РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Ишим 30 июля 2024 года
Ишимский районный суд Тюменской области в составе председательствующего судьи Алексеевой Т.В.,
при секретаре Пужининой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-339/2024 по иску ФИО1 (паспорт №) к Администрации Ишимского муниципального района Тюменской области о признании права собственности на жилой дом в порядке приобретательной давности,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в суд с указанным исковым заявлением, мотивируя свои требования тем, что в 2001 году купила у ФИО8 жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>Г за 20 000 руб., без оформления документов, с этого времени истец проживает в указанном жилом доме, общей площадью 32,3 кв.м. Данный жилой дом никому не принадлежит, право собственности на него не оформлено, прежний владелец в доме проживал без оформления документов. В связи с чем, истец обращается с указанным исковым заявлением в суд.
Истец ФИО1, ее представитель ФИО4, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, представили заявление, в котором на исковых требованиях настаивали в полном объеме и дело просили рассмотреть без их участия.
Представитель ответчика – Глава Администрации Ишимского муниципального района Тюменской области Ломовцев С.Н. о времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом, в судебное заседание не явился, представил заявление, в котором просил дело рассмотреть без участия представителя Администрации, возражал относительно удовлетворения исковых требований, поскольку нежилое здание площадью 66,1 кв.м., с кадастровым номером № земельный участок, площадью 480 кв.м., с кадастровым номером №, расположенные по адресу: <адрес>А, принадлежат на праве собственности Дымковскому сельскому поселению.
Третье лицо ФИО8 при надлежащем извещении в суд не явилась, представила заявление, в котором просила судебное заседание провести в ее отсутствие, относительно удовлетворения исковых требований не возражает.
Представитель третьего лица Администрации Дымковского сельского поселения о времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом, в судебное заседание не явился, возражений против удовлетворения исковых требований не представил.
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно части 2 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества. В случаях и в порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом (ч. 3 ст. 218 ГК).
В силу ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим кодексом и иными законами.
Как следует из материалов дела, спорным является жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> Г.
Из справки Администрации Дымковского сельского поселения № 120 от 07.05.2024 следует, что с 2001 года жилой дом по адресу: <адрес>Г, принадлежит ФИО6 без оформления правоустанавливающих документов, ранее дом принадлежал ФИО8 без оформления документов (л.д. 9).
Согласно техническому плану от 04.06.2024, жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> Г, имеет площадь 32,3 кв.м. (л.д. 16-23).
Из уведомления Росреестра по Тюменской области от 01.07.2024 следует, что в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют сведения об объекте недвижимости здание по адресу: <адрес> Г (л.д. 39).
Таким образом, доводы представителя ответчика о том, что земельный участок и нежилое здание по адресу: <адрес>Г, принадлежат на праве собственности Дымковскому сельскому поселению не нашли своего подтверждения в ходе рассмотрения дела, а также не подтверждаются письменными материалами дела.
Истец, настаивая на удовлетворении исковых требований, в его обоснование положила обстоятельства, свидетельствующие о принадлежности ей спорного жилого дома в соответствии с законом и наличие в связи с давностным владением правовых оснований для признания за ней права собственности в силу приобретательной давности.
Согласно п. 1 ст. 234 ГК РФ лицо - гражданин или юридическое лицо, - не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет либо иным имуществом в течение пяти лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность). Право собственности на недвижимое и иное имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает у лица, приобретшего это имущество в силу приобретательной давности, с момента такой регистрации.
Как разъяснено в п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29.04.2010 г. N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", при разрешении споров, связанных с возникновением права собственности в силу приобретательной давности, судам необходимо учитывать следующее: давностное владение является добросовестным, если лицо, получая владение, не знало и не должно было знать об отсутствии основания возникновения у него права собственности; давностное владение признается открытым, если лицо не скрывает факта нахождения имущества в его владении. Принятие обычных мер по обеспечению сохранности имущества не свидетельствует о сокрытии этого имущества; давностное владение признается непрерывным, если оно не прекращалось в течение всего срока приобретательной давности. В случае удовлетворения иска давностного владельца об истребовании имущества из чужого незаконного владения имевшая место ранее временная утрата им владения спорным имуществом перерывом давностного владения не считается. Передача давностным владельцем имущества во временное владение другого лица не прерывает давностного владения. Не наступает перерыв давностного владения также в том случае, если новый владелец имущества является сингулярным или универсальным правопреемником предыдущего владельца (п. 3 ст. 234 ГК РФ); владение имуществом как своим собственным означает владение не по договору. По этой причине ст. 234 ГК Российской Федерации не подлежит применению в случаях, когда владение имуществом осуществляется на основании договорных обязательств (аренды, хранения, безвозмездного пользования и т.п.).
По смыслу ст. ст. 225 и 234 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности в силу приобретательной давности может быть приобретено на имущество, принадлежащее на праве собственности другому лицу, а также на бесхозяйное имущество (п. 16 вышеназванного Постановления Пленума).
Возможность обращения в суд с иском о признании права собственности в силу приобретательной давности вытекает из ст. ст. 11 и 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которым защита гражданских прав осуществляется судами путем признания права. Поэтому лицо, считающее, что стало собственником имущества в силу приобретательной давности, вправе обратиться в суд с иском о признании за ним права собственности.
Ответчиком по иску о признании права собственности в силу приобретательной давности является прежний собственник имущества (п. 19 названного Постановления Пленума).
По смыслу вышеприведенных положений закона и разъяснений Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума ВАС РФ от 29.04.2010 г. N 10/22, давностное владение является добросовестным, если приобретая вещь, лицо не знало и не должно было знать о неправомерности завладения ею, т.е. в тех случаях, когда вещь приобретается внешне правомерными действиями, однако, право собственности в силу тех или иных обстоятельств возникнуть не может. При этом, лицо владеет вещью открыто, как своей собственной, т.е. вместо собственника, без какого-либо правового основания. Наличие же титульного собственника само по себе не исключает возможность приобретения права собственности другим лицом в силу приобретательной давности.
Согласно п. 1 ст. 235 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности прекращается не только при отчуждении собственником своего имущества, гибели или уничтожении имущества, но и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.
В соответствии с п. 1 ст. 236 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданин может отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом, без намерения сохранить какие-либо права на него.
При этом, доказательств наличия каких-либо договорных отношений о пользовании жилым домом в материалы дела не представлено, что не дает оснований утверждать о том, что владение спорным жилым домом осуществлялось по договору.
Спорный объект недвижимости в порядке ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации на учет не принят.
В соответствии со статьей 45 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» государственный кадастровый учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе технический учет, осуществленные в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу настоящего Федерального закона или в переходный период его применения с учетом определенных статьей 43 настоящего Федерального закона особенностей, признается юридически действительным, и такие объекты считаются объектами недвижимости, учтенными в соответствии с настоящим Федеральным законом (далее - ранее учтенные объекты недвижимости).
При этом объекты недвижимости, государственный кадастровый учет или государственный учет, в том числе технический учет, которых не осуществлен, но права на которые зарегистрированы и не прекращены и которым присвоены органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, условные номера в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее - объекты недвижимости с условными номерами), также считаются ранее учтенными объектами недвижимости.
С учетом вышеизложенного, суд считает, что истец ФИО1 добросовестно, открыто и непрерывно владевшая как своим собственным спорным жилым домом в течение более пятнадцати лет, приобрела право собственности на него по основаниям ст. ст. 218, 234 ГК РФ, и заявленные ей исковые требования в отношении жилого дома подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО1 (паспорт №) к ФИО2 муниципального района Тюменской области о признании права собственности на жилой дом в порядке приобретательной давности, удовлетворить.
Признать за ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, право собственности на жилой дом, общей площадью 32,3 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> Г, в силу приобретательной давности.
Решение может быть обжаловано в Тюменском областном суде путем подачи апелляционной жалобы через Ишимский районный суд Тюменской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение изготовлено в совещательной комнате.
Решение в окончательной форме изготовлено 06.08.2024.
Председательствующий судья подпись Т.В. Алексеева
Копия верна:
Судья Т.В. Алексеева