Дело № 2-440/2023
УИД 37RS0016-01-2023-000502-36
Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской ФедерацииПос. Пестяки 21 ноября 2023 года
Пучежский районный суд Ивановской области в составе:
председательствующего судьи Губиной О.Н.,
при секретаре Марковой Е.В.,
с участием помощника прокурора Пестяковского района Кузьминой Н.А.,
представителя ответчика Лапкина А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 21 ноября 2023 года в пос. Пестяки Ивановской области дело по иску прокурора Пестяковского района Ивановской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Пестяковского муниципального района Ивановской области, МУП «Пестяковское ЖКХ» о возложении обязанности произвести замену деревянных стоек опоры объекта электросетевого хозяйства - воздушной линии электропередачи напряжением 0,22 кВ, расположенных на земельном участке по адресу: <адрес>, а также на земельном участке, расположенном в 150 метрах на запад от вышеуказанного домовладения,
УСТАНОВИЛ:
Прокуратура Пестяковского района Ивановской области обратилась в суд с указанными выше исковыми требованиями.
Требования мотивированы тем, что прокуратурой района на основании задания прокуратуры Ивановской области, а также в порядке надзора проведена проверка исполнения законодательства в сфере электроэнергетики, в ходе которой установлено, что электроснабжение (поставку электроэнергии) потребителей с. Демидово Пестяковского района Ивановской области осуществляет АО «Объединенные электрические сети». Сооружение электроэнергетики (объект электросетевого хозяйства)- воздушная линия электропередачи напряжением 2,22 кВ, расположенное в с. Демидово Пестяковского района Ивановской области по улицам: Парковая, Центральная, Клубная, Почтовая, Стадионная, Комсомольская, Техническая, Пионерская, Советская, Лесная, находится в собственности Пестяковского муниципального района Ивановской области.
Постановлением администрации Пестяковского муниципального района Ивановской области от 31.08.2021 №332 указанный объект электроэнергетики на праве хозяйственного ведения передан МУП «Пестяковское жилищно-коммунальное хозяйство» (далее МУП «Пестяковское ЖКХ»). МУП «Пестяковское ЖКХ» основано на праве хозяйственного ведения, учредителем которого является муниципальное образование Пестяковский муниципальный район, права учредителя и собственника имущества осуществляет Администрация Пестяковского муниципального района.
При осмотре деревянных стоек опор (электрических столбов), с Демидово Пестяковского района Ивановской области выявлено следующее. При осмотре деревянной стойки опоры, расположенной на земельном участке по адресу: <адрес>, принадлежащем на праве собственности Таракановой В.А., выявлено видимое загнивание в месте соприкосновения деревянной стойки опоры с проволочными бандажами и ж/б приставкой, а также по всей поверхности стойки опоры (характеризующееся растрескиванием, распадением, значительным разрушением древесины). Имеется верховое загнивание стойки. При осмотре деревянной стойки опоры, расположенной на арендуемом Таракановой В.А. земельном участке, находящимся примерно в 150 метрах западнее от <адрес>, выявлено видимое загнивание в месте соприкосновения деревянной стойки опоры с проволочными бандажами и ж/б приставкой ( характеризующееся растрескиванием, распадением, значительным разрушением древесины). Указанные повреждения опор объектов электроэнергетики могут привести к обрыву проводов или к выпадению крюков с изоляторами из тела опоры и, как следствие, падению на землю неизолированных проводов, находящихся под опасным для жизни напряжением, то есть создать угрозу для жизни и здоровья неопределенного круга лиц, а также нарушить электроснабжение вышеуказанного населенного пункта.
13.10.2021 года в адрес главы Пестяковского муниципального района Ивановской области вносилось представление об устранении нарушений законодательства о содержании муниципального имущества. Указанное представление рассмотрено и удовлетворено. Вместе с тем, до настоящего времени нарушения, указанные в представлении, не устранены.
На основании изложенного истец просит обязать администрацию Пестяковского муниципального района Ивановской области, МУП «Пестяковское жилищно-коммунальное хозяйство» в течение трех месяцев после вступления решения в законную силу произвести замену деревянных стоек опоры объекта электросетевого хозяйства - воздушной линии электропередачи напряжением 0,22 кВ, расположенных на земельном участке по адресу: <адрес>, находящимся в собственности Таракановой В.А., с переносом стойки опоры за границы земельного участка Таракановой В.А., а также на земельном участке, расположенном в 150 метрах на запад от вышеуказанного домовладения, используемом Таракановой В.А. по договору аренды.
В уточненном исковом заявлении прокуратура просит обязать администрацию Пестяковского муниципального района Ивановской области, МУП «Пестяковское жилищно-коммунальное хозяйство» произвести замену (ремонт) деревянных стоек опоры объекта электросетевого хозяйства - воздушной линии электропередачи напряжением 0,22 кВ, расположенных на земельном участке по адресу: <адрес>, а также на земельном участке, расположенном в 150 метрах на запад от вышеуказанного домовладения, в срок до 01 июля 2024 года. В части переноса стойки опоры объекта электросетевого хозяйства - воздушной линии электропередачи напряжением 0,22 кВ, расположенного на земельном участке по адресу: <адрес>, находящимся в собственности Таракановой В.А., за границы земельного участка Таракановой В.А. отказываются.
Представитель ответчика - МУП «Пестяковское ЖКХ», третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора - Тараканова В.А., представитель АО «Объединенные электрические сети» в судебное заседание не явились. О месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Представитель ответчика просит рассмотреть дело в свое отсутствие, в удовлетворении исковых требований просит отказать по основаниям, изложенным в отзыве на исковое заявление.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
В судебном заседании помощник прокурора Кузьмина Н.А. поддержала уточненные исковые требования по изложенным в заявлении основаниям, просила иск удовлетворить.
Представитель ответчика - Администрации Пестяковского муниципального района Лапкин А.В. исковые требования не признал. Считает требования прокурора к администрации не обоснованными, поскольку опоры объекта электросетевого хозяйства воздушной линии электропередачи, расположенные на земельном участке по адресу: <адрес>, а также на земельном участке, расположенном в 150 метрах на запад от вышеуказанного домовладения, переданы МУП «Пестяковское ЖКХ» на праве хозяйственного ведения. Обладатели права хозяйственного ведения обязаны нести расходы по содержанию переданного на таком праве имущества.
В отзыве представитель ответчика - МУП «Пестяковское ЖКХ» ссылается, что в обязанности МУП вменено осуществление мер по сохранности и рациональному использованию переданного на праве хозяйственного ведения имущества. Обязанностью либо правом эксплуатации сооружения электроэнергетики МУП не наделено. Решение вопроса по выделению средств для эксплуатации, проведения работ по техническому обслуживанию и ремонту на закрепленное имущество, в том числе заключение договоров (контрактов) с третьими лицами, не в правовом поле МУП «Пестяковское ЖКХ». Считает, что мероприятия по выполнению требований законодательства в области электроэнергетики находится в компетенции собственника имущества. Уставом МУП «Пестяковское ЖКХ» не предусмотрено осуществление деятельности, связанной с эксплуатацией объектов электроэнергетики. Целями и задачами МУП является обслуживание жилищно-коммунального комплекса п. Пестяки и Пестяковского района для предоставления жилищно-коммунальных услуг населению, предприятиям, организациям различных форм собственности.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Из материалов дела следует, что сооружение электроэнергетики (объект электросетевого хозяйства) - воздушная линия электропередачи напряжением 2,22 кВ, расположенное в с. Демидово Пестяковского района Ивановской области по улицам: Парковая, Центральная, Клубная, Почтовая, Стадионная, Комсомольская, Техническая, Пионерская, Советская, Лесная, находится в собственности Пестяковского муниципального района Ивановской области (том 1 л.д. 35).
Согласно выписки из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости - сооружении электроэнергетики ВЛ-0,22 кВ, данный объект построен в 1963 году (том 1 л.д.33).
Постановлением администрации Пестяковского муниципального района Ивановской области от 31.08.2021 №332 указанный объект электроэнергетики на праве хозяйственного ведения передан МУП «Пестяковское жилищно-коммунальное хозяйство» (том 1 л.д.28-29).
МУП «Пестяковское ЖКХ» основано на праве хозяйственного ведения, учредителем которого является муниципальное образование Пестяковский муниципальный район, права учредителя и собственника имущества осуществляет Администрация Пестяковского муниципального района, что следует из Устава данного предприятия.
На основании задания прокуратуры Ивановской области от 22 марта 2023 года прокуратурой Пестяковского района проведена проверка исполнения законодательства в сфере электроэнергетики, в ходе которой было установлено, что объекты электросетевого хозяйства, расположенные на земельном участке по адресу: <адрес>, а также на земельном участке, расположенном в 150 метрах на запад от вышеуказанного домовладения, повреждены. Выявленные повреждения могут создать угрозу для жизни и здоровья граждан, а также нарушить электроснабжение населенного пункта (том 1 л.д. 53-64).
Из материалов дела также следует, что 13 октября 2021 года прокуратурой района в связи с обращением граждан Таракановой В.А. и Макаровой Н.И., в адрес главы Пестяковского муниципального района Ивановской области вносилось представление об устранении нарушений законодательства о содержании муниципального имущества (том 1 л.д.22).
22 ноября 2021 года указанное представление рассмотрено и удовлетворено. В адрес прокуратуры направлено сообщение, где указано, что работы по демонтажу опоры на частном участке <адрес> будут проведены МУП «Пестяковское ЖКХ» до конца ноября 2021г. Вместе с тем, до настоящего времени нарушения, указанные в представлении, не устранены.
В соответствии с пунктами 3, 7 и 24 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей электрической энергии, утвержденных приказом Минэнерго России от 12.08.2022 № 811, техническая эксплуатация электроустановок должна включать ремонт и техническое обслуживание электроустановок; при эксплуатации электроустановок потребитель должен обеспечить содержание электроустановок в исправном состоянии и их безопасную эксплуатацию, проведение технического обслуживания и ремонта электроустановок в целях поддержания исправного состояния и безопасной эксплуатации электроустановок; при организации и осуществления эксплуатации электрооборудования и электроустановок общего назначения потребителей (в том числе воздушные ЛЭП) потребители должны выполнять требования в объеме, предусмотренном для указанных видов оборудования и устройств в Правилах технической эксплуатации электрических станций и сетей.
Пунктом 556 Правил технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации, утвержденных приказом Минэнерго России от 04.10.2-22 №1070, установлено, что в процессе эксплуатации в зависимости от местных условий проверка загнивания деталей деревянных опор должна проводится в период от 3 до 6 лет после ввода ВЛ в эксплуатацию, далее - не реже 1 раз в 3 года, а также перед подъемом на опору или заменой деталей.
В ходе рассмотрения дела по существу судом проведена судебная строительно-техническая экспертиза, производство которой было поручено бюро независимой оценки и судебных экспертиз. Согласно заключения эксперта № 32/23/КА от 03 октября 2023 года, проведенным исследованием опор линии электропередачи установлен комплекс нарушений нормативной документации для ВЛ, расположенных на территории земельного участка <адрес>, а также в 150 метрах западнее данного домовладения. Установлено, что техническое состояние опор линий электропередач (электрических столбов) находится в неисправном, критическом состоянии и не пригодном для дальнейшей безопасной эксплуатации. Проведенным исследованием установлено, что возможна замена деревянных стоек опор линии электропередач (электрических столбов), расположенных на территории земельного участка <адрес>, а также в 150 метрах западнее данного домовладения, в соответствии с требованиями Правил эксплуатации электрических установок для их дальнейшей безопасной эксплуатации (том 1 л.д. 116-147).
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных требований в части обязания произвести замену (ремонт) деревянных стоек опоры объекта электросетевого хозяйства - воздушной линии электропередачи, расположенной по указанному выше адресу, поскольку данные объекты находятся в непригодном для эксплуатации состоянии, требуют ремонта для дальнейшей безопасной эксплуатации.
Рассматривая требования в части ответчика, обязанного произвести работы по ремонту деревянных стоек опор линии электропередач (электрических столбов), суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с п. 4 ч.1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.1003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся организация в границах муниципального района электро- и газоснабжения поселений в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 210 ГПК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
На основании пункта 2 статьи 209 ГК РФ собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
В соответствии со ст. 294 ГК РФ, государственное или муниципальное унитарное предприятие, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, определяемых в соответствии с настоящим Кодексом.
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 14 ноября 2002 года № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (далее - Федеральный закон № 161-ФЗ) унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию.
Пунктом 2 статьи 7 Федерального закона № 161-ФЗ установлено, что унитарное предприятие не несет ответственность по обязательствам собственника его имущества (Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования).
В соответствии с п. 10 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации объектом капитального строительства является здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.
Согласно п. 10.1 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, линейными объектами являются, в том числе, линии электропередач.
Таким образом, градостроительное законодательство регулируют деятельность, связанную со строительством и реконструкцией объектов капитального строительства, к которым относятся линии электропередач.
В силу положений ч.1 ст. 55.25 Градостроительного кодекса Российской Федерации в случае, если иное не предусмотрено федеральным законом, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, является собственник здания, сооружения или лицо, которое владеет зданием, сооружением на ином законном основании (на праве аренды, хозяйственного ведения, оперативного управления и другое) в случае, если соответствующим договором, решением органа государственной власти или органа местного самоуправления установлена ответственность такого лица за эксплуатацию здания, сооружения, либо привлекаемое собственником или таким лицом в целях обеспечения безопасной эксплуатации здания, сооружения на основании договора физическое или юридическое лицо.
Право собственности наопоры объекта электросетевого хозяйства - воздушной линии электропередачи напряжением 0,22 кВ, расположенных, в том числе, на земельном участке по адресу: <адрес>, а также на земельном участке, расположенном в 150 метрах на запад от вышеуказанного домовладения, принадлежит муниципальному образованию. Постановлением администрации Пестяковского муниципального района Ивановской области от 31 августа 2021 года (с учетом постановления администрации от 23 декабря 2021 года) указанные объекты переданы на баланс и закреплены на праве хозяйственного ведения за МУП «Пестяковское ЖКХ». При этом вышеуказанное постановление (п.3) содержит возложение обязанности на муниципальное предприятие по осуществлению мер по сохранности и рациональному использованию имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения, возложение обязанности по его содержанию, указанное постановление не содержит, ответственность данного предприятия в области обеспечения безопасной эксплуатации сооружения постановлением не предусмотрена.
Пунктом 1 статьи 3 Федерального закона № 161-ФЗ предусмотрено, что унитарное предприятие может иметь гражданские права, соответствующие предмету и целям его деятельности, предусмотренным в уставе этого унитарного предприятия, и нести связанные с этой деятельностью обязанности.
Согласно устава МУП «Пестяковское ЖКХ» основными целями деятельности предприятия является удовлетворение потребностей предприятий, учреждений, организаций всех форм собственности, граждан в тепловой энергии, питьевой воде согласно ГОСТам, приеме и очистке сточных вод, обеспечение населения транспортными услугами, предоставление похоронных услуг, осуществление деятельности в сфере благоустройства, обеспечение уровня реальных доходов предприятия, реализация материальных и удовлетворение социальных, культурных и жилищно-бытовых потребностей и интересов работников предприятия.
Как следует из выписки из Единого государственного реестра юридических лиц, основным видом деятельности предприятия является передача пара и горячей воды (тепловой энергии). В сведениях о дополнительных видах деятельности не предусмотрена деятельность предприятия в области электроэнергетики.
Уставом МУП «Пестяковское ЖКХ» предусмотрено, что именно к компетенции собственника имущества муниципального предприятия - муниципального образования (Пестяковский муниципальный район), права учредителя и собственника которого осуществляет администрация Пестяковского муниципального района, относится определение цели, предмета, видов деятельности, а также утверждение Устава, внесение в него изменений. В судебном заседании установлено, что передав объекты электросетевого хозяйства на праве хозяйственного ведения в МУП «Пестяковское ЖКХ», администрацией Пестяковского муниципального района не вносились изменения в Устав предприятия, в том числе в части определения цели и вида деятельности в области электроэнергетики. Поскольку экономическая деятельность МУП «Пестяковское ЖКХ», цель предприятия не предусматривает деятельность в области электроэнергетики, суд считает, что возложение обязанности по ремонту объектов электросетевого хозяйства по указанному выше адресу, вытекающему из обязанности по содержанию имущества, будет противоречить виду экономической деятельностиМУП «Пестяковское ЖКХ», в связи с чем в удовлетворении исковых требований прокурора Пестяковского района к МУП «Пестяковское ЖКХ» следует отказать.
С учетом вышеизложенного суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора к администрации Пестяковского муниципального района, как собственнику имущества, поскольку передача имущества в хозяйственное ведение унитарному муниципальному предприятию не освобождает ее от обязанностей собственника этого имущества. При таких обстоятельствах доводы, изложенные представителем ответчика Лапкиным А.В., суд признает несостоятельными.
На основании ст. 206 ГПК РФ при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Истцом заявлено требование об обязании организовать и обеспечить проведение вышеуказанных мероприятий в срок до 01 июля 2024 года. Суд, учитывая все обстоятельства дела, считает срок для устранения недостатков, указанный прокурором, достаточным и разумным для устранения выявленных нарушений действующего законодательства и считает необходимым установить ответчику данный срок для исполнения решения суда.
В соответствии с ч. 2 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков, от уплаты государственной пошлины освобождены.
Руководствуясь статьями 194 - 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Пестяковского района Ивановской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Пестяковского муниципального района Ивановской области, МУП «Пестяковское ЖКХ» о возложении обязанности произвести замену деревянных стоек опоры объекта электросетевого хозяйства - воздушной линии электропередачи удовлетворить частично.
Обязать администрацию Пестяковского муниципального района Ивановской области (ИНН № ОГРН № произвести замену (ремонт) деревянных стоек опоры объекта электросетевого хозяйства - воздушной линии электропередачи напряжением 0,22 кВ, расположенных на земельном участке по адресу: <адрес>, а также на земельном участке, расположенном в 150 метрах на запад от вышеуказанного домовладения, в срок до 01 июля 2024 года.
В удовлетворении исковых требований прокурора к МУП «Пестяковское ЖКХ» о возложении обязанности произвести замену деревянных стоек опоры объекта электросетевого хозяйства - воздушной линии электропередачи отказать.
Решение может быть обжаловано в Ивановский областной суд через Пучежский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий: подпись О.Н. Губина
Мотивированное решение изготовлено 27 ноября 2023 года.