Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1180/2024 от 09.04.2024

УИД: 77RS0002-02-2024-000290-89

Дело № 2-1180/2024

Мотивированное решение составлено 13.06.2024

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

06.06.2024                                    г. Нижний Тагил

Тагилстроевский районный суд г. Нижнего Тагила Свердловской области в составе: председательствующего судьи Станевич А.В.,

при секретаре Шумихиной Н.К.,

с участием представителя истца Недопекиной А.М.,

представителя ответчика Рябова Ю.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску нижнетагильского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к открытому акционерному обществу «РЖД» о признании бездействия незаконным, о возложении обязанности,

установил:

Нижнетагильский транспортный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился к ОАО «РЖД» о признании бездействия незаконным, возложении обязанности совершить действия по устранению нарушений законодательства в сфере обеспечения доступности объекта социальной инфраструктуры для маломобильных групп населения.

В обоснование иска указывает, что Нижнетагильской транспортной прокуратурой проведена проверка на железнодорожной станции Качканар, в ходе которой осмотром установлено, что техническое состояние ступеней, ведущих от пассажирской платформы к зданию станции Качканар, неудовлетворительное (лестничные марши смещены, на ступенях трещины, требуется их ремонт), пандусы к зданию станции и пассажирской платформе отсутствуют, имеющийся пандус не отвечает предъявляемым требованиям. В целях устранения выявленных нарушений Нижнетагильским транспортным прокурором 18.11.2022 в адрес начальника Свердловской дирекции пассажирских обустройств – филиала ОАО «РЖД» внесено представление об устранении нарушений закона, по результатам рассмотрения которого представление удовлетворено, но нарушения до сих пор не устранены.

Определением от 06.06.2024 прекращено производство по делу в связи с отказом истца от иска в части требований о возложении обязанности о приведении ступеней лестничного марша, ведущего от пассажирской платформы к зданию станции Качканар, в соответствии с требованиями пунктов 5.1.11 - 5.1.16 «СП 59.13330.2020. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001», утвержденного приказом Минстроя России от 30.12.2020 №904/пр.

Представитель истца Недопекина А.М. в судебном заседании на удовлетворении исковых требований настаивала по основаниям, изложенным в иске.

Представитель ответчика Рябов Ю.С. в судебном заседании возражал против удовлетворения требований, ссылаясь на то, что услуги по перевозке пассажиров осуществляются в соответствии с законодательством. В установке пандусов нет необходимости. Рядом имеется покатый спуск, по которому инвалид может самостоятельно спуститься. Также он может позвонить, оставить заявку для его сопровождения. Изменение в законодательстве в части обеспечения доступности для инвалидов действует с 01.07.2016 в отношении новых зданий. К станции Качканар данное нормативное обоснование не применяется.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Право прокурора на обращение в суд с заявлением в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства, закреплено и в п. 3 ст. 35 Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации».

Согласно статье 7 Конституции Российской Федерации, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (часть 1).

Согласно Федеральному закону от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее – Закон № 181-ФЗ) целью государственной политики в области социальной защиты инвалидов в РФ является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией РФ, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

В статье 2 Закона № 181-ФЗ установлено, что социальная защита инвалидов есть система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей для участия в жизни общества.

В силу ст. 9 Федерального закона № 181-ФЗ реализация основных направлений реабилитации, абилитации инвалидов предусматривает использование инвалидами технических средств реабилитации, создание необходимых условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной, транспортной инфраструктур и пользования средствами транспорта, связи и информации, а также обеспечение инвалидов и членов их семей информацией по вопросам реабилитации, абилитации инвалидов.

Согласно ст. 15 Закона № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).

Как следует из п. 4.1 СП 59.13330.2020 требования свода правил подлежат выполнению при проектировании новых, реконструкции существующих, подлежащих капитальному ремонту и приспособлению зданий и сооружений, а также территорий общего пользования. Они распространяются на функционально-планировочные элементы территорий общего пользования, зданий и сооружений, отведенные для них земельные участки, включая подходы к зданиям и сооружениям, входные узлы, внутренние коммуникации, пути эвакуации, помещения проживания и для предоставления услуг (обслуживания) и места приложения труда. Требования распространяются также на информационное и инженерное обустройство территорий общего пользования, зданий, сооружений и земельных участков.

Как следует из п. 4.4 СП 59.13330.2020 в зданиях и сооружениях должны быть обеспечены для маломобильных групп населения условия использования в полном объеме помещений для безопасного осуществления необходимой деятельности самостоятельно либо с помощью сопровождающего, а также для эвакуации в случае чрезвычайной ситуации.

Требования к пандусам и к границам опасных зон у края платформ перечислены в СП 59.13330.2020 (п. 3.3, 5.1.13, 5.1.16, 6.2.9, 6.2.10, 6.2.11, 8.4.12), а также в ГОСТ Р 52875.

В судебном заседании установлено, что Нижнетагильской транспортной прокуратурой на железнодорожной станции Качканар проведена проверка, в ходе которой установлено, что пандусы к зданию станции и пассажирской платформе отсутствуют, имеющийся пандус не отвечает предъявляемым требованиям ГОСТ.

18.11.2022 в адрес начальника Свердловской дирекции пассажирских обустройств – филиала ОАО «РЖД» внесено представление об устранении нарушений закона, по результатам рассмотрения которого представление удовлетворено.

На момент рассмотрения гражданского дела, то есть на июнь 2024 года, нарушения ответчиком не устранены.

В соответствии с указанными истцом нормами подлежат устранению выявленные нарушения требований законодательства в сфере обеспечения доступности объекта социальной инфраструктуры для маломобильных групп населения.

Ответчиком не представлено доказательств выполнения требований истца в части заявленных и поддержанных в судебном заседании требований, в связи с чем исковые требования о возложении обязанности устранить нарушения суд полагает законными и обоснованными, а срок для устранения нарушений – в течение 1 года с момента вступления решения в законную силу, разумным и обоснованным.

Длительное неисполнение ОАО «РЖД» обязанности создавать условия инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам транспортной инфраструктуры свидетельствует о нарушении ответчиком положений законов и нормативных правовых актов, регулирующих данную отрасль, однако оснований для указания в резолютивной части решения на признание бездействия ответчика незаконным суд не усматривает, так как ответчик не является органом, организацией либо лицом, наделенным государственными или иными публичными полномочиями, чье бездействие возможно оспорить в судебном порядке.

Доводы возражений ответчика относительно неприменения требований закона и СП суд отклоняет по следующим основаниям.

Поскольку обязанность обеспечить пассажирские платформы пандусами кроме положений ч. 1 ст. 15 Федерального закона № 181-ФЗ в новой редакции, а также ч. 3 ст. 26 Федерального закона № 419-ФЗ установлена нормативными правовыми актами в их совокупности, доводы ответчика о том, что обеспечение доступа для инвалидов объектов транспортной инфраструктуры распространяется лишь на вновь вводимые, реконструированные и модернизированные объекты, являются несостоятельными.

С самой первой редакции Федерального Закона № 181-ФЗ статья 15 содержала обязанность организации создавать условия инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам транспортной инфраструктуры, внесенные Законом № 419-ФЗ изменения в статью 15 направлены на конкретизацию мер, которые позволяют обеспечить беспрепятственный доступ к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и пользование ими.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

иск удовлетворить частично.

Возложить на ОАО «РЖД» обязанность в течение 1 года с момента вступления решения в законную силу устранить нарушения доступности для маломобильных групп населения на станции Качканар, расположенной по адресу: Свердловская область, г. ст. Качканар-пассажирский, путем принятия следующих мер:

- выполнить пандусы к зданию станции и пассажирской платформе в соответствии с требованиями пунктов 5.1.13, 5.1.14, 5.1.16, 6.2.9, 6.2.10, 6.2.11 «СП 59.13330.2020. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001», утвержденного приказом Минстроя России от 30.12.2020 № 904/пр.

В удовлетворении остальной части иска отказать.

Решение может быть обжаловано сторонами в течение месяца со дня составления мотивированного решения в Свердловский областной суд с подачей апелляционной жалобы через Тагилстроевский районный суд г. Нижнего Тагила Свердловской области.

Судья                                                                  А.В. Станевич

2-1180/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Нижнетагильский транспортный прокурор
Ответчики
ОАО "РЖД"
Суд
Тагилстроевский районный суд г. Нижний Тагил Свердловской области
Судья
Станевич Анна Витаутасовна
Дело на странице суда
tagilstroevsky--svd.sudrf.ru
09.04.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
09.04.2024Передача материалов судье
16.04.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.04.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
20.05.2024Судебное заседание
06.06.2024Судебное заседание
13.06.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
Судебный акт #1 (Решение)
Судебный акт #2 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее