УИД: 26RS0030-01-2024-000164-17
Дело №2-563/2024
Р Е Ш Е Н И ЕИ М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
ст.Ессентукская 27 февраля 2024 года
Предгорный районный суд Ставропольского края в составе:
председательствующего, судьи - Дождёвой Н.В.,
при секретаре судебного заседания - Гладченко Е.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Предгорного районного суда Ставропольского края гражданское дело по исковому заявлению Карнауховой Н. Н. к Управлению муниципальным имуществом администрации Предгорного муниципального округа Ставропольского каря о признании права собственности на земельный участок,
у с т а н о в и л:
Карнаухова Н.Н. обратилась в суд с иском к Управлению муниципальным имуществом администрации Предгорного муниципального округа Ставропольского каря о признании права собственности на земельный участок.
В обоснование исковых требований указал на то, что земельный участок площадью 400 кв.м, с кадастровым номером 26:29:080402:502, расположенный в границах СНТ «Дюшес» по проезду №, участок № принадлежит истцу по праву пожизненного наследуемого владения. Указанный земельный участок предоставлен истцу до введения в действие Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации». С целью государственной регистрации своего права собственности на указанный земельный участок, истец обратился в Росреестр. В качестве правоустанавливающего документа представлена выписка из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ, в которой правообладателем в особых отметках числится истец, а также справка от ДД.ММ.ГГГГ №, выданная СНТ «Дюшес», подтверждающая членство с 1993 года и отсутствие задолженности по членским (целевым) взносам. Указанные документы отражены в описи документов от ДД.ММ.ГГГГ, принятых для оказания государственных услуг Государственная регистрация прав без одновременного государственного учета. Росреестр, рассмотрев заявление, ДД.ММ.ГГГГ отказал в регистрации права собственности, поскольку при проведении правовой экспертизы установлено, что в сведениях ЕГРН отсутствует информация о государственной регистрации прав (ограничений) на вышеуказанный объект недвижимости. Таким образом, в силу норм действующего законодательства, зарегистрировать право собственности на земельный участок с кадастровым номером 26:29:080402:502, расположенного по адресу: <адрес>, Предгорный муниципальный округ, <адрес>, СНТ «Дюшес», 2/8-й проезд, 17 участок, за Карнауховой Н.Н. не представляется возможным. Полагает, что в ЕГРН были ошибочно внесены сведения о ранее возникшем праве пожизненного наследуемого владения истца на основании свидетельства от ДД.ММ.ГГГГ №, которое является основанием для государственной регистрации права собственности СНТ «Дюшес» на земельный участок с кадастровым номером 26:29:080402:1653, декларированной площадью 188 131 кв.м. Как следует из выписки ЕГРН, правообладателем земельного участка с кадастровым номером 26:29:080402:502 является Карнаухова Н.Н.; вид права: пожизненное наследуемое владение.
Иных доводов в обоснование исковых требований не указано.
Ссылаясь на положения статей Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», просит признать за Карнауховой Н.Н. право собственности на земельный участок с кадастровым номером 26:29:080402:502, площадью 400 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, Предгорный муниципальный округ, садовое некоммерческое товарищество «Дюшес», 2/8 проезд, участок №.
Лица, участвующие в деле, извещались публично, путем заблаговременного размещения в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации», информации о времени и месте рассмотрения дела на интернет-сайте Предгорного районного суда <адрес>, а также заказным письмом с уведомлением.
В судебное заседание истец Карнаухова Н.Н. и ее полномочный представитель Мальцев А.Ю. не явились, представив суду ходатайства, согласно которым просили рассмотреть дело в их отсутствие, исковые требования поддерживают и просят их удовлетворить в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика Управления муниципальным имуществом администрации Предгорного муниципального округа <адрес> в судебное заседание не явился, представив суду ходатайство, согласно которого просили рассмотреть дело в отсутствие их представителя, принять решение в соответствии с действующим законодательством.
Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, СНТ «Дюшес» и администрации Предгорного муниципального округа <адрес> в судебное заседание не явились, уважительных причин своей неявки суду не представили, ходатайств об отложении судебного заседания, а также письменных возражений на исковое заявление не поступало.
В силу действующего Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, явка стороны в судебное заседание является правом, а не обязанностью лиц, участвующих в деле, в связи с чем, их отсутствие не препятствует рассмотрению дела.
Суд счел возможным рассмотреть заявленные исковые требования, по имеющимся в деле доказательствам, в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, с учетом требований пункта 5 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав письменные материалы гражданского дела, оценив обстоятельства дела по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании, имеющихся в деле доказательств, исходя из принципов относимости, допустимости и достоверности каждого доказательства в отдельности, а также их достаточности – в совокупности, суд приходит к следующему.
Статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрены способы защиты субъективных гражданских прав и охраняемых законом интересов, которые осуществляются в предусмотренном законом порядке, то есть посредством применения надлежащей формы, средств и способов защиты.
При этом, лицо как физическое, так и юридическое, права и законные интересы которого нарушены, вправе обращаться за защитой к государственным или иным компетентным органам (в частности в суд общей юрисдикции).
Судом установлено и следует из материалов дела, что земельный участок площадью 400 (четыреста) кв.м, с кадастровым номером 26:29:080402:502, расположенный в границах СНТ «Дюшес» по проезду №, участок № принадлежит истцу по праву пожизненного наследуемого владения, что подтверждается записью регистрации № от ДД.ММ.ГГГГ.
Установлено, что спорный земельный участок предоставлен истцу до введения в действие Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», что подтверждается: выпиской из «реестра распределения земельных участков НСОТ «Дюшес» 1993 года» № от ДД.ММ.ГГГГ, выданной СНТ «Дюшес»; свидетельством о праве собственности на землю №, выданным Комитетом по земельной реформе <адрес> ДД.ММ.ГГГГ; постановлением главы администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ «О закреплении земель за садоводческими товариществами и гражданами для коллективного садоводства»; выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ; справкой от ДД.ММ.ГГГГ №, выданной СНТ «Дюшес»; справкой от ДД.ММ.ГГГГ, выданной СОТ «Дюшес»; удостоверением № от ДД.ММ.ГГГГ.
С целью государственной регистрации своего права собственности на указанный земельный участок, истец обратился в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> с заявлением от ДД.ММ.ГГГГ (MFC-0639/2023-357282-1) о регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером 26:29:080402:502, в качестве правоустанавливающего документа представлена выписка из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ, в которой правообладателем в особых отметках числится истец, а также справка от ДД.ММ.ГГГГ №, выданная СНТ «Дюшес», подтверждающая членство с 1993 года и отсутствие задолженности по членским (целевым) взносам.
ДД.ММ.ГГГГ Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> отказано в регистрации права собственности, поскольку при проведении правовой экспертизы установлено, что в сведениях ЕГРН отсутствует информация о государственной регистрации прав (ограничений) на вышеуказанный объект недвижимости. Согласно статье 3.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», распоряжение земельными участками, указанными в статье 3.1 настоящего Федерального закона, осуществляется после государственной регистрации права собственности на них, если настоящим Федеральным законом или другими федеральными законами не установлено иное. Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для распоряжения ими. Таким образом, в силу норм действующего законодательства, зарегистрировать право собственности на земельный участок с кадастровым номером 26:29:080402:502, расположенного по адресу: <адрес>, Предгорный муниципальный округ, <адрес>, СНТ «Дюшес», 2/8-й проезд, 17 участок за Карнауховой Н.Н.не представляется возможным.
Из материалов дела следует, что земельный массив, содержащий указанный земельный участок, представлен садоводческому некоммерческому товариществу «Дюшес» до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации на основании постановления главы администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ «О закреплении земель за садоводческими товариществами и гражданами для коллективного садоводства», что подтверждается свидетельством о праве собственности на землю, выданным Комитетом по земельной реформе <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ.
Как следует из пункта 2 Постановления главы администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ «О закреплении земель за садоводческими товариществами и гражданами для коллективного садоводства», Комитету по земельной реформе и земельным ресурсам района обеспечить выдачу документов, удостоверяющих право на землю.
Истец ДД.ММ.ГГГГ обратился к руководителю архивного отдела администрации Предгорного муниципального округа <адрес> с просьбой выдать заверенную копию документа, удостоверяющего право истца на земельный участок с кадастровым номером 26:29:080402:502, выданного Комитетом по земельной реформе <адрес>.
Как следует из сообщения начальника архивного отдела администрации Предгорного муниципального округа <адрес> исходящий от ДД.ММ.ГГГГ №, предоставить копию документа, удостоверяющего право истца на земельный участок с кадастровым номером 26:29:080402:502, выданного Комитетом по земельной реформе <адрес> не представляется возможным, так как вышеуказанная организация документы на хранение не передавала.
Истец обратился в Управление муниципальным имуществом администрации Предгорного муниципального округа <адрес> с просьбой предоставить сведения о правопреемнике Комитета по земельной реформе <адрес>.
Как следует из сообщения Управления муниципальным имуществом администрации Предгорного муниципального округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № информацией о правопреемнике и о местонахождении архива Комитета по земельной реформе и земельным ресурсам <адрес> не располагает.
Сведения о правопреемнике Комитета по земельной реформе и земельным ресурсам <адрес> в Едином государственном реестре юридических лиц также отсутствуют.
Как следует из сообщения начальника отдела Государственного фонда данных Росреестра, сведения о правопреемнике Комитета по земельной реформе <адрес> Росреестр не располагает.
Судом установлено, что истец является членом товарищества с 1993 года, что подтверждается удостоверением №, выданным ДД.ММ.ГГГГ, добросовестно, открыто и непрерывно владеет указанным земельным участком, что также подтверждается выпиской из реестра распределения земельных участков от ДД.ММ.ГГГГ №, уплачивает членские и целевые взносы, что подтверждается справкой от ДД.ММ.ГГГГ №, выданная СНТ «Дюшес».
Согласно статье 25 Земельного кодекса Российской Федерации, права на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости».
Как следует из обзора Президиума Верховного Суда России от ДД.ММ.ГГГГ «Обзор судебной практики по вопросам, возникающим при рассмотрении дел, связанных с садоводческими, огородническими и дачными некоммерческими объединениями, за 2010-2013 год», при рассмотрении споров о признании права на земельные участки в порядке приватизации суды в основном правильно руководствуются нормами Земельного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», Федерального закона «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», а также ранее действовавшего законодательства. Так, в соответствии с Порядком выдачи и регистрации свидетельств о праве собственности на землю, утвержденным Роскомземом ДД.ММ.ГГГГ, основанием для приватизации земельных участков, которые выделялись гражданам ранее ДД.ММ.ГГГГ, являются выданные в тот период документы. Прежде всего, это государственные акты, решения соответствующих органов о предоставлении земельных участков, а при их отсутствии – земельно-шнуровые и похозяйственные книги, другие документы, имеющиеся в районных комитетах по земельной реформе и землеустройству, органах архитектуры, строительства и жилищного хозяйства или у самих землепользователей.
В силу абзацев 1, 2 пункта 9 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», то есть до ДД.ММ.ГГГГ, имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», (действовавшего с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ), права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.
Аналогичные положения содержатся в пункте 1 статьи 69 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Согласно абзацев 1, 2, 4 пункта 9.1 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», если земельный участок предоставлен гражданину до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, такой земельный участок считается предоставленным гражданину на праве собственности, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.
В случае, если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на земельный участок, предоставленный ему до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, такой земельный участок считается предоставленным указанному гражданину на праве собственности, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.
Государственная регистрация прав собственности на указанные в настоящем пункте земельные участки осуществляется в соответствии со статьей 49 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». Принятие решений о предоставлении таких земельных участков в собственность граждан не требуется.
Из анализа приведённых законоположений следует, что федеральный законодатель, определяя особенности государственной регистрации права собственности на земельный участок, предоставленный до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, установил не исчерпывающий перечень правоустанавливающих или правоудостоверяющих документов, любого из которых достаточно для осуществления регистрационных действий, в том числе и не поименованных в пунктах 1-3 части 1 статьи 49 Федерального закона №218-ФЗ.
Особенности предоставления в собственность земельных участков садоводам, огородникам, дачникам и их садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям были урегулированы в статье 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», а в настоящее время регулируются нормами Земельного Кодекса Российской Федерации и Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости».
Пунктом 3 статьи 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» закреплено право граждан на приватизацию своих садовых или дачных земельных участков, находящихся в их постоянном (бессрочном) пользовании или в пожизненном наследуемом владении.
Федеральный законФедеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ №66-ФЗ, действовавший до ДД.ММ.ГГГГ, и подлежавший применению в том числе по отношению к ранее созданным садоводческим, огородническим и дачным товариществам и садоводческим, огородническим и дачным кооперативам, устанавливал, что членами садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого товарищества (садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого партнерства) могли быть граждане Российской Федерации, достигшие возраста восемнадцати лет и имеющие земельные участки в границах такого товарищества (партнёрства), предусматривал обязанность правления названных объединений выдать членскую книжку или другой заменяющий её документ каждому члену садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения в течение трёх месяцев со дня приёма в его члены (пункт 2 статьи 2, пункты 1 и 5 статьи 18).
Граждане, обладающие такими земельными участками, вправе зарегистрировать права собственности на них в соответствии со статьей 49 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» от ДД.ММ.ГГГГ №218-ФЗ, согласно которой, государственная регистрация права собственности гражданина на земельный участок, предоставленный до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве собственности, пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования либо если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на указанный земельный участок, не указано право, на котором предоставлен указанный земельный участок, или невозможно определить вид этого права, осуществляется на основании следующих документов: акт о предоставлении такому гражданину указанного земельного участка, изданный органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах его данного акта на момент его издания; акт (свидетельство) о праве такого гражданина на указанный земельный участок, выданный уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания данного акта на момент его издания; выдаваемая органом местного самоуправления выписка из похозяйственной книги о наличии у такого гражданина права на указанный земельный участок (в случае, если этот земельный участок предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства); иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право такого гражданина на указанный земельный участок.
Принятия решений о предоставлении указанным гражданам в собственность таких земельных участков не требуется.
Согласно пункту 3 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», оформление в собственность граждан земельных участков, ранее предоставленных им в постоянное (бессрочное) пользование, пожизненное наследуемое владение, в установленных земельным законодательством случаях сроком не ограничивается.
Как следует из Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-П, в ходе проведения земельной реформы, как до, так и после принятия Конституции Российской Федерации, законодатель, параллельно с процессом возрождения этой формы собственности обеспечивал граждан, по их выбору, возможность продолжать пользоваться земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения и т.д., либо переоформить имеющийся правовой титул прав на любой иной. При этом, во всяком случае, исключалось как автоматическое изменение титулов прав на землю, так и какие-либо ограничения прав пользования земельным участком в связи не переоформлением имеющегося правового титула.
Таким образом, действующим законодательством предусмотрена упрощенная административная процедура оформления права собственности на земельный участок, расположенный на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения.
В силу положений части 1 статьи 3 и части 1 статьи 4 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обязательным условием реализации права на судебную защиту является указание в заявлении на то, в чем заключается нарушение либо угроза нарушения прав, свобод или законных интересов истца.
Таким образом, угроза нарушения прав и свобод истца в данном конкретном случае, заключается в препятствии, не позволяющем ему, реализовать упрощенную административную процедуру оформления права собственности на земельный участок, расположенный на территории садоводческого некоммерческого объединения и принадлежащий истцу на праве пожизненного наследуемого владения. Таким препятствием является отсутствие у заявителя правоустанавливающего документа на бумажном носителе.
Государственная регистрация права пожизненного наследуемого владения истца отражена в Едином государственном реестре недвижимости, что подтверждается выпиской из ЕГРН, и являемся единственным доказательством существования зарегистрированного права, никем не оспаривается.
Судом установлено, что истец реализовал свое право для получения правоустанавливающего документа во внесудебном порядке.
В соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, защита гражданских прав осуществляется в том числе, путем признания права.
Согласно статье 265 Гражданского кодекса Российской Федерации, право пожизненного наследуемого владения земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, приобретается гражданами по основаниям и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством.
В силу части 5 статьи 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
В соответствии с пунктом 2 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации, граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с данным кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
В силу пункта 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации, гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В соответствии со статьей 69 Федерального закона №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. Государственная регистрация таких прав в Едином государственном реестре недвижимости проводится по желанию их обладателей.
Согласно правовой позиции, изложенной в пункту 59 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации №, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», если иное не предусмотрено законом, иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права. Иск о признании права, заявленный лицами, права и сделки которых в отношении спорного имущества никогда не были зарегистрированы, могут быть удовлетворены в тех случаях, когда права на спорное имущество возникли до вступления в силу Закона о регистрации и не регистрировались в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 6 названного Закона, либо возникли независимо от их регистрации в соответствии с пунктам 2 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (данный пункт статьи 8 утратил силу с 2013 года).
Иск о признании права собственности на недвижимое имущество (в частности, земельный участок), может быть удовлетворен в том случае, когда законное право на имущество возникло до вступления в силу Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и не было зарегистрировано, приобретено истцом на законных основаниях.
Обращаясь с иском о признании права собственности, истец должен представить доказательства возникновения у него соответствующего права.
Существенное правовое значение в данном случае имеют следующие обстоятельства: испрашиваемый гражданином участок должен входить в состав территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения; данное некоммерческое объединение должно быть создано до вступления в силу Федерального закона №66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан»; гражданин, испрашивающий земельный участок в собственность бесплатно, должен являться членом данного некоммерческого объединения (партнерства) и пользоваться этим участком на законных основаниях.
Сведений о невозможности предоставления в собственность земельного участка с кадастровым номером 26:29:080402:502, который входит в состав земель, предоставленных СНТ «Дюшес», а также сведений об изъятии у истца указанного земельного участка, не имеется.
Установлено, что спорный земельный участок поставлен на кадастровый учет.
В соответствии со статьей 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Вместе с тем, доказательств, опровергающих доводы истца, ответчиком суду не представлено, при этом сторона истца представила суду доказательства, подтверждающие доводы искового заявления, которые полностью согласуются между собой.
Само по себе отсутствие правоустанавливающих документов в архивном отделе администрации Предгорного муниципального округа <адрес> и в документах архивного фонда <адрес>ной государственной администрации <адрес> за 1992 год, по мнению суда, не может ставить под сомнение юридическую значимость возникшего права у Карнауховой Н.Н.
При этом, суд обращает внимание на то, что обязанность по хранению указанных документов, в силу закона, возложена на органы государственной власти.
Таким образом, оценив представленные доказательства в совокупности по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, принимая во внимание установленные обстоятельства по делу, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения исковых требований Карнауховой Н.Н.
В соответствии с пунктом 1 статьи 58 Федерального закона №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», права на недвижимое имущество, установленные решением суда, подлежат государственной регистрации в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Руководствуясь статьями 192-199, 321 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд,
р е ш и л:
исковые требования Карнауховой Н. Н. к Управлению муниципальным имуществом администрации Предгорного муниципального округа Ставропольского каря о признании права собственности на земельный участок удовлетворить.
Признать за Карнауховой Н. Н. право собственности на земельный участок с кадастровым номером 26:29:080402:502, площадью 400 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, Предгорный муниципальный округ, садовое некоммерческое товарищество «Дюшес», проезд №, участок №.
Решение суда является основанием для внесения изменений в Единый государственной реестра недвижимости и сделок с ним указанных сведений.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Ставропольского краевого суда через Предгорный районный суд Ставропольского края в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья Н.В. Дождёва
Мотивированное решение суда изготовлено в окончательной форме 28 февраля 2024 года.