Дело №
УИД №05RS0047-01-2023-000926-55
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Хасавюрт 25 июля 2023 года
Хасавюртовский районный суд Республики Дагестан в составе председательствующего судьи Магомедова Г.М.,
при секретаре судебного заседания Бугдаевой Д.А., с участием представителя истца - помощника прокурора Хасавюртовского района Гаджиэмэнова М.М., с извещением ответчика и третьего лица.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-821/2023 по исковому заявлению истца прокурора Хасавюртовского района в интересах неопределенного круга лиц к ответчику Администрации МО «село Муцалаул» Хасавюртовского района об обязании органа местного самоуправления обустроить дорожные знаки по улице Лермонтова, дом №7, вблизи школы,
установил:
Истец Прокурор Хасавюртовского района в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился в Хасавюртовский районный суд Республики Дагестан с исковым заявлением к ответчику Администрации МО «<адрес>» ФИО2 <адрес> об обязании органа местного самоуправления обустроить дорожные знаки по <адрес>, вблизи школы.
В обоснование заявленных требований, указано, что прокуратурой района по поручению прокуратуры республики проведена проверка исполнения законодательства, регламентирующего безопасность дорожного движения, в части, касающейся соответствия дорожным знакам магистральных улиц вблизи расположения общеобразовательных учреждений населенных пунктов муниципального образования «<адрес>» предъявляемым нормативным требованиям.
Проведена проверка с привлечением сотрудников ОГИБДД ОМВД России по ФИО2 <адрес> и ООО «ДСК-5».
В соответствии со ст. 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № - ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - ФЗ №) местное самоуправление осуществляется на всей территории Российской Федерации в городских, сельских поселениях, муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 14 ФЗ №, к вопросам местного значения муниципального района относится - дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, в дорожном хозяйстве в границах населенных пунктов сельского поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 8 статьи 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № - ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации (далее - ФЗ №), к собственности сельских поселений относятся автомобильные дороги общего и не общего пользования в границах населенного пункта, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
Согласно ч. 1 ст. 34 ФЗ №, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов, и иных предусмотренных законодательством Российской Федерации источников финансирования, а также средств физических и юридических лиц, в том числе, привлеченных в порядке и на условиях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях.
Пунктом 6 ч.1 ст. 13 ФЗ № установлено, что осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения отнесено к полномочиям органов местного самоуправления.
В соответствии с актом обследования улично-дорожной сети находящихся на балансе администраций сельских поселений муниципального образования «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ проведенной Врио государственным инспектором дорожного надзора ОГИБДЦ ОМВД России по ФИО2 <адрес> лейтенантом полиции ФИО4 и генеральным директором ООО «ДСК-05 ФИО5» выявлены следующие нарушения: по автомобильной дороге вблизи расположения образовательного учреждения СОШ № по адресу: <адрес>, «<адрес>» ФИО2 <адрес> Республики Дагестан отсутствует дорожный знак 5.19.1, 5.19.2 "Пешеходный переход", обозначенные дорожной разметкой «Пешеходный переход» (Зебра) (ФИО8 50597-2017 в нарушение пункта 6.3.1"ФИО8 50597-2017 Национальный стандарт Российской Федерации).
В силу ст. 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации, указанные обязательства являются расходными обязательствами сельского поселения ФИО2 <адрес>.
Таким образом, решение указанных вопросов действующим законодательством отнесено к полномочиям органов местного самоуправления.
Непринятие администрацией МО «<адрес>» ФИО2 <адрес> мер по установке соответствующих дорожных знаков вблизи расположения образовательного учреждения по <адрес> «<адрес>» ФИО2 <адрес> РД, может привести к дорожно-транспортным происшествиям с причинением вреда неограниченному кругу лиц, в том числе несовершеннолетним.
Согласно ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ФИО1 вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
В результате отсутствия дорожных знаков нарушаются права неопределенного круга лиц на безопасное дорожное движение.
В соответствии со ст. 28 ГПК РФ, иск в суд к организации предъявляется по адресу нахождения организации.
На основании изложенного, просит обязать администрацию МО «<адрес>» ФИО2 <адрес> в течении двух месяцев после вступления решения суда в законную силу обустроить пешеходный переход, установить дорожные знаки по <адрес> ФИО2 <адрес> РД, а именно, дорожные знаки: знак 5.19.1 «Пешеходный переход» - 2 шт; знак 5.19.2 «Пешеходный переход» - 2 шт; дорожную разметку 1.14.1 «Пешеходный переход».
Представитель ФИО1 прокуратуры ФИО2 <адрес> РД– помощник ФИО1 ФИО6 заявленные ФИО1 требования поддержал и просил их удовлетворить.
Представитель ответчика - администрации МО «<адрес>» ФИО2 <адрес> в судебное заседание не явился, однако извещен надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, путем направления судебного извещения.
Представитель третьего лица- ОГИБДД ОМВД России по ФИО2 <адрес> в судебное заседание не явился, хотя надлежащим образом извещался о времени и месте рассмотрения дела по существу, об уважительности причин неявки суд не уведомил, ходатайств об отложении не заявил.
В соответствие со ст. 167 ГПК РФ, суд определил рассмотреть дело в с отсутствие представителя ответчика - администрации МО «<адрес>» ФИО2 <адрес> и представителя третьего лица - ОГИБДД ОМВД России по ФИО2 <адрес>.
Исследовав представленные доказательства, оценив их, суд приходит к следующим выводам.
В силу статьи 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Частью 1 статьи 20 и частью 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации закреплено, что каждый имеет право на жизнь и охрану здоровья.
Задачами обеспечения безопасности дорожного движения являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.
Согласно статье 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения.
Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти (пункт 1).
Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог (пункт 2).
Дорога - обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии (абзац 8 статьи 2).
В соответствии с частью 1 статьи 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
Согласно части 8 статьи 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 257-ФЗ к собственности поселения, если для сельского поселения иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
В соответствии с частями 1 и 3 статьи 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения сельского поселения относится: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения (пункт 3 части 1).
Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).
В соответствии со ст. 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № - ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - ФЗ №) местное самоуправление осуществляется на всей территории Российской Федерации в городских, сельских поселениях, муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 14 ФЗ №, к вопросам местного значения муниципального района относится - дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, в дорожном хозяйстве в границах населенных пунктов сельского поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В ч. 1, 2 ст. 12 Федерального закона N 196-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ "О безопасности дорожного движения" предусмотрено, что обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог. Ремонт и содержание дорог должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
В соответствии с п. 6 ст. 3, ст. 15, ст. 34 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления. Под дорожной деятельностью понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. Дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов.
Требования по организации дорожного движения регулируются ФИО8 52289-2019 "Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств", утвержденным приказом Росстандарта от ДД.ММ.ГГГГ N 1425-ст (далее ФИО8 52289-2019).
Приказом Росстандарта от ДД.ММ.ГГГГ N 1245-ст утвержден и введен в действие "ФИО8 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля", устанавливающий требования к параметрам и характеристикам эксплуатационного состояния автомобильных дорог общего пользования, улиц, дорог городов и сельских поселений, железнодорожных переездов, допустимого по условиям обеспечения безопасности дорожного движения, методам их контроля, а также предельные сроки приведения эксплуатационного состояния дорог и улиц в соответствие его требованиям
Приказом Ростехрегулирования от ДД.ММ.ГГГГ N 270-ст утвержден "ФИО8 52766-2007. Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования", который распространяется на элементы обустройства автомобильных дорог общего пользования, предназначенные для повышения удобства и безопасности дорожного движения, устанавливает основные параметры и технические требования к элементам обустройства автомобильных дорог.
Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, прокуратурой района по поручению прокуратуры республики проведена проверка исполнения законодательства, регламентирующего безопасность дорожного движения, в части, касающейся соответствия дорожным знакам магистральных улиц вблизи расположения общеобразовательных учреждений населенных пунктов муниципального образования «<адрес>» предъявляемым нормативным требованиям.
Проведена проверка с привлечением сотрудников ОГИБДД ОМВД России по ФИО2 <адрес> и ООО «ДСК-5».
Согласно акту обследования улично-дорожной сети находящихся на балансе администраций сельских поселений муниципального образования «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ проведенной Врио государственным инспектором дорожного надзора ОГИБДЦ ОМВД России по ФИО2 <адрес> лейтенантом полиции ФИО4 и генеральным директором ООО «ДСК-05 ФИО5» выявлены следующие нарушения:
-по автомобильной дороге вблизи расположения образовательного учреждения СОШ № по адресу: по <адрес>, «<адрес>» ФИО2 <адрес> отсутствуют дорожный знак 5.19.1, 5.19.2 "Пешеходный переход", обозначенные дорожной разметкой «Пешеходный переход» (Зебра) (ФИО8 50597-2017 в нарушение пункта "ФИО8 50597-2017 Национальный стандарт Российской Федерации).
Согласно Уставу администрации «<адрес>» вопросом местного значения сельского поселения является: владение, распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности сельского поселения.
Непринятие администрацией МО «<адрес>» ФИО2 <адрес> мер по установке соответствующих дорожных знаков вблизи расположения образовательного учреждения по адресу: <адрес> «<адрес>», ФИО2 <адрес>, ФИО2 <адрес>, может привести к дорожно-транспортным происшествиям с причинением вреда неограниченному кругу лиц, в том числе несовершеннолетним.
В соответствии со ст.12 ГК РФ одним из способов защиты гражданских прав является пресечение действий, нарушающих право и создающих угрозу его нарушения.
В силу ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, ФИО1 вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан и неопределенного круга лиц.
Из изложенного следует, что исковое заявление ФИО1 подано в суд в рамках полномочий, предоставленных ему федеральным законом, для предупреждения причинения вреда, в защиту гарантированных Конституцией Российской Федерации прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
При указанных обстоятельствах требования ФИО1 обоснованы и подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования ФИО1 <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО «<адрес>» ФИО2 <адрес> обязать обустроить пешеходный переход и установить дорожные знаки, - удовлетворить.
Обязать администрацию МО «<адрес>» ФИО2 <адрес> Республики Дагестан в течении двух месяцев после вступления решения суда в законную силу обустроить пешеходный переход, установить дорожные знаки по <адрес>, ФИО2 <адрес> РД, а именно, дорожные знаки: знак 5.19.1 «Пешеходный переход» - 2 шт.; знак 5.19.2 «Пешеходный переход» - 2 шт.; дорожную разметку 1.14.1 «Пешеходный переход».
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке, в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан, через Хасавюртовский районный суд Республики Дагестан, в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение суда изготовлено в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий Г.М. Магомедов