Дело №12-21/2023
УИД 66MS0136-01-2023-006689-72
РЕШЕНИЕ
6 декабря 2023 года г.Карпинск
Судья Карпинского городского суда Свердловской области Габбасова С.В.,
при секретаре Чешуиной Н.А.,
с участием лица, в отношении которого рассматривается дело об административном правонарушении Суркова С.Б.,
заместителя прокурора г. Карпинска Матвеева С.О., помощника прокурора г. Карпинска Носовой С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела об административном правонарушении в отношении Суркова Сергея Борисовича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, проживающего по адресу: <адрес>, по протесту заместителя прокурора г. Карпинска Матвеева С.О. на постановление мирового судьи судебного участка № 1 Карпинского судебного района Свердловской области от 03.10.2023г.,
установил:
Постановлением мирового судьи судебного участка №1 Карпинского судебного района Свердловской области от 03.10.2023 года прекращено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица-директора государственного казенного учреждения Свердловской области «Карпинское лесничество» Суркова Сергея Борисовича в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.
Не согласившись с постановлением мирового судьи, заместитель прокурора г. Карпинска Матвеев С.О. обратился в Карпинский городской суд с протестом, в котором просит отменить указанное постановление и вернуть дело на новое рассмотрение, поскольку, в соответствии c Приказом Министерства природных ресурсов и экологии oт 07.04.2020 №151-лс исполнение обязанностей директора ГКУ СО «Карпинское лесничество» возложено на Суркова Сергея Борисовича. Согласно должностной инструкции директора ГКУ СО «Карпинское лесничество», c которой Сурков C.Б. ознакомлен 11.04.2020, o чем имеется его подпись, директор обязан обеспечивать своевременное предоставление статистической и иной информации; имеет право обеспечивать получение от физических и юридических лиц отчетов об использовании, охране, защите и воспроизводству лесов и необходимую их проверку; несет ответственность за искажение и несвоевременное представление установленной отчетности. На кого- либо из должностных лиц ГКУ СО «Карпинское лесничество» указанная ответственность не возложена. Руководитель - это физлицо, работник организации, чья трудовая функция заключается в руководстве этой организацией, в осуществлении функций ее единоличного исполнительного органа. B таком случае, выполняя организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в организации, руководитель несет ответственность как должностное лицо. Таким образом, руководитель несет административную ответственность за любое административное правонарушение, которое было допущено в деятельности организации под его руководством, если за это правонарушение предусмотрена ответственность должностного лица. По некоторым таким правонарушениям к ответственности привлекают в первую очередь иных должностных лиц организации, однако и в этих случаях ответственность руководителя не исключена. Более того, в ходе судебного заседания установлено, что контроль за деятельностью сотрудника, ответственного за внесения сведений в ЛесЕГАИС осуществляется только в устной форме. На основании вышеизложенного, полагает, что вина должностного лица -директора ГКУ СО «Карпинское лесничество» Суркова C.Б. нашла свое подтверждение в полном объеме.
Заместитель прокурора г. Карпинска Матвеев С.О. в судебном заседании доводы протеста поддержал, просил его удовлетворить.
Помощник прокурора г. Карпинска Носова С.А. в судебном заседании доводы протеста поддержала, пояснив, что мировым судьей при рассмотрении дела было установлено, что на момент совершения административного правонарушения Сурков С.Б. являлся должностным лицом. Однако сведений о том, что главный специалист Гордеева Е.П. являлась лицом, выполняющим организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции, не представлено.
Директор ГКУ СО «Карпинское лесничество» Сурков С.Б. в судебном заседании пояснил, что с постановлением мирового судьи согласен. Факт несвоевременного внесения и подписания в Лес ЕГАИС отчета об использовании лесов за декабрь 2022 и о государственном контракте от 11.01.2023, не отрицал.
Суд, заслушав заместителя прокурора г. Карпинска Матвеева С.О., помощника прокурора г. Карпинска Носову С.А., должностное лицо, в отношении которого рассматривается дело об административном правонарушении Суркова С.Б., изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, приходит к следующему выводу.
В соответствии с частью 2 статьи 8.28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, непредставление или несвоевременное представление должностными лицами уполномоченных органов государственной власти, органов местного самоуправления информации в единую государственную автоматизированную информационную систему учета древесины и сделок с ней, а также представление заведомо ложной информации в единую государственную автоматизированную информационную систему учета древесины и сделок с ней влечет наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
В соответствии с частью 12 статьи 50.6 Лесного кодекса Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, уполномоченные в соответствии со статьями 81 - 84 указанного Кодекса на предоставление лесных участков, а также на заключение договоров купли-продажи лесных насаждений, прием лесных деклараций и отчетов об использовании лесов, представляют в единую государственную автоматизированную информационную систему учета древесины и сделок с ней в срок не более чем три рабочих дня со дня подписания договора аренды лесного участка, подписания договора купли-продажи лесных насаждений или принятия решения о предоставлении лесного участка на праве постоянного (бессрочного) пользования - информацию, указанную в пунктах 1 - 4 части 9 данной статьи; приема лесной декларации, отчета об использовании лесов - информацию, указанную в пунктах 5 и 6 части 9 этой статьи.
Согласно п. 5 Правил предоставления информации в единую государственную автоматизированную информационную систему учета древесины и сделок с ней, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 03 декабря 2014 года №1301, информация, представляемая в систему учета древесины, подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью лица, уполномоченного представить указанную информацию.
Как усматривается из постановления о возбуждении дела об административном правонарушении от 20.09.2023, Сурков С.Б. 14.01.2023 в 00:01 часов, исполняющий обязанности директора ГКУ СО «Карпинское лесничество» выполняя свои служебные обязанности по адресу: свердловская область, г. Карпинск, ул. Советская, 98, являясь должностным лицом, имея возможность, не обеспечил выполнение правил и норм, установленных законодательством Российской Федерации, а именно, не принял своевременных мер по внесению и подписанию в ЛесЕГАИС отчета об использовании лесов за декабрь 2022г., представленным: физическим лицом Злоказовым Д.Ю. и принятым 10.01.2023г. в рамках договора купли-продажи лесных насаждений от 22.02.2022г. №5; ФИО7, принятым 10.01.2023 в рамках договора купли-продажи лесных насаждений от 21.04.2022г. №15; ФИО8 принятым 10.01.2023 в рамках договора купли-продажи лесных насаждений от 04.10.2022г. №37. Фактически информация о названном отчете об использовании лесов внесена в ЛесЕГАИС 18.01.2023.
17.01.2023 в 00:01 часов, исполняющий обязанности директора ГКУ СО «Карпинское лесничество» выполняя свои служебные обязанности по адресу: свердловская область, г. Карпинск, ул. Советская, 98, являясь должностным лицом, имея возможность, не обеспечил выполнение правил и норм, установленных законодательством Российской Федерации, а именно, не принял своевременных мер по внесению и подписанию в ЛесЕГАИС информации о государственном контракте (задании) от 11.01.2023г. №23, исполнителем по которому является ГБУ СО «Уральская база авиационной охраны лесов». Фактически информация о названном отчете об использовании лесов внесена в ЛесЕГАИС 07.02.2023, чем соверши административное правонарушение, предусмотренное ч.2 ст. 8.28.1 КоАП РФ.
Как следует из материалов дела и установлено мировым судьей, Сурков С.Б. в судебном заседании вину в совершении правонарушения признаёт, однако поддерживает ходатайство об отмене постановления прокурора, поскольку допущенные нарушения считает малозначительными. Пояснил, что главный специалист ГКУ СО «Карпинское лесничество» Гордеева E.П., на которую приказом от 25.03.2019 № 26-o/д возложены обязанности за передачу сведений в ЛесЕГАИС, в связи c загруженностью, связанной c формированием годового отчёта, несвоевременно внесла в ЛесЕГАИС сведения o трех отчётах об использовании лесов. Государственный контракт c ГБУ СО «Уральская база авиационной охраны лесов» от 11.01.2023 № 23 он не заключал, сведения o контракте внесены Гордеевой E.П. в ЛеСЕГАИС сразу после предоставления в ГКУ СО «Карпинское лесничество».
Заместителем прокурора г. Карпинска Свердловской области установлено нарушение ч.12 и 13 ст. 50.6 Лесного кодекса Российской Федерации, исполняющим обязанности директора ГКУ СО «Карпинское лесничество ФИО1, выразившееся в необеспечении выполнения правил и норм, установленных законодательством Российской Федерации, а именно: непринятии своевременных мер по внесению и подписанию в ЛесЕГАИС информации о государственном контракте (задании) от 11 января 2023г. №23 исполнителем по которому является ГБУ СО «Уральская база авиационной охраны лесов», непринятии своевременных мер по внесению и подписанию в ЛесЕГАИС отчета об использовании лесов за декабрь 2022г., представленным: физическим лицом ФИО9 и принятым 10.01.2023г. в рамках договора купли-продажи лесных насаждений от 22.02.2022г. №5; ФИО7, принятым 10.01.2023 в рамках договора купли-продажи лесных насаждений от 21.04.2022г. №15; ФИО8 принятым 10.01.2023 в рамках договора купли-продажи лесных насаждений от 04.10.2022г. №37., о чем вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 24 октября 2013 года №1696-О, проверка законности и обоснованности постановления по делу об административном правонарушении предполагает, в частности, обязанность суда общей юрисдикции установить, соблюдена ли установленная законом процедура рассмотрения дела. В случае же существенных нарушений процессуальных требований по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение о его отмене и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело (пункт 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Пунктом 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ предусмотрено, что по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных данным Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания.
Из данной нормы следует, что по протесту прокурора Постановление по делу об административном правонарушении может быть отменено в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных указанным Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
В соответствии со ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии со ст. 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Однако эти требования закона при вынесении обжалуемого постановления мировым судьей соблюдены не были.
Посчитав, что в ГКУ СО «Карпинское лесничество» существовала система распределения должностных полномочий между сотрудниками лесничества, несвоевременное внесение сведений об отчетах физических лиц ФИО9, Ковaльчука H.A. и ФИО10B. допущено главным специалистом ГКУ СО «Карпинское лесничество» Гордеевой E.П., мировой судья не усмотрел вины Сypкова C.Б. в указанном правонарушении и прекратил производство по делу ввиду отсутствия в его действиях состава административного правонарушения, не выяснив всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, решение по результатам рассмотрения дела принято без должной правовой оценки существенных для дела обстоятельств, а именно, установив лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), не учел тот факт, что административной ответственности по ч.2 ст. 8.28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подлежит должностное лицо. При этом в судебном заседании обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно, является ли главный специалист ГКУ СО «Карпинское лесничество» Гордеева E.П. должностным лицом, не устанавливалось, решение по результатам рассмотрения дела принято без должной правовой оценки существенных для дела обстоятельств, что является основанием для отмены вынесенного по делу постановления и возвращения дела на новое рассмотрение.
Указанные процессуальные требования Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушения являются существенными, повлиявшими на исход дела, являющимися в силу п.4 ч.1 ст. 30.7 КоАП РФ основанием для отмены постановления с передачей дела на новое рассмотрение мировому судье, в ходе которого следует принять решение в соответствии с требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При таких обстоятельствах доводы протеста на постановление по делу об административном правонарушении заместителя прокурора являются обоснованными и подлежат удовлетворению, a допущенные судом нарушения требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являются существенными и влияют на исход дела, что не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
C учетом изложенного, обжалуемое постановление по делу об административном правонарушении в отношении должностного лица, директора ГКУ СО «Карпинское лесничество» подлежит отмене c передачей материалов дела мировому судье на новое судебное рассмотрение.
При новом рассмотрении у дела необходимо устранить допущенные нарушения закона и c учетом всех значимых обстоятельств, принять законное, обоснованное и справедливое решение.
Руководствуясь ст.ст..30.1-30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
Постановление мирового судьи судебного участка №1 Карпинского судебного района Свердловской области от 03.10..2023 года в отношении Суркова Сергея Борисовича отменить, дело об административном правонарушении вернуть мировому судье судебного участка №1 Карпинского судебного района Свердловской области на новое рассмотрение.
Решение вступает в законную силу с момента провозглашения.
Судья
Копия верна: