Судья: Иванова А.И. адм. дело № 33а-8230/2024
Дело № 2а-47/2024
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
23 июля 2024 г. г. Самара
Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего Роменской В.Н.,
судей Мыльниковой Н.В. и Чирковой Е.А.,
при секретаре Павлове К.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционным жалобам Департамента управления имуществом г.о. Самара, ГУФССП России по Самарской области на решение Ленинского районного суда г. Самара от 30 января 2024 г.
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Роменской В.Н., объяснения представителя ГУФССП России по Самарской области по доверенности Фоломкиной А.Г., судебного пристава-исполнителя ОСП Куйбышевского района г. Самары ГУФССП России по Самарской области Хабировой Ю.Г., поддержавших доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Департамент управления имуществом г.о. Самара обратился в Железнодорожный районный суд г. Самары с административным исковым заявлением о признании незаконными постановлений, действий, бездействия судебного пристава-исполнителя МОСП по ИПР ГУФССП России по Самарской области.
В обоснование заявленных требований административным истцом указано, что на исполнении в МОСП по ИПР ГУФССП России по Самарской области находится исполнительное производство № № от 26 января 2022 г., возбужденное на основании исполнительного листа № от 27 июля 2021 г., выданного Октябрьский районным судом г. Самары по делу № №, о взыскании с Департамента управления имуществом г.о. Самара в пользу ПАО Банк ВТБ задолженности по кредитным платежам в размере <данные изъяты> руб. Также на исполнении в МОСП по ИПР ГУФССП России по Самарской области находится исполнительное производство № № от 9 апреля 2022 г., возбужденное на основании исполнительного листа № от 17 февраля 2021 г., выданного Октябрьский районным судом г. Самары по делу № №, о взыскании с Департамента управления имуществом г.о. Самара в пользу ПАО Банк ВТБ задолженности в размере <данные изъяты> руб. Решением суда взыскание обращено на предмет залога - квартиру по адресу: <адрес>, путем продажи с публичных торгов. Торги состоялись 6 марта 2023 г., имущество продано за <данные изъяты> руб., то есть за сумму, значительно превышающую размер обязательств Департамента перед ПАО Банк ВТБ. 17 марта 2023 г. Департамент управления имуществом г.о. Самара направил в МОСП по ИПР ГУФССП России по Самарской области ходатайство о возврате оставшихся после удовлетворения требований Банка денежных средств на расчетный счет Департамента, однако в установленный срок ни ответ на ходатайство, ни денежные средства в сумме <данные изъяты> руб. в Департамент не поступили. Жалоба Департамента от 4 мая 2023 г. на нарушение сроков предоставления ответа и о возврате денежных средств также оставлена без ответа. При ознакомлении с материалами исполнительного производства представителю Департамента управления имуществом г.о. Самара стало известно об объединении исполнительных производств в сводное исполнительное производство по должнику и о распределении денежных средств, оставшихся после погашения задолженности, в счет погашения исполнительских сборов и административных штрафов Департамента. По мнению административного истца, действия судебного пристава-исполнителя по объединению исполнительных производств и распределению денежных средств являются незаконными, поскольку в сводное исполнительное производство объединены исполнительные производства о взыскании исполнительских сборов и административных штрафов, по которым либо произведена оплата, либо имеются вступившие в законную силу судебные решения об освобождении от уплаты исполнительских сборов, либо истекли сроки давности взыскания штрафов. Кроме того, объединены исполнительные производства имущественного и неимущественного характера.
Ссылаясь на изложенные обстоятельства, с учетом уточнения требований, Департамент управления имуществом г.о. Самара просил суд:
1) признать незаконным бездействие судебного пристава-исполнителя, выразившееся в нерассмотрении ходатайства о возвращении денежных средств на расчетный счет Департамента после реализации залогового имущества и ненаправлении копии постановления по результатам рассмотрения ходатайства, в ненаправлении Департаменту копий постановления об объединении исполнительных производств в сводное от 24 марта 2022 г. № №, постановлений о присоединении производств к сводному исполнительному производству от 28 июня 2022 г. № №, от 23 августа 2022 г. № №, 14 марта 2023 г. № №, копий постановлений о распределении денежных средств от 14 марта 2023 г. №№, от 15 марта 2023 г. №№, от 27 марта 2023 г. № №, от 27 марта 2023 г. № №;
2) признать незаконными действия судебного пристава-исполнителя по распределению денежных средств в рамках исполнительного производства № № от 26 января 2022 г., поступивших на депозитный счет МОСП по ИПР ГУФССП России по Самарской области во временное распоряжение от реализации залогового имущества;
3) признать незаконными и отменить постановления о присоединении производств к сводному исполнительному производству от 28 июня 2022 г. № №, от 23 августа 2022 г. № №, 14 марта 2023 г. № № и об объединении исполнительных производств в сводное от 24 марта 2022 г. №№;
4) признать незаконными и отменить постановления о распределении денежных средств от 14 марта 2023 г. №№, от 15 марта 2023 г. №№, от 27 марта 2023 г. № №, от 27 марта 2023 г. № №;
5) обязать ГУФССП России по Самарской области устранить допущенные нарушения законодательства, а именно, осуществить возврат денежных средств в размере <данные изъяты> руб., оставшихся после реализации залогового имущества и погашения задолженности по исполнительным производствам № № в размере <данные изъяты> руб. и № № в размере <данные изъяты> руб. на депозитный счет Департамента.
Определением Железнодорожного районного суда г. Самары от 14 июня 2023 г. административное дело передано по подсудности в Ленинский районный суд г. Самары.
Также Департамент управления имуществом г.о. Самара обратился в Железнодорожный районный суд г. Самары с административным исковым заявлением о признании незаконными постановлений, действий, бездействия судебного пристава-исполнителя МОСП по ИПР ГУФССП России по Самарской области, в обоснование которого указано, что на исполнении в МОСП по ИПР ГУФССП России по Самарской области находится исполнительное производство № № от 18 января 2022 г., возбужденное на основании исполнительного листа № от 24 июня 2021 г., выданного Советским районным судом г. Самары по делу № №, в отношении Департамента управления имуществом г.о. Самара в пользу АО КБ «Народный инвестиционный банк», предмет исполнения: обращение взыскания на заложенное имущество в размере № руб. - квартиру по адресу: <адрес> путем продажи с публичных торгов. Торги состоялись 15 февраля 2023 г., имущество продано за <данные изъяты> руб., то есть за сумму, значительно превышающую размер обязательств Департамента перед АО КБ «Народный инвестиционный банк». 17 марта 2023 г. Департамент управления имуществом г.о. Самара направил в МОСП по ИПР ГУФССП России по Самарской области ходатайство о возврате оставшихся после удовлетворения требований Банка денежных средств на расчетный счет Департамента, однако в установленный срок ни ответ на ходатайство, ни денежные средства в сумме <данные изъяты> руб. в Департамент не поступили. Жалоба Департамента от 2 мая 2023 г. на нарушение сроков предоставления ответа и о возврате денежных средств также оставлена без ответа. При ознакомлении с материалами исполнительного производства представителю Департамента управления имуществом г.о. Самара стало известно об объединении исполнительных производств в сводное исполнительное производство по должнику и о распределении денежных средств, оставшихся после погашения задолженности, в счет погашения исполнительских сборов и административных штрафов Департамента.
Считая действия судебного пристава-исполнителя по объединению исполнительных производств и распределению денежных средств незаконными по изложенным выше основаниям, с учетом уточнения требований Департамент управления имуществом г.о. Самара просил суд:
1) признать незаконным бездействие судебного пристава-исполнителя, выразившееся в нерассмотрении ходатайства о возвращении денежных средств на расчетный счет Департамента после реализации залогового имущества и ненаправлении копии постановления по результатам рассмотрения ходатайства, в ненаправлении Департаменту копий постановлений о соединении исполнительных производств и о распределении денежных средств;
2) признать незаконными действия судебного пристава-исполнителя по распределению денежных средств в рамках исполнительного производства № №, поступивших на депозитный счет МОСП по ИПР ГУФССП России по Самарской области во временное распоряжение от реализации залогового имущества;
3) признать незаконными постановления о присоединении производств к сводному исполнительному производству от 28 июня 2022 г. № №, от 23 августа 2022 г. № №, 14 марта 2023 г. № № и об объединении исполнительных производств в сводное от 24 марта 2022 г. № №;
4) признать незаконными постановления о распределении денежных средств по сводному исполнительному производству,
5) обязать ГУФССП России по Самарской области устранить допущенные нарушения законодательства, а именно, осуществить возврат денежных средств в размере <данные изъяты> руб., оставшихся после реализации залогового имущества и погашения задолженности по исполнительному производству № № от 18 января 2022 г., на депозитный счет Департамента.
Определением Железнодорожного районного суда г. Самары от 14 июня 2023 г. административное дело передано по подсудности в Ленинский районный суд г. Самары.
Определением Ленинского районного суда г. Самары от 18 декабря 2023 г. административные дела по административным искам Департамента управления имуществом г.о. Самара о признании незаконными постановлений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя МОСП по ИПР УФССП России по Самарской области объединены в одно производство.
Решением Ленинского районного суда г. Самара от 30 января 2024 г. административное исковое заявление Департамента управления имуществом г.о. Самара удовлетворено частично. Суд признал незаконным бездействие судебных приставов-исполнителей МОСП по ИПР ГУФССП России по Самарской области, выразившееся в ненаправлении в адрес Департамента управления имуществом г.о. Самара постановлений от 3 апреля 2023 г. и от 20 сентября 2023 г., вынесенных по результатам рассмотрения ходатайств от 17 марта 2023 г., а также ненаправлении постановления от 14 марта 2023 г. № № о присоединении производств к сводному исполнительному производству и постановлений о распределении денежных средств от 14 марта 2023 г. № №, от 15 марта 2023 г. № №, от 27 марта 2023 г. № №, от 27 марта 2023 г. № №. Признал незаконными постановления судебных приставов-исполнителей МОСП по ИПР ГУФССП России по Самарской области об объединении исполнительных производств в сводное от 24 марта 2022 г. № №, о присоединении производств к сводному исполнительному производству от 28 июня 2022 г. № №, 14 марта 2023 г. № № в части включения в сводное исполнительное производство исполнительных производств о взыскании исполнительских сборов, которые ранее уплачены либо от уплаты которых должник освобожден, и о взыскании административных штрафов, по которым истек срок давности исполнения. Признал незаконным постановление судебного пристава-исполнителя МОСП по ИПР ГУФССП России по Самарской области от 23 августа 2022 г. № № о присоединении к сводному исполнительному производству исполнительных производств в отношении других должников. Признал незаконными действия судебного пристава-исполнителя МОСП по ИПР ГУФССП России по Самарской области Хабировой Ю.Г. по распределению в рамках сводного исполнительного производства № № денежных средств, оставшихся после реализации залогового имущества и погашения задолженности по исполнительным производствам № №, № № и № №, в счет погашения задолженности по исполнительским сборам, которые ранее уплачены либо от уплаты которых должник освобожден, и в счет погашения административных штрафов, по которым истек срок давности исполнения. Признал незаконными постановления о распределении денежных средств от 15 марта 2023 г. № № и от 27 марта 2023 г. № № в части распределения денежных средств в счет погашения задолженности по исполнительским сборам, которые ранее уплачены либо от уплаты которых должник освобожден, и в счет погашения административных штрафов, по которым истек срок давности исполнения. Обязал ГУФССП России по Самарской области принять меры к возврату на счет Департамента управления имуществом г.о. Самара денежных средств, оставшихся после реализации залогового имущества и погашения задолженности перед взыскателями по исполнительным производствам № №, № № и № №, перечисленных в рамках сводного исполнительного производства № № в счет погашения задолженности по исполнительским сборам, которые ранее уплачены в добровольном порядке либо от уплаты которых должник освобожден, и в счет погашения административных штрафов, по которым истек срок давности исполнения. В остальной части административные исковые требования оставить без удовлетворения (том 8 л.д. 30-44).
В апелляционной жалобе ГУФССП России по Самарской области ставит вопрос об отмене решения суда как незаконного, принятии по делу нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявленных требований (том 8 л.д. 47-49).
В апелляционной жалобе Департамент управления имуществом г.о. Самара ставит вопрос об отмене решения суда как незаконного, принятии по делу нового судебного акта об удовлетворении заявленных требований в полном объеме (том 8 л.д. 71-72).
Информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от 22 декабря 2008 г. № 262-ФЗ «Об обеспечению доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» размещена на интернет-сайте суда апелляционной инстанции.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Учитывая требования статей 96, 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ), судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии с пунктом 1 статьи 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном данным кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
Частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданину предоставлено право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если гражданин полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
Статьей 360 КАС РФ предусмотрено, что постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта (главного судебного пристава субъектов) Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 22 КАС РФ.
Таким образом, названной главой КАС РФ регламентировано производство по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 310 КАС РФ основанием для отмены решения суда первой инстанции в любом случае является принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в административном деле.
Согласно положениям части 4 и 5 статьи 38 КАС РФ под административным ответчиком понимается лицо, к которому предъявлено требование по спору, возникающему из административных или иных публичных правоотношений, либо в отношении которого административный истец, осуществляющий контрольные или иные публичные функции, обратился в суд. Административными ответчиками могут быть органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, избирательные комиссии, комиссии референдума, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностные лица, государственные и муниципальные служащие. В случаях, установленных настоящим Кодексом, административными ответчиками могут быть граждане, их объединения и организации, не обладающие государственными или иными публичными полномочиями в спорных правоотношениях.
Пунктом 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 ноября 2015 г. № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» предусмотрено, что по делам об оспаривании постановлений, действий (бездействия) судебных приставов-исполнителей требования предъявляются административным истцом, заявителем к судебному приставу-исполнителю, чьи постановления, действия (бездействие) оспариваются, при прекращении его полномочий - к должностному лицу, которому эти полномочия переданы, а если полномочия не передавались - к старшему судебному приставу соответствующего структурного подразделения ФССП России (части 4, 5 статьи 38, глава 22 КАС РФ и глава 24 АПК РФ). К участию в деле в качестве административного ответчика, органа или должностного лица, чьи решения, действия (бездействие) оспариваются, также необходимо привлекать территориальный орган ФССП России, в структурном подразделении которого исполняет (исполнял) обязанности судебный пристав-исполнитель, поскольку при удовлетворении требования заявителя судебные расходы могут быть возмещены за счет названного территориального органа ФССП России. В случае оспаривания постановлений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя другая сторона исполнительного производства (взыскатель или должник) подлежит привлечению к участию в деле в качестве заинтересованного лица.
Из материалов дела следует, что административным истцом среди прочих заявлены требования об обязании ГУФССП России по Самарской области принять меры к возврату на счет Департамента управления имуществом г.о. Самара денежных средств, оставшихся после реализации залогового имущества и погашения задолженности перед взыскателями по исполнительным производствам № №, № № и № №, перечисленных в рамках сводного исполнительного производства № № в счет погашения задолженности по исполнительским сборам, которые ранее уплачены в добровольном порядке либо от уплаты которых должник освобожден, и в счет погашения административных штрафов, по которым истек срок давности исполнения.
Удовлетворяя требования в указанной части районный суд не учел следующее.
В рамках реализации положений Федерального закона от 21 декабря 2021 г. № 417-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в соответствии со статьей 6.3 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 118-ФЗ «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации» в ФССП России создано Главное межрегиональное (специализированное) управление Федеральной службы судебных приставов (ГМУ ФССП России).
В соответствии с подпунктом «б» пункта 1 статьи 1 Федерального закона от 21 декабря 2021 г. № 417-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», подпунктом 4 пункта 10 Положения о Федеральной службе судебных приставов, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. № 1316, Приказом ФССП России от 8 июля 2022 г. № 434 утверждено Положение о Главном межрегиональном (специализированном) управлении Федеральной службы судебных приставов (далее Положение № 434), которое согласно пункту 2 этого Положения является специализированным территориальным органом принудительного исполнения межрегионального уровня, действующим на территории Российской Федерации (субъектов Российской Федерации). Сокращенное наименование - ГМУ ФССП России, место расположения - г. Москва.
Согласно сведениям, содержащимся в ЕГРЮЛ, сведения в реестр в отношении ГМУ ФССП России (ОГРН <данные изъяты>, ИНН <данные изъяты>) внесены 21 июля 2022 г., юридический адрес <адрес>.
Исходя из пунктов 6, 6.2, 8.1 Положения № 434, в состав основных задач и полномочий специализированного территориального органа межрегионального уровня являются, в частности, организация и осуществление принудительного исполнения судебных актов, а также предусмотренных Федеральным законом от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» актов других органов и должностных лиц.
К полномочиям ГМУ ФССП России, в частности, относится:
- осуществление бюджетных полномочий получателя бюджетных средств и бюджетных полномочий администратора доходов федерального бюджета, бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации в соответствии с правовыми актами, принятыми главным администратором доходов бюджетной системы Российской Федерации (пункт 8.23 указанного Положения).
- осуществление судебной защиты по искам, предъявленным к ФССП России и (или) специализированному территориальному органу межрегионального уровня, вытекающим из его деятельности, а также по заявлениям (административным исковым заявлениям) об оспаривании постановлений, действий (бездействия) его должностных лиц при ведении исполнительных производств, рассмотрении административных жалоб и обращений (пункт 8.29 данного Положения).
Для осуществления функций указанного территориального органа принудительного исполнения в субъектах Российской Федерации создаются подразделения ГМУ ФССП России.
Так, в Самарской области создано Специализированное отделение судебных приставов по Самарской области ГМУ ФССП России.
Приказом ФССП России от 1 сентября 2023 г. № №, введенным в действие с 15 сентября 2023 г., внесены изменения в структуру и штатное расписание ГУФССП России по Самарской области в виде исключения пункта 24 раздела «Подразделения судебных приставов» - подраздела «Межрайонный отдел судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств и розыску».
Установлено, что административным истцом оспариваются постановления и действия должностных лиц МОСП по ИПР ГУФССП России по Самарской области.
Также административный истец просил суд обязать ГУФССП России по Самарской области принять меры к возврату на счет Департамента управления имуществом г.о. Самара денежных средств, оставшихся после реализации залогового имущества и погашения задолженности перед взыскателями.
Между тем, в связи с расформированием МОСП по ИПР ГУФССП России по Самарской области, полномочия по возврату излишне взысканных денежных средств, а также денежных средств, оставшихся после реализации залогового имущества и погашения задолженности перед взыскателями, возложены на СОСП по Самарской области ГМУ ФССП России.
Указанные обстоятельства также подтверждаются поручениями о перечислении на счет Департамента управления имуществом г.о. Самара денежных средств, плательщиком в которых указано СОСП по Самарской области ГМУ ФССП России.
Специализированное отделение судебных приставов по Самарской области ГМУ ФССП России является территориальным подразделением ГМУ ФССП России.
Кроме того, при удовлетворении требования заявителя судебные расходы могут быть возмещены за счет названного территориального органа ФССП России, а не его территориального подразделения.
Таким образом, суд рассмотрел настоящие требования, заявленные к должностным лицам МОСП по ИПР ГУФССП России по Самарской области, и не привлек к участию ГМУ ФССП России, права и обязанности интересы которого затрагиваются решением суда по настоящему делу, поскольку оно наделено полномочиями на возврат денежных средств в рамках названных исполнительных производств.
В соответствии с пунктом 3 статьи 309 КАС РФ по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить решение суда и направить административное дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции в случае, если административное дело было рассмотрено судом в незаконном составе, или если административное дело рассмотрено в отсутствие кого-либо из лиц, участвующих в деле и не извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, или если судом был разрешен вопрос о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в административном деле.
При таких обстоятельствах, поскольку принятое судом первой инстанции решение затрагивает права и охраняемые законом интересы ГМУ ФССП России, не привлеченного к участию в административном деле, решение суда подлежит отмене с направлением дела в Ленинский районный суд г. Самары на новое рассмотрение в ином составе суда.
При новом рассмотрении дела суду в ходе досудебной подготовки дела, учитывая вышеуказанные положения закона, необходимо определить круг лиц, участвующих в деле, рассмотреть вопрос о привлечении к участию в деле ГМУ ФССП России, установить значимые по делу обстоятельства, предложить административному истцу уточнить требования (период бездействия, указать конкретных должностных лиц), проверить доводы сторон, дать оценку представленным сторонами доказательствам и принять законное и обоснованное решение.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Самара от 30 января 2024 г. отменить.
Административное дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции в ином составе суда.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.
Определение суда апелляционной инстанции в окончательной форме изготовлено 1 августа 2024 г.
Председательствующий:
Судьи: