Дело № 12-240/2022
УИД 91RS0009-01-2021-003091-85
РЕШЕНИЕ
22 июня 2022 года город Севастополь
Судья Нахимовского районного суда города Севастополя Григорьева У.С., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу должностного лица ГУП РК «Черноморнефтегаз» Петрова Н.А. на постановление № № от 18.06.2021 государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды о привлечении к административной ответственности по ст. 8.5 КоАП РФ и назначении административного наказания в виде штрафа,
установил:
постановлением государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды № № от 18.06.2021 Петров Н.А. признан виновным в совершении правонарушения по ст. 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту КоАП РФ) и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 3 000 руб.
Не согласившись с данным постановлением, Петров Н.А. обратился с жалобой в суд, в которой просит постановление отменить и производство по делу прекратить ввиду отсутствия состава административного правонарушения по основаниям изложенным в жалобе.
Заявитель и представитель надзорного органа в судебное заседание не явились, уведомлены надлежащим образом.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ, при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ, при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья должен проверить дело в полном объеме.
Согласно части 1 статьи 1.5 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии со статьей 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля, информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, декларации о воздействии на окружающую среду, декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, отчете о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию.
Согласно абзацу 52 статьи 1 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон об охране окружающей среды) под объектами, оказывающими негативное воздействие на окружающую среду, понимаются объекты капитального строительства и (или) другие объекты, а также их совокупность, объединенных единым назначением и (или) неразрывно связанных физически или технологически и расположенных в пределах одного или нескольких земельных участков.
В силу статьи 4.2 Закона об окружающей среды объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, в зависимости от уровня такого воздействия подразделяются на четыре категории на основании критериев, устанавливаемых Правительством Российской Федерации (пункты 1 и 3).
Пунктом 1 статьи 69.2 Закона об окружающей среды установлено, что объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, в уполномоченном Правительством Российской Федерации федеральном органе исполнительной власти или органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией.
Постановка на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется на основании заявки о постановке на государственный учет, которая подается юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями не позднее чем в течение шести месяцев со дня начала эксплуатации указанных объектов (пункт 2 статьи 69.2 Закона об окружающей среды).
Форма заявки о постановке на государственный учет, содержащей сведения для внесения в государственный реестр, утверждена Приказом Минприроды России от 23 декабря 2015 № 554.
Как усматривается из материалов дела, основанием для привлечения заявителя к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, послужили выявленные в ходе проведенной в период с 04.08.2020 по 07.09.2020 плановой выездной проверки.
По итогом проверки составлен акт проверки № № от 08.09.2020 из которого следует, что объектом проверки явился НВОС: <данные изъяты>, 1-я категория, категория риска - чрезвычайно высокая.
В рамках вышеуказанной проверки установлено, что на объекте отсутствуют замкнутые системы технического водоснабжения, плавучие или стационарные очистные сооружения и средства для приема сточных вод, и других вредных веществ, фактически отвод хозяйственно-бытовых сточных осуществляется прямотоком в акваторию Черного моря, через металлические трубы, заглубленные в морскую воду на глубину 5-10 метров.
В связи с выявленными нарушениями составлен протокол об административном правонарушении № № от 03.06.2021.
Согласно оспоренному постановлению, лицом совершившим административное правонарушение при изложенных обстоятельствах явилось должностное лицо - инженер по охране окружающей среды 1 категории Петров ФИО3. К названным выводам административный орган пришел на основании должностной инструкции № 1 от 27.06.2019.
С указанными доводами должностного лица согласиться нельзя ввиду нижеследующего.
Так должностному лицу вменяется, что в заявке о постановке на государственный учет внесены недостоверные, либо искаженные сведения.
Однако, в материалах дела отсутствует сведения о дате, номере и подписанте заявки.
Отсутствие в материалах дела заявки и (или) ее реквизитах является существенным нарушением процессуальных требований и препятствует суду полно и всесторонне проверить доводы жалобы.
На основании изложенного, суд лишен возможности достоверно установить правильность выводов должностного лица о наличии недостоверных или искаженных сведений в составе заявки.
Кроме того из акта проверки следует, что подъем на платформу с целью осмотра не производился (абц. 1 ст. 35 Акта проверки).
Однако в материалах дела имеются сведения о том, что фактически отвод хозяйственно-бытовых сточных осуществляется прямотоком в акваторию Черного моря, через металлические трубы, заглубленные в морскую воду на глубину 5-10 метров.
Каким образом должностными лицами зафиксированы данные обстоятельства материалы дела не содержат.
Более того, из акта проверки следует, что объект поставлен на государственный учет 14.03.2018 (п. 23 ст. 7 Акта проверки).
Следовательно, заявка на постановку на учет была подана не ранее указанной даты.
Однако, в вину подателю жалобы вменяется неисполнения требований должностной инструкции от 27.06.2019, с которой он ознакомлен 28.06.2019.
Более того, из содержания должностной инструкции не следует, что инженер по охране окружающей среды несет ответственность за достоверность предоставляемых в заявление о постановке на учет сведений.
Все вышеописанное не позволяет суду всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания.
Вместе с тем, в соответствии с ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный ст. 8.5 КоАП РФ на дату рассмотрения настоящей жалобы истек.
При таких обстоятельствах, постановление по делу об административном правонарушении подлежит отмене, а производство по делу прекращению на основании п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Руководствуясь статьями 30.6 и 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд
решил:
постановление № № от 18.06.2021 государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды о привлечении к административной ответственности в отношении должностного лица - инженера по охране труда ГУП РК «Черноморнефтегаз» Петрова Н.А. по ст. 8.5 КоАП РФ - отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Настоящее решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд в течение 10 дней с момента получения копии решения.
Судья У.С. Григорьева