УИД № 45RS0010-01-2023-000610-24
Дело № 12-14/2023
РЕШЕНИЕ
16 ноября 2023 года р.п. Лебяжье
Судья Лебяжьевского районного суда Курганской области Бесмельцев А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе Администрации Лебяжьевского муниципального округа Курганской области на постановление заместителя главного государственного инспектора Курганской области по пожарному надзору – заместителя начальника управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Курганской области Малыхина Д.А. от 11 сентября 2023 года о привлечении Администрации Лебяжьевского муниципального округа Курганской области к административной ответственности по ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением № 54 от 11 сентября 2023 года заместителя главного государственного инспектора Курганской области по пожарному надзору – заместителя начальника управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Курганской области Малыхина Д.А. Администрация Лебяжьевского муниципального округа Курганской области признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде штрафа.
В постановлении указано, что 13 апреля 2023 года в 11 часов при осуществлении деятельности на территории Лебяжьевского района юридическое лицо - орган местного самоуправления - Администрация Лебяжьевского муниципального округа не обеспечило выполнение требований пожарной безопасности, предусмотренных ст. 19 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», п. 67 и п. 70 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16 сентября 2020 года № 1479, что выразилось в не оснащении первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем территорий общего пользования с. Балакуль, с. Дубровное, с. Елошное, с. Лисье, с. Налимово, с. Речное, дер. Юдино, дер. Фрунзе, дер. Островное, дер. Кузинка, дер. Красная Горка, дер. Желтики, дер. Белянино, дер. Большое Моховое и дер. Александровка, в отсутствии противопожарной минерализованной полосы шириной не менее 10 метров вокруг с. Балакуль, с. Дубровное, с. Елошное, с. Лисье, с. Налимово, с. Речное, дер. Юдино, дер. Фрунзе, дер. Островное, дер. Кузинка, дер. Красная Горка, дер. Желтики, дер. Белянино, дер. Большое Моховое и дер. Александровка, а также в непроведении очистки от мусора и сухой растительности территорий с. Речное, дер. Юдино, дер. Фрунзе, дер. Красная Горка, дер. Желтики, дер. Большое Моховое и дер. Александровка.
Не согласившись с указанным постановлением, Администрация Лебяжьевского муниципального округа Курганской области обратилась в суд с жалобой, в которой в качестве доводов указывает, что определением о назначении места и времени рассмотрения дела, о вызове лиц, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении от 8 августа 2023 года рассмотрение дела об административном правонарушении от 29 августа 2023 года назначено к рассмотрению на 11 августа 2023 года в 15 часов 00 минут. Однако, в Администрацию Лебяжьевского муниципального округа Курганской области данное определение поступило 8 сентября 2023 года. Законный представитель юридического лица был лишен возможности участвовать при рассмотрении дела. Дело об административном правонарушении рассмотрено 11 сентября 2023 года должностным лицом в отсутствие законного представителя лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. Документов, подтверждающих получение уведомления о времени и месте рассмотрении дела об административном правонарушении, назначенном на 11 сентября 2023 года, законным представителем юридического лица и представителем по доверенности Сухоруковой Н.С., в деле не имеется. Извещение представителя по доверенности Сухоруковой Н.С. как самостоятельного участника производства по делу не освобождало должностное лицо от обязанности известить о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении законного представителя Администрации Лебяжьевского муниципального округа Курганской области Барча А.Р.
Во исполнение норм федерального законодательства в Лебяжьевском муниципальном округе создан МКУ «Центр гражданской обороны и защиты населения от чрезвычайных ситуаций Лебяжьевского муниципального округа». Кроме того, на территории Лебяжьевского муниципального округа созданы МКУ «Центральный территориальный отдел Лебяжьевского муниципального округа» и МКУ «Восточный территориальный отдел Лебяжьевского муниципального округа» в полномочия которых входит осуществление уборки мусора и скашивание сорной растительности общественных территорий, организация субботников по уборке территорий, осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности. В полномочия Администрации Лебяжьевского муниципального округа не входят вменяемые постановлением № 54 от 11.09.2023 нарушения. Должностное лицо, при вынесении постановления № 54 от 11.09.2023 ссылается на нормы законов, которые утратили силу. Постановление № 54 от 11.09.2023 и протокол № 54 от 29.08.2023 не содержат норму права в которой сказано, что понимается под первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем, из чего они должны состоять. Не указано в чем недостаток первичных средств пожаротушения и в каких местах они должны находиться. В материалах дела отсутствуют доказательства того, что земельные участки, которые не очищены от мусора и сухой растительности являются собственностью муниципального образования Лебяжьевский муниципальный округ.
Просит постановление заместителя главного государственного инспектора Курганской области по пожарному надзору - заместителя начальника управления - начальника отдела организации надзорных и профилактических мероприятий управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Курганской области, полковника внутренней службы Малыхина Д.А. от 11 сентября 2023 года № 54 о назначении административного наказания, предусмотренного ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ отменить и прекратить производство по делу в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в виду отсутствия состава административного правонарушения.
Представитель Администрации Лебяжьевского муниципального округа Курганской области Сухорукова Н.С. в судебном заседании доводы жалобы поддержала, просила ее удовлетворить. Пояснила, что о рассмотрении дела должностным лицом законный представитель Администрации Лебяжьевского муниципального округа Курганской области извещен не был.
Представитель должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении, Беспоместных Т.В. в судебном заседании пояснила, что оснований для отмены постановления № 54 от 11 сентября 2023 года нет. Дала пояснения согласно возражениям на жалобу поступившим 20 октября 2023 года от заместителя главного государственного инспектора Курганской области по пожарному надзору – заместителя начальника управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Курганской области Малыхина Д.А.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, заслушав пояснения явившихся в судебное заседание лиц, нахожу постановление должностного лица подлежащим отмене по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов проверяются законность и обоснованность вынесенного постановления. Судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
На основании статьи 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Частью 3 статьи 25.4 КоАП РФ установлено, что дело об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, рассматривается с участием его законного представителя или защитника. В отсутствие указанных лиц дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, или если имеются данные о надлежащем извещении лиц о месте и времени рассмотрения дела и если от них не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Таки образом, рассмотрение дела возможно только при условии надлежащего извещения законного представителя лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, о месте и времени его рассмотрения.
Однако указанные положения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях должностным лицом при рассмотрении дела соблюдены не были.
Так, из представленных суду материалов усматривается, что 29 августа 2023 года в отношении Администрации Лебяжьевского муниципального округа Курганской области должностным лицом был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 20.4 КоАП РФ. При составлении протокола ни законный представитель, ни защитник юридического лица, не присутствовали.
Протокол об административном правонарушении № 54 от 29 августа 2023 года вручен представителю Администрации Лебяжьевского муниципального округа Курганской области 30 августа 2023 года.
В определении о назначении места и времени рассмотрения дела от 8 августа 2023 года, указана дата рассмотрения дела – 11 августа 2023 года.
Одиннадцатого сентября 2023 года, в отсутствие сведений о надлежащем извещении законного представителя юридического лица о дате и времени рассмотрения дела об административном правонарушении, должностным лицом, в присутствии защитника Сухоруковой Н.С., было вынесено постановление о назначении административного наказания.
Копия постановления законному представителю направлена не была, вручена только присутствующему при рассмотрении дела защитнику.
Таким образом, материалы дела не содержат сведений о том, что на день вынесения постановления по делу об административном правонарушении законный представитель Администрации Лебяжьевского муниципального округа Курганской области Барч А.Р. был надлежащим образом извещен об этом, а потому у должностного лица отсутствовали основания для рассмотрения 11 сентября 2023 года дела в его отсутствие.
Ненадлежащее извещение законного представителя лица, привлекаемого к административной ответственности, о рассмотрении дела повлекло нарушение права на защиту, что является существенным нарушением процессуальных требований законодательства об административных правонарушениях и влечет отмену постановления должностного лица с возвращением дела на новое рассмотрение, при котором необходимо принять меры к надлежащему извещению законного представителя юридического лица о времени и месте его рассмотрения, а также дать оценку доводам, изложенным в жалобе и ходатайствах.
Кроме того, как следует из резолютивной части постановления должностного лица, при назначения Администрации Лебяжьевского муниципального округа Курганской области наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ, административного штрафа, должностным лицом допущена ошибка в указании размера штрафа, а именно, прописью указан размер административного штрафа «сто пятьдесят тысяч рублей», а цифрами указан административный штраф 400 000 рублей.
Данное процессуальное нарушение не позволяет с достоверностью установить размер назначенного Администрации Лебяжьевского муниципального округа Курганской области административного наказания в виде административного штрафа.
Поскольку допущенная должностным лицом ошибка в указании размера назначенного наказания влияет на содержание принятого решения, в соответствии с частью 1 статьи 29.12.1 КоАП РФ, она не может быть исправлена в порядке, установленном данной статьей.
С учетом изложенного, руководствуясь статьей 30.6, пунктом 4 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░ 11 ░░░░░░░░ 2023 ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░. 2 ░░. 20.4 ░░░░ ░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░ 10 ░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░.