Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-339/2023 ~ М-168/2023 от 30.01.2023

Дело № 2-339/2023

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Мелеуз                             1 марта 2023 года

Мелеузовский районный суд Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Барашихиной С.Ф.,

при секретаре Боярской Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мелеузовского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального района Мелеузовский район Республики Башкортостан, Администрации городского поселения город Мелеуз муниципального района Мелеузовский район Республики Башкортостан об устранении нарушений требований природоохранного законодательства,

УСТАНОВИЛ:

    

Мелеузовский межрайонный прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к Администрации муниципального района Мелеузовский район Республики Башкортостан об устранении нарушения требований природоохранного законодательства, обосновывая его тем, что в ходе проведенной межрайонной прокуратурой проверки выявлено 26 объектов несанкционированного размещения отходов. До настоящего времени не ликвидированы места размещения отходов. Вместе с тем в соответствии с Указом Главы РБ от 23.09.2019 № УГ-310 Правительству Республики Башкортостан надлежит обеспечить до 2024 года достижение в своей деятельности улучшение экологических условий жизни населения, в том числе за счет ликвидации всех недействующих и бесхозяйных свалок. Таким образом, органы местного самоуправления обязаны принять меры по устранению несанкционированных мест размещения отходов в кратчайшие сроки.

С учетом сделанных изменений просит обязать администрацию муниципального района Мелеузовский район РБ, ликвидировать несанкционированное размещение отходов - <адрес обезличен>. Обязать администрацию городского поселения г. Мелеуз МР Мелеузовский район РБ, ликвидировать несанкционированное размещение отходов:

...

...

...

...

....

Установить срок устранения нарушений до 30.09.2023.

В судебном заседании ст.помощник Мелеузовского межрайонного прокурора Раимов Д.Л. исковые требования прокурора с учетом сделанных изменений поддержал, просил удовлетворить по основаниям, указанным в исковом заявлении.

Представители ответчиков администрации муниципального района Мелеузовский район Республики Башкортостан в судебное заседание Дмитриева Т.Д., администрации городского поселения город Мелеуз муниципального района Мелеузовский район Республики Башкортостан Исякаева С.Р. в судебном заседании удовлетворению исковых требований Мелеузовского межрайонного прокурора не возражали.

Выслушав помощника Мелеузовского межрайонного прокурора, представителей ответчиков, представителя Минэкологии РБ Атландерову А.В., исследовав представленные в материалы дела доказательства, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 35 ФЗ «О прокуратуре», прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.

В соответствии с ч. 1 ст.45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации и ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ), каждый имеет право на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о её состоянии.

Соблюдение природоохранного законодательства является обязательным для всех субъектов, осуществляющих хозяйственную деятельность на территории Российской Федерации, независимо от формы собственности.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду и обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека.

Согласно п. 1 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ и п. 1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ), отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно п. 2 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ запрещаются: сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву; размещение отходов I - IV классов опасности и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека.

На основании п. 2 ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ, органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обязаны обеспечивать соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.

Согласно ч.ч. 5, 6, 7 ст. 12 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», запрещается захоронение отходов в границах населенных пунктов, лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон, а также водоохранных зон, на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. Объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.

В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

Согласно п. 2 ч. 2 ст. 13 Земельного кодекса Российской Федерации в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.

На основании п. 14 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.

Из материалов дела следует, что в ходе проведенной межрайонной прокуратурой проверки выявлено 26 объектов несанкционированного размещения отходов.

По результатам проведенной проверки 29.04.2022 в адрес главы администрации муниципального района Мелеузовский район Республики Башкортостан внесено представление.

До настоящего времени не ликвидированы следующие места размещения отходов:

...

...

...

...

...

...

Таким образом, свалки твердых бытовых отходов, расположенные на вышеуказанных земельных участках, являются несанкционированными.

Невыполнение требований природоохранного законодательства создает опасность причинения вреда здоровью граждан и окружающей среде в будущем, что в силу ч. 1, 2 ст. 1065 ГК РФ, ст. 80 Федерального Закона «Об охране окружающей среды» является основанием для прекращения вышеуказанной вредной деятельности в судебном порядке.

В соответствии с ч. 2 ст. 78 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» на основании решения суда или арбитражного суда вред окружающей среде, причиненный нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, может быть возмещен посредством возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств.

В соответствии с Указом Главы Республики Башкортостан от 23.09.2019 № УГ-310 Правительству Республики Башкортостан надлежит обеспечить до 2024 года достижение в своей деятельности улучшение экологических условий жизни населения, в том числе за счет ликвидации всех недействующих и бесхозяйных свалок.

Таким образом, органы местного самоуправления обязаны принять меры по устранению несанкционированных мест размещения отходов в кратчайшие сроки.

При данных обстоятельствах исковые требования Мелеузовского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц подлежат удовлетворению.

Руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд

    

РЕШИЛ:

Исковые требования Мелеузовского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального района Мелеузовский район Республики Башкортостан об устранении нарушения требований природоохранного законодательства удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального района Мелеузовский район Республики Башкортостан ликвидировать несанкционированное размещение отходов со следующими координатами - <адрес обезличен>.

Обязать администрацию городского поселения г. Мелеуз муниципального района Мелеузовский район Республики Башкортостан ликвидировать несанкционированное размещение отходов со следующими координатами:

- <адрес обезличен>

<адрес обезличен>

<адрес обезличен>

<адрес обезличен>

<адрес обезличен>.

Установить срок устранения нарушений до 30.09.2023 года.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Башкортостан в течении месяца со дня принятия его в окончательной форме.

Председательствующий                         С.Ф.Барашихина

2-339/2023 ~ М-168/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Мелеузовская межрайонная прокуратура
Ответчики
Администрация муниципального района Мелеузовский район Республики Башкортостан
Администрация городского поселения г. Мелеуз муниципального района Мелеузовский район Республики Башкортостан
Другие
Министерство природопользования и экологии РБ
Суд
Мелеузовский районный суд Республики Башкортостан
Судья
Барашихина С.Ф.
Дело на странице суда
meleuzovsky--bkr.sudrf.ru
30.01.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
30.01.2023Передача материалов судье
01.02.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
01.02.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.02.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
13.02.2023Судебное заседание
28.02.2023Судебное заседание
01.03.2023Судебное заседание
01.03.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
06.03.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.05.2023Дело оформлено
11.05.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее