УИД 62RS0027-01-2024-000236-30 №2-276/2024
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
р.п. Старожилово 08 августа 2024 года
Старожиловский районный суд Рязанской области в составе:
председательствующего судьи Евдокимова А.В.,
при секретаре Монаховой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению прокурора Старожиловского района в интересах неопределенного круга лиц к МБДОУ Хрущевский детский сад «Ягодка» муниципального образования - Старожиловский муниципальный район Рязанской области о понуждении к совершению действий по соблюдению законодательства в сфере социальной защиты инвалидов и законодательства об образовании,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Старожиловского района обратился в суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к МБДОУ Хрущевский детский сад «Ягодка» МО - Старожиловский муниципальный район о понуждении к совершению действий по соблюдению законодательства в сфере социальной защиты инвалидов и законодательства об образовании, мотивировав следующими основаниями.
Прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства в сфере социальной защиты инвалидов и законодательства об образовании в МБДОУ Хрущевский детский сад «Ягодка» МО – Старожиловский муниципальный район осуществляющей образовательную деятельность на территории Старожиловского района. Проверкой установлено, что в 2023 году образовательным учреждением разработан и утвержден Паспорт доступности объекта и предоставляемых на нем услуг в сфере образования.
Однако, в нарушение действующего законодательства МБДОУ Истьинский детский сад «Колобок» не разработаны и не утверждены планы мероприятий ("дорожные карты") по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг в соответствии с Правилами разработки федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления мероприятий по повышению значений показателей доступности для инвалидов и услуг в установленных сферах деятельности, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июня 2015 г. № 599.
В целях устранения выявленных нарушений, 29 марта 2024 года заведующему МБДОУ Хрущевский детский сад «Ягодка» внесено представление, по результатам рассмотрения которого дан ответ №08 от 09.04.2024, согласно которому образовательным учреждением приняты меры по устранению выявленных нарушений.
Повторно проведенной проверкой установлено, что по состоянию на 26.04.2024г. МБДОУ Хрущевский детский сад «Ягодка» не разработаны и не утверждены планы мероприятий ("дорожные карты") по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг в соответствии с Правилами разработки федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления мероприятий по повышению значений показателей доступности для инвалидов и услуг в установленных сферах деятельности, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июня 2015 г. №599.
Отсутствие вышеуказанных планов мероприятий ущемляет гарантированные государством права инвалидов, в том числе несовершеннолетних и лишает их возможности социальной адаптации в обществе, преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.
В связи с указанными обстоятельствами, прокурор Старожиловского района основывая свои требования ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» просит суд обязать МБДОУ Хрущевский детский сад «Ягодка» МО – Старожиловский муниципальный район Рязанской области разработать и утвердить планы мероприятий ("дорожные карты") по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг в соответствии с Правилами разработки федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления мероприятий по повышению значений показателей доступности для инвалидов и услуг в установленных сферах деятельности, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июня 2015 г. №599. Установить ответчику разумный срок для совершения вышеуказанных действий.
Представитель ответчика – МБДОУ Хрущевский детский сад «Ягодка» в судебное заседание не явился. Ходатайствовал о рассмотрении дела без его участия. Исковые требования признал в полном объеме.
Представитель третьего лица - администрация МО – Старожиловский муниципальный район в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещены надлежаще.
Суд в соответствии с частью 2 статьи 153 ГПК РФ открывает судебное заседание, в связи с тем, что представитель ответчика ходатайствовал о рассмотрении дела без его участия.
В судебном заседании прокурор Старожиловского района Денисов Е.И. заявление поддержал по основаниям, указанным в описательной части решения.
Выслушав прокурора, изучив материалы дела, суд полагает, что исковое заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно статье 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина является обязанностью государства.
В силу статей 41 и 43 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и право на образование.
Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона от 24.07.1998 №124-ФЗ (ред. от 28.04.2023) «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» целями государственной политики в интересах детей в числе прочего являются: осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, недопущение их дискриминации, упрочение основных гарантий прав и законных интересов детей; защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.
Пунктами 7, 8 части 1 статьи 3 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ (ред. от 25.12.2023) «Об образовании в Российской Федерации» установлено, что государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основываются, в том числе принципах свободы выбора получения образования согласно склонностям и потребностям человека, создание условий для самореализации каждого человека, свободное развитие его способностей, включая предоставление права выбора форм получения образования, форм обучения, организации, осуществляющей образовательную деятельность, направленности образования в пределах, предоставленных системой образования, а также предоставление педагогическим работникам свободы в выборе форм обучения, методов обучения и воспитания и обеспечения права на образование в течение всей жизни в соответствии с потребностями личности, адаптивность системы образования к уровню подготовки, особенностям развития, способностям и интересам человека.
В Российской Федерации гарантируется право каждого человека на образование независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. В целях реализации права каждого человека на образование федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья (ст. 5 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).
К компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся: материально техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе, в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами; создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья обучающихся и работников образовательной организации (ч.3 ст.28 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).
Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе, создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации (п.2 ч.6 ст.28 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).
Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации (ч.7 ст.28 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 41 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе, обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Согласно статье 2 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ (ред. от 10.07.2023) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
В соответствии с пунктом 16 «Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи», утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.11.2015 №1309 (ред. от 18.08.2016), органы и организации, предоставляющие услуги в сфере образования, с использованием показателей, предусмотренных пунктами 11 и 12 настоящего Порядка, а также на основании представленных Паспортов доступности разрабатывают и утверждают планы мероприятий (далее - "дорожные карты") по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг в соответствии с Правилами разработки федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления мероприятий по повышению значений показателей доступности для инвалидов и услуг в установленных сферах деятельности, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июня 2015 г. №599 (ред. от 29.11.2018) (далее - Правила).
Согласно пункту 7 Правил План мероприятий должен содержать: обоснование целей обеспечения доступности для инвалидов объектов и услуг, а также мероприятий по их достижению в установленные сроки; таблицу повышения значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг по форме согласно приложению №2; перечень мероприятий, реализуемых для достижения запланированных значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг по форме согласно приложению №3.
В соответствии с пунктом 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В судебном заседании установлено:
Согласно результатам проверки, произведенной прокуратурой Старожиловского района по соблюдению законодательства в сфере социальной защиты инвалидов и законодательства об образовании установлено, что по состоянию на 26.04.2024г. МБДОУ Хрущевский детский сад «Ягодка» не разработаны и не утверждены планы мероприятий ("дорожные карты") по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг в соответствии с Правилами разработки федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления мероприятий по повышению значений показателей доступности для инвалидов и услуг в установленных сферах деятельности, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июня 2015 г. №599 (л.д.6).
Отсутствие вышеуказанных планов мероприятий ущемляет гарантированные государством права инвалидов, в том числе несовершеннолетних и лишает их возможности социальной адаптации в обществе, преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности.
С учётом указанных норм закона и установленных обстоятельств и позиции ответчика, признающего иск, суд полагает, что исковые требования прокурора подлежат удовлетворению.
Суд полагает возможным предоставить ответчику реальный срок для исполнения судебного решения, в шестимесячный срок со дня вступления решения в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление прокурора Старожиловского района Рязанской области в интересах неопределенного круга лиц к МБДОУ Хрущевский детский сад «Ягодка» муниципального образования - Старожиловский муниципальный район Рязанской области о понуждении к совершению действий по соблюдению законодательства в сфере социальной защиты инвалидов и законодательства об образовании, удовлетворить.
Обязать МБДОУ Хрущевский детский сад «Ягодка» муниципального образования – Старожиловский муниципальный район Рязанской области разработать и утвердить планы мероприятий ("дорожные карты") по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг в соответствии с Правилами разработки федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления мероприятий по повышению значений показателей доступности для инвалидов и услуг в установленных сферах деятельности, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июня 2015 г. №599 (ред. от 29.11.2018) в двухмесячный срок со дня вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Рязанского областного суда через Старожиловский районный суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья А.В. Евдокимов