УИД 61RS0008-01-2023-005250-69
Дело № 2-297/2024
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Ростов-на-Дону 26 января 2024 года
Советский районный суд г. Ростова-на-Дону в составе:
председательствующего судьи Спиридоновой Н.И.,
при секретаре судебного заседания Зайцевой А.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Советского района г.Ростова-на-Дону к Государственному бюджетному профессиональному образовательному учреждению Ростовской области «Ростовский техникум индустрии моды, экономики и сервиса», третье лицо – <данные изъяты>, об обязании устранить нарушения законодательства об антитеррористической защищенности и пожарной безопасности,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Советского района г.Ростова-на-Дону обратился в суд с настоящим иском, указав в его обоснование следующее.
Прокуратурой проведена проверка исполнения требований законодательства об антитеррористической защищенности и пожарной безопасности государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Ростовской области «Ростовский техникум индустрии моды, экономики и сервиса», зарегистрированного и расположенного по адресу: <адрес>.
Данный объект относится к 3 категории опасности, однако проведенной проверкой учебных корпусов ГБПОУ РО «РТИМЭС», установлено, что до настоящего времени не выполнены мероприятия, предусмотренные паспортом безопасности данного объекта, а именно: в нарушение подп.«д» п.24 Требований на объектах отсутствует автономная система оповещения и управления эвакуацией либо система экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации; в нарушение подп.«и» п.24 Требований на территории техникума бесконтрольно находятся транспортные средства, не указанные в приказе как имеющие разрешение на въезд на территорию ГБПОУ РО «РТИМЭС»; в нарушение подп. «а» п. 25 Требований в учебных корпусах отсутствует охранная сигнализация. Также выявлены многочисленные нарушения требований пожарной безопасности.
ДД.ММ.ГГГГ по итогам прокурорской проверки директору ТБПОУ РО «РТИМЭС» вынесено представление об устранении нарушений федерального законодательства о пожарной безопасности и антитеррористической защищенности, которое рассмотрено и удовлетворено. Однако из ответа на представление от ДД.ММ.ГГГГ, а также из информации от ДД.ММ.ГГГГ следует, что вышеперечисленные нарушения не устранены до настоящего времени.
В связи с указанным, прокурор Советского района г.Ростова-на-Дону, с учетом уточненных требований просит обязать ГБПОУ РО «РТИМЭС» в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу устранить нарушения требований законодательства об антитеррористической защищенности и пожарной безопасности, а именно: оснастить корпуса №1,2 техникума системой охранной сигнализации; оборудовать корпуса №1,2 системой оповещения и управления эвакуацией либо автономной системой экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации; исключить бесконтрольное пребывание на территории техникума транспортных средств, не указанных в приказе как имеющих разрешение на въезд на территорию; оборудовать в корпусе № все лестницы высотой более 45 см. ограждениями высотой не менее 1,2 м. с перилами; разделить в корпусе №2 дверные проемы помещений различных классов функциональной пожарной опасности (производственные цеха (мастерские), ученые классы, иные помещения между собой ограждающими конструкциями с нормируемыми пределами огнестойкости и классами конструктивной пожарной опасности или противопожарными преградам; установить в корпусе №1 на кровле здания ограждение; оборудовать в корпусе №2 двери восточной лестничной клетки, а также двери западной лестничной клетки на первом и втором этажах приспособлением для самозакрывания и с уплотнением в притворах.
В судебном заседании помощник прокурора Советского района г.Ростова-на-Дону ФИО4 поддержала уточненные исковые требования в полном объеме и просила их удовлетворить.
В судебном заседании представитель ответчика – Савова М.В., действующая на основании приказа, с исковыми требованиями не согласилась, поддержала доводы, представленные в ею возражениях.
Представитель третьего лица - <данные изъяты> в судебное заседание не явился, представил возражения на исковые требования, просил в удовлетворении исковых требований отказать, рассмотреть дело в отсутствие представителя.
В отсутствие представителя третьего лица дело рассмотрено в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела и оценив в совокупности представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, производственным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения установлены Федеральным законом от 22.07.2008 № 123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».
Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 года № 1479 утверждены Правила противопожарного режима в Российской Федерации, которыми установлены требования пожарной безопасности, определяющие порядок поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов защиты в целях обеспечения пожарной безопасности.
Согласно ст.2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на следующих основных принципах: обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; законность; приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности; минимизация и (или) ликвидация последствий проявлений терроризма.
Согласно подпункту «а», «б» пункта 4 и 6 ч.1 ст.3 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом); антитеррористическая защищенность объекта (территории) - состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта. При этом под местом массового пребывания людей понимается территория общего пользования поселения или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более пятидесяти человек.
Основные принципы государственной политики в области противодействия терроризму в РФ сформулированы в Концепции противодействия терроризму в РФ, утвержденной Президентом РФ 05.10.2009 года.
В соответствии с п.10 Концепции противодействия терроризму в РФ, утвержденной Президентом РФ 05.10.2009 года, целью противодействия терроризму в РФ является защита личности, общества и государства от террористических актов и иных проявления терроризма.
В данной Концепции определены основные задачи противодействия терроризму которыми являются: а) выявление и устранение причин и условий, способствующих возникновению и распространению терроризма; б) выявление, предупреждение и пресечение действий лиц и организаций, направленных на подготовку и совершение террористических актов и иных преступлений террористического характера; в) привлечение к ответственности субъектов террористической деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации; г) поддержание в состоянии постоянной готовности к эффективному использованию сил и средств, предназначенных для выявления, предупреждения, пресечения террористической деятельности, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма; д) обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей; е) противодействие распространению идеологии терроризма и активизация работы по информационно-пропагандистскому обеспечению антитеррористических мероприятий.
Пунктом 15 вышеуказанной концепции предусмотрено, что предупреждение (профилактика) терроризма предполагает решение следующих задач, в том числе разработка мер и осуществление профилактических мероприятий по противодействию терроризму на территориях субъектов Российской Федерации; определение прав, обязанностей и ответственности руководителей федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также хозяйствующих субъектов при организации мероприятий по антитеррористической защищенности подведомственных им объектов.
Согласно п.15 ч.3, п.2 ч.6 ст.28 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 года к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации. Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе: создавать безопасные условия обучения, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также безопасные условия воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Согласно п.7 ст.28 вышеуказанного закона образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за жизнь и здоровье обучающихся при освоении образовательной программы, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также за жизнь и здоровье работников образовательной организации при реализации образовательной программы, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся.
В соответствии с п.8 ч.1 ст.41 указанного закона охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
В силу Указа Президента Российской Федерации от 15.05.2018 года №215 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования осуществляет Министерство просвещения Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 02.08.2019 года №1006 утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации.
Согласно п.5 указанного Постановлением Правительства РФ от 02.08.2019 года №1006 ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) возлагается на руководителей органов (организаций), являющихся правообладателями объектов (территорий), а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников на объектах (территориях).
Пунктом 13 Постановлением Правительства РФ от 02.08.2019 года №1006 устанавливаются категории опасности объектов (территорий) в зависимости от наличия критериев категорирования и выделяются объекты (территории) третьей категории опасности - это объекты (территории), в результате совершения террористического акта на которых прогнозируемое количество пострадавших составляет от 100 до 800 человек.
В отношении объектов (территорий) третьей категории опасности дополнительно к мероприятиям, предусмотренным п.24 вышеуказанных требований, осуществляются следующие мероприятия, предусмотренные пунктом «д»: оборудование объектов (территорий) системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.
В судебном заседании установлено и материалами дела подтверждено, что Прокуратурой Советского района г.Ростова-на-Дону проведена проверка исполнения образовательными организациями требований законодательства в сфере антитеррористической защищенности и пожарной безопасности образовательного учреждения ГБПОУ РО «РТИМЭС». В результате проверки установлено, что ГБПОУ РО «РТИМЭС» относится к 3 категории опасности.
В нарушение действующего законодательства в ГБПОУ РО «РТИМЭС», на объекте защиты (корпус № 1) не на всех лестницах высотою более 45 см. предусмотрены ограждения высотой не менее 1,2 м. с перилами; на объектах защиты (корпуса №1,2) дверные проемы помещений различных классов функциональной пожарной опасности (складские помещения, иные помещения) не разделены между собой ограждающими конструкциями с нормируемыми пределами огнестойкости и классами конструктивной пожарной опасности или противопожарными преградами; на объекте защиты (корпус №1) на кровле здания отсутствует ограждение; на объектах защиты - в кабинете № 405 (корпус № 1), а также на 1-м этаже в помещениях парикмахерской, в кабинетах №1,2,4 (корпус №2) не обеспечена возможность доступа личного состава подразделений пожарной охраны и доставки средств пожаротушения из-за установки в оконных проемах глухих решеток; на объекте защиты (корпус №2) эвакуационный выход из эксплуатируемого подвального этажа не обособлен от общей лестничной клетки здания; на объекте защиты (корпус №2) двери восточной лестничной клетки, а также двери западной лестничной клетки на первом и втором этажах не оборудованы приспособлением для самозакрывания и с уплотнением в притворах; отсутствует автономная система оповещения и управления эвакуацией либо система экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации; в нарушение подп.«и» п.24 Требований на территории техникума бесконтрольно находятся транспортные средства, не указанные в приказе как имеющие разрешение на въезд на территорию ГБПОУ РО «РТИМЭС»; в нарушение подп.«а» п.25 Требований в учебных корпусах отсутствует охранная сигнализация.
Несоблюдение на объекте образовательной организации установленных требований с учетом категории опасности объекта отрицательно сказывается на обеспечении комплексной безопасности, в том числе пожарной, лиц, пребывающих на объекте, поскольку не обеспечивается его надлежащая охрана, антитеррористическая и противодиверсионная устойчивость, что в свою очередь не позволяет обеспечить постоянный контроль, предупреждение террористических актов и чрезвычайных ситуаций, пожаров на соответствующем объекте и может способствовать совершению противоправных действий в отношении обучающихся, в том числе несовершеннолетних.
По результатам проведенной проверки, ДД.ММ.ГГГГ прокурором Советского района г.Ростова-на-Дону внесено представление об устранении нарушений законодательства, направленного на обеспечение безопасности обучающихся.
ДД.ММ.ГГГГ инспектором отделения надзорной деятельности и профилактической работы по Советскому району было проведено обследование объекта защиты – ГБПОУ РО «РТИМЭС», по итогам которого были внесены уточнения в связи с устранением ряда нарушений.
Согласно пояснениям временно исполняющей обязанности директора ГБПОУ РО «РТИМЭС» - Савовой М.В. разработаны сметы на выполнение работ, однако они могут быть произведены только после начала каникул, денежные средства до сих пор не выделены Министерством общего и профессионального образования Ростовской области. Считает, что требование об оснащении лестниц ограждениями определенной высоты относится к правилам добровольного применения, а требование об установке ограждение на кровле, которая не является системой противопожарной защиты объекта, подлежит удовлетворению только в случае капитального ремонта. В данной части суд отмечает, что данные доводы представителя основаны на неверном толковании норм права.
Также при определении сроков устранения нарушений законодательства, представитель ответчика просит установить 9 месяцев после вступления решения суда в законную силу. Указала, что вынесен приказ об утверждении списка автотранспорта, имеющего разрешение на въезд на территорию ГБПОУ РО «РТИМЭС». Заключен договор по разработке локального сметного расчета (договор № от ДД.ММ.ГГГГ), договор по составлению сметной документации по капитальному (договор № от ДД.ММ.ГГГГ) и текущему (договор № от ДД.ММ.ГГГГ) ремонту.
Из представленных в суд возражений третьего лица <данные изъяты> усматривается несогласие с установленным шестимесячным сроком на устранение нарушений, также указано на то, что проведение мероприятий по устранению нарушений законодательства об антитеррористической безопасности должно быть проведено в отсутствие учеников, то есть в каникулярный период.
Согласно ответа заместителя министра общего и профессионального образования ФИО6 вопрос о выделении средств областного бюджета на устранение нарушений антитеррористической защищенности ГБПОУ РО «РТИМЭС» будет рассмотрен в ходе исполнения областного бюджета 2024 года в рамках реализации государственной программы Ростовской области «Обеспечение общественного порядка и профилактика правонарушений», указав, что мероприятия по соблюдению мер антитеррористической защищенности в образовательных организациях Ростовской области находятся на особом контроле в Минобразования Ростовской области.
Вместе с тем, довод об отсутствии денежных средств не имеет правового значения и не может учитываться судом, поскольку не освобождает ответчика от исполнения обязанностей по соблюдению требований к антитеррористической защищенности и пожарной безопасности образовательного учреждения, поскольку действующее законодательство не ставит в зависимость выполнение образовательными учреждениями требований по обеспечению антитеррористической и пожарной безопасности с их финансовыми возможностями.
Указание на то, что бесконтрольное пребывание на территории техникума транспортных средств устранено путем вынесения соответствующего приказа опровергается тем, что, как пояснила в судебном заседании представитель ответчика, на территории ГБПОУ РО «РТИМЭС» находится автомастерская, помещение которой арендовано у ГБПОУ РО «РТИМЭС».
Доводы ответчика о том, что исполнить решение суда в указанный срок не представляется возможным, поскольку идет процесс обучения, отклоняются, поскольку с учетом шестимесячного срока, а также срока вступления решения суда в законную силу, отсутствие учащихся во время каникул даст возможность должнику исполнить решение суда.
Таким образом, учитывая объем оставшихся мероприятий, а также принимая во внимание необходимость предупреждения террористических актов, чрезвычайных ситуаций, с целью обеспечения пожарной безопасности на объекте, относящемся к 3 категории опасности, срок 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, указанный истцом, суд считает разумным.
Суд также полагает необходимым отметить, что ответчик при исполнении решения суда не лишен права обратиться за предоставлением рассрочки или отсрочки его исполнения в суд в случае наличия объективных и достоверных доказательств невозможности его исполнения в определенный срок по независящим от него причинам.
В связи с вышеизложенным, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования прокурора Советского района г. Ростова-на-Дону к Государственному бюджетному профессиональному образовательному учреждению Ростовской области «Ростовский техникум индустрии моды, экономики и сервиса», третье лицо – Министерство общего и профессионального образования Ростовской области, об обязании устранить нарушения законодательства об антитеррористической защищенности и пожарной безопасности – удовлетворить.
Обязать Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ростовской области «Ростовский техникум индустрии моды, экономики и сервиса» в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу:
- оснастить корпуса №1,2 техникума системой охранной сигнализации;
- оборудовать корпуса №1,2 системой оповещения и управления эвакуацией либо автономной системой экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации;
- исключить бесконтрольное пребывание на территории техникума транспортных средств, не указанных в приказе как имеющих разрешение на въезд на территорию;
- оборудовать в корпусе №1 все лестницы высотой более 45 см. ограждениями высотой не менее 1,2 м. с перилами;
- разделить в корпусе №2 дверные проемы помещений различных классов функциональной пожарной опасности (производственные цеха (мастерские), ученые классы, иные помещения между собой ограждающими конструкциями с нормируемыми пределами огнестойкости и классами конструктивной пожарной опасности или противопожарными преградам;
- установить в корпусе №1 на кровле здания ограждение;
- оборудовать в корпусе №2 двери восточной лестничной клетки, а также двери западной лестничной клетки на первом и втором этажах приспособлением для самозакрывания и с уплотнением в притворах.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Советский районный суд г. Ростова-на-Дону в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Cудья
Мотивированное решение суда изготовлено 31 января 2024 года.