УИД 29RS0018-01-2023-002629-54
Дело № 2-2220/2023
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
14 сентября 2022 года город Архангельск
Октябрьский районный суд города Архангельска в составе председательствующего судьи Вальковой И.А., при секретаре Карповой Н.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Архангельска в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «УК «Профессионал» о возложении обязанности организовать место накопления твердых коммунальных отходов,
установил:
прокурор города Архангельска обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «УК «Профессионал» о возложении обязанности в течение трех месяцев со дня вступления решения в законную силу организовать место накопления твердых коммунальных отходов для многоквартирных домов № <адрес>, № <адрес>, №<адрес>, № <адрес> <адрес> в городе Архангельске в соответствии с требованиями Жилищного кодекса Российской Федерации, Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными Постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 г. №170, Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. №491, Порядком определения (согласования) мест накопления твердых коммунальных отходов на территории городского округа «Город Архангельск, утвержденным Постановлением Администрации муниципального образования «Город Архангельск» от №285, Правилами благоустройства города Архангельска.
В обоснование заявленных требований указал, что в ходе проведения выездных проверочных мероприятий установлено, что для многоквартирныхдомов по указанным адресам места для накопления твердых коммунальных отходов не соответствуют установленным требованиям. Многоквартирные дома находится в управлении ответчика.
Помощник прокурора Карганов В.А. в судебном заседании требования поддержал.
Ответчик, извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание представителя не направил.
Представитель третьего лица администрации ГО «Город Архангельск» Демеш О.А. просила о рассмотрении дела в свое отсутствие, требования прокурора полагала обоснованными.
Третьи лица ООО «Экоинтегратор», ООО «УК «Архсити Групп», ООО «Управляющая компания «Клиринг», ООО «Управляющая компания «Тайбола», ООО Управляющая компания «Жилищные коммунальные системы», ЖСК «Парус», ЖК «Весна», ООО УК 1 «Наш дом – Архангельск», извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание представителей не направили.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что ООО «УК «Профессионал» является управляющей организацией в отношении многоквартирных домов № <адрес>, № <адрес> <адрес>, №<адрес>, № <адрес> в городе Архангельске.
Согласно информации администрации городского округа «Город Архангельск» место накопления твердых коммунальных отходов для жителей указанных многоквартирных домов не организовано, сведения в официальный реестр мест накопления ТКО не внесены.
24 апреля 2023 г. заместителем прокурора города Архангельска в адрес ответчика вынесено представление №7-33-2023 с требованием организовать надлежащим образом места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов.
Ссылаясь на то, что ответчик как управляющая организация ненадлежащим образом осуществляет содержание общего имущества вышеуказанных домов, у которых отсутствует оборудованная надлежащим образом контейнерная площадка для сбора ТКО, прокурор обратился в суд с настоящим иском.
При разрешении иска суд учитывает следующее.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, муниципальных образований.
Под неопределенным кругом лиц понимается такой круг лиц, который невозможно индивидуализировать (определить), привлечь в процесс в качестве истцов, указать в решении, а также решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении дела.
Круг лиц, в интересах которого с иском о понуждении к совершению действий обратился прокурор, является неопределенным, поскольку перечень фактически проживающих в доме собственников и нанимателей жилых помещений не является постоянным.
Площадка накопления ТКО расположена в общедоступном месте, её ненадлежащее содержание может оказывать негативное влияние на окружающую среду, соответственно нарушать право неопределённого круга лиц на благоприятную окружающую среду.
В связи с этим прокурор вправе обратиться в суд с настоящим иском.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с твердыми коммунальными отходами относится создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
В соответствии с подпунктом 18 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения отнесено, кроме прочего, участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
Из приведенных норм следует, что на органы местного самоуправления федеральным законодателем возложена обязанность по созданию и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия ими решения в соответствии с требованиями правил благоустройства муниципального образования, законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.
Пункт 4 статьи 8 и пункт 4 статьи 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» наделяют органы местного самоуправления полномочиями по определению схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведению реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Пунктом 3.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 № 170, установлено, что организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов, в том числе, организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов, содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов (кроме контейнеров и бункеров, находящихся на балансе других организаций) без переполнения и загрязнения территории.
Пунктами 3 и 4 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 № 1039, предусмотрено, что места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.
В случае если в соответствии с законодательством Российской Федерации обязанность по созданию места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов лежит на других лицах, такие лица согласовывают создание места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов с органом местного самоуправления на основании письменной заявки, форма которой устанавливается уполномоченным органом.
Пунктом 10.11.3 Правил благоустройства города Архангельска, утвержденных решением Архангельской городской Думы от 25.10.2017 № 581, предусмотрено, что организации, организации, управляющие жилищным фондом, иные юридические лица, индивидуальные предприниматели, владельцы индивидуальных жилых домов обязаны заключать договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, индивидуальным предпринимателем и (или) юридическим лицом, осуществляющими деятельность по утилизации твердых коммунальных отходов, в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации и (или) организовывать место (площадку) накопления твердых коммунальных отходов путем оборудования места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с требованиями, установленными действующим законодательством и муниципальными нормативными правовыми актами в сфере градостроительной деятельности, или заключения договора с владельцем оборудованного действующего места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов. Организациям, управляющим жилищным фондом, рекомендуется направлять в администрацию соответствующего территориального округа города информацию об условиях заключенных договоров (адреса домов, закрепленных за конкретной контейнерной площадкой, объем, периодичность вывоза, количество установленных контейнеров, наименование и ИНН обслуживающих организаций, количество жильцов, зарегистрированных по месту жительства в обслуживаемых домах). Информация предоставляется в течение пяти дней с момента заключения договора, а также с момента внесения изменений в условия договора или по запросу администрации территориального округа города.
Положения Порядка определения (согласования) мест накопления твердых коммунальных отходов на территории городского округа «Город Архангельск, утвержденного Постановлением Администрации муниципального образования «Город Архангельск» от 13.02.2020 № 285, устанавливают процедуру определения (согласования) мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, в том числе крупногабаритных отходов, в случаях возложения действующим законодательством обязанности по организации мест накопления твердых коммунальных отходов на юридических, физических лиц, индивидуальных предпринимателей.
Так, согласно п. 1.3 названного Порядка организации, управляющие жилищным фондом, иные юридические лица, индивидуальные предприниматели, владельцы индивидуальных жилых домов и иные физические лица обязаны организовывать место накопления твердых коммунальных отходов путем оборудования контейнерной площадки с установкой на ней контейнеров в соответствии с требованиями, установленными действующим законодательством.
В силу п. 2.8 названного Порядка обязанности по проведению работ, связанных с благоустройством контейнерных площадок и подъездов к ним, по содержанию в исправном состоянии контейнеров (мусоросборников) и их внешнего вида несут их владельцы, в случае использования контейнеров для размещения отходов, образовавшихся от жителей многоквартирных домов - организации, осуществляющие управление жилыми домами.
В силу положений ст.ст. 36, 39 Жилищного кодекса Российской Федерации, подпункта «д(2)» пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491, содержание общего имущества собственников помещений многоквартирного жилого дома в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, в числе прочего, работы по содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с установленными требованиями.
Работы по организации и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок, также включены в Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 № 290.
Таким образом, в случае организации собственниками помещений многоквартирных жилых домов, а также собственниками индивидуальных жилых домов в целях накопления образующихся в результате их деятельности твердых коммунальных отходов мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, эти лица обязаны содержать такие места и выполнять работы по их благоустройству.
Таким образом, ответчик, будучи управляющей организацией в отношении многоквартирных домов № <адрес> <адрес>, № <адрес> <адрес> <адрес>, <адрес> в городе Архангельске, является лицом, обязанным по организации и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов для указанных домов.
Пункт 4 статьи 8 и пункт 4 статьи 13.4 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" наделяют органы местного самоуправления полномочиями по определению схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведению реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Этим нормам корреспондируют положения пунктов 3 и 4 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2018 года N 1039, в силу которых в случаях, когда обязанность по созданию места накопления (площадки) накопления твердых коммунальных отходов действующим законодательством возложена не на органы местного самоуправления соответствующего муниципального образования, а на иные лица, эти лица обязаны согласовывать создание места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов с органом местного самоуправления.
Как следует из пункта 1.1 Порядка определения (согласования) мест накопления твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования «Город Архангельск», утвержденного Постановлением Администрации от 13 февраля 2020 г. №285 сферой его регулирования являются отношения, возникающие в связи с согласованием мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в случаях, когда обязанность по созданию таких мест (площадок) возложена на юридические и физические лица.
Таким образом, создание места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, в силу положений пунктов 3 и 4 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2018 года N 1039, должны осуществляться с обязательным соблюдением требования о необходимости согласования размещения такого места с органом местного самоуправления.
Согласно п.2.1 Порядка заявитель подает в администрацию территориального округа по месту нахождения контейнерной площадки (далее - администрация округа) заявку по утвержденной форме
Рассмотрение обращений заявителей (заявок) о согласовании места накопления ТКО на предмет соблюдения требований законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов осуществляется Комиссией в течение 10 дней с момента регистрации (пункт 2.2. Порядка).
В соответствии с п.2.9 Порядка по результатам обследования территории Комиссией составляется акт об определении места накопления ТКО.
В силу п.2.11 Порядка утвержденный акт об определении мест накопления ТКО не является разрешительным документом на размещение места накопления ТКО (за исключением случаев размещения места накопления ТКО на земельном участке, переданном для эксплуатации здания).
Пунктом 2.12 Порядка установлено, что при определении места накопления ТКО на территории общего пользования утвержденный акт об определении места накопления ТКО является основанием для обращения заявителем в департамент градостроительства Администрации городского округа "Город Архангельск" в соответствии с постановлением Администрации городского округа "Город Архангельск" от 22.03.2019 N 390 "Об утверждении Порядка согласования проектов благоустройства объектов, для размещения которых на территории городского округа "Город Архангельск" не требуется разрешения на строительство. Для обращения в департамент градостроительства заявитель вправе использовать типовой проект устройства контейнерной площадки.
В соответствии с Порядком согласования проектов благоустройства объектов, для размещения которых на территории муниципального образования "Город Архангельск" не требуется разрешения на строительство, утвержденным Постановлением Администрации муниципального образования "Город Архангельск" от 22.03.2019 N 390, к объектам благоустройства относятся территории различного функционального назначения, на которых осуществляется деятельность по благоустройству, в том числе места сбора твердых коммунальных отходов, в том числе контейнерные площадки и площадки для складирования отдельных групп коммунальных отходов.
В соответствии с указанным порядком:
- в целях разработки проекта благоустройства заинтересованное лицо обращается в департамент градостроительства с заявлением о выдаче рекомендательного письма для сбора согласований на благоустройство территории (п.2.1).
- Департамент градостроительства рассматривает заявление о выдаче рекомендательного письма в течение 30 дней с момента получения заявления (п.2.5.).
- срок действия рекомендательного письма устанавливается до трех месяцев. В исключительных случаях срок может быть продлен на один месяц на основании письменного заявления заказчика (п.2.10.).
- рекомендательное письмо является основанием для выдачи государственными (муниципальными) органами и организациями согласований и (или) технических условий для благоустройства территории (п.2.11.).
- после получения всех необходимых согласований заявитель обеспечивает разработку проекта благоустройства (п.2.12).
- согласованный проект благоустройства заявитель направляет в департамент градостроительства с заявлением о согласовании проекта благоустройства (п.2.14.).
До настоящего времени места накопления твердых коммунальных отходов, которыми пользуются жители многоквартирных домов № <адрес> <адрес>, <адрес>, №<адрес>, <адрес> в городе Архангельске, в реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов не включены.
Оценив представленные доказательства в совокупности с вышеприведенными нормами законодательства, учитывая, что ответчиком не представлено доказательств организации мест накопления ТКО для жителей многоквартирных домов, суд приходит к выводу об обоснованности иска.
В соответствии со ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Суд считает, что заявленный прокурором срок (три месяца с момента вступления в законную силу решения суда) является разумным и достаточным для выполнения всех необходимых мероприятий по организации места накопления коммунальных отходов, а также выполнения всех предусмотренных вышеуказанными нормативными актами действий.
На основании ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, подлежит взысканию с ответчика в доход местного бюджета.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
иск прокурора города Архангельска в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью ««УК «Профессионал» о возложении обязанности организовать место накопления твердых коммунальных отходов удовлетворить.
Обязать общество с ограниченной ответственностью «УК «Профессионал» (№) в течение трех месяцев со дня вступления решения в законную силу организовать место накопления твердых коммунальных отходов для многоквартирных домов № <адрес> <адрес>, № <адрес> <адрес>, № <адрес>, № <адрес> в городе Архангельске в соответствии с требованиями Жилищного кодекса Российской Федерации, Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными Постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 г. №170, Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. №491, Порядком определения (согласования) мест накопления твердых коммунальных отходов на территории городского округа «Город Архангельск, утвержденным Постановлением Администрации муниципального образования «Город Архангельск» от №285, Порядком согласования проектов благоустройства объектов, для размещения которых на территории муниципального образования «Город Архангельск» не требуется разрешения на строительство, утвержденным Постановлением Администрации муниципального образования «Город Архангельск» от 22 марта 2019 г. №390, Правилами благоустройства города Архангельска, утвержденными решением Архангельской городской Думы от 25 октября 2017 г. №581.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «УК «Профессионал» (№) в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 руб.
Решение суда может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение одного месяца путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд города Архангельска.
Председательствующий И.А. Валькова