№ 2-224/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
12 ноября 2019 года г. Краснознаменск
Краснознаменский районный суд Калининградской области в составе: председательствующего судьи - Бондаренко О.С., при секретаре – Шаяхмедовой В.П.,
рассмотрев судебном заседании гражданское дело по иску Лаврентьевой Галины Владимировны к администрации МО «Краснознаменский городской округ» об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение по договору социального найма,
у с т а н о в и л:
Лаврентьева Г.В. обратилась с названным выше иском о предоставлении жилого благоустроенного помещения по договору социального найма. В обоснование иска указала, что 15 января 2018 г. в доме, где она проживает в <адрес> по адресу: <адрес>, произошел пожар, в результате чего дом пришел в полную непригодность для проживания. 17 августа 2018 г. подала заявление и.о.главы администрации МО «Краснознаменский городской округ» о предоставлении жилья, однако получила отписку. 31 июля 2019 г. повторно обратилась с заявлением к главе администрации МО «Краснознаменский городской округ» о предоставлении жилья, однако, снова получила отписку. По настоящее время она и ее дочь Леонтьева И.М., 2003 года рождения, так и находятся без жилья и определенного места жительства. Спорный жилой дом, где она ранее проживала признан аварийным, со сроком расселения - до 31 декабря 2018 г.
В судебном заседании истец Лаврентьева Г.В. заявленные требования поддержала в полном объеме, пояснила, что по прежнему месту жительства зарегистрирована с 2009 года вместе с несовершеннолетней дочерью, ее квартира после пожара полностью залита, все вещи пришли в негодность, другого жилья у нее не имеется, собственником не является, в сгоревшем жилье и ранее невозможно было проживать из-за аварийности жилья. До настоящего времени жилое помещение ей не предоставлено, временно проживает у своего брата. В судебном заседании требования уточнила и просила обязать администрацию МО «Краснознаменский городской округ» предоставить ей и ее дочери другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, отвечающее установленным требованиям и нормам не менее 33.5 квадратных метров в течение двух месяцев.
Представитель ответчика администрации МО «Краснознаменский городской округ» по доверенности Ключников Д.Е. в судебном заседании относительно исковых требований пояснил, что свободного благоустроенного жилья в г.Краснознаменске не имеется, денежных средств в бюджете округа на 2019 года на приобретения жилья Лаврентьевой не заложено. Вопрос о выделении средств на данные цели будет рассматриваться в декабре 2019 года при формировании бюджета на 2020 год. Считал разумным срок предоставлении жилья декабрь 2020 года.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Статья 40 (части 2 и 3) Конституции РФ обязывает органы государственной власти и органы местного самоуправления создавать малоимущим и иным указанным в законе гражданам дополнительные условия для реализации права на жилище посредством предоставления жилья бесплатно или за доступную платы из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Частью 4 ст. 15 ЖК РФ установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято Постановление от 28.01.2006 N 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции».
В соответствии с п. 7 названного Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.
Таким образом, решение вопроса о признании жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции действующее законодательство относит к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.
Как установлено судом, на основании договора социального найма от 28.09.2009 года Лаврентьевой Г.В. на семью, состоящую из двух человек предоставлена квартира, по адресу <адрес>, где она и была зарегистрирован с 29 сентября 2009г.
Из поквартирной карточки следует, что Лаврентьева Г.В., являющаяся нанимателем, зарегистрирована по адресу: <адрес>, жилая площадь <данные изъяты>., кроме нее в указанной квартире зарегистрирована ее дочь ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, аналогичные сведения указаны и в справке из Единого расчетного кассового центра.
Как следует из акта о пожаре № 04 от 15 января 2018 г. - пожаром в <адрес> в <адрес> уничтожена крыша, площадью 160 кв.м. и мансарда, площадью 40 кв.м.
Постановлением и.о.главы администрации МО «Краснознаменский городской округ» № 417 от 01 июля 2016 г. многоквартирный <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу до 31 декабря 2018г.
Как следует из заключения о признании жилого помещения непригодным для постоянного проживания и акта обследования многоквартирного дома по адресу <адрес>, являющихся обязательным приложением к постановлению о признании спорного жилья аварийным и подлежащим сносу, 5-ти квартирный дом, год постройки до 1945г., кирпичная стена фасада имеет биологические поражения- черная плесень, запах гнили, штукатурный слой цоколя повсеместно потрескался, местами обрушен, деревянное чердачное перекрытие зыбкое, местами провисает, деревянные полы поражены гнилью, утратили несущую способность, оконные блоки деревянные, рассохшиеся, поражены гнилью. Дом является аварийным и подлежит сносу.
Исходя из положений, предусмотренных п. п. 33 и 34 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации N 47 от 28.01.2006 года, многоквартирный жилой дом по адресу : <адрес>. имеет повреждения и дефекты, свидетельствующие об исчерпании несущей способности конструкций, изменении параметров микроклимата жилых помещений, не позволяющих обеспечить соблюдение необходимых санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов - для проживания непригоден.
Из уведомления филиала ФГБУ «ФКБ Росреестра» по Калининградской области следует, что Лаврентьева Г.В. не является собственником какого-либо недвижимого имущества.
По данным учетно-технического учета Краснознаменского отделения «Ростехинвентаризация- федеральное БТИ» Лаврентьева Г.В., в списках собственников, зарегистрировавших право собственности на недвижимое имущество в г.Краснознаменске и Краснознаменском районе, не значится.
Из данных Росреестра и реестра объектов муниципальной собственности следует, что площадь квартиры, которая предоставлена истице и ее несовершеннолетней дочери составляет 33.5 квадратных метров.
Истица в 2018 и 2019 годах обращалась в администрацию МО «Краснознаменский городской округ» по вопросу предоставления ей жилья взамен непригодного, на что согласно ответам администрации получила отказы.
Таким образом, суд приходит к выводу, что истец до настоящего времени зарегистрирован в жилом помещении, признанном в установленном порядке непригодным, при этом после пожара, случившегося 15 января 2018г., проживание в аварийном доме невозможно, другого жилья на праве собственности или ином праве истец и ее ребенок не имеют.
В силу ст. 86 ЖК РФ, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.
Согласно ч. 1 и ч. 2 ст. 89 ЖК РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта.
В соответствии со ст. 87 ЖК РФ, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
Доказательств, опровергающих установленные судом обстоятельства о непригодности жилого помещения для проживания, а также доказательств, что названное жилое помещение является пригодным для проживания и иные доказательства, свидетельствующие о возможности реконструкции данного жилого помещения или проведения в нем ремонтно-восстановительных работ, ответчиком, исходя из бремени доказывания, не представлено. Сущность возражений ответчика сводилась лишь к отсутствию в черте г.Краснознаменска благоустроенного жилья и отсутствия в бюджете денежных средств для приобретения иного жилого помещения.
С учетом изложенных обстоятельств у ответчика в соответствии с названными нормами закона возникла обязанность по предоставлению нанимателю другого благоустроенного равноценного занимаемому жилого помещения. Данная обязанность ответчиком не исполнена.
При указанных обстоятельствах, у суда имеются законные основания для возложения на орган местного самоуправления обязанности предоставить истцу жилое помещение во внеочередном порядке.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что истец имеет право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма, при этом учитывая разъяснения, содержащиеся в п. 37 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", при выселении граждан из жилых помещений по основаниям, перечисленным в статьях 86 - 88 Жилищного кодекса РФ, другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий.
Суд принимает во внимание тот факт, что в соответствии с указанными выше положениями действующего законодательства предоставление гражданам в связи со сносом дома другого жилого помещения носит компенсационный характер и гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними, с одновременным улучшением жилищных условий с точки зрения безопасности.
Поскольку предоставление жилого помещения обусловлено признанием занимаемого по договору социального найма жилого помещения непригодным для проживания, истцу и ее несовершеннолетней дочери должно быть предоставлено жилое помещение, равнозначное ранее занимаемому, общей площадью не менее 33,5 кв. м.
При таких обстоятельствах, исковые требования Лаврентьевой Г.В. подлежат удовлетворению, при этом непредставление истцу жилья взамен аварийного ведет не только к нарушению его жилищных прав, предусмотренных законом, но и создает угрозу для его жизни и здоровья.
Согласно ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
С учетом характера и объема мероприятий, необходимых для исполнения решения суда, суд полагает необходимым установить срок для исполнения решения суда в течение четырех месяцев со дня вступления решения в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░», ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░» ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ 33,5 ░░. ░., ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░