ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 января 2023 года город Тула
Советский районный суд г. Тулы в составе:
председательствующего Дорохиной А.О.,
при секретаре Воробьевой О.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 71RS0028-01-2022-004055-97 (производство № 2-119/2023) по иску комитета имущественных и земельных отношений администрации г. Тулы к министерству имущественных и земельных отношений Тульской области, межрегиональному территориальному управлению Росимущества в Тульской, Рязанской и Орловской областях о признании недвижимого имущества выморочным, признании права муниципальной собственности на недвижимое имущество в порядке наследования,
установил:
комитет имущественных и земельных отношений администрации г. Тулы обратился в суд с иском к министерству имущественных и земельных отношений Тульской области, межрегиональному территориальному управлению Росимущества в Тульской, Рязанской и Орловской областях о признании недвижимого имущества выморочным, признании права муниципальной собственности на недвижимое имущество в порядке наследования по закону. В обоснование заявленных требований истец указал, что ФИО10 являлась собственником <данные изъяты> доли в праве общей долевой собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> на основании договора купли-продажи №. ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умерла ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о смерти <данные изъяты>. Комитет имущественных и земельных отношений администрации г. Тулы не имеет возможности оформить выморочного имущества в виде <данные изъяты> доли в праве общей долевой собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> принадлежавшего умершей ФИО7 у нотариуса и получить свидетельство о праве на наследство после смерти ФИО8 на выморочное имущество в связи с отсутствием юридического факта - место открытия наследства, поскольку наследодатель согласно сведений Управления по вопросам миграции УМВД России по Тульской области зарегистрированной на территории Тульской области не значится.
Просит суд признать <данные изъяты> долю в праве общей долевой собственности на жилой дом расположенный по адресу: <адрес>, ранее принадлежавшую ФИО9 выморочным имуществом; признать право муниципальной собственности на <данные изъяты> долю в праве общей долевой собственности на жилой дом расположенный по адресу: <адрес> в порядке наследования по закону.
Представитель истца Комитета имущественных и земельных отношений администрации г. Тулы в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил суд о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Представители ответчиков Министерства имущественных и земельных отношений Тульской области, Межрегионального территориального управления Росимущества в Тульской, Рязанской и Орловской областях в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте его проведения извещены надлежащим образом, причину неявки не сообщили.
Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора Администрации г. Тулы, Управления Росреестра по Тульской области, третье лицо Пронин А.В. в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте его проведения извещены надлежащим образом, причину неявки не сообщили.
В связи с неявкой ответчиков в соответствии со ст. 233, 234 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в порядке заочного производства, в силу ст. 167 ГПК РФ в отсутствие третьих лиц.
Изучив материалы гражданского дела, руководствуясь положениями статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации об обязанности доказывания обстоятельств по заявленным требованиям и возражениям каждой стороной, об отсутствии ходатайств о содействии в реализации прав в соответствии со статьей 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, а также требованиями статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации об определении судом закона, подлежащего применению к спорному правоотношению, суд по существу спора приходит к следующему.
В абзаце восьмом части 1 статьи 2 Федерального закона от 06 октября 2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" дано понятие муниципального образования, как городского или сельского поселения, муниципального района, городского округа либо внутригородской территории города федерального значения.
Органами местного самоуправления являются избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения (абзац двенадцатый части 1 статьи 2 ФЗ от 06 октября 2003 N 131-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 34 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
В соответствии с частью 1 статьи 41 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пунктом 2 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени муниципального образования приобретать и осуществлять имущественные и иные права и обязанности, выступать в суде без доверенности могут глава местной администрации, другие должностные лица местного самоуправления в соответствии с уставом муниципального образования.
В то же время пунктом 1 статьи 124 ГК РФ предусмотрено, что Российская Федерация, субъекты Российской Федерации: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа, а также городские, сельские поселения и другие муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами.
К субъектам гражданского права, указанным в пункте 1 настоящей статьи, применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов (пункт 2 статьи 124 ГК РФ).
Анализ приведенных положений законодательства свидетельствует о том, что муниципальное образование вправе выступать в качестве субъекта гражданско-правовых отношений, а местная администрация является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления, полномочия которой определены уставом.
В соответствии со ст. 53 Устава муниципального образования город Тула администрация города (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Тульской области.
Следовательно, комитет имущественных и земельных отношений администрации города Тулы является органом, уполномоченным предъявлять права на выморочное имущество.
Кроме того, пунктом 1 части 1 статьи 22 ГК РФ установлено, что суды рассматривают и разрешают дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений.
Согласно статье 552 Гражданского кодекса РСФСР 1964 года, действовавшей на момент открытия наследства, наследственное имущество по праву наследования переходит к государству, если имущество завещано государству; если у наследодателя нет наследников ни по закону, ни по завещанию; если все наследники лишены завещателем права наследования; если ни один из наследников не принял наследства (часть 1).
Таким образом, имущество, не принятое ни одним из наследников, поступало в собственность публично-правового образования в качестве выморочного при наступлении указанных в законе обстоятельств.
Следовательно, к отношениям по наследованию выморочного имущества, права на которое не были оформлены до введения в действия части третьей ГК РФ, в силу того, что эти отношения являлись длящимися, могут быть применены положения действующего законодательства.
В соответствии с ч. 2 ст. 218 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежащее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
Статьей 1111 ГК РФ предусмотрено, что наследование осуществляется по завещанию и по закону. Наследование по закону имеет место, когда и поскольку оно не изменено завещанием, а также в иных случаях, установленных настоящим Кодексом.
В соответствии со ст. 1141 ГК РФ, наследники по закону призываются к наследованию в порядке очередности, предусмотренной статьями 1142 - 1145 и 1148 настоящего Кодекса. Наследники каждой последующей очереди наследуют, если нет наследников предшествующих очередей, то есть если наследники предшествующих очередей отсутствуют, либо никто из них не имеет права наследовать, либо все они отстранены от наследования, либо лишены наследства, либо никто из них не принял наследства, либо все они отказались от наследства. Наследники одной очереди наследуют в равных долях, за исключением наследников, наследующих по праву представления.
В соответствии с Гражданским кодексом РСФСР (утв. ВС РСФСР 11.06.1964) действовавшим на момент открытия наследства после смерти ФИО11 согласно статья 527 ГК РСФСР наследование осуществляется по закону и по завещанию, наследование по закону имеет место, когда и поскольку оно не изменено завещанием. В соответствии со ст. 546 ГК РСФСР для приобретения наследства наследник должен его принять. Не допускается принятие наследства под условием или с оговорками, Признается, что наследник принял наследство, когда он фактически вступил во владение наследственным имуществом или когда он подал нотариальному органу по месту открытия наследства заявление о принятии наследства, указанные в настоящей статье действия должны быть совершены в течение шести месяцев со дня открытия наследства, принятое наследство признается принадлежащим наследнику со времени открытия наследства. Согласно части 1 статье 552 Гражданского кодекса РСФСР 1964 года, наследственное имущество по праву наследования переходит к государству, если имущество завещано государству; если у наследодателя нет наследников ни по закону, ни по завещанию; если все наследники лишены завещателем права наследования; если ни один из наследников не принял наследства.
На основании ч. 1 ст. 1151 ГК РФ в случае, если отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, либо никто из наследников не имеет права наследовать или все наследники отстранены от наследования (статья 1117), либо никто из наследников не принял наследства, либо все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника (статья 1158), имущество умершего считается выморочным.
В соответствии с ч. 2 ст. 1151 ГК РФ, в порядке наследования по закону в собственность городского или сельского поселения, муниципального района либо городского округа переходит следующее выморочное имущество, находящееся на соответствующей территории: жилое помещение; земельный участок, а также расположенные на нем здания, сооружения, иные объекты недвижимого имущества; доля в праве общей долевой собственности на указанные в абзацах втором и третьем настоящего пункта объекты недвижимого имущества.
В соответствии с п. 3 ст. 1151 ГК РФ порядок наследования и учета выморочного имущества, переходящего в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации, а также порядок передачи его в собственность субъектов Российской Федерации или в собственность муниципальных образований определяется законом.
Статья 1152 ГК РФ исключает принятие наследства в отношении выморочного имущества, поскольку его переход к субъектам, определенным в п. 2 ст. 1151 ГК РФ, обусловлен не их волеизъявлением, а прямым указанием закона, в силу чего отказ этих субъектов от принятия выморочного имущества в качестве наследства не допускается (ст. 1157).
Положения ст. 1154 ГК РФ не предусматривают специального срока для наследования выморочного имущества.
Согласно п. 50 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 мая 2012 года N 9 "О судебной практике по делам о наследовании" выморочное имущество, при наследовании которого отказ от наследства не допускается, со дня открытия наследства переходит в порядке наследования по закону в собственность соответственно Российской Федерации (любое выморочное имущество, в том числе невостребованная земельная доля, за исключением расположенных на территории Российской Федерации жилых помещений), муниципального образования, города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга (выморочное имущество в виде расположенного на соответствующей территории жилого помещения) в силу фактов, указанных в п. 1 ст. 1151 ГК РФ, без акта принятия наследства, а также вне зависимости от оформления наследственных прав и их государственной регистрации.
Свидетельство о праве на наследство в отношении выморочного имущества выдается Российской Федерации, городу федерального значения Москве или Санкт-Петербургу или муниципальному образованию в лице соответствующих органов (Российской Федерации в настоящее время - в лице органов Росимущества) в том же порядке, что и иным наследникам, без вынесения специального судебного решения о признании имущества выморочным.
Выморочное имущество в виде расположенных на территории Российской Федерации объектов недвижимости переходит в порядке наследования по закону в собственность муниципального образования, в котором данный объект расположен.
Судом установлено и следует из материалов дела, что собственником имущества в виде <данные изъяты> доли в праве общей долевой собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> являлась ФИО12 что подтверждается документами, имеющимися в материалах дела.
Согласно сведений, содержащимися в выписке из реестровой книги о праве собственности на объект капитального строительства № на основании договора купли-продажи №, регистрационный номер № ФИО13 являлась собственником <данные изъяты> доли в праве общей долевой собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>
Из выписки ЕГРН от 05.12.2022 следует, что собственниками жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> являются ФИО18 <данные изъяты> доли в праве общей долевой собственности на жилой дом и <данные изъяты> доли в праве общей долевой собственности на жилой дом, Муниципальное образование г.Тула <данные изъяты> доли в праве общей долевой собственности на жилой дом.
ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умерла ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о смерти <данные изъяты>
Сведений о месте регистрации ФИО14 на момент смерти последней в Управлении по вопросам миграции УМВД России по Тульской области не имеется, по учетам ОАСР УВД УМВД России по Тульской области ФИО15 не значится.
Согласно сообщениям Тульской областной нотариальной палаты от 09.12.2022 N 2489/02-04, наследственного дела к имуществу умершей ФИО16 в Реестре наследственных дел Единой информационной системы нотариата Россиине имеется.
Анализируя вышеприведенные правовые нормы, учитывая, что наследников после смерти ФИО17 не имеется, факт наличия у умершей наследников по закону или по завещанию ничем не подтвержден, суд приходит к выводу о том, что спорное имущество в виде <данные изъяты> доли в праве общей долевой собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> является выморочным, перешедшим в порядке наследования по закону в собственность муниципального образования город Тула.
Полномочия заявителя Комитета имущественных и земельных отношений администрации города Тулы подтверждаются Решением Тульской городской Думы от 15.07.2009 N 71/1557 О Положении "О комитете имущественных и земельных отношений администрации города Тулы", согласно которому к основным задачам Комитета относятся управление и распоряжение в установленном порядке муниципальной собственностью и координация деятельности в этой сфере иных отраслевых (функциональных) и территориальных органов администрации города Тулы.
Согласно пункту 2.2. указанного Положения в целях выполнения возложенных на него задач Комитет в установленном порядке обеспечивает прием объектов в муниципальную собственность города Тулы из государственной собственности в соответствии с нормативными актами; прием объектов в муниципальную собственность города Тулы, приобретаемую по другим основаниям, в том числе по договорам купли-продажи, дарения, мены, выморочных жилых помещений, подает заявления и получает документы.
Таким образом, исковые требования Комитета имущественных и земельных отношений администрации г. Тула о признании <данные изъяты> доли в праве общей долевой собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> выморочным имуществом и признать право муниципальной собственности на долю в размере <данные изъяты> в праве общей долевой собственности на жилой дом, находящийся по адресу: <адрес> подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст. 131 ГК РФ право собственности на указанное недвижимое имущество подлежит государственной регистрации в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199, 233-235 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования комитета имущественных и земельных отношений администрации г. Тулы удовлетворить.
Признать <данные изъяты> долю в праве общей долевой собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, ранее принадлежавшую ФИО19, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умершей ДД.ММ.ГГГГ года, выморочным имуществом.
Признать право муниципальной собственности на <данные изъяты> долю в праве общей долевой собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> в порядке наследования по закону.
Настоящее решение является основание для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Председательствующий