Дело № 2-186/2024
УИД № 34RS0006-01-2023-004370-95
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Советский районный суд города Волгограда
в составе председательствующего - исполняющего обязанности судьи Советского районного суда г. Волгограда - судьи Красноармейского районного суда г. Волгограда Джумагалиевой И.Н.,
при секретаре судебного заседания Харьковой Д.Р.,
с участием представителя истца Мишина В.Б., ответчика Мартыновой П.Н., представителя ответчика Моисеевой С.Ф., представителя ответчика Министерства обороны Российской Федерации, Военного комиссариата Волгоградской области Бондарюк А.А., представителя военного комиссариата Советского, Ворошиловского и Кировского районов г. Волгограда, представителя военного комиссариата Волгоградской области Найда С.О.,
«05» февраля 2024 года в городе Волгограде, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Мартыновой Виктории Владимировны к Мартыновой Прасковье Николаевне, Войсковой части № 08275, Военному комиссариату Волгоградской области, Министерству Обороны Российской Федерации о взыскании неосновательного обогащения,
установил:
Мартынова В.В. обратилась в суд с иском к Мартыновой П.Н., Войсковой части № 08275, Военному комиссариату Волгоградской области, Министерству Обороны Российской Федерации о взыскании суммы неосновательного обогащения. В обоснование исковых требований указала, что Мартынова В.В. - супруга Мартынова С.В., который являлся военнослужащим по контракту в зоне СВО на территории ДНР, ЛНР и Украины, погиб 22 сентября 2022 года на территории адрес.
В связи со смертью Мартынова В.В. единовременная выплата в размере 5 000 000 рублей произведена матери Мартынова В.В. – Мартыновой П.Н.
Истец считает, что выплата должна быть частично произведена в пользу супруги – Мартыновой В.В., просит суд взыскать с Мартыновой П.Н. в пользу Мартыновой В.В. неосновательное обогащение в размере 2 500 000 рублей.
Истец Мартынова В.В. в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте слушания дела извещена, доверила представление интересов Мишину В.Б.
Представитель истца Мартыновой В.В. – Мишин В.Б. в судебном заседании исковые требования доверителя поддержал, настаивал на их удовлетворении в полном объеме.
Ответчик Мартынова П.Н. в судебном заседании исковые требования не признала в полном объеме, указав, что её право возникло вследствие односторонних действий Министерства обороны Российской Федерации, денежные средства поступили на счет Мартыновой П.Н. в отсутствие ее волеизъявления, в рамках публично – правовых отношений между ней, как матерью военнослужащего и Министерством обороны Российской Федерации. Признаки неосновательного обогащения отсутствуют. Мартынова П.Н. всегда общалась со своим сыном и внуком Мартыновым Д.С., проживающим в Германии. Мартынова В.В. вместе с сыном проживала на территории ФРГ, имела немецкое гражданство и регистрацию по месту жительства. Военнослужащий Мартынов С.В. с 2001 года по день гибели в 2022 году проживал, служил и работал на территории России, в Мурманской области, ни на один день не покидая Россию, был крайне недоволен отъездом супруги с сыном, поддерживал близкие отношения с матерью, фактически сожительствовал с Морозовой М. в ее квартире, рассказывал о ней матери. Морозова М. проходила службу в должности заместителя начальника уголовного розыска, в 2021 году умерла. Таким образом, Мартынова В.В. более 21 года не проживала с Мартыновым С.В., не вела с ним общего хозяйства, супруги друг друга не поддерживали, совместных обязательств не исполняли, на похоронах Мартынова С.В. Мартынова В.В. не присутствовала. Фактически брачные отношения между Мартыновой В.В. и Мартыновым С.В. на момент гибели последнего были прекращены.
Представитель ответчика Мартыновой П.Н. – Моисеева С.Ф. в судебном заседании исковые требования не признала, просила суд в их удовлетворении отказать. Указала на то, что право Мартыновой П.Н. возникло вследствие односторонних действий Министерства обороны Российской Федерации, денежные средства поступили на счет Мартыновой П.Н. в отсутствие ее волеизъявления, в рамках публично – правовых отношений между нею, как матерью военнослужащего и Министерством обороны Российской Федерации. Признаки неосновательного обогащения отсутствуют. Мартынова П.Н. всегда общалась со своим сыном и внуком Мартыновым Д.С., проживающим в Германии. Мартынова В.В. вместе с сыном проживала на территории ФРГ, имела немецкое гражданство и регистрацию по месту жительства. Военнослужащий Мартынов С.В. с 2001 года по день гибели в 2022 году проживал, служил и работал на территории России, в Мурманской области, ни на один день не покидая Россию, был крайне недоволен отъездом супруги с сыном, поддерживал близкие отношения с матерью, фактически сожительствовал с Морозовой М. в ее квартире, рассказывал о ней матери. Морозова М. проходила службу в должности заместителя начальника уголовного розыска, в 2021 году умерла. Таким образом, Мартынова В.В. более 21 года не проживала с Мартыновым С.В., не вела с ним общего хозяйства, супруги друг друга не поддерживали, совместных обязательств не исполняли, на похоронах Мартынова С.В. Мартынова В.В. не присутствовала. Фактически брачные отношения между Мартыновой В.В. и Мартыновым С.В. на момент гибели последнего были прекращены. Искусственно создавая условия для получения социальных гарантий в России, придавая своим доводам убедительность с целью получения положительного судебного решения, Мартынова В.В. в июле 2023 года зарегистрировалась в Тверской области Российской Федерации, получила паспорт России, ИНН и СНИЛС. На момент рассмотрения настоящего гражданского дела, Мартынова В.В. имеет две постоянные регистрации: Россия, адрес, регион Grob Kreutz (Havel), ул. Hene, 12. Поскольку Мартынов С.В. во всех документах указал в качестве членов семьи лишь одну мать, именно ей было направлено извещение о гибели сына. Мартынова В.В. такое извещение получила лишь по своей просьбе в июне 2023 года.
Представитель ответчика Министерства обороны Российской Федерации Бондарюк А.А. в судебном заседании исковые требования Мартыновой В.В. не признала, просила в их удовлетворении отказать, ввиду отсутствия оснований.
Представители ответчика Военного комиссариата Волгоградской области Бондарюк А.А. и Найда С.О. в судебном заседании исковые требования не признали, просили суд отказать в их удовлетворении, ввиду необоснованности.
Представитель ответчика войсковой части 08275 в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте слушания дела извещен, причин неявки суду не сообщил.
Представитель третьего лица Военного комиссариата Советского, Ворошиловского и Кировского районов Волгограда в судебном заседании исковые требования не признал, просил суд отказать в их удовлетворении, ввиду необоснованности.
Третье лицо ВрИО начальника штаба воинской части 08275 гвардии подполковник Меновщиков О. в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте слушания дела извещен, причин неявки суду не сообщил.
Представитель Прокурора Советского района г. Волгограда в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте слушания дела извещен, ходатайствовал об исключении Прокуратуры Советского района г. Волгограда из числа лиц, участвующих в деле.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований, по следующим основаниям.
В соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 8 ГК РФ, гражданские права и обязанности возникают, в том числе вследствие неосновательного обогащения.
В соответствии со статьей 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 данного кодекса (пункт 1).
Правила, предусмотренные настоящей главой, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.
Лицо, неосновательно временно пользовавшееся чужим имуществом без намерения его приобрести чужими услугами, должно возместить потерпевшему то, что оно сберегло вследствие такого пользования, по цене, существенный во время, когда закончилось пользование, и в том месте, где оно происходило (п.2 ст.1105 ГК РФ).
Указанная норма материального права дает определение понятия неосновательного обогащения и устанавливает условия его возникновения.
Так, обязательства из неосновательного обогащения возникают при наличии трех обязательных условий: имеет место приобретение или сбережение имущества; приобретение или сбережение имущества произведено за счет другого лица; приобретение или сбережение имущества не основано ни на законе, ни на сделке, т.е. происходит неосновательно.
Согласно статье 55 (часть 1) Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.
Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов.
В силу статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом (часть 1).
Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались (часть 2).
Доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле. Суд вправе предложить им представить дополнительные доказательства. В случае, если представление необходимых доказательств для этих лиц затруднительно, суд по их ходатайству оказывает содействие в собирании и истребовании доказательств (часть 1 статьи 57 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Бремя доказывания наличия обстоятельств, предусмотренных п. 1 ст. 1102 ГК РФ, возлагается на истца.
Для установления факта неосновательного обогащения необходимо отсутствие у ответчика оснований (юридических фактов), дающих ему право на получение денежных средств, а значимыми для дела являются обстоятельства: в связи с чем, и на каком основании истец вносил денежные средства на счет ответчика, в счет какого обязательства перед ответчиком. При этом для состава неосновательного обогащения необходимо доказать наличие возмездных отношений между ответчиком и истцом, так как не всякое обогащение одного лица за счет другого порождает у потерпевшего лица право требовать его возврата - такое право может возникнуть лишь при наличии особых условий, квалифицирующих обогащение как неправомерное.
В судебном заседании установлено, что Мартынов С.В. родился дата, его родителями являются Мартынов В.Ф. и Мартынова П.Н., что подтверждается копией свидетельства о рождении от дата.
Отец Мартынова С.В. – Мартынов В.Ф. умер дата, что подтверждается копией свидетельства о смерти от дата.
С дата Мартынова В.В. состоит в браке с Мартыновым С.В., что подтверждается копией свидетельства о браке от дата, записью акта о заключении брака номер от дата.
От совместной жизни Мартынова С.В., Мартынов В.В. имеют сына Мартынова Д.С., дата года рождения, что подтверждается запись акта о рождении номер от дата.
Из копии свидетельства о смерти от дата, записи акта о смерти от дата, справкой о смерти С-02336 от дата, извещения военного комиссариата Советского, Ворошиловского и адресов адрес от дата на имя Мартыновой П.Н. следует, что Мартынов С.В. погиб дата на территории адрес в адрес. Смерть наступила в период прохождения действительной военной службы, связана с исполнением обязанностей военной службы.
Согласно извещению военного комиссариата Советского, Ворошиловского и адресов адрес от дата на имя Мартыновой В.В. следует, что Мартынов С.В. погиб дата на территории адрес в адрес. Смерть наступила в период прохождения действительной военной службы, связана с исполнением обязанностей военной службы.
дата Мартынова П.Н. войсковой частью 08275 извещена о выплате единовременного поощрения в размере пяти окладов денежного содержания в равных долях, как удостоенному государственной награды, в соответствии с приказом командира войсковой части 08275 от дата номер.
Согласно выписке из приказа командира войсковой части 08275 от дата, номер, выписке из приказа командира войсковой части 08275 от дата номер, сообщению войсковой части 08275 от дата, дата, в соответствии с приказом командира войсковой части 08275 от дата номер и с приказом командира войсковой части 08275 от дата номер членам семьи Мартынова С.В. матери Мартыновой П.Н. произведена единовременная выплата в полном объеме, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от дата номер. На основании приказа командира войсковой части 08275 от дата2 года номер в равных долях Мартыновой П.Н. выплачено денежное довольствие и иные выплаты, которые не были получены военнослужащим ко дню его гибели (смерти). Информация о супруге Мартынова С.В. – Мартыновой В.В. отсутствует, дополнительной информации об имеющихся членах семьи не предоставлялось.
Согласно выписке из приказа командира войсковой части 08275 номер от дата Мартынов С.В. зачислен в списки личного состава воинской части 08275, ему назначено подъемное пособие, премия. Семейное положение указано - «холост».
Выпиской из личного дела, копией учетного дела семьи военнослужащего, погибшего (умершего) при исполнении обязанностей военной службы подтверждается, что Мартынов С.В. сообщил о составе семьи: мать Мартынова П.Н.
Мартынов С.В. посмертно награжден орденом мужества к Указу Президента Российской Федерации от дата номерсс, выплата денежного содержания, произведена матери Мартыновой П.Н., на основании приказа от дата номер.
Согласно выписке из приказа командира 200 отдельной мотострелковой бригады от дата номердсп, справке администрации Волгограда от дата номер, Ф.И.О.6 с дата исключен из списков личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации в связи со смертью, похоронен дата на Новом Ворошиловском кладбище Волгограда, членом его семьи указана мать Мартынова П.Н.
дата Мартынов С.В. оформил нотариальное согласие на выезд сына Мартынова Д.С. с супругой Мартыновой В.В. в Германию на постоянное место жительства.
Копиями паспортов Мартыновой В.В., Мартынова Д.С. подтверждается наличие у них гражданства Германии.
Представитель Мартыновой В.В. в судебном заседании подтвердил наличие у Мартыновой В.В. гражданства Германии и факт её проживания в Германии с 2003 по 2023 годы.
Как следует из материалов настоящего гражданского дела, на момент рассмотрения настоящего гражданского дела, Ф.И.О.1 имеет две постоянные регистрации: Россия, адрес, регион Grob Kreutz (Havel), ул. Hene, 12.
В судебном заседании допрошен свидетель Тумов А.А.
Свидетель Тумов А.А. суду показал, что Мартынов С.В. является его родным братом, а истец Мартынова В.В. бывшая супруга брата, со слов Мартынова С.В. ему известно о том, что с Мартыновой В.В. они жестко расстались, она бросила его и уехала жить в Германию в 2003 году, а он остался служить в Мурманской области. В Мурманской области Мартынов С.В. сожительствовал с Морозовой М., которая в 2021 году умерла от ковида. Брачные отношения с Мартыновой В.В. его брат не поддерживал, вообще не общался с ней на протяжении 20-ти лет. О смерти супруга Мартынова В.В. узнала лишь в феврале 2023 года.
Суд принимает показания свидетеля в качестве доказательства по делу, поскольку они последовательны, согласуются с материалами дела. Оснований не доверять показаниям свидетеля суд не усматривает.
Разрешая исковые требования, суд учитывает, что Российская Федерация - это социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
В Российской Федерации охраняется труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7 Конституции Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 статьи 969 Гражданского кодекса Российской Федерации в целях обеспечения социальных интересов граждан и интересов государства законом может быть установлено обязательное государственное страхование жизни, здоровья и имущества государственных служащих определённых категорий.
Обязательное государственное страхование осуществляется за счёт средств, выделяемых на эти цели из соответствующего бюджета министерствам и иным федеральным органам исполнительной власти (страхователям). Обязательное государственное страхование осуществляется непосредственно на основании законов и иных правовых актов о таком страховании указанными в этих актах государственными страховыми или иными государственными организациями (страховщиками) либо на основании договоров страхования, заключаемых в соответствии с этими актами страховщиками и страхователями (пункт 2 статьи 969 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 2 статьи 1 Федерального закона от дата № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» военнослужащие обладают правами и свободами человека и гражданина с некоторыми ограничениями, установленными названным федеральным законом, федеральными конституционными законами и федеральными законами. На военнослужащих возлагаются обязанности по подготовке к вооружённой защите и вооружённая защита Российской Федерации, которые связаны с необходимостью беспрекословного выполнения поставленных задач в любых условиях, в том числе с риском для жизни. В связи с особым характером обязанностей, возложенных на военнослужащих, им предоставляются социальные гарантии и компенсации.
Военнослужащие и граждане, призванные на военные сборы, подлежат обязательному государственному личному страхованию за счёт средств федерального бюджета. Основания, условия и порядок обязательного государственного личного страхования указанных военнослужащих и граждан устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 1 статьи 18 Федерального закона от дата № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»).
Условия и порядок осуществления обязательного государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих и иных приравненных к ним лиц определены в Федеральном законе от дата № 52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации, сотрудников органов принудительного исполнения Российской Федерации».
В силу положений статьи 1 Федерального закона от дата № 52-ФЗ к застрахованным лицам по обязательному государственному страхованию относятся в том числе военнослужащие, за исключением военнослужащих, военная служба по контракту которым в соответствии с законодательством Российской Федерации приостановлена.
Выгодоприобретателями по обязательному государственному страхованию являются застрахованные лица, а в случае гибели (смерти) застрахованного лица, в частности, родители (усыновители) застрахованного лица (абзацы первый, третий пункта 3 статьи 2 Федерального закона от дата № 52-ФЗ).
В статье 4 Федерального закона от дата № 52-ФЗ названы страховые случаи при осуществлении обязательного государственного страхования, среди которых гибель (смерть) застрахованного лица в период прохождения военной службы, службы, военных сборов.
В статье 5 Федерального закона от дата № 52-ФЗ определены страховые суммы, выплачиваемые выгодоприобретателям, размер которых ежегодно увеличивается (индексируется) с учётом уровня инфляции в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Решение об увеличении (индексации) указанных страховых сумм принимается Правительством Российской Федерации. Указанные страховые суммы выплачиваются в размерах, установленных на день выплаты страховой суммы (абзац девятый пункта 2 статьи 5 Федерального закона от дата № 52-ФЗ).
Так, согласно абзацу второму пункта 2 статьи 5 Федерального закона от дата № 52-ФЗ в случае гибели (смерти) застрахованного лица в период прохождения военной службы, службы или военных сборов либо до истечения одного года после увольнения с военной службы, со службы, после отчисления с военных сборов или окончания военных сборов вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, службы или военных сборов, страховая сумма выплачивается в размере 2 000 000 руб. выгодоприобретателям в равных долях.
Федеральным законом от дата № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» также установлены отдельные виды выплат в случае гибели (смерти) военнослужащих - единовременное пособие и ежемесячная денежная компенсация, размеры которых подлежат ежегодному увеличению (индексации) с учётом уровня инфляции (потребительских цен) в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Решение об увеличении (индексации) указанных пособий принимается Правительством Российской Федерации (часть 16 статьи 3 Федерального закона от дата № 306-ФЗ).
В случае гибели (смерти) военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, наступившей при исполнении им обязанностей военной службы, либо его смерти, наступившей вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных им при исполнении обязанностей военной службы, до истечения одного года со дня увольнения с военной службы (отчисления с военных сборов или окончания военных сборов), членам семьи погибшего (умершего) военнослужащего или гражданина, проходившего военные сборы, выплачивается в равных долях единовременное пособие в размере 3 000 000 рублей (часть 8 статьи 3 Федерального закона от дата № 306-ФЗ).
В соответствии с положениями части 9 статьи 3 Федерального закона от дата № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» в случае гибели (смерти) военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, наступившей при исполнении им обязанностей военной службы, либо смерти, наступившей вследствие военной травмы, каждому члену его семьи выплачивается ежемесячная денежная компенсация.
Пунктом 2 части 11 статьи 3 Федерального закона от дата № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» к членам семьи военнослужащего, гражданина, призванного на военные сборы, или инвалида вследствие военной травмы, имеющим право на получение единовременного пособия, предусмотренного частью 8 данной статьи, и ежемесячной денежной компенсации, установленной частями 9 и 10 этой же статьи, независимо от нахождения на иждивении погибшего (умершего, пропавшего без вести) кормильца или трудоспособности отнесены родители военнослужащего, гражданина, призванного на военные сборы, или инвалида вследствие военной травмы.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, военная служба представляет собой особый вид государственной службы, непосредственно связанной с обеспечением обороны страны и безопасности государства и, следовательно, осуществляемой в публичных интересах; лица, несущие такого рода службу, выполняют конституционно значимые функции: военнослужащий принимает на себя бремя неукоснительно, в режиме жёсткой военной дисциплины исполнять обязанности военной службы, которые предполагают необходимость выполнения поставленных задач в любых условиях, в том числе сопряжённых со значительным риском для жизни и здоровья.
Этим определяется особый правовой статус военнослужащих, проходящих военную службу как по призыву, так и в добровольном порядке по контракту, содержание и характер обязанностей государства по отношению к ним и их обязанностей по отношению к государству, что - в силу Конституции Российской Федерации, в частности её статей 2, 7, 39 (части 1 и 2), 41 (часть 1), 45 (часть 1), 59 (части 1 и 2) и 71 (пункты «в», «м»), - обязывает государство гарантировать им материальное обеспечение и компенсации в случае причинения вреда их жизни или здоровью в период прохождения военной службы (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от дата номер-П, от дата номер-П, от дата номер-П, от дата номер-П, от дата номер-П, от дата номер-П).
В случае гибели военнослужащего при исполнении воинского долга или смерти вследствие ранения, травмы, контузии, полученных при исполнении обязанностей военной службы, Российская Федерация как социальное государство принимает на себя обязательства по оказанию социальной поддержки членам его семьи, исходя из того, что их правовой статус производен от правового статуса самого военнослужащего и обусловлен спецификой его служебной деятельности.
Публично-правовой механизм возмещения вреда, причинённого гибелью (смертью) военнослужащего, наступившей при исполнении им обязанностей военной службы, в том числе по призыву, членам его семьи в настоящее время включает в себя, в частности, их пенсионное обеспечение в виде пенсии по случаю потери кормильца, назначаемой и выплачиваемой в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации (пункт 1 статьи 25 Федерального закона от дата № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих), страховое обеспечение по государственному страхованию жизни и здоровья военнослужащих (пункт 3 статьи 2, статья 4 и пункт 2 статьи 5 Федерального закона от дата № 52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации, сотрудников органов принудительного исполнения Российской Федерации») и такие меры социальной поддержки, как единовременное пособие и ежемесячная денежная компенсация, предусмотренные частями 8-10 статьи 3 Федерального закона от дата № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат».
При определении круга членов семьи погибшего (умершего) военнослужащего, имеющих право на названные выплаты, федеральный законодатель, действуя в рамках своих дискреционных полномочий, исходил, в частности, из целевого назначения данных выплат, заключающегося в восполнении материальных потерь, связанных с утратой возможности для этих лиц как членов семьи военнослужащего получать от него, в том числе в будущем, соответствующее содержание.
Таким образом, установленная федеральным законодателем система социальной защиты членов семей военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, направлена на максимально полную компенсацию связанных с их гибелью материальных потерь.
Такое правовое регулирование, гарантирующее родителям военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, названные выплаты, имеет целью не только восполнить связанные с этим материальные потери, но и выразить от имени государства признательность гражданам, вырастившим и воспитавшим достойных членов общества - защитников Отечества (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от дата номер-П, от дата номер-П).
Указом Президента Российской Федерации от дата номер установлены дополнительные социальные гарантии военнослужащим, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации, и членам их семей.
В соответствии с подпунктом «а» пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от дата номер в случае гибели (смерти) военнослужащих, лиц, проходящих службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющих специальное звание полиции, принимавших участие в специальной военной операции на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики и Украины, военнослужащих, выполнявших специальные задачи на территории Сирийской Арабской Республики, либо смерти указанных военнослужащих и лиц до истечения одного года со дня их увольнения с военной службы (службы), наступившей вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных ими при исполнении обязанностей военной службы (службы), членам их семей осуществляется единовременная выплата в размере 5 млн. рублей в равных долях. При этом учитывается единовременная выплата, осуществлённая в соответствии с подпунктом «б» этого пункта. Категории членов семей определяются в соответствии с частью 1.2 статьи 12 Федерального закона от дата № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и частью 11 статьи 3 Федерального закона от дата № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат».
Получение единовременных выплат, установленных данным указом, не учитывается при определении права на получение иных выплат и при предоставлении мер социальной поддержки, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (пункт 2 Указа Президента Российской Федерации от дата номер).
Из приведённых нормативных положений и правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации следует, что законодатель, гарантируя военнослужащим, выполняющим конституционно значимые функции, связанные с обеспечением обороны страны и безопасности государства, общественного порядка, законности, прав и свобод граждан, а также принимавшим участие в специальной военной операции на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики и Украины, материальное обеспечение и компенсации в случае причинения вреда их жизни или здоровью, установил и систему мер социальной поддержки членам семьи военнослужащих, погибших (умерших) при исполнении обязанностей военной службы. К числу таких мер относятся страховое обеспечение по государственному страхованию жизни и здоровья военнослужащих, единовременная выплата, единовременное пособие, ежемесячная компенсация, которые подлежат выплате в том числе родителям военнослужащего в случае его гибели (смерти) при исполнении обязанностей военной службы. Цель названных выплат - компенсировать лицам, в настоящем случае родителям, которые длительное время надлежащим образом воспитывали военнослужащего, содержали его до совершеннолетия и вырастили достойного защитника Отечества, нравственные и материальные потери, связанные с его гибелью при выполнении обязанностей военной службы, осуществляемой в публичных интересах.
Исходя из целей названных выплат, а также принципов равенства, справедливости и соразмерности, принципа недопустимости злоупотребления правом как общеправового принципа, выступающих в том числе критериями прав, приобретаемых на основании закона, указанный в нормативных правовых актах, в данном случае в статье 5 Федерального закона от дата № 52-ФЗ, статье 3 Федерального закона от дата № 306-ФЗ, подпункте «а» пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от дата номер, круг лиц, имеющих право на получение мер социальной поддержки в случае гибели (смерти) военнослужащего при исполнении обязанностей военной службы, среди которых родители такого военнослужащего, не исключает различий в их фактическом положении и учёта при определении наличия у родителей погибшего военнослужащего права на меры социальной поддержки в связи с его гибелью (смертью) их действий по воспитанию, физическому, умственному, духовному, нравственному, социальному развитию и материальному содержанию такого лица и имеющихся между ними фактических родственных и семейных связей.
Статьёй 38 Конституции Российской Федерации и корреспондирующими ей нормами статьи 1 Семейного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что семья, материнство, отцовство и детство в Российской Федерации находятся под защитой государства.
Семейное законодательство исходит из необходимости укрепления семьи, построения семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности перед семьёй всех её членов, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи, обеспечения беспрепятственного осуществления членами семьи своих прав, возможности судебной защиты этих прав (пункт 1 статьи 1 Семейного кодекса Российской Федерации).
Из приведённых положений семейного законодательства следует, что семейная жизнь предполагает наличие тесной эмоциональной связи между её членами, в том числе между супругами, взаимную поддержку и помощь членов семьи, ответственность перед семьёй всех её членов.
Права и обязанности супругов возникают со дня государственной регистрации заключения брака, в частности, в органах ЗАГС или МФЦ (при наличии соответствующих полномочий) (п. 2 ст. 10 СК РФ; п. п. 2.3, 3 ст. 4 Закона от дата № 143-ФЗ).
По общему правилу под прекращением семейных отношений между супругами понимается расторжение брака в органах ЗАГС или МФЦ (при наличии соответствующих полномочий) либо в судебном порядке, а также признание судом брака недействительным.
Нередко возникают ситуации, когда семейные отношения между супругами фактически прекращены (например, когда супруги не расторгают брак, но при этом живут раздельно и (или) прекратили вести совместное хозяйство).
Суд, в соответствии с ч.ч. 1-4 ст. 67 ГПК РФ, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, приходит к выводу о том, что несмотря на то, что Мартынова В.В. и Мартынов С.В. на момент гибели последнего находились в браке, фактически брачные отношения между супругами были прекращены более 20 лет назад.
С 2003 года Мартынова В.В. вместе с сыном Мартыновым Д.С. постоянно проживали в Германии, имея гражданство Германии.
Мартынова В.В. с Мартыновым С.В. взаимоотношений не поддерживала, совместное хозяйство не вела, супруги утратили чувства взаимной любви и уважения (плохо расстались), взаимопомощи и ответственности перед семьёй (в течение 20 лет супруги не общались), о чем суду представлены достоверные доказательства.
Мартынов С.В. проживал в Мурманской области на протяжении 15 лет совместно с Морозовой М., умершей в 2021 году.
Мартынов С.В. поддерживал близкие отношения с матерью Мартыновой П.Н., при оформлении документов по службе в качестве члена своей семьи указывал только мать Мартынову П.Н., свое семейное положение как «холост».
Кроме того, право Мартыновой П.Н. возникло вследствие односторонних действий Министерства обороны Российской Федерации, денежные средства поступили на счет Мартыновой П.Н. в отсутствие ее волеизъявления, в рамках публично – правовых отношений между ней, как матерью военнослужащего и Министерством обороны Российской Федерации, следовательно, признаки неосновательного обогащения отсутствуют.
При таких обстоятельствах, суд не усматривает оснований к удовлетворению исковых требований Мартыновой В.В.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Отказать в удовлетворении исковых требований Мартыновой Виктории Владимировны к Мартыновой Прасковье Николаевне, Войсковой части № 08275, Военному комиссариату Волгоградской области, Министерству Обороны Российской Федерации о взыскании суммы неосновательного обогащения.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд через Советский районный суд г. Волгограда в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий: И.Н.Джумагалиева
Мотивированное решение составлено 09 февраля 2024 года.
Председательствующий: И.Н.Джумагалиева