Дело №2-662/2023
УИД 09RS0№-74
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
04 декабря 2023 года а. Хабез
Хабезский районный суд Карачаево-Черкесской Республики в составе:
председательствующего судьи Нагаева А.М.,
при секретаре судебного заседания Хапсироковой Л.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале Хабезского районного суда Карачаево-Черкесской Республики гражданское дело по заявлению администрации Зеюковского сельского поселения Хабезского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики о признании права муниципальной собственности на бесхозную недвижимую вещь,
УСТАНОВИЛ:
Администрация Зеюковского сельского поселения Хабезского муниципального района КЧР обратилось в суд с заявлением о признании права муниципальной собственности на бесхозяйный объект недвижимого имущества с кадастровым номером <данные изъяты>, назначение «сооружение историческое», наименование «Обелиск воинам, погибшим в ВОВ», год завершения строительства «1971», площадью застройки «360 кв.м.», расположенного по адресу: <адрес>.
Заявление мотивировано тем, что указанный объект был выявлен как бесхозяйный, в реестрах государственного имущества и федерального имущества не значится, ДД.ММ.ГГГГ был поставлен на учет в качестве бесхозяйного имущества, фактически им владеет администрация Зеюковского сельского поселения, собственники не установлены, прав на данный объект кем-либо из третьих лиц не заявлялось, годичный срок с момента постановки на учет истек, в связи с чем на основании статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации заявитель обратился в суд с указанным требованием.
В судебное заседание представитель заявителя администрации Зеюковского сельского поселения Хабезского муниципального района Заубидов Р.К. в судебное заседание не явился, просил рассмотреть заявление без его участия, поддержав заявление по изложенным в нем основаниям и просил его удовлетворить.
Представитель Управления по государственной охране объектов культурного наследия КЧР в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело без своего участия, указав, что заявленный к признанию права муниципальной собственности объект (историческое сооружение) не является объектом культурного наследия, включенным в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и не значится в перечне выявленных объектов культурного наследия. Сооружение состоит в списке объектов, обладающих признаками объектов культурного наследия под названием «Обелиск советским воинам-землякам павшим в годы ВОВ 1941-1945гг». Считает, что в целях сохранения исторической памяти народа Карачаево-Черкесской Республики, патриотического воспитания молодежи, сохранения памятника, посвященного событиям Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, требование заявителя о регистрации права собственности на указанный объект находит подлежащим удовлетворению.
Иные заинтересованные лица в судебное заседание не явились, об уважительности причин неявки не сообщили, отзыва на заявление не представили, дело рассматривалось в их отсутствие.
Суд, исследовав письменные материалы дела, оценив в совокупности, все собранные и исследованные в судебном заседании доказательства, приходит к выводу, что рассматриваемое заявление подлежат удовлетворению.
Согласно пунктом 3 статьи 44 Конституции Российской Федерации каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.
Статьей 130 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что к недвижимым вещам относятся земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе сооружения, памятники истории и культуры являются объектами недвижимого имущества.
Собственником памятников истории и культуры могут быть Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование, физическое или юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, имеющие права владения, пользования и распоряжения сооружением.
В силу статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Согласно статье 18 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" после принятия решения о включении объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, в перечень выявленных объектов культурного наследия региональный орган охраны объектов культурного наследия обеспечивает проведение государственной историко-культурной экспертизы. Историко-культурная экспертиза выявленного объекта, на основании которой определяется историко-культурная ценность объекта и предлагается отнести такой объект к объектам культурного наследия регионального или местного (муниципального) значения, до настоящего времени не проведена.
В части 4 статьи 64 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" указано, что объекты, являющиеся на день вступления в силу настоящего Федерального закона вновь выявленными памятниками истории и культуры на основании законодательных и иных правовых актов СССР и РСФСР, относятся к выявленным объектам культурного наследия.
В силу статьи 4 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" объекты культурного наследия подразделяются на следующие категории историко-культурного значения:
объекты культурного наследия федерального значения - объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры Российской Федерации, а также объекты археологического наследия;
объекты культурного наследия регионального значения - объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры субъекта Российской Федерации;
объекты культурного наследия местного (муниципального) значения - объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры муниципального образования.
В соответствии с п. 13 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения поселений относится сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности поселения, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории поселения.
Пункт 5 ч. 1 ст. 50 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" устанавливает, что в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения в соответствии с частями 3 и 4 статьи 14, частью 3 статьи 16 и частями 2 и 3 статьи 16.2 настоящего Федерального закона, а также имущество, предназначенное для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения в соответствии с частями 1 и 1.1 статьи 17 настоящего Федерального закона, в том числе имущество необходимое для сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности поселения, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории поселения.
Статья 9.3 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" относит к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия: сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, находящихся в собственности муниципальных образований; государственную охрану объектов культурного наследия местного (муниципального) значения; определение порядка организации историко-культурного заповедника местного (муниципального) значения; обеспечение условий доступности для инвалидов объектов культурного наследия, находящихся в собственности поселений или городских округов; иные полномочия, предусмотренные настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом. Право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
На основании пункта 3 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях и в порядке, предусмотренных названным Кодексом, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.
Вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался, является бесхозяйной (пункт 1 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Порядок приобретения права собственности на бесхозяйные недвижимые вещи регулируется пунктом 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации. Такие вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет, а в случае постановки на учет линейного объекта по истечении трех месяцев со дня постановки на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Согласно пункту 5 приказа Минэкономразвития Российской Федерации от 10 декабря 2015 г. N 931 "Об установлении Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей" (далее - Порядок) принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.
Пунктом 9 указанного Порядка принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется путем внесения соответствующих сведений в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с порядком ведения Единого государственного реестра недвижимости.
В соответствии с вышеприведенными нормами права, администрация Зеюковского сельского поселения Хабезского муниципального района КЧР, установив бесхозяйность объектов культурного наследия, инициировала процесс постановки их на учет, с целью определения его дальнейшего собственника.
Из выписки ЕГРН, предоставленной Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по КЧР от 24.10.2023 года следует, что объект недвижимого имущества с кадастровым номером №, назначение «сооружение историческое», наименование «Обелиск воинам, погибшим в ВОВ», год завершения строительства «1971», площадью застройки «360 кв.м.», расположенного по адресу: <адрес>, был принят на учет как бесхозяйный объект недвижимости ДД.ММ.ГГГГ по заявлению Администрации Зеюковского сельского поселения Хабезского муниципального района.
Из сообщения Управления по государственной охране объектов культурного наследия КЧР от ДД.ММ.ГГГГ следует, что рассматриваемый объект недвижимости – историческое сооружение с кадастровым номером 09:03:0100106:366, не является объектом культурного наследия, включенным в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ и не значится в перечне выявленных объектов культурного наследия. Сооружение состоит в списке объектов, обладающих признаками объектов культурного наследия под названием «Обелиск советским воинам-землякам павшим в годы ВОВ 1941-1945гг».
Таким образом, на данный момент объект культурного наследия к той или иной категории историко-культурного значения не отнесен, в реестре муниципального имущества Хабезского муниципального района, в реестре федерального имущества или его субъекта не значится, и как следствие этого является бесхозяйным имуществом, так как собственник его неизвестен.
При этом на орган местного самоуправления в лице администрации Зеюковского сельского поселения Хабезского муниципального района в соответствии с требованиями Федерального закона от 19 мая 1995 г. № 80-ФЗ "Об увековечении победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов", возлагается ответственность за сохранение памятников Великой Отечественной войны, к которым относится спорный объект, поддержание их в состоянии, соответствующем достойному и уважительному отношению к памяти о Победе советского народа в Великой Отечественной войне.
Кроме того, в силу статьи 11 Закона Российской Федерации от 14 января 1993 г. № 4292-1 "Об увековечении памяти погибших при защите Отечества" на органы местного самоуправления возложена обязанность по осуществлению мероприятий по содержанию в порядке и благоустройству воинских захоронений, мемориальных сооружений и объектов, увековечивающих память погибших при защите Отечества, которые находятся на их территориях.
Судом установлено, что проведение кадастровых работ в отношении заявленного к признанию права муниципальной собственности объекта и его постановка на учет в качестве бесхозного производилось по заявлению администрации Зеюковского сельского поселения. По результатам проделанных кадастровых работ, в том числе установлено местоположение объекта недвижимости, его характеристика, площадь и т.д.
Кроме того заявителем представлены фотоматериалы с изображением всей территории вышеназванного объекта, из содержания которых видно, что объект поддерживается в надлежащем состоянии, обеспечивающим его сохранность, что также осуществляется усилиями администрации Зеюковского сельского поселения.
Записи о принятии на учет вышеназванных бесхозяйных объектов недвижимого имущества содержатся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, что подтверждается соответствующей выпиской, содержащейся в материалах дела.
Учитывая вышеизложенное и то, что вышеназванный объект имеет признаки недвижимого имущества, при этом числится на учете как бесхозяйный объект, в течение двух лет со дня постановки его на учет в данном качестве иные лица не заявляли каких-либо требований в отношении них, собственник имущества не объявился, сведения о споре о правах на него отсутствуют, условия и порядок для признания права муниципальной собственности на бесхозяйные объекты недвижимости, предусмотренные статьей 225 ГК РФ, заявителем соблюдены, установленный законом срок со дня постановки данного объекта на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию истек, суд, оценив представленные в суд доказательства приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований о признании права муниципальной собственности в отношении вышеназванного объекта недвижимости.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 292-293, 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление администрации Зеюковского сельского поселения Хабезского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики о признании права муниципальной собственности на бесхозную недвижимую вещь – удовлетворить.
Признать право муниципальной собственности Зеюковского сельского поселения Хабезского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики на бесхозяйный объект недвижимого имущества с кадастровым номером №, назначение «сооружение историческое», наименование «Обелиск воинам, погибшим в Великой Отечественной войне», год завершения строительства «1971», площадью застройки «360 кв.м.», расположенного по адресу: <адрес>, принятый на учет как бесхозяйный объект недвижимости ДД.ММ.ГГГГ (№).
Решение суда может быть обжаловано в Верховный суд Карачаево-Черкесской Республики путем подачи апелляционной жалобы через Хабезский районный суд Карачаево-Черкесской Республики в течение месяца со дня принятия решения суда.
Судья А.М. Нагаев