91RS0012-01-2023-000622-90
дело № 2-832/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
31 мая 2023 года город Керчь
Керченский городской суд Республики Крым в составе:
председательствующего, судьи – Сафонцевой Ю.А.,
при секретаре – Лебединской А.Э.,
с участием: истца – ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда города Керчи гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к администрации города Керчь Республики Крым, третьи лица: ФИО2, Департамент коммунального хозяйства и капитального строительства администрации города Керчь Республики Крым о признании незаконным и отмене постановления в части исключения из очереди квартирного учета граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий,
УСТАНОВИЛ:
В феврале 2023 года ФИО1 обратился в Керченский городской суд Республики Крым с иском к администрации города Керчь Республики Крым, в котором просит признать незаконным и отменить постановление главы администрации города Керчь Республики Крым №-п от ДД.ММ.ГГГГ в части его исключения из очереди квартирного учета граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Требования мотивированы тем, что решением исполнительного комитета Керченского городского совета АР Крым от ДД.ММ.ГГГГ № он был принят на квартирный учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий составом семьи 1 человек, и, как инвалид Великой Отечественной войны, был включен в список граждан, пользующимся правом внеочередного получения жилья, под номером 1. Постановлением главы администрации города Керчь Республики Крым №-п от ДД.ММ.ГГГГ он был исключен из очереди квартирного учета, как утративший основание. Решением Керченского городского суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу № постановление главы администрации города Керчь №-п от ДД.ММ.ГГГГ в части исключения ФИО1 из очереди квартирного учета граждан, признано незаконным. ДД.ММ.ГГГГ письмом начальника отдела, учета, приватизации и распределения жилого фонда администрации города Керчь Республики Крым № ФИО1 уведомлен о том, что постановлением главы администрации города Керчь Республики Крым №-п от ДД.ММ.ГГГГ он восстановлен в очереди квартирного учета на основании решении суда, с одновременным исключением из очереди квартирного учета в соответствии с п. 6 ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерация. По мнению истца, состоявшееся постановление главы администрации города Керчь Республики Крым №-п от ДД.ММ.ГГГГ об исключении его из очереди квартирного учета, является незаконным и подлежит отмене, обращает внимание на то, что более десяти лет состоит на квартирном учете граждан, пользующихся правом на получение жилья по категории инвалид Великой Отечественной войны, обстоятельства связанные с принятием его на квартирный учет не изменились, с 2009 года и по настоящее время он зарегистрирован по месту жительства в <адрес>, которая принадлежит на праве собственности его отцу, ФИО2, собственного жилья не имеет. Полагает, что как инвалид Великой Отечественной войны имеет право постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма и незаконно лишен этого права постановлением главы администрации города Керчь Республики Крым №-п от ДД.ММ.ГГГГ об исключении его из очереди квартирного учета.
Протокольным определением Керченского городского суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены: ФИО2, Департамент коммунального хозяйства и капитального строительства администрации города Керчь Республики Крым (л.д. 45-46).
В судебном заседании истец ФИО1 заявленные требования поддержал по доводам, изложенным в исковом заявлении, а также в письменных объяснениях по делу (л.д. 52-55,158), настаивал на удовлетворении судом.
В судебное заседание ответчик администрация города Керчь Республики Крым явку представителя не обеспечил, о дне, времени и месте рассмотрения гражданского дела извещен надлежащим образом, о причинах не направления представителя суду не известно, ранее при рассмотрении настоящего дела, представитель, действующая на основании доверенности Рогожина В.А. выражала несогласие с заявленными исковыми требованиями.
В судебное заседание третье лицо ФИО2 не явился, о дне, времени и месте рассмотрения гражданского дела извещен надлежащим образом, о причинах не явки суду не известно.
В судебное заседание третье лицо Департамент коммунального хозяйства и капитального строительства администрации города Керчь Республики Крым явку представителя не обеспечил, о дне, времени и месте рассмотрения гражданского дела извещен надлежащим образом, о причинах не направления представителя суду не известно.
В соответствии с требованиями ст. 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав пояснения ответчика ФИО1, изучив доводы искового заявления, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.
Как установлено судом и следует из материалов гражданского дела, ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения является инвалидом Великой Отечественной Войны, инвали<адрес> группы (л.д. 36, 37).
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился в Керченский городской совет АР Крым с заявлением о постановке в очередь на квартирный учет составом семьи один человек (л.д. 94).
Решением исполнительного комитета Керченского городского совета АР Крым № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 принят на квартирный учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, составом семьи 1 человек (л.д. 95).
Постановлением главы администрации города Керчь Республики Крым №-п от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 исключен из очереди квартирного учета граждан в связи с утратой основания (л.д. 97).
Решением Керченского городского суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ постановление главы администрации города Керчь Республики Крым №-п от ДД.ММ.ГГГГ в части исключения ФИО1 из очереди квартирного учета граждан в связи утратой основания признано незаконным (л.д. 19-21).
Постановлением главы администрации города Керчь Республики Крым №-п от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 в составе семьи 1 человек восстановлен в очереди квартирного учета по решению Керченского городского суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ по делу №; ФИО1 исключен составом семьи 1 человек из очереди квартирного учета в соответствии с п. 6 ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации (в связи с неправомерными действиями должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет в 2009 году) (л.д. 93).
Из пояснений представителя ответчика, действующей на основании доверенности ФИО4 данных ею в предварительном судебном заседании Керченского городского суда Республики Крым ДД.ММ.ГГГГ следует, что ФИО1 исключен из очереди квартирного учета на законных основаниях, поскольку площадь жилого помещения, которое он занимает совместно с отцом, превышает норму для постановки на квартирный учет, что было оставлено без внимания должностными лицами, при решении вопроса о принятии на учет ФИО1 в 2009 году.
Согласно части 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации жилище бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами предоставляется не только малоимущим, но и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
Статьей 55 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданам предоставлено право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных статьей 56 названного кодекса оснований снятия их с учета.
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации одним из условий снятия граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях является неправомерные действия должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.
Обеспечение гражданина общей площадью жилого помещения для постоянного проживания на одного члена семьи менее учетной нормы либо отсутствие такого жилого помещения является основанием для признания его нуждающимся в жилом помещении (часть 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Следовательно, по требованию об оспаривании решения о снятии истца с квартирного учета к числу юридически значимых обстоятельств, подлежащих доказыванию, необходимо отнести: наличие (или отсутствие) оснований для постановки ФИО1 на учет лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, имело ли место предоставление истцом сведений не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, являлись ли действия должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет ФИО1, неправомерными и совершал ли он какие-либо действия, являющиеся основанием для снятия его с учета.
Согласно части первой статьи 12 ГПК РФ, конкретизирующей статью 123 (часть 3) Конституции Российской Федерации, правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
В развитие указанных принципов статья 56 ГПК РФ предусматривает, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
Доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Эти сведения могут быть получены в том числе из показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств (часть 1 статьи 55 ГПК РФ).
Судом установлено, что в материалах учетного дела ФИО1 содержится справка (выписка из домовой книги о составе семьи и прописке) от ДД.ММ.ГГГГ из содержания которой следует, что с ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 зарегистрирован по адресу: <адрес> (л.д. 101).
В материалах учетного дела не содержится информации о наличии у ФИО1 какого-либо жилья, ни по договору социального найма, ни на праве собственности.
Из ответа на запрос суда представленного Государственным унитарным предприятием Республики Крым «Крым БТИ» филиал ГУП РК «Крым БТИ» в г. Керчи № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что на основании договора купли-продажи, удостоверенного частным нотариусом Керченского городского нотариального округа ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ по реестру № Керченским бюро технической инвентаризации ДД.ММ.ГГГГ за ФИО2 зарегистрировано право частной собственности на <адрес> в <адрес> Республики Крым (л.д. 22, 23).
По информации представленной Государственным комитетом по государственной регистрации и кадастру Республики Крым № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что собственником <адрес> в <адрес> Республики Крым, площадью 32,8 кв.м., с кадастровыми номером № является ФИО2, сведения об объекте недвижимости имеют статус «актуальные, ранее учтенные» (л.д. 26-29).
Из пояснений ФИО1 в судебном заседании следует, что он действительно проживает в <адрес> в <адрес> Республики Крым принадлежащей его отцу, ввиду отсутствия у него иного жилья для проживания, при этом он не является членом семьи отца, они ведут раздельное хозяйство.
Решением 20 сессии 1 созыва Керченского городского совета Республики Крым № от ДД.ММ.ГГГГ установлена учетная норма площади жилого помещения в целях принятия граждан, проживающих в городе Керчи, на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в размере не более 8,0 кв.м. общей площади жилого помещения на одного человека, и норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в размере 14,0 кв.м. общей площади жилого помещения на одного человека.
В свою очередь, администрация города Керчь Республики Крым не проводило инспектирование условий проживания ФИО1 в <адрес> в <адрес> Республики Крым, не устанавливала наличие/отсутствие ведения совместного хозяйства с собственником жилья, не выясняла основания вселения, равно как и не составлялся акт обследования жилищно-бытовых условий проживания ФИО1, не устанавливала фактические условия проживания ФИО1 в <адрес> в <адрес> Республики Крым и занимаемый им размер жилой площади в квартире.
В соответствии со ст. 31 Жилищного кодекса Российской Федерации к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Согласно п. п. «б» п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» членами семьи собственника жилого помещения могут быть признаны другие родственники независимо от степени родства (например, бабушки, дедушки, братья, сестры, дяди, тети, племянники, племянницы и другие) и нетрудоспособные иждивенцы как самого собственника, так и членов его семьи, а в исключительных случаях иные граждане, если они вселены собственником жилого помещения в качестве членов своей семьи.
При этом необходимо иметь в виду, что семейные отношения характеризуются, в частности, взаимным уважением и взаимной заботой членов семьи, их личными неимущественными и имущественными правами и обязанностями, общими интересами, ответственностью друг перед другом, ведением общего хозяйства.
Как следует из разъяснений, содержащихся в абзаце шестом п. 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», судам необходимо иметь в виду, что регистрация лица по месту жительства по заявлению собственника жилого помещения или ее отсутствие не является определяющим обстоятельством для решения вопроса о признании его членом семьи собственника жилого помещения, так как согласно ст. 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Наличие или отсутствие у лица регистрации в жилом помещении является лишь одним из доказательств по делу, которое подлежит оценке судом наряду с другими доказательствами.
Таким образом, необходимым условием для признания лица членом семьи собственника жилого помещения является установление фактов его вселения собственником жилого помещения в принадлежащее ему жилое помещение в качестве члена его семьи, а также совместное проживание вселенного лица с собственником в принадлежащем ему жилом помещении, при этом наличие регистрации в жилом помещении собственника является лишь одним из доказательств по делу, которое подлежит оценке судом наряду с другими доказательствами, в том числе свидетельствующими о вселении лица в качестве члена семьи собственника и его совместном проживании с собственником жилого помещения.
Сведений о том, что ФИО1 является членом семьи собственника жилого помещения - своего отца, материалами дела не подтвержден.
Пунктом 6 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определено, что обеспечение проживающих в муниципальном, городском округе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством, отнесено к вопросам местного значения муниципального, городского округа.
Согласно ст. 36 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования в соответствии с настоящей статьей собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Обжалуемое постановление главы администрации города Керчь Республики Крым №-п от ДД.ММ.ГГГГ не содержит выводов о том, что площадь жилого помещения, которое занимает ФИО1 совместно с отцом, превышает норму для постановки на квартирный учет.
В связи с чем, довод, представителя ответчика приведенный в ходе рассмотрения настоящего дела, в качестве оснований принятия обжалуемого постановления, не будучи приведенным в тексте самого постановления, как основание для его принятия, не могут быть оценены судом на предмет их обоснованности.
В свою очередь из обжалуемого постановления главы администрации города Керчь Республики Крым №-п от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ФИО1 составом семьи 1 человек исключен из очереди квартирного учета в связи с неправомерными действиями должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет в 2009 году (п. 6 ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Однако, при рассмотрении настоящего гражданского дела, ответчиком не приведено доводов и оснований, а равно как и не представлено допустимых доказательств в чем именно заключались неправомерные действия должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет ФИО1 в 2009 году.
В связи с изложенным, обжалуемое постановление главы администрации города Керчь Республики Крым №-п от ДД.ММ.ГГГГ в части исключения истца из очереди квартирного учета граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий, в соответствии с п. 6 ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации является незаконным и подлежит отмене, исковые требования ФИО1 подлежат удовлетворению.
Так как истец в силу ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от уплаты госпошлины при обращении в суд с рассматриваемым заявлением, затраты на государственную пошлину суд относит на счет государственного бюджета.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд,
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО1 к администрации города Керчь Республики Крым, третьи лица: ФИО2, Департамент коммунального хозяйства и коммунального хозяйства и капитального строительства администрации города Керчь Республики Крым о признании незаконным и отмене постановления в части исключения из очереди квартирного учета граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий – удовлетворить.
Признать незаконным и отменить постановление главы администрации города Керчь Республики Крым №-п от ДД.ММ.ГГГГ в части исключения ФИО1 из очереди квартирного учета граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым через Керченский городской суд Республики Крым в течение месяца с момента принятия решения в окончательной форме.
Судья /подпись/ Ю.А. Сафонцева
Мотивированное решение изготовлено 31 мая 2023 года.
Копия верна: Решение суда не вступило в законную силу
Судья: Судья: