<...>
Дело № 2-104/2024
УИД 35RS0022-01-2023-001062-28
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с. им. Бабушкина 25 января 2024 года
Тотемский районный суд Вологодской области в составе:
председательствующего судьи Андреевой Е.А.,
при секретаре Долговской М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Бабушкинского района к Казенному учреждению Вологодской области «Управление автомобильных дорог Вологодской области» о возложении обязанности,
у с т а н о в и л:
Прокурор Бабушкинского района обратился в суд с иском к Казенному учреждению Вологодской области «Управление автомобильных дорог Вологодской области» (далее КУ ВО «Управление автомобильных дорог Вологодской области»), в котором просит возложить на ответчика обязанность оборудовать остановочный пункт маршрутных транспортных средств на <...> автодороги <...> автопавильоном в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Требования мотивированы нарушениями, выявленными в ходе проведенной прокуратурой района проверки автомобильной дороги регионального значения <...> на соответствие действующему законодательству. Так, в ходе проверки установлено, что на <...>, которая передана в оперативное управление КУ ВО «Управление автомобильных дорог Вологодской области», напротив <...> отсутствует остановочный павильон.
В судебном заседании представитель истца – помощник прокурора Бабушкинского района Щ.Е.И. исковые требования поддержал по основаниям, указанным в исковом заявлении, дополнил, что в ходе проведенной прокуратурой района проверки автомобильной дороги <...> выявлено нарушение требований ГОСТ, а именно, отсутствие автопавильона на остановочном пункте напротив <...>. По данному факту в адрес ответчика было внесено представление, которое рассмотрено, сообщено, что установка автопавильона запланирована на 2024 год, однако конкретные сроки не указаны; сама организация с выявленным нарушением была согласна. В данном населенном пункте проживают в основном пенсионеры, которые нуждаются в автопавильоне, поскольку время ожидания маршрутного транспортного средства является значительным. В прокуратуру района поступают как устные, так и письменные жалобы граждан по данному вопросу, что говорит о реальной необходимости в установке павильона. Срок, предлагаемый для исполнения решения суда, является разумным.
Представитель ответчика КУ ВО «Управление автомобильных дорог Вологодской области» в судебное заседание не явился, извещены надлежаще, представлен отзыв на исковое заявление, ходатайствовали о рассмотрении дела без участия представителя.
Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, ОМВД России по Бабушкинскому району, Департамента дорожного хозяйства и транспорта Вологодской области, ПАО «Вологодавтодор» в судебное заседание не явились, извещены надлежаще.
Суд, заслушав представителя истца, исследовав представленные письменные материалы, приходит к следующему.
Согласно пункту 7 статьи 3 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» владельцы автомобильных дорог - исполнительные органы государственной власти, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), физические или юридические лица, владеющие автомобильными дорогами на вещном праве в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В пункте 5 указанной статьи определено, что элементы обустройства автомобильных дорог - сооружения, к которым относятся дорожные знаки, дорожные ограждения, светофоры, устройства для регулирования дорожного движения, работающие в автоматическом режиме специальные технические средства, имеющие функции фото- и киносъемки, видеозаписи для фиксации нарушений правил дорожного движения, сохранности автомобильных дорог и сбора платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, места отдыха, остановочные пункты, объекты, предназначенные для освещения автомобильных дорог, пешеходные дорожки, пункты весового и габаритного контроля транспортных средств, пункты взимания платы, стоянки (парковки) транспортных средств, сооружения, предназначенные для охраны автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений, тротуары, другие предназначенные для обеспечения дорожного движения, в том числе его безопасности, сооружения, за исключением объектов дорожного сервиса.
Согласно статье 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
В статье 13 этого закона закреплено, что федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, юридические и физические лица, в ведении которых находятся автомобильные дороги, принимают меры к обустройству этих дорог предусмотренными объектами сервиса в соответствии с нормами проектирования, планами строительства и генеральными схемами размещения указанных объектов, организуют их работу в целях максимального удовлетворения потребностей участников дорожного движения и обеспечения их безопасности, представляют информацию участникам дорожного движения о наличии таких объектов и расположении ближайших медицинских организаций, организаций связи, а равно информацию о безопасных условиях движения на соответствующих участках дорог.
В соответствии с пунктом 5.3.2.1 ГОСТ 52766-2007. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования. Остановочный пункт должен состоять из следующих элементов: остановочная площадка, посадочная площадка, площадка ожидания, переходно-скоростные полосы, заездной «карман», боковая разделительная полоса, пешеходный переход, автопавильон или навес и пр.
Согласно пункту 5.3.3.10 указанного ГОСТа посадочные площадки на всех остановочных пунктах в районах с холодным климатом должны быть оборудованы павильонами для пассажиров, а в районах с умеренным и жарким климатом – навесами.
Установлено, что автомобильная дорога <...> входит в перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения на территории Бабушкинского муниципального округа; указанный перечень утвержден Постановлением Правительства Вологодской области от 14 января 2013 года № 13.
В соответствии с положением о Департаменте дорожного хозяйства и транспорта Вологодской области, утвержденного постановлением Правительства Вологодской области "__"______20__ №... Департамент дорожного хозяйства и транспорта Вологодской является органом исполнительной государственной власти области, осуществляющим функции в сфере использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности, в сфере транспортного обслуживания населения, в области организации перевозок пассажиров и багажа легковым такси, в области организации дорожного движения, в области обеспечения безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах регионального или межмуниципального значения.
Согласно постановлению Губернатора Вологодской области от "__"______20__ №... «О передаче полномочий», распоряжения Департамента имущественных отношений Вологодской области от "__"______20__ №... «О передаче недвижимого имущества» автомобильные дороги регионального и межмуниципального значения Вологодской области переданы в оперативное управление КУ ВО «Управление автомобильных дорог Вологодской области».
В соответствии с Уставом, целью деятельности КУ ВО «Управление автомобильных дорог Вологодской области» является обеспечение реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий Департамента дорожного хозяйства и транспорта Вологодской области в сфере автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения и искусственных сооружений на них, переданных в оперативное управление и осуществления на них дорожной деятельности.
Основными видами деятельности КУ ВО «Управление автомобильных дорог Вологодской области» являются, в том числе,
- выполнение функции государственного заказчика в соответствии с действующим законодательством при размещении заказов на оказание услуг, выполнение работ по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию Дорог, закрепленных за Учреждением на праве оперативного управления;
- осуществление контроля за обеспечением сохранности сети Дорог, закрепленных на праве оперативного управления за Учреждением;
- согласование строительства, реконструкции, капитального ремонта и ремонта пересечений и примыкание объектов дорожного сервиса, подъездов, съездов к дорогам в границах полос отвода и прокладки и переустройства инженерных коммуникаций в границах полос отвода и придорожных полос;
- осуществление контроля за соблюдением порядка использования полос отвода и придорожных полос автомобильных дорог при размещении и эксплуатации объектов дорожного сервиса, установке и эксплуатации рекламных конструкций, информационных указателей, размещении инженерных коммуникаций и иных объектов, а также при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте, ремонте пересечений и примыканий к автомобильным дорогам и пр.
Из материалов дела следует, что прокуратурой <...> по обращению граждан проведена проверка автомобильной дороги регионального значения Тотьма-Никольск в границах Бабушкинского муниципального округа Вологодской области на соответствие действующему законодательству.
В ходе проверки установлено, что на <...> автодороги <...>, которая на праве оперативного управления принадлежит КУ ВО «Управление автомобильных дорог Вологодской области», напротив <...> муниципального округа <...> расположена остановка общественного транспорта, которая остановочным павильоном не оборудована.
"__"______20__ в адрес директора КУ ВО «Управление автомобильных дорог Вологодской области» прокурором района внесено представление об устранении выявленных нарушений.
"__"______20__ в прокуратуру Бабушкинского района направлено сообщение о результатах принятых мер по устранению допущенных нарушений закона, в котором указано, что замечания прокуратуры приняты во внимание, обустройство остановочного павильона запланировано на 2024 год.
До настоящего времени выявленное нарушение не устранено.
Отсутствие на остановке маршрутных транспортных средств автодороги <...>, напротив <...> павильона негативным образом может сказаться на здоровье лиц, которые во время ожидания маршрутных транспортных средств лишены возможности укрыться от осадков, ветра, в летний период от солнца, учитывая тот факт, что время ожидания транспортных средств является значительным.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что КУ ВО «Управление автомобильных дорог Вологодской области» не исполняются возложенные на него функции и обязанности, в частности, по оборудованию остановочного пункта общественного транспорта в соответствии с требованиями закона, что приводит к нарушению прав граждан, в связи с чем исковые требования прокурора являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Определяя срок для исполнения решения суда, суд соглашается со сроком, заявленным прокурором Бабушкинского района, полагает его разумным и достаточным для исполнения решения суда.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
исковые требования прокурора Бабушкинского района (<...>) в защиту законных прав и интересов неопределенного круга лиц к Казенному учреждению Вологодской области «Управление автомобильных дорог Вологодской области» (<...>) о возложении обязанности, удовлетворить.
Возложить на Казенное учреждение Вологодской области «Управление автомобильных дорог Вологодской области» (<...>) обязанность оборудовать остановочный пункт маршрутных транспортных средств на <...> автодороги <...>, напротив <...> автопавильоном в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Вологодский областной суд через Тотемский районный суд в течение месяца со дня вынесения мотивированного решения суда.
<...>
<...>
Судья Е.А. Андреева
Мотивированное решение изготовлено 30 января 2024 года.