Дело №5-10/2023
№10RS0006-01-2023-000178-79
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
г. Лахденпохья Республика Карелия 22 февраля 2023 года
Судья Лахденпохского районного суда Республики Карелия (186730, Республика Карелия, г. Лахденпохья, ул. Октябрьская, д. 12) Сущевская Елена Анатольевна, при секретаре Нефедовой Р.А.,
рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1.1 ст. 18.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении
гражданина Республики Узбекистан ФИО2 ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес> №, не состоящего в браке, имеющего на иждивении №, зарегистрированного по адресу: <адрес>, не имеющего регистрации на территории Российской Федерации, фактически проживающего по адресу: <адрес>, не работающего,
у с т а н о в и л :
ДД.ММ.ГГГГ в № гражданин № ФИО3 ФИО4, находясь на №, нарушил режим пребывания в Российской Федерации, выразившийся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание в Российской Федерации, в уклонении от выезда из Российской Федерации после истечения определенного срока пребывания при следующих обстоятельствах.
Постановлением Приозерского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ гражданин № ФИО3 ФИО4 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3.1 ст. 18.8 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа с административным выдворением за пределы Российской Федерации в форме самостоятельного контролируемого выезда из Российской Федерации.
ДД.ММ.ГГГГ гражданин № ФИО3 ФИО4 выехал за пределы Российской Федерации, ДД.ММ.ГГГГ въехал в Российскую Федерацию и продолжает находиться на территории Российской Федерации по адресу: <адрес>, по настоящее время. Срок, установленный законом для пребывания на территории Российской Федерации, не продлил, до ДД.ММ.ГГГГ с территории Российской Федерации не выехал; документ, дающий ему право на пребывания в Российской Федерации, не получил, с ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время уклонился от выезда из Российской Федерации, то есть нарушил положения ст. 5 Федерального закона № 115-ФЗ от 25.07.2002 «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».
Таким образом, ФИО3 ФИО4 совершил административное правонарушение, предусмотренное ч. 1.1 ст. 18.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях Российской Федерации (далее – КоАП РФ).
Данной нормой закона предусмотрена административная ответственность за нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния.
В судебном заседании ФИО3 ФИО4 свою вину в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ, признал полностью, раскаялся. Пояснил, что с 2017 года проживает по указанному адресу вместе со № - ФИО6 Они имеют совместную №, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, а также № ФИО6 тоже называет и считает его папой. Он очень хочет легализовать свое положение в Российской Федерации, принимает к этому все меры, поскольку здесь у него жена и дети, с которыми он не хочет расставаться.
Должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, начальник МП ОМВД России по <адрес> ФИО7, в судебном заседании полагала возможным назначить административное наказание Нигманову в виде штрафа без административного выдворения, учитывая наличие в Российской Федерации стойких семейных связей. Пояснила, что провела беседу с сожительницей Нигманова – ФИО6, в ходе которой последняя показала, что живут очень хорошо, Нигманов воспитывает двух дочерей, обе девочки называют его папой, он заботиться обо всех. Всей семьей они проживают вместе в ее квартире по адресу: <адрес>.
Выслушав позицию ФИО2 ФИО4, пояснения ФИО7, прихожу к выводу о виновности ФИО2 ФИО4 в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1.1 ст.18.8 КоАП РФ.
Помимо признания ФИО2 ФИО4 своей вины в совершении вменяемого правонарушения, его вина подтверждается представленными материалами: протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ №, согласно которому последний пересек Государственную границу РФ ДД.ММ.ГГГГ, не выехал за пределы РФ до ДД.ММ.ГГГГ, уклоняется от выезда из РФ с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время, документ, подтверждающий право на пребывание в РФ отсутствует; досье иностранного гражданина АС ЦБДУИГ ФМС России, свидетельствующим о въезде на территорию Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ; миграционной картой; копией паспорта иностранного гражданина.
В соответствии с ч. 1 ст. 2.6 КоАП РФ иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица, совершившие на территории Российской Федерации административные правонарушения, подлежат административной ответственности на общих основаниях.
Согласно статье 2 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» законно находящимся в Российской Федерации иностранным гражданином признается лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо разрешение на временное проживание в целях получения образования, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации.
В силу положений ст. 5 данного Федерального закона, срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации определяется сроком действия выданной ему визы, за исключением случаев, предусмотренных указанным Федеральным законом.
Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации, за исключением случаев, когда на день истечения указанных сроков ему продлен срок действия визы или иной срок временного пребывания, либо ему выдана новая виза, либо у него (в отношении его) приняты заявление и иные документы, необходимые для получения разрешения на временное проживание, либо у него принято заявление о выдаче уведомления о возможности приема в гражданство Российской Федерации иностранного гражданина, признанного носителем русского языка в соответствии со статьей 33.1 Федерального закона от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации», или заявление о выдаче вида на жительство, либо федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел принято ходатайство работодателя или заказчика работ (услуг) о привлечении иностранного гражданина к трудовой деятельности в качестве высококвалифицированного специалиста или заявление работодателя или заказчика работ (услуг) о продлении срока действия разрешения на работу, выданного такому высококвалифицированному специалисту в соответствии со статьей 13.2 настоящего Федерального закона.
Срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также в случае, если такой срок не продлен в соответствии с настоящим Федеральным законом (пп. 1 ст. 5 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ).
Согласно положениям ст. 25.10 Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» иностранный гражданин или лицо без гражданства, въехавшие на территорию Российской Федерации с нарушением установленных правил, либо не имеющие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, либо утратившие такие документы и не обратившиеся с соответствующим заявлением в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, либо уклоняющиеся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации, а равно нарушившие правила транзитного проезда через территорию Российской Федерации, являются незаконно находящимися на территории Российской Федерации и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Иностранный гражданин или лицо без гражданства, не покинувшие территорию Российской Федерации в установленный срок, подлежат депортации.
На основании подп. «а» п. 1 Указа Президента РФ от 18.04.2020 № 274 «О временных мерах по урегулированию правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации в связи с угрозой дальнейшего распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» (в действующей редакции) на период с 15 марта по 15 июня 2021 года включительно приостановлено течение сроков временного пребывания, временного или постоянного проживания иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, сроков, на которые иностранные граждане и лица без гражданства поставлены на учет по месту пребывания или зарегистрированы по месту жительства, в случае, если такие сроки истекают в указанный период.
Вышеуказанный срок был продлен с 16 июня 2021 года до истечения 90 суток с даты снятия введенных Российской Федерацией временных ограничений на транспортное сообщение с иностранным государством подп. «а» п. 1 Указа Президента РФ № 364 от 15.06.2021 «О временных мерах по урегулированию правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в России в период преодоления последствий распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», в соответствии с п. 6 которого Перечень иностранных государств, в отношении которых сняты введенные Российской Федерацией временные ограничения на транспортное сообщение (с указанием даты снятия таких ограничений), утверждается Правительством Российской Федерации.
Такой перечень утвержден распоряжением Правительства РФ от 20.05.2022 № 1253-р. Указанные меры действуют до истечения 90 суток с даты снятия введенных Российской Федерацией временных ограничений на транспортное сообщение с иностранным государством.
Помимо этого, 05.09.2022 Распоряжение Правительства Российской Федерации от 20.05.2022 № 1253-р дополнено пунктом, устанавливающим, что датой снятия ограничений на международное транспортное сообщение с иностранным государством, не включенными в перечень, является дата вступления в силу Постановления Правительства Российской Федерации от 14.07.2022 № 1267 «О признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации», то есть 15 июля 2022 года.
Таким образом, граждане иностранных государств, в частности Республики №, ранее не включенных в перечень, и не имеющих оснований для дальнейшего пребывания в Российской Федерации, обязаны выехать за ее пределы до 12 октября 2022 года, то есть срок их временного пребывания считался автоматически продленным до 12 октября 2022 года (90 суток, исчисляя от 15.07.2022).
Следовательно, граждане Республики №, как государства ранее не включенного в перечень к Распоряжению №-р, вправе были до ДД.ММ.ГГГГ включительно урегулировать свое правовое положение в Российской Федерации либо покинуть Российскую Федерацию до обозначенной даты.
В судебном заседании установлено, что с ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 ФИО4 по настоящее время уклоняется от выезда из Российской Федерации, документов, подтверждающих право пребывания на территории Российской Федерации, не имеет.
Представленные суду доказательства являются допустимыми, получены с соблюдением требований закона. Протокол об административном правонарушении составлен в соответствии с положениями ст. 28.2 КоАП РФ. Права и обязанности, предусмотренные ст. 51 Конституции РФ и ст. 25.1 КоАП РФ, ФИО3 ФИО4 разъяснены, копия протокола вручена в установленном законом порядке.
Санкция ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ предусматривает наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
Оснований для освобождения ФИО2 ФИО4 от административной ответственности, либо для признания правонарушения малозначительным, судом не усматривается, поскольку незаконное нахождение на территории Российской Федерации является грубым нарушением миграционного законодательства Российской Федерации и свидетельствует о неуважительном отношении иностранного гражданина к соблюдению требований законодательства Российской Федерации.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в Постановлении от 15 июля 1999 г. № 11-П, конституционными требованиями справедливости и соразмерности предопределяется дифференциация публично-правовой ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обуславливающих индивидуализацию при применении тех или иных мер государственного принуждения. В развитие данной правовой позиции Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 27 мая 2008 г. № 8-П указал, что меры, устанавливаемые в уголовном законе в целях защиты конституционно значимых ценностей, должны определяться исходя из требования адекватности порождаемых ими последствий (в том числе для лица, в отношении которого они применяются) тому вреду, который причинен в результате преступного деяния, с тем чтобы обеспечивались соразмерность мер уголовного наказания совершенному преступлению, а также баланс основных прав индивида и общего интереса, состоящего в защите личности, общества и государства от преступных посягательств.
Приведенные правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации могут быть распространены и на административную ответственность.
В Постановлении от 14 февраля 2013 г. № 4-П Конституционный Суд Российской Федерации также признал, что устанавливаемые в законодательстве об административных правонарушениях правила применения мер административной ответственности должны не только учитывать характер правонарушения, его опасность для защищаемых законом ценностей, но и обеспечивать учет причин и условий его совершения, а также личности правонарушителя и степени его вины, гарантируя тем самым адекватность порождаемых последствий (в том числе для лица, привлекаемого к ответственности) тому вреду, который причинен в результате административного правонарушения, не допуская избыточного государственного принуждения и обеспечивая баланс основных прав индивида (юридического лица) и общего интереса, состоящего в защите личности, общества и государства от административных правонарушений; иное - в силу конституционного запрета дискриминации и выраженных в Конституции Российской Федерации идей справедливости и гуманизма - было бы несовместимо с принципом индивидуализации ответственности за административные правонарушения.
С учетом обстоятельств совершения правонарушения, данных о личности правонарушителя, имеющего на территории РФ прочные семейные связи: на иждивении №, постоянно проживающего по адресу регистрации матери своего №: <адрес>, наличия смягчающего обстоятельства – полное признание вины, принятие ФИО2 мер к легализации нахождения на территории Российской Федерации, с учетом позиции должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении, конкретных обстоятельств совершения административного правонарушения, считаю необходимым определить ФИО3 ФИО4 наказание в виде административного штрафа без административного выдворения за пределы Российской Федерации, поскольку назначение административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации будет противоречить принципу гуманизма и правовым позициям Конституционного Суда Российской Федерации.
Руководствуясь ст.ст. 29.9 и 29.10 КоАП РФ, судья
п о с т а н о в и л :
Признать ФИО2 ФИО4 виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.1 ст. 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 3000 (три тысячи) рублей.
В соответствии с требованиями ст. 32.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу.
Реквизиты для уплаты штрафа: получатель платежа №.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия в десятидневный срок со дня вручения копии постановления через Лахденпохский районный суд Республики Карелия.
Судья: Е.А. Сущевская