70RS0005-01-2023-002677-59
2-2327/2023
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
07.11.2023 Томский районный суд Томской области в составе:
председательствующего Шмаленюка Я.С.
при секретаре Никодимовой Н.Ю.,
с участием представителя процессуального истца - помощника Томской районной прокуратуры Томской области Чаусовой Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Томске гражданское дело по иску прокурора Томского района Томской области в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному унитарному предприятию «Рыбалово» о возложении обязанности провести техническое обследование централизованных систем водоотведения,
УСТАНОВИЛ:
прокурор Томского района Томской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к муниципальному унитарному предприятию «Рыбалово», указав, что за ответчиком на праве хозяйственного ведения закреплены объекты централизованных систем водоотведения. По поручению прокуратуры Томской области прокуратурой Томского района проведена проверка соблюдения предприятием требований законодательства в сфере водоснабжения и водоотведения, в результате которой установлено, что в нарушение требований Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», Требований к проведению технического обследования централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе определение показателей технико- экономического состояния систем водоснабжения и водоотведения, включая показатели физического износа и энергетической эффективности объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, объектов нецентрализованных систем холодного и горячего водоснабжения, и порядка осуществления мониторинга таких показателей, утвержденных приказом Минстроя России от 05.08.2014 № 437/пр, "СП 517.1325800.2022. Свод правил. Эксплуатация централизованных систем, сооружений водоснабжения и водоотведения", утвержденным и введенным в действие Приказом Минстроя России от 06.06.2022 N 453/пр. на территории Рыболовского сельского поселения не проводилось техническое обследование объектов водоотведения.
Одной из обязанностей владельца сетей водоснабжения и водоотведения является необходимость проведения технического обследования не реже одного раза в пять лет.
Просит возложить на ответчика обязанность в течение 9 месяцев после вступления решения суда в законную силу провести техническое обследование объектов водоотведения на территории Рыбаловского сельского поселения.
Помощник прокурора Чаусова Е.С. заявленные требования поддержала по изложенным в иске основаниям.
Ответчик в суд представителя не направил о времени и месте рассмотрения спора уведомлен надлежащим образом, возражений по существу спора не представил.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика администрация Рыбаловского сельского поседения представителя в суд не направило.
Суд, заслушав представителя процессуального истца, исследовав представленные доказательства, приходит к следующему выводу:
Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
В соответствии с п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона РФ "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».
Согласно положениям статьи 2 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» под гарантирующей организацией понимается организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, определенная решением органа местного самоуправления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом), которая обязана заключить договор холодного водоснабжения, договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения с любым обратившимся к ней лицом, чьи объекты подключены (технологически присоединены) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения (пункт 6); организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение (организация водопроводно-канализационного хозяйства), - юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем (пункт 15); централизованная система холодного водоснабжения - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоподготовки, транспортировки и подачи питьевой и (или) технической воды абонентам (пункт 29); централизованная система водоотведения (канализации) - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоотведения (пункт 28); техническое обследование централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения - оценка технических характеристик объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения (пункт 25).
Пунктами 1, 4 и 5 части 1 статьи 3 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» определено, что к числу целей, на достижение которых направлена государственная политика в сфере водоснабжения и водоотведения, относятся: охрана здоровья населения и улучшение качества жизни населения путем обеспечения бесперебойного и качественного водоснабжения и водоотведения; обеспечение доступности водоснабжения и водоотведения для абонентов за счет повышения эффективности деятельности организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение; обеспечение развития централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения путем развития эффективных форм управления этими системами, привлечения инвестиций и развития кадрового потенциала организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение.
Согласно части 1 статьи 37 приведенного Федерального закона техническое обследование централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения проводится в целях определения: 1) технических возможностей сооружений водоподготовки, работающих в штатном режиме, по подготовке питьевой воды в соответствие с установленными требованиями с учетом состояния источника водоснабжения и его сезонных изменений; 2) технических характеристик водопроводных сетей и насосных станций, в том числе уровня потерь, показателей физического износа, энергетической эффективности этих сетей и станций, оптимальности топологии и степени резервирования мощности; 3) экономической эффективности существующих технических решений в сравнении с лучшими отраслевыми аналогами и целесообразности проведения модернизации и внедрения новых технологий; 4) сопоставления фактических значений показателей надежности, качества, энергетической эффективности объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения с фактическими значениями этих показателей объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, эксплуатируемых организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и использующими наилучшие существующие (доступные) технологии.
В части 2 этой же статьи Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» предусмотрено, что техническое обследование централизованных систем водоотведения проводится в целях определения: 1) технических возможностей очистных сооружений по соблюдению проектных параметров очистки сточных вод, а также установленных нормативов допустимых сбросов и технологических нормативов, установленных в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды"; 2) технических характеристик канализационных сетей, канализационных насосных станций, в том числе их энергетической эффективности и степени резервирования мощности; 3) экономической эффективности существующих технических решений в сравнении с лучшими отраслевыми аналогами и целесообразности проведения модернизации и внедрения наилучших существующих (доступных) технологий; 4) сопоставления фактических значений показателей надежности, качества, энергетической эффективности объектов централизованных систем водоотведения с фактическими значениями этих показателей объектов централизованных систем водоотведения, эксплуатируемых организациями, осуществляющими водоотведение и использующими наилучшие существующие (доступные) технологии.
В силу части 3 статьи 37 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» техническое обследование проводится организацией, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, самостоятельно либо с привлечением специализированной организации. Организация, осуществляющая горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, информирует органы местного самоуправления о датах начала и окончания проведения технического обследования, ходе его проведения. По решению органов местного самоуправления к проведению технического обследования могут привлекаться представители органов местного самоуправления.
Результаты технического обследования подлежат согласованию с органом местного самоуправления (часть 4).
При этом согласно части 6 данной статьи обязательное техническое обследование проводится не реже чем один раз в пять лет (один раз в течение долгосрочного периода регулирования). Организация, осуществляющая горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, обязана проводить техническое обследование при разработке плана снижения сбросов, программы повышения экологической эффективности, плана мероприятий по охране окружающей среды, плана мероприятий по приведению качества питьевой воды, горячей воды в соответствие с установленными требованиями, а также при принятии в эксплуатацию бесхозяйных объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения в соответствии с положениями настоящего Федерального закона.
Согласно части 5 статьи 37 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" требования к проведению технического обследования определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Приказом Минстроя России от 05.08.2014 № 437/пр утверждены Требования к проведению технического обследования централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе определение показателей технико-экономического состояния систем водоснабжения и водоотведения, включая показатели физического износа и энергетической эффективности объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, объектов нецентрализованных систем холодного и горячего водоснабжения, и порядка осуществления мониторинга таких показателей.
Настоящие Требования к проведению технического обследования централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения (далее - Требования) определяют цели, задачи и порядок проведения технического обследования централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения (пункт 1).
Пунктом 3 данных Требований определено, что цели проведения технического обследования централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения (далее - техническое обследование) определяются в соответствии с положениями Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении". Задачами проведения технического обследования являются: а) обеспечение принятия эффективных управленческих решений органами государственной власти, органами местного самоуправления и организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение (далее - организации, осуществляющие водоснабжение и (или) водоотведение) с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения; б) определение фактических значений показателей надежности, качества, энергетической эффективности объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения; в) получение (подготовка) исходных данных для разработки схем водоснабжения и водоотведения, планов снижения сбросов, планов мероприятий по приведению качества питьевой воды, горячей воды в соответствие с установленными требованиями, установления нормативов водоотведения, а также для определения расходов, необходимых для эксплуатации объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения (в том числе бесхозяйных объектов), исходя из их технического состояния.
В соответствии с пунктом 7 Требований в случае, если на момент проведения технического обследования в отношении централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения органом местного самоуправления поселения или городского округа принято решение об определении гарантирующей организации, техническое обследование такой системы проводится гарантирующей организацией самостоятельно или с привлечением специализированной организации.
Объектами технического обследования в соответствии с настоящими Требованиями являются все объекты централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, соответствующие требованиям статьи 2 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» (пункт 9 Требований).
Показатели технико-экономического состояния объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения являются основой для определения организацией, осуществляющей водоснабжение и (или) водоотведение, фактических значений показателей надежности, качества и энергетической эффективности и подготовки проекта плановых значений показателей надежности, качества и энергетической эффективности (пункт 8 Требований).
Порядок технического обследования систем и сооружений централизованного водоснабжения и водоотведения также регламентируется «СП 517.1325800.2022. Свод правил. Эксплуатация централизованных систем, сооружений водоснабжения и водоотведения», утвержденным и введенным в действие Приказом Минстроя России от 06.06.2022 N 453/пр.
Исходя из приведенных нормативных положений законодателем техническое обследование объектов централизованных систем водоснабжения и водоотведения проводится не реже одного раза в пять лет и эта обязанность возложена на организацию, осуществляющую водоснабжение и (или) водоотведение.
Судом установлено, что прокуратурой Томского района Томской области по поручению Томской областной прокуратуры проведена проверка в МУП «Рыбаловское» исполнения законодательства в сфере водоснабжения и водоотведения. Срок проведения такой проверки установлен с 23.01.2022 по 16.02.202, что следует из решения прокурора Томского района Томской области от 22.01.2023 №1/21.
В рамках данной проверки прокуратурой Томского района Томской области 22.01.2023 главе Рыбаловского сельского поселения, директору МУП «Рыбалово» направлены требования в порядке ст. ст. 6, 22 Федерального закона «О прокуратуре РФ» о представлении информации с подтверждающими документами таковой о проведении технического обследования объектов централизованных систем холодного водоснабжения и водоотведения.
Администрацией Рыбаловского сельского поселения в ответе на запрос прокуратуры направлена схема водоснабжения и водоотведения.
Сведений о проведении обследования сетей водоотведения МУП «Рыбаловское» не представлено.
Администрация Рыбаловского сельского поседения является учредителем МУП «Рыбалово», что следует из выписки из ЕГРЮЛ от ДД.ММ.ГГГГ.
Как следует из искового заявления, органом местного самоуправления закреплено за предприятием на праве хозяйственного ведения имущество муниципального образования «Рыбаловское сельское поселение», в т.ч. объекта системы водоотведения в с.Рыбалово Томского района Томской области.
26.01.2023 по результатам проведенной проверки прокурором в адрес МУП «Рыбалово» направлено представление № 03110-2023, в котором указано, что не проведение технического обследования централизованных систем водоотведения не позволяет определить техническое состояние объектов централизованных систем холодного водоснабжения и водоотведения, произвести их оценку, установить условия (режимы) и сроки дальнейшей эксплуатации данных объектов.
Ответчиком в ходе рассмотрения дела не оспаривались указанные в представлении обстоятельства.
Обстоятельств, которые могут являться основанием освобождения ответчика от исполнения обязанностей, возложенных на него в силу требований закона, не приведено. Не проведение технического обследования централизованных систем холодного водоснабжения и водоотведения может привести к нарушениям подачи коммунальных ресурсов по водоснабжению, что является нарушением прав неопределенного круга лиц на благоприятную среду жизнедеятельности, создающим возникновение угрозы жизни и здоровью граждан, а также может привести к срыву работы социально значимых объектов, авариям на сетях водоснабжения.
Кроме того исходя из буквального толкования приведенных нормативных положений обязательное проведение технического обследования объектов системы водоснабжения и водоотведения в установленный срок не обусловлено поименованными в них обстоятельствами, а является самостоятельной обязанностью, возлагаемой на соответствующую организацию. Указание на обязанность проведения технического обслуживания при разработке такой организацией плана снижения сбросов, программы повышения экологической эффективности, плана мероприятий по охране окружающей среды, плана мероприятий по приведению качества питьевой воды, горячей воды в соответствие с установленными требованиями, а также при принятии в эксплуатацию бесхозяйных объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения в соответствии с положениями настоящего Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» предполагает проведение технического обследования в таких случаях вне зависимости от срока предыдущего проведения такого технического обследования.
Помимо этого ни представителем ответчика, ни представителем третьего лица вопреки приведенным доводам не предоставлены доказательства предшествующих проверке сроков проведения технического обследования централизованных систем водоотведения на указанной территории, материалы не содержат такой информации.
В силу вышеприведенных положений закона суд находит заявленные исковые требования прокурора законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Согласно ст. 206 ГПК РФ суд может принять решение, обязывающее ответчика совершить определенные действия. При принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов. В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Принимая во внимание установленные обстоятельства по делу, суд полагает, что указанный в иске срок для устранения выявленных нарушений действующего законодательства и исполнения судебного решения, с учетом характера выявленных нарушений, объема требуемых к проведению работ, - 9 месяцев после вступления в законную силу решения суда является разумным и достаточным, оснований для его увеличения не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Томского района Томской области в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному унитарному предприятию «Рыбалово» удовлетворить.
Обязать муниципальное унитарное предприятие «Рыбалово» в течение 9 месяцев после вступления решения суда в законную силу провести техническое обследование объектов водоотведения на территории Рыбаловского сельского поселения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Томский областной суд через Томский районный суд Томской области в течение 1 месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий /подпись/ Шмаленюк Я.С.
Решение суда в окончательной форме принято 14.11.2023.
Копия верна
Подлинник подшит в деле № 2-2327/2023
Судья Шмаленюк Я.С.
Секретарь Никодимова Н.Ю.