Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-44/2024 (2-592/2023;) ~ М-626/2023 от 04.12.2023

УИД: 29RS0004-01-2023-000879-32

Дело № 2-44/2024 (2-592/2023)

17 января 2024 года

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Виноградовский районный суд Архангельской области в составе председательствующего судьи Якивчука С.В.,

при секретаре Мухряковой И.С., с участием прокурора Шенкурского района Архангельской области Курганович О.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Шенкурск гражданское дело по исковому заявлению прокурора Шенкурского района Архангельской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Шенкурского муниципального округа Архангельской области о возложении обязанности по выполнению мероприятий по предупреждению распространения огня при природных и ландшафтных пожарах, обеспечению нормативным запасом воды для целей пожаротушения для объектов защиты,

установил:

прокурор Шенкурского района Архангельской области обратился в интересах неопределенного круга лиц с указанным иском к ответчику о возложении обязанности по выполнению мероприятий, связанных с предупреждением распространения огня при природных и ландшафтных пожарах в населенных пунктах д. Чушевская, д. Артемьевская и д. Керзеньга Шенкурского района Архангельской области, а также по обеспечению нормативным запасом воды в целях пожаротушения для объектов защиты, расположенных в д. Чушевская Шенкурского района.

В обоснование заявленных требований прокурор указал, что по результатам проведенной прокурорской проверки было установлено, что администрацией Шенкурского муниципального округа Архангельской области не принимаются меры по устранению нарушений, выявленных в ходе проведения проверок готовности населенных пунктов к прохождению пожароопасного периода, в том числе, в населенных пунктах д. Чушевская, д. Артемьевская и д. Керзеньга Шенкурского района Архангельской области, внесенных в перечень населенных пунктов Архангельской области, подверженных угрозе лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров.

В частности, в нарушение требований Правил противопожарного режима и закона о пожарной безопасности, в населенных пунктах д. Чушевская, д. Артемьевская и д. Керзеньга Шенкурского района не выполнены мероприятия, предупреждающие распространение огня при природных пожарах – между объектами защиты и лесными массивами ширина противопожарных минерализованных полос составляет менее 10 метров, не созданы противопожарные барьеры. Кроме того, в нарушение положений СП 8.13130 «Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности» объекты защиты в д. Чушевская Шенкурского района не обеспечены нормативным запасом воды для целей пожаротушения – отсутствуют не менее двух пожарных резервуаров или искусственных водоемов в радиусе 200 м, исходя из обслуживаемых зданий.

По фактам выявленных нарушений отделом надзорной деятельности и профилактической работы Виноградовского и Шенкурского районов Главного Управления МЧС России по Архангельской области вносились предписания в адрес администрации Шенкурского муниципального округа (от 28.04.2023 № 5 и от 19.07.2023 № 6), а прокуратурой Шенкурского района 05.05.2023 – представление об устранении требований пожарной безопасности, которые до настоящего времени не исполнены, что создает препятствия при тушении пожаров и проведения аварийно-спасательных работ подразделениями пожарной охраны в условиях предотвращения распространения и развития пожара, а также создает угрозу жизни и здоровья граждан, нарушение их имущественных прав. Прокурор просил возложить на ответчика обязанность по выполнению мероприятий, связанных с предупреждением распространения огня при природных и ландшафтных пожарах путем создания противопожарных минерализованных полос не менее 10 метров или иных противопожарных барьеров между объектами защиты, расположенными в д. Чушевская, д. Артемьевская и д. Керзеньга Шенкурского района Архангельской области и лесными массивами, в соответствии с пунктом 70 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 № 1479; а также обеспечить нормативным запасом воды для целей пожаротушения для объектов защиты, расположенных в д. Чушевская Шенкурского района Архангельской области в соответствии с пунктами 4.1, 10.3, 10.4 СП 8.13130 «Системы противопожарной защиты. Наружное противопожарное водоснабжение. Требования пожарной безопасности», утвержденных Приказом МЧС России от 30.03.2020 № 225, в срок до 01.07.2024.

Прокурор Шенкурского района Архангельской области Курганович О.Н. в судебном заседании требования поддержала, по изложенным в иске основаниям.

Ответчик администрация Шенкурского муниципального округа Архангельской области и третьи лица Министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области, Отдел надзорной деятельности и профилактической работы Виноградовского и Шенкурского районов ГУ МЧС России по Архангельской области, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте рассмотрения дела извещены, что подтверждается почтовым уведомлением о вручении судебной повестки министерству (л.д. 56), а также списком курьерской доставки судебной корреспонденции ответчику и Отделу надзорной деятельности и профилактической работы Виноградовского и Шенкурского районов ГУ МЧС России по Архангельской области (л.д. 55).

Глава Шенкурского муниципального округа Архангельской области Красникова О.И. в письменном отзыве против удовлетворения исковых требований прокурора в части обеспечения нормативным запасом воды для целей пожаротушения возражала, сославшись на то, что в соответствии положениями Технического регламента о требованиях пожарной безопасности допускается не предусматривать противопожарное водоснабжение для населенных пунктов с числом жителей до 50 человек. Обратила внимание на данные паспорта социально-экономического и пространственного положения сельской агломерации Всероссийской переписи населения на 2020 год согласно которым в д. Чушевская проживает 45 человек, в д. Керзеньга – 10 человек. В реестре муниципального имущества Шенкурского муниципального округа Архангельской области числится три источника противопожарного водоснабжения – один пожарный водоем и две скважины №№ 1-0378, 1-0377. Кроме того, указала, что со стороны администрации в весенне-летний период на границах населенных пунктов подверженных лесным пожарам (д. Артемьевская, п. Керзеньга, д. Чушевская) созданы минерализованные полосы шириной не менее 1,4 метра. Создание противопожарной минерализованной полосы шириной 10 метров не представляется возможным в связи с тем, что жилые застройки населенных пунктов и примыкающие к ним участки расположены вплотную к лесному массиву, что не позволяет создать минерализованную полосу шириной 10 метров без повреждения лесных насаждений. Также отметила, что в указанных населенных пунктах в рамках месячника в весенний период производится своевременная очистка территории, а также обновление минерализованных полос, от сухой травянистой растительности, горючих отходов и мусора (л.д. 57-59).

От третьего лица Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области поступил письменный отзыв на иск, из содержания которого следует, что министерство заявленные прокурором требования поддержало. Дополнительно представлены пояснения, согласно которым территориальным органом министерства – Шенкурским обособленным подразделением 10.08.2023 в отношении администрации Шенкурского муниципального округа Архангельской области вынесено предостережение о недопустимости нарушений требований пожарной безопасности. В отношении возможности обеспечения соблюдения противопожарного режима в части создания противопожарных минерализованных полос ввиду близости населенных пунктов к землям лесного фонда, министерство, ссылаясь на свод правил СП 4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям», указало на необходимость изменения границ населенных пунктов таким образом, чтобы участки установленной ширины от линии застройки входили в границы населенных пунктов. Уполномоченный представитель третьего лица Титов Ф.В. просил рассмотреть дело в отсутствие представителя министерства (л.д. 60-62).

В соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) суд счел возможным рассмотреть дело при данной явке.

Заслушав прокурора Курганович О.Н., изучив письменные материалы дела, суд пришел к следующему.

Согласно пункту 10 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального округа относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах муниципального округа.

Статьей 19 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее – Закон о пожарной безопасности) установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления поселений, муниципальных, городских округов, внутригородских районов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся: создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений, муниципальных и городских округов; установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.

Финансовое обеспечение мер первичной пожарной безопасности в границах муниципального образования в соответствии с настоящим Федеральным законом является расходным обязательством муниципального образования (статья 10 Закона о пожарной безопасности).

В целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров, определения основных положений технического регулирования в области пожарной безопасности и установления минимально необходимых требований пожарной безопасности к объектам защиты принят Федеральный закон от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее – Технический регламент о требованиях пожарной безопасности № 123-ФЗ).

Объектами защиты являются: продукция, в том числе имущество граждан или юридических лиц, государственное или муниципальное имущество (включая объекты, расположенные на территориях населенных пунктов, а также здания, сооружения, транспортные средства, технологические установки, оборудование, агрегаты, изделия и иное имущество), к которой установлены или должны быть установлены требования пожарной безопасности для предотвращения пожара и защиты людей при пожаре (пункт 15 статьи 2 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности № 123-ФЗ).

В соответствии с положениями частей 1, 4 статьи 5 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности № 123-ФЗ каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности. Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в обязательном порядке должна содержать комплекс мероприятий, исключающих возможность превышения значений допустимого пожарного риска, установленного настоящим Федеральным законом, и направленных на предотвращение опасности причинения вреда третьим лицам в результате пожара.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 № 1479 утверждены Правила противопожарного режима в Российской Федерации, согласно абзацу 2 пункта 70 которых в целях исключения возможного перехода природных пожаров на территории населенных пунктов, подверженных угрозе лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров, до начала пожароопасного периода, а также при установлении на соответствующей территории особого противопожарного режима вокруг территории населенных пунктов создаются (обновляются) противопожарные минерализованные полосы шириной не менее 10 метров или иные противопожарные барьеры.

В силу части 1 статьи 68 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности № 123-ФЗ территории населенных пунктов, а также находящиеся на них здания и сооружения должны быть обеспечены источниками наружного противопожарного водоснабжения.

К наружному противопожарному водоснабжению относятся: централизованные и (или) нецентрализованные системы водоснабжения с пожарными гидрантами, установленными на водопроводной сети (наружный противопожарный водопровод); водные объекты, используемые в целях пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации; пожарные резервуары (часть 2 статьи 68 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности № 123-ФЗ).

Во исполнение Технического регламента о требованиях пожарной безопасности № 123-ФЗ Приказом МЧС России от 30.03.2020 № 225 утвержден свод правил СП 8.13130 «Системы противопожарной защиты. Наружное противопожарное водоснабжение. Требования пожарной безопасности» (далее – СП 8.13130).

В соответствии с пунктами 10.3, 10.4 СП 8.13130 количество пожарных резервуаров или искусственных водоемов должно быть не менее двух, при этом в каждом из них должно храниться 50% объема воды на пожаротушение. Пожарные резервуары или искусственные водоемы надлежит размещать из условия обслуживания ими зданий, находящихся в радиусе: при заборе воды насосами пожарных автомобилей - 200 м; при заборе воды мотопомпами - 100 - 150 м (в зависимости от типа мотопомп).

В населенных пунктах и на производственных объектах в соответствии с Техническим регламентом должны предусматриваться источники наружного противопожарного водоснабжения (пункт 4.1 СП 8.13130).

С учетом вышеуказанных норм права в целях предотвращения пожаров в населенных пунктах, подверженных угрозе лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров, должны быть созданы противопожарные минерализованные полосы шириной не менее 10 метров или иные противопожарные барьеры, а также населенные пункты должны быть обеспечены источниками наружного противопожарного водоснабжения, количество и месторасположение которых регламентировано.

Судом установлено и из материалов дела следует, что прокуратурой Шенкурского района проведена проверка соблюдения администрацией Шенкурского муниципального округа Архангельской области требований законодательства о пожарной безопасности в населенных пунктах, подверженных угрозе лесных и ландшафтных пожаров.

Постановлением Правительства Архангельской области от 24.01.2023 № 56-пп утвержден перечень населенных пунктов Архангельской области, подверженных угрозе лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров в 2023 году, в который на территории Шенкурского муниципального округа Архангельской области включены, в том числе, поселок Керзеньга, деревня Артемьевская и деревня Чушевская.

В ходе прокурорской проверки выявлено, что в нарушение Правил противопожарного режима в Российской Федерации в п. Керзеньга, д. Артемьевская и д. Чушевская Шенкурского района не выполнены мероприятия по предупреждению распространения огня при природных пожарах – между объектами защиты и лесными массивами не создана противопожарная минерализованная полоса шириной не менее 10 метров, не созданы противопожарные барьеры.

Кроме того, в нарушение СП 8.13130 объекты защиты, расположенные в д. Чушевская Шенкурского района не обеспечены нормативным запасом воды для целей пожаротушения – отсутствует не менее двух пожарных резервуаров или искусственных водоемов в радиусе 200 метров.

По указанным фактам выявленных нарушений ОНД и ПР Виноградовского и Шенкурского районов ГУ МЧС России по Архангельской области администрации Шенкурского муниципального округа Архангельской области вынесено предписание № 5 от 28.04.2023 об устранении нарушений требований пожарной безопасности.

05.05.2023 прокуратурой Шенкурского района Архангельской области главе Шенкурского муниципального округа Красниковой О.И. внесено представление об устранении нарушений требований законодательства о пожарной безопасности.

Из материалов дела следует, что к настоящему времени меры к устранению вышеуказанных нарушений требований пожарной безопасности администрацией не приняты.

Вступившим в законную силу постановлением мирового судьи судебного участка № 2 Виноградовского судебного района Архангельской области от 24.08.2023 № 5-265/2023 администрация Шенкурского муниципального округа Архангельской области привлечена к административной ответственности по части 12 статьи 19.5 КоАП РФ за невыполнение в установленный срок предписания № 5.

Из буквального толкования положений пункта 70 Правил противопожарного режима в Российской Федерации следует, что в целях предотвращения перехода природных пожаров на территории населенных пунктов, подверженных угрозе лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров, обязанность по созданию противопожарной минерализованной полосы шириной не менее 10 метров носит альтернативный характер, так как для достижения указанных целей уполномоченное лицо вправе установить иной противопожарный барьер.

Согласно ответу министерства природных ресурсов и ЛПК Архангельской области от 10.01.2024 в целях проведения работ по созданию противопожарного разрыва необходимо установить или изменить границы населенных пунктов таким образом, чтобы участки установленной ширины от линии застройки входили в границы населенных пунктов.

Таким образом, создание противопожарной минерализованной полосы шириной не менее 10 метров, либо установление иного противопожарного барьера в населенных пунктах, подверженных угрозе лесных пожаров, носит императивный характер. Возможность установления таких видов противопожарных барьеров в отношении населенных пунктах п. Керзеньга, д. Артемьевская и д. Чушевская не утрачена, в связи с чем исковые требования в данной части подлежат удовлетворению.

В отношении требования об обеспечении нормативным запасом воды в целях пожаротушения для объектов защиты, расположенных в д. Чушевская Шенкурского района, суд также приходит к выводу о наличии правовых оснований к удовлетворению указанного требования.

Согласно пункту 75 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 № 1479, органами местного самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации, для целей пожаротушения создаются источники наружного противопожарного водоснабжения, а также условия для забора в любое время года воды из источников и систем наружного противопожарного водоснабжения, расположенных в населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях.

По результатам проверки, проведенной 28.04.2023 ОНД и ПР Виноградовского и Шенкурского районов Главного Управления МЧС России по Архангельской области, выявлено, что территория населенного пункта д. Чушевская, а также находящиеся на ней здания и сооружения не в полной мере обеспечены источниками наружного противопожарного водоснабжения.

Доводы главы Шенкурского муниципального округа Архангельской области Красниковой О.И., изложенные в письменном отзыве на иск, о возможности не предусматривать в соответствии с Техническим регламентом о требованиях пожарной безопасности противопожарное водоснабжение для населенных пунктов с числом жителей до 50 человек, в число которых согласно данным паспорта социально-экономического и пространственного положения сельской агломерации Всероссийской переписи населения на 2020 год, относится д. Чушевская, где проживает 45 человек, не свидетельствуют о неправомерности заявленных прокурором требований в данной части.

Согласно части 5 статьи 68 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности № 123-ФЗ допускается не предусматривать противопожарное водоснабжение для населенных пунктов с числом жителей до 50 человек, а также расположенных вне населенных пунктов отдельно стоящих зданий и сооружений классов функциональной пожарной опасности Ф1.2, Ф1.3, Ф1.4, Ф2.3, Ф2.4, Ф3 (кроме Ф3.4), в которых одновременно могут находиться до 50 человек и объем которых не более 1000 кубических метров.

Указанная ответчиком численность населения в д. Чушевская (45 человек) получена в результате проведения переписи населения в 2020 году, на что глава администрации указала в отзыве на иск.

К настоящему времени сведения о численности населения в данном населенном пункте являются неактуальными и не могут с достаточной степенью достоверности подтверждать данный юридически значимый факт. Сведения о численности населения по состояния на 2023 год ответчиком не представлены.

Кроме того, часть 5 статьи 68 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности № 123-ФЗ необходимо применять в совокупности с другими нормами, регламентирующими данные правоотношения, обязывающими органы местного самоуправления муниципального округа обеспечить первичные меры пожарной безопасности в границах соответствующего муниципального округа.

Так, согласно статье 62 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности № 123-ФЗ, здания и сооружения, а также территории организаций и населенных пунктов должны иметь источники противопожарного водоснабжения для тушения пожаров. В качестве источников противопожарного водоснабжения могут использоваться централизованные и (или) нецентрализованные системы водоснабжения, водные объекты, а также пожарные резервуары.

Кроме того, согласно утвержденному Постановлением Правительства Архангельской области от 24.01.2023 № 56-пп перечню населенных пунктов Архангельской области, подверженных угрозе лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров в 2023 году, в отношении деревни Чушевская Шенкурского района Архангельской области приведены данные, свидетельствующие о том, что в летний период времени в данном населенном пункте проживает 67 человек, из которых 33 ребенка.

С учетом изложенного, суд считает заявленные прокурором исковые требования подлежащими удовлетворению в полном объеме.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Прокурор просил суд определить срок исполнения заявленных по иску требований до 01.07.2024.

Указанный срок исполнения администрацией обязательств суд признает отвечающим требованиям разумности и достаточным для совершения необходимых действий.

Установление более длительного срока является неразумным, так как иное означало бы создание угрозы нарушения прав неограниченного круга лиц на обеспечение пожарной безопасности, в том числе в пожароопасный период.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд,

решил:

исковое заявление прокурора Шенкурского района Архангельской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Шенкурского муниципального округа Архангельской области о возложении обязанности по выполнению мероприятий по предупреждению распространения огня при природных и ландшафтных пожарах, обеспечению нормативным запасом воды для целей пожаротушения для объектов защиты – удовлетворить.

Обязать администрацию Шенкурского муниципального округа Архангельской области в срок до 01.07.2024:

1) выполнить мероприятия по предупреждению распространения огня при природных и ландшафтных пожарах путем создания противопожарных минерализованных полос шириной не менее 10 метров или иных противопожарных барьеров между объектами защиты, расположенными в д. Чушевская, д. Артемьевская и п. Керзеньга Шенкурского муниципального округа Архангельской области и лесными массивами, в соответствии с пунктом 70 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 № 1479 «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации»;

2) обеспечить нормативным запасом воды для целей пожаротушения для объектов защиты, расположенных в д. Чушевская Шенкурского муниципального округа Архангельской области в соответствии с пунктами 4.1, 10.3, 10.4 СП 8.13130 «Системы противопожарной защиты. Наружное противопожарное водоснабжение. Требования пожарной безопасности», утвержденных Приказом МЧС России от 30.03.2020 № 225.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Архангельского областного суда в течение месяца с момента изготовления судом решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Виноградовский районный суд Архангельской области.

Судья С.В. Якивчук

Мотивированное решение суда изготовлено 19 января 2024 года.

2-44/2024 (2-592/2023;) ~ М-626/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Шенкурского района
Ответчики
Администрация Шенкурского муниципального округа Архангельской области
Другие
Министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области
ОНД и ПР Виноградовского и Шенкурского районам
Суд
Виноградовский районный суд Архангельской области
Судья
Якивчук С.В.
Дело на странице суда
vinogsud--arh.sudrf.ru
04.12.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
05.12.2023Передача материалов судье
08.12.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
08.12.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
08.12.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.01.2024Судебное заседание
19.01.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
24.01.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.02.2024Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее