УИД 03RS0045-01-2022-000635-98
Дело № 2-529/2022
Решение
Именем Российской Федерации
12 июля 2022 года с. Верхнеяркеево
Илишевский районный суд Республики Башкортостан в составе: председательствующего судьи Миннебаевой Л.Я.,
при секретаре судебного заседания Гильмуллине А.Н.,
с участием помощника прокурора <адрес> РБ Вахитовой Г.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> Республики Башкортостан в защиту интересов муниципального образования и неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Форпост», третьему лицу Министерству лесного хозяйства Республики Башкортостан об обязании использовать заготовки древесины для государственных и муниципальных нужд,
установил:
<адрес> РБ в защиту интересов муниципального образования и неопределенного круга лиц обратился в суд к ООО «Форпост», третьему лицу Министерству лесного хозяйства РБ с исковым заявлением об обязании использовать заготовки древесины для государственных и муниципальных нужд.
В обоснование иска указал на то, что прокуратурой района по обращению Шаяхметова Ф.И. проведена проверка исполнения лесного законодательства. Проведенной проверкой установлено, что ДД.ММ.ГГГГ согласно приказу № на электронной площадке Автоматизированной системы торгов «Сбербанк-АСТ» размещено извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме по продаже права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений для обеспечения государственных или муниципальных нужд, расположенных на землях, находящихся в государственной собственности.
По результатам аукциона ГКУ РБ «Управление лесничествами» по Дюртюлинскому лесничеству заключило с ООО «Форпост» договор купли-продажи лесных насаждений № от ДД.ММ.ГГГГ о передаче лесных насаждений, расположенных на землях федеральной собственности, по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, кв. №, выдел №, лесосека №, для заготовки древесины.
Однако в ходе проверки установлено, что у ООО «Форпост» не заключены договора по заготовке древесины для обеспечения государственных или муниципальных нужд.
Аналогичные нарушения при целевом использовании древесины ООО «Форпост» допущены по договорам купли-продажи лесных насаждений от ДД.ММ.ГГГГ:
- №, местоположение лесного насаждения: РБ, <адрес>, <адрес>, кв. №, выдел №, лесосека №;
- №, местоположение лесного насаждения: РБ, <адрес>, <адрес>, кв. №, выдел №, лесосека №;
- № местоположение лесного насаждения: РБ, <адрес>, <адрес>, кв. №, выдел №, лесосека №.
Ссылаясь на изложенное, прокурор <адрес> РБ С.К. просит:
обязать ООО «Форпост» использовать заготовленную древесину, полученную на лесном участке, расположенном по адресу: РБ, <адрес>, <адрес>, кв. №, выдел №, лесосека №, для обеспечения государственных или муниципальных нужд;
обязать ООО «Форпост» использовать заготовленную древесину, полученную на лесном участке, расположенном по адресу: РБ, <адрес>, <адрес>, кв. №, выдел №, лесосека №, для обеспечения государственных или муниципальных нужд;
обязать ООО «Форпост» использовать заготовленную древесину, полученную на лесном участке, расположенном по адресу: РБ, <адрес>, <адрес>, кв. №, выдел №, лесосека №, для обеспечения государственных или муниципальных нужд;
обязать ООО «Форпост» использовать заготовленную древесину, полученную на лесном участке, расположенном по адресу: РБ, <адрес>, <адрес>, кв. №, выдел №, лесосека №, для обеспечения государственных или муниципальных нужд.
В ходе судебного заседания помощник прокурора <адрес> РБ Вахитова Г.Р. исковые требования поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить.
Представитель ответчика ООО «Форпост», надлежащим образом извещенный о месте и времени рассмотрения дела, на судебное заседание не явился, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовал, отзыв на исковое заявление не представил. Судом определено о рассмотрении дела в отсутствие представителя ответчика ООО «Форпост».
Представитель третьего лица Министерства лесного хозяйства РБ на судебное заседание также не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела был извещен надлежащим образом. Судом определено о рассмотрении дела в отсутствии представителя третьего лица.
Выслушав помощника прокурора <адрес> РБ Вахитову Г.Р., изучив материалы дела, суд считает исковое заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно пункту "к" статьи 72 Конституции Российской Федерации лесное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Частями 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. При этом законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, принятые по предмету совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области лесных отношений, осуществляемые данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), установлены подпунктом 60 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", к данным полномочиям относится утверждения порядка и нормативов заготовки гражданами древесины для собственных нужд, нормативно-правового регулирования отдельных вопросов в области лесных отношений, осуществления полномочий собственников лесных участков в пределах, установленных лесным законодательством.
Перечень полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области лесных отношений определяется в соответствии со статьей 82 Лесного кодекса РФ.
В статье 3 Лесного кодекса РФ дано понятие отношений, регулируемых лесным законодательством. Лесное законодательство регулирует лесные отношения. Имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков и лесных насаждений, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом РФ, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Заготовка древесины, как указано в части 1 статьи 29 Лесного кодекса РФ, представляет собой предпринимательскую деятельность, связанную с рубкой лесных насаждений, их трелевкой, частичной переработкой, хранением и вывозом из леса древесины.
По общему правилу, установленному частью 8 названной статьи, граждане, юридические лица осуществляют заготовку древесины на основании договоров аренды лесных участков.
В исключительных случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, допускается осуществление заготовки древесины для обеспечения государственных нужд или муниципальных нужд на основании договоров купли-продажи лесных насаждений, что предусмотрено частью 8.2 статьи 29 Лесного кодекса РФ.
В статье 75 Лесного кодекса РФ указано, что по договору купли-продажи лесных насаждений осуществляется продажа лесных насаждений, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности (часть 1).
К договору купли-продажи лесных насаждений применяются положения о договорах купли-продажи, предусмотренные Гражданским кодексом РФ, если иное не установлено настоящим Кодексом (часть 3 статьи 75 ЛК РФ).
Согласно части 4 статьи 75 Лесного кодекса РФ в договоре купли-продажи лесных насаждений указываются местоположение лесных насаждений (лесной квартал и (или) лесотаксационный выдел) и объем подлежащей заготовке древесины, то есть законодательно закреплены существенные, обязательные условия договоров данного вида.
Согласно ст. 77 Лесного кодекса РФ при осуществлении мероприятий, предусмотренных статьей 19 настоящего Кодекса, заготовка соответствующей древесины осуществляется на основании договора купли-продажи лесных насаждений и указанного в части 5 статьи 19 настоящего Кодекса контракта.
В соответствии со ст. 19 Лесного кодекса РФ в случаях, если осуществление мероприятий по сохранению лесов, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, мероприятий по лесоустройству таких лесов не возложено в установленном порядке на государственные (муниципальные) учреждения, указанные в частях 2 и 9 настоящей статьи, или на лиц, которые используют леса и (или) на которых настоящим Кодексом возложена обязанность по выполнению таких работ, органы государственной власти, органы местного самоуправления осуществляют закупки работ по сохранению лесов, мероприятий по лесоустройству в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и настоящим Кодексом.
Из анализа приведенных правовых норм в их взаимосвязи следует, что регулирование лесных отношений применительно к заготовке древесины включает в себя контроль за деятельностью, связанной с рубкой лесных насаждений, их трелевкой, частичной переработкой, хранением и вывозом из леса древесины.
Эти вопросы на федеральном уровне урегулированы, частью 9 статьи 29 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что уполномоченный федеральный орган исполнительной власти устанавливает Правила заготовки древесины.
Субъект Российской Федерации, как это следует из подпункта 60 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", статьи 82 Лесного кодекса Российской Федерации, не наделен полномочиями по регулированию контроля за целевым использованием древесины, заготовленной на основании договоров купли-продажи лесных насаждений.
Применительно к лесным отношениям пределы полномочий собственников лесных участков - субъектов Российской Федерации ограничены лесным законодательством.
Оборот уже заготовленной древесины регулируется гражданским законодательством, обязательства перед собственниками лесных участков (не исключая публично-правовые образования), как указано в пункте 2 статьи 307 Гражданского кодекса Российской Федерации, могут возникать из договора, вследствие причинения вреда и из иных оснований, указанных в настоящем Кодексе.
В числе обязательств, возникающих из договора купли-продажи (глава 30 части второй Гражданского кодекса Российской Федерации), не указана обязанность покупателя представлять продавцу отчеты о целевом использовании приобретенной вещи (товара).
Представляется, что вопросы целевого использования заготовленной древесины должны разрешаться законами субъектов Российской Федерации при определении ограниченных случаев, признаваемых исключительными, в которых допускается осуществление заготовки древесины для обеспечения государственных нужд или муниципальных нужд на основании договоров купли-продажи лесных насаждений (часть 8.2 статьи 29 Лесного кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 11 Закона Республики Башкортостан от 20 ноября 2007 года № 486-з «О регулировании лесных отношений в <адрес>» к исключительным случаям заготовки древесины для обеспечения государственных или муниципальных нужд на основании договора купли-продажи лесных насаждений относятся:
- заготовка древесины в целях строительства, ремонта, реконструкции, отопления зданий и сооружений, находящихся в государственной или муниципальной собственности;
- заготовка древесины для реализации направлений и осуществления мероприятий, включенных в федеральные, республиканские программы поддержки сельскохозяйственного производства и сельскохозяйственных товаропроизводителей и связанных со строительством, ремонтом зданий, строений, сооружений сельскохозяйственного назначения и их отоплением.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, прокуратурой <адрес> РБ проведена проверка исполнения лесного законодательства.
Проведенной проверкой установлено, что на основании приказа министра лесного хозяйства Республики Башкортостан № от ДД.ММ.ГГГГ, на электронной площадке Автоматизированной системы торгов «Сбербанк-АСТ» размещено извещение о проведении открытого аукционов в электронной форме по продаже права на заключение договоров купли-продажи лесных насаждений для обеспечения государственных или муниципальных нужд, расположенных на землях, находящихся в государственной собственности.
По результатам аукциона между Министерством лесного хозяйства РБ в лице начальника отдела ГКУ РБ «Управление лесничествами» по <адрес> лесничеству и ООО «Форпост» заключен договор купли-продажи лесных насаждений № от ДД.ММ.ГГГГ о передаче лесных насаждений, расположенных на землях федеральной собственности по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, кв. №, выдел №, лесосека №, для заготовки древесины.
Также между Министерством лесного хозяйства РБ в лице начальника отдела ГКУ РБ «Управление лесничествами» по Дюртюлинскому лесничеству и ООО «Форпост» заключены договора купли-продажи лесных насаждений от ДД.ММ.ГГГГ:
- №, местоположение лесного насаждения: РБ, <адрес>, <адрес>, кв. №, выдел № лесосека №;
- №, местоположение лесного насаждения: РБ, <адрес>, <адрес>, кв. №, выдел №, лесосека №;
- № местоположение лесного насаждения: РБ, <адрес>, <адрес>, кв. №, выдел №, лесосека №.
Между тем, как установлено судом, ООО «Форпост», хотя и достоверно знало, что участвует в аукционе по продаже права на заключение договоров купли-продажи лесных насаждений для обеспечения государственных или муниципальных нужд, тем не менее не заключило договора по заготовке древесины для обеспечения государственных или муниципальных нужд.
Отсюда исковые требования прокурора <адрес> РБ в защиту интересов муниципального образования и неопределенного круга лиц обоснованы и подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194, 196, 197,198, 199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования прокурора <адрес> Республики Башкортостан в защиту интересов муниципального образования и неопределенного круга лиц удовлетворить.
Обязать ООО «Форпост» использовать заготовленную древесину, полученную на лесном участке, расположенном по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, кв. №, выдел №, лесосека №, для обеспечения государственных или муниципальных нужд;
Обязать ООО «Форпост» использовать заготовленную древесину, полученную на лесном участке, расположенном по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, кв. №, выдел №, лесосека №, для обеспечения государственных или муниципальных нужд;
Обязать ООО «Форпост» использовать заготовленную древесину, полученную на лесном участке, расположенном по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, кв. №, выдел №, лесосека №, для обеспечения государственных или муниципальных нужд;
Обязать ООО «Форпост» использовать заготовленную древесину, полученную на лесном участке, расположенном по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, кв. №, выдел №, лесосека №, для обеспечения государственных или муниципальных нужд.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Башкортостан через районный суд в течение одного месяца со дня вынесения в окончательной форме.
Судья Л.Я. Миннебаева