№2-1287/2024
03RS0003-01-2023-011696-03
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 марта 2024 года г. Уфа
Кировский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан в составе: председательствующего судьи Зайдуллина Р.Р., при секретаре Кашаповой М.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Чернышёвой Галины Михайловны к Управлению делами Главы Республики Башкортостан, Администрации Главы Республики Башкортостан, Министерству цифрового развития государственного управления Республики Башкортостан, об обязании разместить на специальную версию (функцию) для пользователей с ограничениями жизнедеятельности, включая людей с инвалидностью, временной потерей трудоспособности и пожилых людей, взыскании компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Чернышёва Г.М. обратилась в суд с исковым заявлением к Управлению делами Главы Республики Башкортостан об обязании разместить на специальную версию (функцию) для пользователей с ограничениями жизнедеятельности, включая людей с инвалидностью, временной потерей трудоспособности и пожилых людей, взыскании компенсации морального вреда.
В обоснование иска указав, что Чернышёва Г.М. является инвалидом с детства второй группы.
Чернышёва Г.М. обратилась за информацией к сайту http://www.bashkortostan.ru.
При обращении к сайту обнаружено, что у пользователей сайта отсутствует возможность масштабирования (увеличения) шрифта и элементов интерфейса официального сайта данного учреждения (версия для слабовидящих), что не соответствует требованиям Национального стандарта РФ «Интернет-ресурсы. Требования доступности для инвалидов по зрению. ГОСТ Р 52872-2012», приказа Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 12.12.2022 №931, и нарушает права пользователей с ограничениями жизнедеятельности, включая людей с инвалидностью, временной потерей трудоспособности и пожилых людей, на свободный доступ к информации.
Истец утверждает, что в результате того, что она не смогла воспользоваться функционалом сайта, ей причинен моральный вред.
Определением суда от 13 декабря 2023 года к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство цифрового развития государственного управления Республики Башкортостан.
Определением суда от 17 января 2024 года к участию в деле в качестве соответчика привлечена Администрация Главы Республики Башкортостан.
На основании изложенного, с учетом уточнения исковых требований, истец просит суд обязать ответчика в течение пяти рабочих дней с момента вступления решения суда в законную силу разместить на сайте http://www.bashkortostan.ru специальную версию (функцию) для пользователей с ограничениями жизнедеятельности, включая людей с инвалидностью, временной потерей трудоспособности и пожилых людей, соответствующую ГОСТ Р 70186-2022. Национальный стандарт Российской Федерации. Интернет-ресурсы и другая информация, представленная в электронно-цифровой форме. Инструменты разработки цифрового контента. Требования доступности для людей с инвалидностью и иных лиц с ограничениями жизнедеятельности", взыскать компенсацию морального вреда в размере 30 000 руб.
Истец Чернышёва Г.М. о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, не явился, просил рассмотреть дело в её отсутствие.
Ответчик Управление делами Главы Республики Башкортостан в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, представил отзыв, в котором просил в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.
Ответчик Администрация Главы Республики Башкортостан в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, представил отзыв, в котором просил в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.
Ответчик Министерство цифрового развития государственного управления Республики Башкортостан в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, представил отзыв, в котором просил в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.
Третьи лица Управление Роскомнадзора по Республике Башкортостан, ГКУ РБ «Информационные технологии», в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
При таком положении в соответствии с требованиями статьи 167 ГПК Российской Федерации суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив и оценив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 7 Конституции РФ Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Частью 4 статьи 29 Конституции РФ установлено, что каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.
Согласно ч. 1 ст. 9 Конвенции о правах инвалидов от 13.12.2006 г., ратифицированной Российской Федерацией Федеральным законом от 03.05.2012 г. № 46-ФЗ, чтобы наделить инвалидов возможностью вести независимый образ жизни и всесторонне участвовать во всех аспектах жизни, государства-участники принимают надлежащие меры для обеспечения инвалидам доступа наравне с другими к физическому окружению, к транспорту, к информации и связи, включая информационно-коммуникационные технологии и системы, а также к другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения, как в городских, так и в сельских районах. Эти меры, которые включают выявление и устранение препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться, в частности: на здания, дороги, транспорт и другие внутренние и внешние объекты, включая школы, жилые дома, медицинские учреждения и рабочие места; на информационные, коммуникационные и другие службы, включая электронные службы и экстренные службы.
Государства-участники принимают также надлежащие меры к тому, чтобы разрабатывать минимальные стандарты и руководящие ориентиры, предусматривающие доступность объектов и услуг, открытых или предоставляемых для населения, вводить их в действие и следить за их соблюдением; обеспечивать, чтобы частные предприятия, которые предлагают объекты и услуги, открытые или предоставляемые для населения, учитывали все аспекты доступности для инвалидов; организовывать для всех вовлеченных сторон инструктаж по проблемам доступности, с которыми сталкиваются инвалиды; оснащать здания и другие объекты, открытые для населения, знаками, выполненными азбукой Брайля и в легкочитаемой и понятной форме; предоставлять различные виды услуг помощников и посредников, в том числе проводников, чтецов и профессиональных сурдопереводчиков, для облегчения доступности зданий и других объектов, открытых для населения; развивать другие надлежащие формы оказания инвалидам помощи и поддержки, обеспечивающие им доступ к информации; поощрять доступ инвалидов к новым информационно-коммуникационным технологиям и системам, включая Интернет; поощрять проектирование, разработку, производство и распространение изначально доступных информационно-коммуникационных технологий и систем, так чтобы доступность этих технологий и систем достигалась при минимальных затратах (ч. 2 ст. 9 Конвенции о правах инвалидов).
В преамбуле к Федеральному закону от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» указано, что настоящий Федеральный закон определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
В силу ст. 2 Федерального закона от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
К числу таких гарантий относятся положения ст. 14 Федерального закона от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», закрепляющие право указанной категории граждан на обеспечение беспрепятственного доступа к необходимой информации.
Согласно ст. 3.1 вышеуказанного Федерального закона в Российской Федерации не допускается дискриминация по признаку инвалидности. Для целей настоящего Федерального закона под дискриминацией по признаку инвалидности понимается любое различие, исключение или ограничение по причине инвалидности, целью либо результатом которых является умаление или отрицание признания, реализации или осуществления наравне с другими всех гарантированных в Российской Федерации прав и свобод человека и гражданина в политической, экономической, социальной, культурной, гражданской или любой иной области.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности.
Согласно п. 1 "ГОСТ Р 70186-2022. Национальный стандарт Российской Федерации. Интернет-ресурсы и другая информация, представленная в электронно-цифровой форме. Инструменты разработки цифрового контента. Требования доступности для людей с инвалидностью и иных лиц с ограничениями жизнедеятельности" (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 23.06.2022 N 527-ст) настоящий стандарт предназначен для использования лицами, ответственными за планирование, проектирование, разработку, приобретение и оценку различного рода программного обеспечения, используемого для создания электронно-цифровой информации (цифрового контента) одновременно в человеко-ориентированной и машиночитаемой форме.
Настоящий стандарт содержит требования и рекомендации, позволяющие сделать подобное программное обеспечение, а также создаваемый им цифровой контент, доступным для авторов и конечных пользователей с ограничениями жизнедеятельности, включая людей с инвалидностью, временной потерей трудоспособности и пожилых людей. Настоящий стандарт охватывает вопросы, связанные с разработкой программного обеспечения и цифрового контента, взаимодействовать с которым указанным пользователям придется в различных условиях: на учебном или рабочем месте, дома, в общественном транспорте, на любых объектах социальной, инженерной, транспортной инфраструктуры и т.д.
Настоящий стандарт может быть использован различными лицами и организациями, перечень которых варьируется в широких пределах и охватывает создателей инструментов разработки цифрового контента, пользователей инструментов разработки (авторов), покупателей инструментов разработки.
Чтобы удовлетворить различные запросы, в настоящем стандарте предусмотрена следующая структура:
- требования к доступности в настоящем стандарте представлены в двух подразделах, каждый из которых отражает ключевой аспект доступности в отношении инструментов разработки.
Подраздел 4.1 касается доступности пользовательского интерфейса инструментов разработки для авторов с ограничениями жизнедеятельности.
Подраздел 4.2 касается механизмов, которые инструменты разработки обеспечивают всем авторам (а не только пользователям с ограничениями жизнедеятельности) для создания цифрового контента, соответствующего требованиям доступности. Оба подраздела включают в себя условия применимости, действующие в отношении всех критериев выполнения, относящихся к данному подразделу;
- принципы: в каждом подразделе содержится несколько общих принципов обеспечения доступности, которые включают в себя положения;
- положения: положения сформулированы в виде требований по обеспечению доступности инструментов разработки. Также положения выражают основные цели, к которым должны стремиться создатели инструментов разработки, чтобы сделать свои приложения более доступными как для авторов, так и для конечных пользователей с различными ограничениями жизнедеятельности. Многие положения содержат краткое пояснение того, какие результаты могут быть достигнуты, если разработчик придерживается этого положения.
Согласно п. 1 ГОСТ Р 52872-2012 «Интернет-ресурсы. Требования доступности для инвалидов по зрению», утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 29.11.2012 г. №1789-ст, настоящий стандарт распространяется на русскоязычные электронные ресурсы глобальной компьютерной сети Интернет (далее — интернет-ресурсы) и устанавливает общие требования доступности для инвалидов по зрению, использующих компьютер в качестве технического средства реабилитации.
В силу п. 3.1.1 ГОСТ Р 52872-2012 «Интернет-ресурсы. Требования доступности для инвалидов по зрению», утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 29.11.2012 г. №1789-ст, доступность интернет-ресурсов для инвалидов по зрению – это возможность полноценного доступа инвалидов по зрению ко всем компонентам электронных ресурсов сети Интернет.
Важными в контексте настоящего стандарта вспомогательными технологиями являются экранные лупы и другие визуальные вспомогательные средства для чтения, которые используют пользователи с ограничениями по зрению, восприятию, ограничениями возможностей распечатать документ, чтобы изменить шрифт, размер текста, межстрочный интервал, синхронизацию с речью и т.д., с целью улучшить удобство чтения текста, отображаемого на экране, и восприятия изображений.
В соответствии с п. 4.2 ГОСТ Р 52872-2012 «Интернет-ресурсы. Требования доступности для инвалидов по зрению» при разработке Интернет-ресурсов, доступных для инвалидов по зрению, необходимо придерживаться следующих основных принципов:
- воспринимаемость: информация и компоненты пользовательского интерфейса должны быть представлены в виде, в котором пользователи с нарушением зрения могут их воспринимать (п. 4.2.1);
- управляемость: компоненты пользовательского интерфейса и навигации должны быть управляемыми, в том числе – пользователями с нарушением зрения (п. 4.2.2);
- понятность: информация и операции пользовательского интерфейса – должны быть понятными пользователям с нарушением зрения (п. 4.2.3);
- надежность: контент должен быть надежным в той степени, которая нужна для его соответствующей интеграции широким кругом различных пользовательских прикладных программ, включая специальные технологии экранного доступа для пользователей с нарушением зрения (п. 4.2.4).
Пунктами 4.5 и 4.6 ГОСТ Р 52872-2012 «Интернет-ресурсы. Требования доступности для инвалидов по зрению» установлено, что для полноценного доступа инвалидов по зрению к интернет-ресурсам информация должна быть представлена в виде текста. Графические файлы, как правило, должны быть сопровождены текстом, поясняющим изображение, так как доступ к графическим файлам незрячему пользователю в общем случае затруднен.
Разделом 5 ГОСТ Р 52872-2012 «Интернет-ресурсы. Требования доступности для инвалидов по зрению» определены требования к компонентам интернет-ресурсов, в частности, изменение размеров текста: размер шрифта текста может быть изменен пользователем в пределах до 200% без использования вспомогательных технологий и без потери контента или функциональности (уровень AA) (п. 5.1.7.4); визуальное отображение: для визуального отображения блоков текста доступен механизм для достижения следующих характеристик (уровень AAA): цвета переднего плана и фона могут быть выбраны пользователем; ширина строки не превышает 80 символов; текст не выровнен по ширине строки (одновременно по правому и левому полям); межстрочный интервал (междустрочие) внутри абзаца не менее 1,5, а интервал между абзацами больше межстрочного минимум в 1,5 раза; размер шрифта текста может быть изменен в пределах 200 процентов без применения вспомогательных технологий таким образом, что пользователю не нужно прибегать к горизонтальной прокрутке для прочтения строки при режиме отображения страницы во весь экран; изображение текста: изображение текста используется только для украшения или в случаях, когда специфическое отображение текста имеет ключевое значение для передачи информации, например, изображение логотипа (уровень AAA) (п. 5.1.7.7).
Как следует из иска, что Чернышёва Г.М., являющаяся инвалидом с детства второй группы, обратилась за информацией к сайту http://www.bashkortostan.ru.
При обращении к сайту ею обнаружено, что у пользователей сайта отсутствует возможность масштабирования (увеличения) шрифта и элементов интерфейса официального сайта данного учреждения.
Согласно статье 1 Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» (далее - Федеральный закон № 8-ФЗ) официальный сайт - сайт в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее — сеть «Интернет»), содержащий информацию о деятельности государственного органа, органа местного самоуправления или подведомственной организации, электронный адрес которого в сети «Интернет» включает доменное имя, права на которое принадлежат государственному органу, органу местного самоуправления или подведомственной организации (далее - официальный сайт).
Требования к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, размещаемой на официальных сайтах в сети «Интернет» определены статьей 13 Федерального закона № 8-ФЗ, которая включает:
1) общую информацию о государственном органе, об органе местного самоуправления, в том числе:
а) наименование и структуру государственного органа, органа местного самоуправления, почтовый адрес, адрес электронной почты (при наличии), номера телефонов справочных служб государственного органа, органа местного самоуправления;
б) сведения о полномочиях государственного органа, органа местного самоуправления, задачах и функциях структурных подразделений указанных органов, а также перечень законов и иных нормативных правовых актов, определяющих эти полномочия, задачи и функции и др. (до подпункта «к»);
2) информацию о нормотворческой деятельности государственного органа, органа местного самоуправления;
3) информацию об участии государственного органа, органа местного самоуправления в целевых и иных программах, международном сотрудничестве, включая официальные тексты соответствующих международных договоров Российской Федерации, а также о мероприятиях, проводимых государственным органом, органом местного самоуправления, в том числе сведения об официальных визитах и о рабочих поездках руководителей и официальных делегаций государственного органа, органа местного самоуправления;
4) информацию о состоянии защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и принятых мерах по обеспечению их безопасности, о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, о приемах и способах защиты населения от них, а также иную информацию, подлежащую доведению государственным органом, органом местного самоуправления до сведения граждан и организаций в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации;
5) информацию о результатах проверок, проведенных государственным органом, его территориальными органами, органом местного самоуправления, подведомственными организациями в пределах их полномочий, а также о результатах проверок, проведенных в государственном органе, его территориальных органах, органе местного самоуправления, подведомственных организациях;
6) тексты и (или) видеозаписи официальных выступлений и заявлений руководителей и заместителей руководителей государственного органа, его территориальных органов, органа местного самоуправления;
7) статистическую информацию о деятельности государственного органа, органа местного самоуправления;
8) информацию о кадровом обеспечении государственного органа, органа местного самоуправления;
9) информацию о работе государственного органа, органа местного самоуправления с обращениями граждан (физических лиц), организаций (юридических лиц), общественных объединений, государственных органов, органов местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 1 Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов по зрению официальных сайтов государственных органов, органов местного самоуправления и подведомственных организаций в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», утвержденного приказом Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 12.12.2022 № 931 (далее — Порядок № 931), в целях обеспечения условий доступности для инвалидов по зрению федеральные государственные органы, государственные органы субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления (далее - органы государственной власти, органы местного самоуправления) и подведомственные им организации должны предусматривать наличие альтернативных текстовых версий своих официальных сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее - версия для инвалидов по зрению, официальные сайты соответственно), переход к которым должен осуществляться с главной страницы официального сайта в случае, если официальный сайт не соответствует требованиям пункта 3 настоящего Порядка.
Согласно требованиям пункта 3 Порядка № 931 для обеспечения условий доступности версия для инвалидов по зрению должна соответствовать следующим параметрам:
нетекстовая информация и нетекстовые материалы, представленные на официальных сайтах органов государственной власти, органов местного самоуправления и подведомственных им организаций, должны отображаться в версии для инвалидов по зрению в виде описания такой нетекстовой информации, за исключением нетекстовой информации и нетекстовых материалов, используемых только в целях украшения и визуального оформления официальных сайтов органов государственной власти, органов местного самоуправления и подведомственных им организаций;
графические файлы формата PDF, содержащие документы в графическом виде, представленные в разделах официальных сайтов органов государственной власти, органов местного самоуправления и подведомственных им организаций, должны отображаться в версиях для инвалидов по зрению в текстовом формате;
посетитель официальных сайтов органов государственной власти, органов местного самоуправления и подведомственных им организаций должен иметь возможность увеличения размеров текстовой информации до 200%, увеличения интервала между буквами, а также изменения шрифта и цветовой схемы.
Судом установлено, что сайт http://www.bashkortostan.ru создан в соответствии с Указом Президента Республики Башкортостан от 10.10.2007 года №УП-472 «Об Официальном информационном портале органов государственной власти Республики Башкортостан в сети Интернет», которым также утверждено Положение об Официальном информационном портале органов государственной власти Республики Башкортостан в сети Интернет.
В соответствии с пунктом 1 указанного положения, портал является официальным информационным ресурсом органов государственной власти Республики Башкортостан в сети Интернет.
По данным сервисов whois.nic.ru и whois.registry.tcinet.ru АО «Региональный Сетевой Информационный Центр» домен bashkortostan.ru зарегистрирован за Управлением делами Главы Республики Башкортостан (ИНН 0274151354).
В соответствии с приложением № 2 к Указу Главы Республики Башкортостан от 08.08.2016 № УГ-165 «О дополнительных мерах по внедрению принципов и механизмов функционирования открытого правительства в деятельность органов государственной власти Республики Башкортостан и органов местного самоуправления Республики Башкортостан, повышению эффективности функционирования в Республике Башкортостан системы "Открытая Республика"» (далее - Указ Главы РБ № УГ-165) Портал является первой компонентой системы «Открытая Республика».
Согласно приложению № 2 к Указу Главы РБ № УГ-165 структура системы «Открытая Республика» состоит из следующих компонент:
1. Компонента «Официальный информационный портал органов государственной власти Республики Башкортостан в информационно-телекоммуникационной сети Интернет» (Портал bashkortostan.ru).
2. Компонента «Единая платформа размещения официальных сайтов органов исполнительной власти Республики Башкортостан».
3. Компонента «Единая платформа размещения официальных сайтов органов местного самоуправления Республики Башкортостан».
4. Компонента размещения информации о функционировании системы «Открытая Республика» в Республике Башкортостан.
5. Компонента «Электронная приемная органов власти Республики Башкортостан».
6. Компоненты «Портал "Кадры республики"».
7. Компонента «Депутаты» и «Законопроекты».
8. Компонента «Домоуправление».
9. Компонента «Портал "Голос Республики Башкортостан"».
10. Компонента «Башкирия без помех».
11. Компоненты «Безопасная среда».
12. Компонента «Портал "Благотворительность"».
13. Компонента «Культурные коды нашего города».
14. Компонента «Открытый бюджет».
Компоненты «Единая платформа размещения официальных сайтов органов исполнительной власти Республики Башкортостан» и «Единая платформа размещения официальных сайтов органов местного самоуправления Республики Башкортостан» содержат официальные сайты органов исполнительной власти Республики Башкортостан, органов местного самоуправления Республики Башкортостан и подведомственных им организаций.
При осмотре портала установлено, что в настоящее время на портале http://www.bashkortostan.ru отсутствует возможность масштабирования (увеличения) шрифта и элементов интерфейса официального сайта данного учреждения.
Также при осмотре Портала (bashkortostan.ru) судом установлено, что Портал является информационным ресурсом субъекта Российской Федерации - Республики Башкортостан в сети Интернет, который содержит ссылки для перехода на сайты государственных органов и органов местного самоуправления Республики Башкортостан, имеющие версии для слабовидящих, со страницы: «Органы власти и организации» раздела «Справочники» портала https://www.bashkortostan.ru/thesaurus/governments/.
В том числе раздел «Справочники» Портала содержит информацию об административно-территориальном устройстве Республики Башкортостан и о перечне сведений, подлежащих представлению с использованием координат.
С главной страницы Портала доступны ссылки для перехода на сайты Главы Республики Башкортостан (https://glavarb.ru/) и Правительства Республики Башкортостан (https://pravitelstvorb.ru/), которые также имеют версии для слабовидящих.
Портал содержит ссылки для перехода на Инвестиционный портал Республики Башкортостан (https://investrb.ru/ru/), который имеет версию для слабовидящих.
При этом на Портале (bashkortostan.ru) не содержится определенная статьей 13 Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ информация о деятельности Управления делами Главы Республики Башкортостан или иного государственного органа Республики Башкортостан.
Информация о деятельности Управления делами Главы Республики Башкортостан, определенная статьей 13 Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ, содержится на официальном сайте Главы Республики Башкортостан по адресу в сети «Интернет»: https://glavarb.ru/rus/administration/workmanagement/ (имеет версию для слабовидящих);
информация о деятельности Администрации Главы Республики Башкортостан, определенная статьей 13 Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ, содержится на официальном сайте Главы Республики Башкортостан по адресу в сети «Интернет»: https://glavarb.ru/rus/administration/ (имеет версию для слабовидящих);
информация о деятельности Министерства цифрового развития государственного управления Республики Башкортостан, определенная статьей 13 Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ, содержится на его официальном сайте по адресу в сети «Интернет»: https://it.bashkortostan.ru/ (имеет версию для слабовидящих).
При этом Портал (https://www.bashkortostan.ru) содержит ссылки для перехода на официальные сайты Главы Республики Башкортостан (https://glavarb.ru), Правительства Республики Башкортостан (https://pravitelstvorb.ru/) иных государственных органов Республики Башкортостан и органов местного самоуправления Республики Башкортостан (https://www.bashkortostan.ru/thesaurus/governments/), которые имеют альтернативные текстовые версии, обеспечивающие доступность официальных сайтов в соответствии с Порядком № 931.
Официальные сайты государственных органов Республики Башкортостан и органов местного самоуправления Республики Башкортостан можно найти посредством запроса в поисковых системах в сети «Интернет».
С учетом изложенных обстоятельств суд приходит к выводу, что Портал (bashkortostan.ru) не является официальным сайтом какого-либо государственного органа Республики Башкортостан или органа местного самоуправления Республики Башкортостан.
Ссылки истца о применении к спорным правоотношениям требований "ГОСТ Р 70186-2022. Национальный стандарт Российской Федерации. Интернет-ресурсы и другая информация, представленная в электронно-цифровой форме. Инструменты разработки цифрового контента. Требования доступности для людей с инвалидностью и иных лиц с ограничениями жизнедеятельности" судом отклоняются, поскольку данный ГОСТ утвержден и введен в действие Приказом Росстандарта от 23.06.2022 N 527-ст с датой введения в действие 1 декабря 2022 года.
Материалы дела не содержат сведений о том, что после указанной даты осуществлялось проектирование, разработка, приобретение и оценка программного обеспечения для портала (bashkortostan.ru).
Как следует из письма ГКУ РБ «Информационные технологии» от 13.03.2024., в настоящее время проведены работы по формированию технического задания и направление запроса коммерческих предложений в целях формирования расчета – обоснования начальной (максимальной) цены государственного контракта на выполнение работ по развитию системы «Открытая Республика» в части установки на портале (bashkortostan.ru) версии для слабовидящих, срок заключения государственного контракта, его исполнение и проведение приемочных испытаний – 2 квартал 2024 года.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд, проанализировав положения Федерального Закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Федерального закона от 09.02.2009 N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления", Федерального закона от 29.06.2015 N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации", Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", приказа Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 12.12.2022 № 931, ГОСТ Р 70186-2022. Национальный стандарт Российской Федерации. Интернет-ресурсы и другая информация, представленная в электронно-цифровой форме. Инструменты разработки цифрового контента. Требования доступности для людей с инвалидностью и иных лиц с ограничениями жизнедеятельности", ГОСТ Р 52872-2012 «Интернет-ресурсы. Требования доступности для инвалидов по зрению», утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 29.11.2012 г. №1789-ст, исходит из того, что портал (bashkortostan.ru) является информационным ресурсом субъекта Российской Федерации - Республики Башкортостан в сети Интернет, на нем не содержится определенная статьей 13 Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ информация о деятельности какого-либо государственного органа Республики Башкортостан, портал не является официальным сайтом какого-либо государственного органа Республики Башкортостан или органа местного самоуправления Республики Башкортостан, портал содержит ссылки для перехода на сайты государственных органов и органов местного самоуправления Республики Башкортостан, имеющие версии для слабовидящих.
При этом в соответствии с требованиями ГОСТ Р 70186-2022, введённого в действие 1 декабря 2022 года, при приобретении нового программного обеспечения для функционирования портала (bashkortostan.ru) предусмотрена установка на портале версии для слабовидящих, срок заключения государственного контракта, его исполнение и проведение приемочных испытаний – 2 квартал 2024 года.
Суд также принимает во внимание, что представленные истцом справка МСЭК от 02.07.2004, выписка из ФГИС «Федеральный реестр инвалидов» о том, что ей установлена инвалидность с детства второй группы, не позволяют с достоверностью прийти к выводу о нарушении субъективных прав Чернышёвой Г.М. в рассматриваемом случае.
При таких обстоятельствах, у суда также отсутствуют основания для удовлетворения производных исковых требований Чернышёвой Г.М. о компенсации морального вреда.
Руководствуясь статьями 194-197 ГПК Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░, №, ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ http://www.bashkortostan.ru ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ (░░░░░░░) ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ 70186-2022. ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░. ░░░░░░░░-░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░-░░░░░░░░ ░░░░░. ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░. ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░", ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░, - ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 22.12.2008 ░. № 262-░░ «░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ 25.03.2024.