Дело №2-161/2022
УИД 21RS0006-01-2021-003126-46
Решение
Именем Российской Федерации
04 февраля 2022 года г. Канаш
Канашский районный суд Чувашской Республики
под председательством судьи Ивановой Т.В.,
при секретаре судебного заседания Алексеевой И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Димитриева Александра Борисовича к Димитриеву Димитрию Борисовичу, Андреевой Светлане Борисовне о признании права собственности на земельный участок в порядке наследования по закону,
установил:
Димитриев А.Б. обратился в суд с иском к Димитриеву Д.Б. и к Андреевой С.Б. о признании права собственности на земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенный по адресу: <адрес>, в порядке наследования по закону после отца Б., умершего ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 2-3).
Обосновывая свои исковые требования, Димитриев А.Б. указал, что ДД.ММ.ГГГГ умер его отец Б. После смерти отца открылось наследство в виде земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>. Завещание Б. не оставил. Наследниками первой очереди по закону после смерти Б. являются его дети: он (истец), Димитриев Д.Б. и Андреева С.Б. Супруга наследодателя Н. умерла ДД.ММ.ГГГГ. После смерти отца он (истец) в нотариальную контору в течение шестимесячного срока не обращался из-за своей юридической неграмотности, однако фактически принял наследство по закону, поскольку вступил во владение наследственным имуществом, проживал совместно с наследодателем и состоял с ним по одному адресу на регистрационном учете, принял меры к сохранности имущества, нес бремя расходов по содержанию дома и земельного участка. Несмотря на то, что остальные дети умершего не изъявили желания принимать наследство, признать его единственным наследником, фактически принявшим наследство, возможно лишь в судебном порядке, поскольку Димитриев Д.Б. и Андреева С.Б. на день смерти наследодателя также были зарегистрированы с ним по одному адресу, но пропустили шестимесячный срок для отказа от наследства.
Истец Димитриев А.Б., извещенный о времени и месте судебного заседания, в суд не явился.
В судебном заседании, имевшем место 24 января 2022 года, Димитриев А.Б. свой иск поддержал по изложенным в заявлении основаниям.
Ответчик Андреева С.Б., извещенная о времени и месте судебного заседания, в суд не явилась.
В судебном заседании, имевшем место 24 января 2022 года, ответчик Андреева С.Б., признавая иск Димитриева А.Б., пояснила, что в ДД.ММ.ГГГГ году она вступила в брак с А. и уехала из родительского дома к мужу по адресу: <адрес>, однако регистрацию в родительском доме сохранила. Брат Димитриев Д.Б. проживает в <адрес>, на наследство также не претендует.
Ответчику Димитриеву Д.Б. судебная повестка направлялась по адресу: <адрес> (л.д. 51).
Однако указанное судебное извещение Димитриевым Д.Б. не принято, в связи с чем судебная повестка по истечении срока хранения почтовой организацией возвращена в суд.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пунктах 63 и 67 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 года №25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», по смыслу пункта 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, юридически значимое сообщение, адресованное гражданину, должно быть направлено по адресу его регистрации по месту жительства или пребывания либо по адресу, который гражданин указал сам (например, в тексте договора).
Юридически значимое сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено, но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним (пункт 1 статьи 165.1 ГК РФ). Например, сообщение считается доставленным, если адресат уклонился от получения корреспонденции в отделении связи, в связи с чем она была возвращена по истечении срока хранения.
Как разъяснено в абзаце 3 пункта 67 названного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, риск неполучения поступившей корреспонденции несет адресат.
Ответчик Димитриев Д.Б. не обеспечил получение судебного извещения, направленного по его адресу, имеющемуся в материалах дела, в почтовом отделении.
Применительно к ч.2 ст.117 ГПК РФ отказ в получении почтовой корреспонденции, о чем свидетельствует вышеназванное сообщение оператора почтовой связи, следует считать надлежащим извещением последнего о времени и месте судебного заседания.
Кроме этого, участвующие по делу лица также извещались публично путем заблаговременного размещения информации о времени и месте рассмотрения гражданского дела на интернет-сайте Канашского районного суда Чувашской Республики в соответствии со ст. ст. 14 и 16 Федерального закона от 22 декабря 2008 года N 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации».
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - администрация Асхвинского сельского поселения Канашского района Чувашской Республики, извещенная о времени и месте судебного заседания, своего представителя в суд не направило.
Выслушав объяснения истца Димитриева А.Б., ответчика Андреевой С.Б., исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии со статьями 30, 31 Земельного кодекса РСФСР 1991 года при передаче земельного участка в собственность бесплатно решение Совета народных депутатов являлось основанием для отвода земельного участка в натуре и выдачи документов, удостоверяющих право собственности на землю. Право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования земельным участком удостоверялось государственным актом, который выдавался и регистрировался соответствующим Советом народных депутатов.
Постановлением главы Асхвинской сельской администрации Канашского района Чувашской Республики от 03 августа 1993 года №8/40 Б. предоставлен в собственность земельный участок площадью <данные изъяты> га, о чем свидетельствует государственный акт, зарегистрированный в Книге записей Государственных актов на право собственности, владения и пользования землей за № 396 (л.д.9-12), выписка из похозяйственной книги о наличии у гражданина права на земельный участок (л.д.14).
Названному земельному участку с кадастровым номером № постановлением главы администрации Асхвинского сельского поселения №158 от 30 ноября 2021 года присвоено местоположение: <адрес> (л.д.13).
По сведениям ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Чувашской Республике - Чувашии земельному участку площадью <данные изъяты> кв.м, расположенному по адресу: <адрес>, присвоен кадастровый № (л.д.60). Право собственности Б. на указанный земельный участок не зарегистрировано.
Из п.1 ст.8.1 и ст.131 ГК РФ следует, что права на недвижимое имущество подлежат государственной регистрации.
В соответствии с ч.5 ст.1 Федерального закона от 13 июля 2015 г. №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон № 218), действующий с 1 января 2017 г., государственная регистрация права на недвижимое имущество в ЕГРН является единственным доказательством существования зарегистрированного права, которое может быть оспорено только в судебном порядке.
Аналогичная норма содержалась в ч.1 ст.2 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее - Закон № 122).
В силу п.2 ст.8.1 ГК РФ права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.
Согласно ч.2 ст.69 Закона №218 права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Закона №122, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в ЕГРН. Государственная регистрация таких прав в ЕГРН проводится по желанию их обладателей.
Таким образом, что при наличии государственного акта на земельный участок обязательное внесение записи о праве на недвижимое имущество в Единый государственный реестр недвижимости не требуется.
Димитриев Борис Димитриевич, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умер ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, что подтверждается сведениями из записи акта о смерти № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 30).
Со смертью гражданина в соответствии со ст.ст.1112, 1113 ГК РФ открывается наследство, в состав которого входят принадлежавшие ему на день смерти вещи, имущественные права и обязанности.
Согласно п.2 ст.218 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
В соответствии со ст.1111 ГК РФ наследование осуществляется по закону и по завещанию. Наследование по закону имеет место, когда и поскольку оно не изменено завещанием.
Доказательств того, что Б. при жизни распорядился своим имуществом путем составления завещания, не имеется (л.д. 15, 53, 54, 55).
Согласно пункту 1 статьи 1142 ГК РФ наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.
Наследником первой очереди к имуществу умершего Б. являются его дети Димитриев А.Б., Димитриев Д.Б., Димитриева С.Б. (л.д. 30-31, 42-43, 58).
В соответствии со ст.1181 ГК РФ принадлежавшие наследодателю на праве собственности земельный участок или право пожизненного наследуемого владения земельным участком входит в состав наследства и наследуется на общих основаниях, установленных настоящим Кодексом. На принятие наследства, в состав которого входит указанное имущество, специальное разрешение не требуется.
В соответствии со ст.ст.1152-1154 ГК РФ для приобретения наследства наследник должен его принять. Принятие наследства возможно в течение шести месяцев со дня открытия наследства путем подачи заявления нотариусу, а также признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он в тот же срок совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности, если наследник: вступил во владение или в управление наследственным имуществом; принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц; произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества; оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства.
Наследственное дело на имущество Б. не заводилось, что следует из сообщений нотариусов Канашского нотариального округа (л.д. 53-55), публичного реестра наследственных дел Федеральной нотариальной палаты (л.д.33).
Следовательно, никто из наследников в установленный законом срок после смерти Б. по месту открытия наследства с заявлением о принятии наследства к нотариусу не обращался.
Согласно пункту 36 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2012 года №9 «О судебной практике по делам о наследовании» под совершением наследником действий, свидетельствующих о фактическом принятии наследства, следует понимать совершение предусмотренных пунктом 2 статьи 1153 Гражданского кодекса Российской Федерации действий, а также иных действий по управлению, распоряжению и пользованию наследственным имуществом, поддержанию его в надлежащем состоянии, в которых проявляется отношение наследника к наследству как к собственному имуществу. В качестве таких действий, в частности, могут выступать: вселение наследника в принадлежавшее наследодателю жилое помещение или проживание в нем на день открытия наследства (в том числе без регистрации наследника по месту жительства или по месту пребывания), обработка наследником земельного участка, подача в суд заявления о защите своих наследственных прав, обращение с требованием о проведении описи имущества наследодателя, осуществление оплаты коммунальных услуг, страховых платежей, возмещение за счет наследственного имущества расходов, предусмотренных статьей 1174 ГК РФ, иные действия по владению, пользованию и распоряжению наследственным имуществом. При этом такие действия могут быть совершены как самим наследником, так и по его поручению другими лицами. Указанные действия должны быть совершены в течение срока принятия наследства, установленного статьей 1154 ГК РФ.
Как следует из пояснений истца Димитриева А.Б., не опровергнутое в судебном заседании ответчиком Андреевой С.Б., в юридически значимый период со дня открытия наследства после отца Б. его земельным участком пользовался сын Димитриев А.Б., что свидетельствует о вступлении им во владение и управление наследственным имуществом, то есть фактическом принятии им наследства отца.
Следовательно, Димитриев А.Б. принял наследство после смерти отца Б.
Поскольку другие наследники после смерти Б. возражений против иска не заявили, доказательства принятия наследства не представили, суд находит иск Димитриева А.Б. подлежащим удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.194-198, 199 ГПК РФ, суд
решил:
Признать за Димитриевым Александром Борисовичем, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженцем <адрес>, в порядке наследования по закону после отца Б., умершего ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, право собственности на:
- земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Чувашской Республики через Канашский районный суд Чувашской Республики в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.
Судья Т.В.Иванова
Мотивированное решение изготовлено 11 февраля 2022 года.