализацию лесного пожара; ликвидацию лесного пожара; выполнение взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесного пожара; осуществление мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесного пожара; наблюдение за локализованным лесным пожаром и его дотушивание; предотвращение возобновления лесного пожара.

В соответствии с частью 4 статьи 61 Гражданского процессуального кодекса РФ, вступившие в законную силу приговор суда по уголовному делу, иные постановления суда по этому делу и постановления суда по делу об административном правонарушении обязательны для суда, рассматривающего дело о гражданско-правовых последствиях действий лица, в отношении которого они вынесены, по вопросам, имели ли место эти действия и совершены ли они данным лицом.Министерство лесного комплекса .... входит в структуру исполнительных органов государственной власти .... (подпункт 18 пункта 4 структуры исполнительных органов государственной власти ...., определенной указом .... от **/**/**** -уг). В соответствии с подпунктом 10 пункта 9 Постановления .... от **/**/**** -пп «О министерстве лесного комплекса ....» министерство в соответствии с возложенными на него задачами в установленном порядке осуществляет на землях лесного фонда охрану лесов (в том числе осуществление мер пожарной безопасности и тушение лесных пожаров, за исключением выполнения взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесных пожаров и осуществление мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесных пожаров). Согласно пункту 11 указанного постановления министерство от имени .... выступает учредителем областных государственных учреждений. С целью выполнения возложенных функций, в том числе по исполнению обязанности по осуществлению мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров на территории .... министерством учреждено    областное государственное учреждение «....» (далее - ОГАУ «....»). Судом установлено, что приговором Иркутского районного суда .... от **/**/**** по делу , ФИО1 признан виновным в совершении преступления, предусмотренного частью 1 статьи 261 Уголовного кодекса РФ - уничтожение или повреждение лесных насаждений и иных насаждений в результате неосторожного обращения с огнем или иными источниками повышенной опасности, если эти деяния причинили значительный ущерб. Приговор вступил в законную силу согласно отметке суда **/**/****. При рассмотрении уголовного дела установлено, что **/**/**** не позднее 14:00 ФИО1, находясь на земельном участке по адресу ...., Иркутское лесничество, Гороховское участковое лесничество, Технический участок , квартал с кадастровым номером , действуя небрежно, не предвидя возможности наступления общественно опасных последствий своих действий в виде повреждения лесных насаждений, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должен был и мог предвидеть эти последствия, допустил возгорание сухой травы, бросив на землю не затушенную сигарету. В результате неосторожных действий гражданина ФИО1 произошло возгорание сухой травы, которое под воздействием ветра распространилось на землях лесного фонда, в ходе которого были повреждены деревья общим объемом 12 209, 37 куб. м. Действия ФИО1 привели к возгоранию и неконтролируемому распространению огня в виде лесного поджара в Иркутском лесничестве, Гороховском участковом лесничестве, техническом участке , квартале выделах 1-14, квартале . Указанному пожару был присвоен . Согласно пункту 3 Инструкции по определению ущерба, причиняемого лесными пожарами, утвержденной Приказом Рослесхоза от **/**/**** , суммарный ущерб от лесного пожара включает, как стоимость потерь древесины на корню в средневозрастных, приспевающих, спелых и перестойных насаждениях, так и расходы на тушение лесных пожаров. Состав затрат, включаемых в расходы на тушение лесных пожаров, порядок их формирования и учета для исполнителей работ разъяснены письмом федерального агентства лесного хозяйства от **/**/**** № АС-05-54/7018 «О рекомендациях по порядку формирования и учета затрат на тушение лесных пожаров за счет субвенций из федерального бюджета, предоставляемых на осуществление органами исполнительной власти субъектов РФ переданных отдельных полномочий РФ в области лесных отношений». Согласно разделу III Порядка, к видам расходов, финансируемых за счет субвенций, предоставляемых на осуществление органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданного полномочия по тушению лесных пожаров на землях лесного фонда, в числе прочих относится расходы на оплату труда, включая налоги и обязательные страховые взносы, начисляемые на оплату труда; материальные расходы (расходы на организацию питания лиц, работающих на тушении лесного пожара, расходы на горюче-смазочные материалы), прочие текущие расходы (оплата услуг физических и юридических лиц, привлеченных по договорам гражданско- правового характера на тушение лесных пожаров), транспортные расходы. Кроме того, прямые затраты включают в себя стоимость материалов, затраты на эксплуатацию строительных машин и механизмов, средства на оплату труда рабочих, а также машинистов, учитываемые в стоимости эксплуатации строительных машин и механизмов. На основании п. 6 ч.1 ст. 83 Лесного кодекса РФ осуществление на землях лесного фонда охраны лесов (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров, за исключением выполнения взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесных пожаров и осуществления мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесных пожаров) - это отдельное полномочие Российской Федерации в области лесных отношений, переданное органам государственной власти субъектов Российской Федерации. С целью выполнения возложенных функций, в том числе по исполнению обязанности по осуществлению мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров на территории .... министерством учреждено    областное государственное учреждение «....». Тушение лесного пожара в связи с его значительной площадью и интенсивностью осуществлялось силами трех различных формирований в составе ОГАУ «....» - филиалом «Региональный лесопожарный центр», Ангарским филиалом и Осинским филиалом. В соответствии с частью 1 статьи 8 Лесного кодекса РФ, лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Тушение лесного пожара было осуществлено ОГАУ «....» за счет средств субвенций федерального бюджета. Затраты, непосредственно связанные с тушением лесного пожара, составили: 1 299 043, 25 рублей - расходы филиала «Региональный лесопожарный центр» ОГАУ «....», из которых: - оплата труда - 689 187, 37 рублей; - налоги и обязательные платежи - 270 574, 93 рубля; - горюче-смазочные материалы - 208 188, 95 рублей; - запчасти - 84 311, 00 рублей; - продукты питания - 46 781, 00 рублей. 244 769, 47 рублей - затраты Ангарского филиала ОГАУ «....», из которых:

- оплата труда - 83 091, 42 рублей;

- налоги и обязательные платежи - 32 621, 69 рублей;

- горюче-смазочные материалы - 64 465, 86 рублей;

- запчасти - 51 682, 00 рублей;

- продукты питания - 12 908, 50 рублей.

24 085, 14 рублей - расходы Осинского филиала ОГАУ «....», из которых:

- оплата труда - 14 456, 92 рублей;

- налоги и обязательные платежи - 5 675, 78 рублей;

- горюче-смазочные материалы - 2 282, 94 рублей;

- продукты питания - 1 669, 50 рублей.

Таким образом, общие затраты ОГАУ «....» составили 1 299 043, 25 + 244 769, 47 + 24 085, 14 = 1 567 897, 86 рублей.

Оценив представленные в материалы дела доказательства, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения исковых требований о возмещении затрат на тушение лесного пожара, поскольку в результате неосторожных действий ФИО1 при обращении с огнем произошло возгорание, уничтожение и повреждение лесных насаждений, в связи с чем обязан возместить ущерб в полном объеме в соответствии с законодательством.

Согласно ч.1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.     

При указанных обстоятельствах с ответчика ФИО1 подлежит взысканию государственная пошлина в размере 60 000 руб. в доход местного бюджета.

Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

    Исковые требования Министерства лесного комплекса к ФИО1 – удовлетворить.

Взыскать с ФИО1, **/**/**** г.р., ур. .... в федеральный бюджет Российской Федерации затраты на тушение лесного пожара в сумме 1 567 897, 86 рублей.

Взыскать с ФИО1, **/**/**** г.р., ур. .... государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 60 000 руб.

Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.

Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.

Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Судья Ю.В. Суровцева

В окончательной форме решение суда изготовлено **/**/****

2-4171/2023 ~ М-3025/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Министерство лесного комплекса Иркутской области
Ответчики
Зенков Александр Владимирович
Суд
Иркутский районный суд Иркутской области
Судья
Суровцева Ю.В.
Дело на сайте суда
irkutsky--irk.sudrf.ru
19.05.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
19.05.2023Передача материалов судье
22.05.2023Запрошены идентификаторы ответчика (п.3 ч.1 ст.131 ГПК РФ)
15.06.2023Получен(ы) идентификатор(ы) ответчика
16.06.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
16.06.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
04.07.2023Подготовка дела (собеседование)
04.07.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
04.09.2023Судебное заседание
04.10.2023Судебное заседание
11.10.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
31.10.2023Отправка копии заочного решения ответчику (истцу)
14.11.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее