Судья: Малов Д.В. Дело № 7 /12-50
РЕШЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
г. Кострома «05» июля 2023 г.
Судья Костромского областного суда Шинкарь И.А.,
с участием директора ГКОУ «Нерехтская школа-интернат Костромской области для детей с ограниченными возможностями здоровья» К.,
рассмотрев жалобу директора ГКОУ «Нерехтская школа-интернат Костромской области для детей с ограниченными возможностями здоровья» К. на постановление судьи Нерехтского районного суда Костромской области от 21.06.2023 г.,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением судьи Нерехтского районного суда Костромской области от 21.06.2023 г. Государственное казенное общеобразовательное учреждение «Нерехтская школа-интернат Костромской области для детей с ограниченными возможностями здоровья» (далее ГКОУ «Нерехтская школа-интернат Костромской области для детей с ОВЗ») привлечено к административной ответственности по ч. 2.1 ст. 20.4 КоАП РФ и назначено наказание в виде приостановления деятельности по эксплуатации здания сроком на 30 суток.
В жалобе директора ГКОУ «Нерехтская школа-интернат Костромской области для детей с ОВЗ» К. выражает свое несогласие с постановлением судьи, полагая его незаконным, подлежащим отмене, а производство по делу прекращению. Из жалобы следует, что не согласна с мотивами суда, по которым суд вынес постановление о привлечении к административной ответственности. Указывает, что согласно предписанию от 24.05.2023 г. необходимо было устранить 7 нарушений требований пожарной безопасности сроком до 31.08.2023 г. Вместе с тем одно из нарушений (п. 2 перечня нарушений) должностным лицом по пожарному надзору признано ошибочным. По состоянию на 21.06.2023 г. школой-интернат было устранено одно из перечисленных в предписании от 24.05.2023 г. нарушений. Таким образом, на момент рассмотрения дела об административном правонарушении осталось 5 из 13 ранее выявленных нарушений требований пожарной безопасности. В ходе исполнения нарушения, связанного с увеличением водоотдачи внутреннего противопожарного водопровода в здании, требовало выполнения работ по установке автоматической электронной задвижки, выяснилось, что установка автоматической электронной задвижки не повлияет на решение выявленной проблемы, то есть водоотдача внутреннего противопожарного водопровода не будет соответствовать 2,5 л/с. По итогам устного обращения в территориальный отдел надзорной деятельности и профилактической работы о возможном пути устранения выявленного нарушения, было принято решение о замене части труб водоснабжения. Однако приступить к выполнению данных работ было невозможно до июля 2023 г., так как требовалось приостановка подачи воды в учебный корпус школы-интернат, в связи с чем осуществление учебного процесса было бы невозможно. Не исполнение требований по устранению нарушения, связанного с повышением водоотдачи внутреннего противопожарного водопровода, вызвано отсутствием достаточного финансирования и невозможностью проведения ремонтных работ во время учебного процесса. В связи с отсутствием достаточных лимитов бюджетных обязательств у школы-интернат и в этой связи с невозможностью объявления конкурсных процедур на выполнение работ по устранению предписаний, считает, что выполнение оставшихся требований по устранению нарушений было невозможно по независящим от нее причинам. Считает, что вина школы-интернат в том, что своевременно не устранены нарушения требований пожарной безопасности, послужившие привлечением к административной ответственности за повторное правонарушение, отсутствует.
Заслушав директора ГКОУ «Нерехтская школа-интернат Костромской области для детей с ОВЗ» К., поддержавшую доводы жалобы, проверив материалы дела, оценив доводы жалобы и обстоятельства по делу, прихожу к следующему.
Часть 1 статьи 20.4 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 настоящего Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 настоящей статьи.
Часть 2.1 статьи 20.4 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, если оно совершено на объекте защиты, отнесенном к категории чрезвычайно высокого, высокого или значительного риска, и выражается в необеспечении работоспособности или исправности источников противопожарного водоснабжения, электроустановок, электрооборудования, автоматических или автономных установок пожаротушения, систем пожарной сигнализации, технических средств оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре или систем противодымной защиты либо в несоответствии эвакуационных путей и эвакуационных выходов требованиям пожарной безопасности.
Из материалов дела следует, что ГКОУ «Нерехтская школа-интернат для детей с ОВЗ», расположенное по адресу: <адрес>, будучи привлеченным 12.08.2022 г. к административной ответственности за административное правонарушение, предусмотренное ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ, повторно нарушило требования пожарной безопасности на объекте защиты, отнесенном к категории высокого риска, выразившиеся в не обеспечении работоспособности и исправности источников противопожарного водоснабжения, систем пожарной сигнализации, технических средств оповещения и управления эксплуатацией людей при пожаре требований пожарной безопасности, что было установлено 24.05.2023 г. в 15.00 часов в ходе проведения внепланового инспекционного визита ТО НД и ПР г. Волгореченск и Нерехтский район.
По делу установлено, что ГКОУ «Нерехтская школа-интернат Костромской области для детей с ОВЗ» допущены следующие нарушения:
- в здании школы-интерната водоотдача внутреннего противопожарного водопровода составляет 0,41 л/с, что не соответствует требованиям нормативных документов (должна составлять 2,5 л/с);
- на объекте, имеются помещения, не оборудованные системой автоматической пожарной сигнализации (дымовыми пожарными извещателями): выгороженное помещение детской раздевался, расположенное на третьем этаже; коридор столовой (сторона главного входа), расположенный на первом этаже;
- в здании при эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности (пожарной сигнализации, системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре) сверх срока службы, установленного изготовителем (поставщиком), и при отсутствии информации изготовителя (поставщика) о возможности дальнейшей эксплуатации не обеспечивается ежегодное проведение испытаний средств обеспечения пожарной безопасности до их замены в установленном порядке;
- в здании школы-интерната (3-й этаж: спальня девочек, спальня мальчиков, учебный класс Русский язык, начальный класс №1, начальный класс №2; 2-й этаж: учебный класс росписи по дереву, учебный класс по хореографии, кабинеты логопеда; 1-й этаж: учебный класс швейное дело, столовая обеденный зал, пищеблок) количество речевых пожарных оповещателей, их расстановка и мощность не обеспечивают уровень звука в местах постоянного и временного пребывания людей в соответствии с требованиями норм;
- в здании школы-интерната техническое обслуживание системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре проводится не в соответствии с типовым регламентом;
- в здании школы-интерната с круглосуточным пребыванием людей для электрических приемников средств противопожарной защиты не предусмотрены автономные резервные источники электроснабжения,
Судьей правильно установлено не выполнение со стороны ГКОУ «Нерехтская школа-интернат Костромской области для детей с ОВЗ» требований пожарной безопасности, а именно п. 3 СП 10.13130.2020 «Системы противопожарной защиты Внутренний противопожарный водопровод. Требований пожарной безопасности»; ч. 3,4 ст. 4, ч. 1,2 ст. 54, ч.ч. 4,10 ст. 83, ст. 84, ч. 1 ст. 91, ч. 3 ст. 103 Федерального закона №123-ФЗ от 22.07.2008 г. «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; п. 4.4 СП 486.1311500.2020 «Перечня зданий, сооружений, помещений оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и системы пожарной сигнализации»; п. 6.6.1 ГОСТ Р 59638-21 «Системы пожарной сигнализации. Руководство по проектированию, монтажу, техническому обслуживанию и ремонту. Методы испытаний на работоспособность»; п. 4.2, п. 4.3, п. 4.8, СП 3.13130.2009 «Свод правил. Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности», п. 6.4.8, п. 6.4.9, п. 6.4.10 ГОСТ Р 59639 «Систем оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Руководство по проектированию, монтажу, техническому обслуживанию и ремонту»; п. 5.1 СП 6.131130.2021 «Свод правил. Системы противопожарной защиты. Электроустановки низковольтные. Требований пожарной безопасности».
Фактические обстоятельства выявленные нарушений со стороны ГКОУ «Нерехтская школа-интернат Костромской области для детей с ОВЗ» не оспариваются.
Согласно материалам дела постановлением заместителя главного государственного инспектора г. Волгореченск и Нерехтсский район по пожарному надзору №84 от 12.08.2022 г. ГКОУ «Нерехтская школа-интернат Костромской области для детей с ОВЗ» привлечена к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ и было назначено административное наказание в виде предупреждение. Указанные в настоящем деле нарушения имели место быть и в названном постановлении от 12.08.2022 г.
Судья обоснованно, с указанием соответствующих положений Федерального закона №69-ФЗ от 21.12.1994 г. «О пожарной безопасности» и связанными с ним нормативными актам, указанным выше и регулирующими требования и вопросы организации обеспечения пожарной безопасности, пришел к обоснованному выводу о виновности ГКОУ «Нерехтская школа-интернат для детей с ОВЗ» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2.1 ст. 20.4 КоАП РФ.
Факт совершения административного правонарушения и виновность ГКОУ «Нерехтская школа-интернат для детей с ОВЗ» подтверждаются исследованными судьей районного суда доказательствами, приведенными в решении, получившими оценку на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.
Доводы жалобы по существу сводятся к переоценке установленных в ходе судебного разбирательства обстоятельств и доказательств, которые были предметом исследования и оценки в районном суде.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона №69-ФЗ от 21.12.1994 г. «О пожарной безопасности» под требованиями пожарной безопасности понимаются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности; под нарушением требований пожарной безопасности понимается невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 N 1479 утверждены Правила противопожарного режима в Российской Федерации (далее ППР в РФ), которые устанавливают требования пожарной безопасности, определяющие порядок поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов защиты в целях обеспечения пожарной безопасности.
В силу статьи 37 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.
Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, лица, перечисленные в данной норме, в том числе лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом (ч.1 ст. 38 Федерального закона №69-ФЗ).
По смыслу приведенных норм права, положения указанных норм, определяет круг лиц, на которых может быть возложена ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, которым в данном деле относится ГКОУ «Нерехтская школа-интернат для детей с ОВЗ».
Согласно ч.2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Отсутствие лимитов бюджетных обязательств для обеспечения надлежащего финансирования исполнения требований пожарной безопасности, на что указывается в жалобе, не свидетельствует об отсутствии вины лица в совершении вмененного административного правонарушения при имеющихся фактических обстоятельствах.
Учитывая, что повторное нарушение требований пожарной безопасности допущено на объекте защиты, отнесенном к категории высокого риска, являющегося образовательным учреждением, недостаточное финансирование со стороны главного распорядителя бюджетных средств не освобождает ГКОУ «Нерехтская школа-интернат для детей с ОВЗ» от обязанности их исполнения. Более того как следует из пояснений директора К. часть нарушений, не требующих больших финансовых затрат, будет исполнена школой-интернатом самостоятельно. Исполнение финансово-затратных нарушений исполняется за счет полученных средств.
В то же время, учитывая названные директором К. обстоятельства, следует отметить, что темп устранения нарушений требований пожарной безопасности с учетом их давности выявления, значимости и опасности, а также ранее предпринимаемые меры со стороны ГКОУ «Нерехтская школа-интернат для детей с ОВЗ» по организации и получению достаточного финансирования, не позволяют прийти к выводу о том, что данным учреждением были своевременно приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность.
Доводы заявителя об исполнение нарушения в виде не оборудования системой автоматической пожарной сигнализации (дымовыми пожарными извещателями): выгороженного помещение детской раздевался, расположенное на третьем этаже и коридора столовой (сторона главного входа), расположенный на первом этаже, не могут быть приняты во внимание поскольку отсутствуют какие либо достоверные сведения об их реальном исполнении, помимо указания об этом в жалобе.
При всех указанных обстоятельствах оснований для переоценки вывода судьи о виновности учреждения не имеется, фактические обстоятельства по делу установлены верно.
Постановление вынесено правомочными на это судьей. Нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, влекущих отмену или изменение решения, по данному делу не допущено.
Наказание учреждению судьей районного суда применено согласно санкции статьи, с учетом конкретных обстоятельств совершения правонарушения и его тяжести.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 21.06.2023 ░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░-░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░» ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░-░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░» ░. ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░
░░░░░ ░░░░░░░ ░.░.