Судебный акт #1 (Постановление) по делу № 5-83/2021 от 20.01.2021

Дело № 5-83/21

УИД 29RS0008-01-2021-000188-18

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

18 февраля 2021 года                                                                                    город Котлас                                                                                           

Судья Котласского городского суда Архангельской области Зобова Мария Сергеевна в помещении Котласского городского суда Архангельской области по адресу: Архангельская область, город Котлас, улица Мелентьева, дом № 27, фл. 3, рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ, в отношении

администрации муниципального образования «Сольвычегодское», расположенной по адресу: Архангельская область, Котласский район, г. Сольвычегодск, ул. Советская, д. 8, поставленной на учёт 29 декабря 2005 года Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 1 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, ИНН 2904015935, ОГРН 1052904026867,

у с т а н о в и л:

Администрация муниципального образования «Сольвычегодское» виновна в несоблюдении требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог и дорожных сооружений.

Административное правонарушение совершено при следующих обстоятельствах.

19 ноября 2020 года в 14 часов 20 минут Администрация муниципального образования «Сольвычегодское» (далее по тексту - Администрация), расположенная по адресу: Архангельская область, Котласский район, г. Сольвычегодск, ул. Советская, д. 8, являясь юридическим лицом, ответственным за содержание и ремонт дорог общего пользования местного значения и дорожных сооружений в населенном пункте Харитоново МО «Сольвычегодское» Котласского района Архангельской области, при содержании и ремонте автомобильных дорог общего пользования местного значения по улицам: Заречная, Строителей, Зелёная, Свободы, Лесная, Черёмушки, Молодежная, Новая, Деповской переулок, Калинина, переулок Октябрьский, Кирова, Набережная, Вычегодская, переулок Школьный, Восточная, Сплавная, проходящих по территории населенного пункта Харитоново МО «Сольвычегодское», допустила нарушение требований пункта 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения Правил дорожного движения Российской Федерации; пунктов 4.5.1.1 и 4.6.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» (далее по тексту - ГОСТ Р 52766-2007); пункта 7.5.1.14 (таблица 7.11) СП 52.13330.2016 «Естественное и искусственное освещение. Актуализированная редакция СНиП 23-05-95» (далее по тексту - СП 52.13330.2016); пунктов 5.2.25 и 8.1 ГОСТ Р 52289-2019 «Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств», утв. Приказом Росстандарта от 20 декабря 2019 года № 1425-ст (далее по тексту - ГОСТ Р 52289-2019); пункта 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 «Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» (утв. Приказом Росстандарта от 26 сентября 2017 года № 1245-ст) (далее по тексту - ГОСТ Р 50597-2017); пп. 4 п. 9 раздела 4 Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, утверждённой приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 16 ноября 2012 года № 402, зарег. в Минюсте РФ 24 мая 2013 года № 28505 (далее по тексту - Классификация); п. 11.6 (табл. 11.4) СП 42.13330.2016 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89* (далее по тексту - СП 42.13330.2016); п. 8.1.2 ГОСТ Р 58769-2019 «Дороги автомобильные с низкой интенсивностью движения. Правила строительства и эксплуатации» (далее по тексту - ГОСТ Р 58769-2019); статьи 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее по тексту - Федеральный закон № 196-ФЗ), поскольку:

1. отсутствуют паспорта на автомобильные дороги по улицам: Заречная, Строителей, Зелёная, Свободы, Лесная, Черёмушки, Молодежная, Новая, Деповской переулок, Калинина, переулок Октябрьский, Кирова, Набережная, Вычегодская, переулок Школьный, Восточная, Сплавная в пос. Харитоново;

2. на всем протяжении автомобильной дороги по улице Набережная в пос. Харитоново отсутствуют тротуары, предусмотренные ПОДД;

3. на автомобильных дорогах по улицам Строителей, Калинина, Кирова, Набережная, Восточная, переулок Октябрьский, Деповской переулок, переулок Школьный в пос. Харитоново отсутствует стационарное электрическое освещение;

4. на проезжей части с бетонным покрытием имеются многочисленные дефекты (выбоины, просадки, проломы) с размерами, превышающими предельно допустимые линейные параметры по длине 14 см, по глубине 4 см, по площади 0,05 кв. м, на следующих автомобильных дорогах в пос. Харитоново:

а) переулок Октябрьский - на бетонном покрытии проезжей части имеются многочисленные дефекты, общая площадь повреждений составляет 3005 кв. м. (протяженность обследуемого участка 810 м, средняя ширина проезжей части участка 4.5 м, общая площадь покрытия составляет около 3320 кв. м);

б) ул. Кирова - на бетонном покрытии проезжей части имеются многочисленные дефекты, общая площадь повреждений составляет 10220 кв. м (протяженность обследуемого участка 2360 м, средняя ширина проезжей части участка 6.5 м, общая площадь покрытия составляет около 15340 кв. м);

5. на проезжей части с низшим видом покрытия имеются многочисленные дефекты в виде просадок на следующих автомобильных дорогах (улицах) в пос. Харитоново:

а) ул. Строителей - на грунтовом покрытии проезжей части имеются многочисленные дефекты, общая площадь повреждений составляет 2070 кв. м (протяженность обследуемого участка 509 м, средняя ширина проезжей части участка 5 м, общая площадь покрытия составляет около 2545 кв. м);

б) ул. Свободы - на грунтовом покрытии проезжей части имеются многочисленные дефекты, общая площадь повреждений составляет 3800 кв. м (протяженность обследуемого участка 890 м, средняя ширина проезжей части участка 4.5 м, общая площадь покрытия составляет около 4005 кв. м);

в) ул. Зелёная - на грунтовом покрытии проезжей части имеются многочисленные дефекты, общая площадь повреждений составляет 2070 кв. м (протяженность обследуемого участка 660 м, средняя ширина проезжей части участка 4.5 м, общая площадь покрытия составляет около 2970 кв. м);

г) ул. Лесная - на грунтовом покрытии проезжей части имеются многочисленные дефекты, общая площадь повреждений составляет 3750 кв. м (протяженность обследуемого участка 950 м, средняя ширина проезжей части участка 4.5 м, общая площадь покрытия составляет около 4275 кв. м);

д) ул. Вычегодская - на грунтовом покрытии проезжей части имеются многочисленные дефекты, общая площадь повреждений составляет 3000 кв. м (протяженность обследуемого участка 780 м, средняя ширина проезжей части участка 4.5 м, общая площадь покрытия составляет около 3510 кв. м);

е) Деповской переулок - на грунтовом покрытии проезжей части имеются многочисленные дефекты, общая площадь повреждений составляет 2005 кв. м (протяженность обследуемого участка 470 м, средняя ширина проезжей части участка 5.5 м, общая площадь покрытия составляет около 2585 кв. м).

6. не произведена снегоочистка проезжей части с бетонным покрытием в уставленные ГОСТ Р 50597-2017 сроки устранения, а именно на проезжей части имеется снег в виде уплотненного снежного покрова на автомобильных дорогах по улице Кирова и переулку Октябрьский в пос. Харитоново;

7. на автомобильной дороге по ул. Кирова возле дома № 44 в пос. Харитоново (МОУ «Харитоновская СОШ») с четной стороны домоисчисления перед участком, проходящим вдоль вышеуказанного детского учреждения, отсутствует дорожный знак 1.23 «Дети» на щите со световозвращающей флуоресцентной пленкой желто-зеленого цвета.

Законный представитель администрации МО «Сольвычегодское» Сергеев А.И. и защитник Тропина А.А., извещённые надлежащим образом, в судебное заседание не явились.

Защитник Тропина А.А., принимая участие в предыдущем судебном заседании, с протоколом об административном правонарушении не согласилась. Пояснила, что Администрацией МО «Сольвычегодское» 05 мая 2020 года был заключен муниципальный контракт на паспортизацию автомобильных дорог в пос. Харитоново, по условиям которого паспорта на автомобильные дороги по состоянию на 19 ноября 2020 года должны были быть разработаны. В связи с пандемией срок разработки паспортов переносился, но в настоящее время все паспорта готовы и могут быть представлены в судебное заседание для обозрения. Отсутствие тротуаров на протяжении автомобильных дорог Заречная, Строителей, Зелёная, Свободы, Лесная, Черёмушки, Молодежная, Новая, Деповской переулок, Вычегодская, переулок Школьный, Восточная, Сплавная в пос. Харитоново вменено в вину необоснованно, поскольку данные дороги являются гравийными, поэтому в соответствии с п. 4.5.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 обязательному обустройству тротуарами не подлежат. Надлежащим субъектом административного правонарушения является МБУ «Благоустройство», которое выполняет работы по ремонту и содержанию дорог на основании муниципального задания.

В письменном отзыве глава МО «Сольвычегодское» Сергеев А.И. указывает на недостаточность бюджета дорожного фонда Администрации для устранения описанных в протоколе нарушений, что подтверждает невозможность исполнения Администрацией возложенных обязанностей. 31 октября 2020 года Администрацией было проведено обследование дорожного полотна в пос. Харитоново и утвержден ремонт двух участков дорожного полотна на 2021 год. В соответствии с проектом организации дорожного движения (далее по тексту - ПОДД) в пос. Харитоново установка дополнительного освещения требуется только на улицах Калинина, Кирова, Набережная, а также на переулке Октябрьский, следовательно, освещение на остальных улицах соответствует действующему законодательству. Размещение пешеходных дорожек в пос. Харитоново ПОДД не предусматривает, поэтому отсутствие тротуаров нарушением не является. Надлежащим субъектом административного правонарушения является МБУ «Благоустройство», на которое на основании Постановления от 28 января 2020 года № 19 «Об утверждении муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) в отношении МБУ «Благоустройство» на 2020 год» возложены содержание и ремонт дорог в пос. Харитоново. В случае признания Администрации виновной в совершении административного правонарушения просит применить положения ст. 2.9 КоАП РФ и освободить Администрацию от административной ответственности.     

Должностное лицо Попов П.А. в судебном заседании полагал об обоснованности привлечения Администрации к административной ответственности. Пояснил, что им при составлении протокола был допущен ряд технических описок, а именно: на странице 1 протокола в разделе место совершения административного правонарушения указано: «населенного пункта Курцево МО «Приводинское»» вместо «пос. Харитоново МО «Сольвычегодское»»; на странице 3 протокола в пункте «ж)» вместо пункта 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 следовало указать на пункт 8.1 ГОСТ Р 50597-2017. С учетом представленного стороной защиты Проекта организации дорожного движения в пос. Харитоново просил исключить из объема обвинения указание на нарушение Администрацией требований п. 11.6 (табл. 11.4) СП 42.13330.2016, п. 4.5.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 в части отсутствия тротуаров на автомобильных дорогах по улицам Заречная, Строителей, Зелёная, Свободы, Лесная, Черёмушки, Молодежная, Новая, Деповской переулок, Вычегодская, переулок Школьный, Восточная, Сплавная в пос. Харитоново. Кроме того, с учетом ПОДД просил исключить из объема обвинения указание на нарушение Администрацией требований п. 4.6.1.1. ГОСТ Р 52766-2007, п. 7.5.1.14 (табл. 7.11) СП 52.13330.2016 в части отсутствия стационарного электрического освещения на улицах Заречная, Зелёная, Свободы, Лесная, Черёмушки, Молодежная, Новая, Вычегодская, Сплавная в пос. Харитоново.

Исследовав материалы дела об административном правонарушении, изучив письменный отзыв законного представителя Сергеева А.И., выслушав должностное лицо Попова П.А., прихожу к следующим выводам.

По определению статьи 2 Федерального закона № 196-ФЗ под безопасностью дорожного движения понимается состояние данного процесса, отражающее степень защищённости его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий. Обеспечение безопасности дорожного движения представляет собой деятельность, направленную на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.

В силу пункта 4 статьи 6 Федерального закона № 196-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городского поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения, ежегодное (до 1 июля года, следующего за отчетным) утверждение перечней аварийно-опасных участков дорог и разработка первоочередных мер, направленных на устранение причин и условий совершения дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов городского поселения при осуществлении дорожной деятельности, включая принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах населённых пунктов городского поселения в целях обеспечения безопасности дорожного движения.

Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.

Как следует из статьи 12 Федерального закона № 196-ФЗ, ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

Аналогичную норму содержит пункт 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 23 октября 1993 № 1090, возлагающий на должностных и иных лиц, ответственных за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, также обязанность содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.

Согласно пункту 6 статьи 3 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее по тексту - Федеральный закон № 257-ФЗ) под дорожной деятельностью понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

В соответствии с пунктами 11 и 12 статьи 3 Федерального закона № 257-ФЗ под ремонтом автомобильной дороги понимается комплекс работ по восстановлению транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильной дороги, при выполнении которых не затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги; содержание автомобильной дороги - это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке её технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.

Содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения (часть 1 статьи 17 указанного Федерального закона).

Как установлено частью 1 статьи 18 Федерального закона № 257-ФЗ ремонт автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог в соответствии с правилами, установленными настоящей статьёй.

В соответствии с пунктом 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений (таблица А.1 приложения А), устранение которых осуществляют в сроки, приведенные в таблице 5.3. Согласно указанной таблице на автомобильной дороге V технической категории не допускается наличие отдельных повреждений (выбоина, просадка, пролом) длиной 15 см и более, глубиной 5 см и более, площадью, равной 0,06 м2 или более, а также повреждений (выбоины, просадки, проломы) площадью менее 0,06 м2, длиной менее 15 см, глубиной менее 5 см на участке полосы движения длиной 100 м, площадью более 5,2 м2.

В силу п. 8.1 ГОСТ Р 50597-2017 на покрытии проезжей части дорог и улиц не допускаются наличие снега и зимней скользкости после окончания работ по их устранению, осуществляемых в сроки по таблице 8.1 Согласно табл. 8.1 срок устранения рыхлого или талого снега на дороге V технической категории должен составлять не более 12 часов.

Согласно п. 8.1.2. ГОСТ Р 58769-2019 в процессе эксплуатации автомобильных дорог с НИД следует обеспечивать круглогодичное, непрерывное и безопасное движение транспортных средств с расчетной нагрузкой и установленными скоростями.

Организация на автомобильной дороге общего пользования надлежащего стационарного электрического освещения является одним из основных мероприятий, направленных на повышение безопасности дорожного движения в населённых пунктах, через которые проходит автомобильная дорога, и направлена на реализацию целей, установленных ст. 2 Федерального закона № 196-ФЗ и ст. 46 Федерального закона от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ «О техническом регулировании».

Пунктом 4.6.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 установлено, что стационарное электрическое освещение на автомобильных дорогах предусматривают на участках, проходящих по населённым пунктам и за их пределами, на расстоянии от них не менее 100 м; на средних и больших мостах (путепроводах) в соответствии с таблицей 7.

Нормируемые показатели освещения улиц и дорог сельских поселений приведены в таблице 7.11 пункта 7.5.1.14 СП 52.13330.2016.

Пунктом 4.5.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 установлено, что тротуары следует устраивать в пределах населенных пунктов на автомобильных дорогах I-III категорий, IV и V категорий с твердым покрытием. К дорогам с твердым покрытием относят дороги с капитальным и облегченным типом дорожных одежд, а также дороги с переходным типом дорожных одежд, имеющие покрытие из каменных материалов, обработанных вяжущими.

Классификация и расчетные параметры улиц и дорог сельских поселений приведены в таблице 11.4 (п. 11.6 СП 42.13330-2016).

В силу п. 5.2.25 ГОСТ Р 52289-2019 знак «Дети» устанавливают перед участками дорог, проходящими вдоль территорий детских учреждений <*> или часто пересекаемыми детьми независимо от наличия пешеходных переходов.

В соответствии с подпунктом 4 пункта 9 раздела IV Классификации в состав работ по содержанию дорог входит паспортизация автомобильных дорог и искусственных сооружений.

Исходя из изложенных выше правовых норм работы по обустройству дорог тротуарами, стационарным электрическим освещением, установке дорожных знаков, устранению дефектов на проезжей части, паспортизации автомобильных дорог относятся к содержанию и ремонту дорог.

Несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, по осуществлению временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на отдельных участках дорог в случаях, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения, образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ.

Указанная норма не содержит указаний на исключительные признаки субъекта соответствующего административного правонарушения, следовательно, таким субъектом может быть любое должностное или юридическое лицо, ответственные за состояние дорог и дорожных сооружений.

Из материалов дела следует, что 19 ноября 2020 года в 14 часов 20 минут при осуществлении старшим государственным инспектором дорожного надзора по обслуживанию г. Котласа и Котласского района ОГИБДД ОМВД России «Котласский» ФИО1 надзора за дорожным движением выявлены следующие недостатки при содержании и ремонте автомобильных дорог и дорожных сооружений в пос. Харитоново МО «Сольвычегодское»:

1. отсутствуют паспорта на автомобильные дороги по улицам: Заречная, Строителей, Зелёная, Свободы, Лесная, Черёмушки, Молодежная, Новая, Деповской переулок, Калинина, переулок Октябрьский, Кирова, Набережная, Вычегодская, переулок Школьный, Восточная, Сплавная в пос. Харитоново;

2. на всем протяжении автомобильных дорог по улицам Заречная, Строителей, Зелёная, Свободы, Лесная, Черёмушки, Молодежная, Новая, Деповской переулок, Калинина, переулок Октябрьский, Кирова, Набережная, Вычегодская, переулок Школьный, Восточная, Сплавная в пос. Харитоново отсутствуют тротуары;

3. отсутствуют тротуары при наличии застройки с обеих сторон на всем
протяжении автомобильных дорог (улиц) с бетонным покрытием Переулок Октябрьский и Кирова (за исключением участка от дома № 59 до дома № 63) в пос. Харитоново;

4. на автомобильных дорогах по улицам Заречная, Строителей, Зелёная, Свободы, Лесная, Черёмушки, Молодежная, Новая, Деповской переулок, Калинина, переулок Октябрьский, Кирова, Набережная, Вычегодская, переулок Школьный, Восточная, Сплавная в пос. Харитоново отсутствует стационарное электрическое освещение;

5. на проезжей части с бетонным покрытием имеются многочисленные дефекты (выбоины, просадки, проломы) с размерами, превышающими предельно допустимые линейные параметры по длине 14 см, по глубине 4 см, по площади 0,05 кв. м, на следующих автомобильных дорогах в пос. Харитоново:

а) переулок Октябрьский - на бетонном покрытии проезжей части имеются многочисленные дефекты, общая площадь повреждений составляет 3005 кв. м. (протяженность обследуемого участка 810 м, средняя ширина проезжей части участка 4.5 м, общая площадь покрытия составляет около 3320 кв. м);

б) ул. Кирова - на бетонном покрытии проезжей части имеются многочисленные дефекты, общая площадь повреждений составляет 10220 кв. м (протяженность обследуемого участка 2360 м, средняя ширина проезжей части участка 6.5 м, общая площадь покрытия составляет около 15340 кв. м);

6. на проезжей части с низшим видом покрытия имеются многочисленные дефекты в виде просадок на следующих автомобильных дорогах (улицах) в пос. Харитоново:

а) ул. Строителей - на грунтовом покрытии проезжей части имеются многочисленные дефекты, общая площадь повреждений составляет 2070 кв. м (протяженность обследуемого участка 509 м, средняя ширина проезжей части участка 5 м, общая площадь покрытия составляет около 2545 кв. м);

б) ул. Свободы - на грунтовом покрытии проезжей части имеются многочисленные дефекты, общая площадь повреждений составляет 3800 кв. м (протяженность обследуемого участка 890 м, средняя ширина проезжей части участка 4.5 м, общая площадь покрытия составляет около 4005 кв. м);

в) ул. Зелёная - на грунтовом покрытии проезжей части имеются многочисленные дефекты, общая площадь повреждений составляет 2070 кв. м (протяженность обследуемого участка 660 м, средняя ширина проезжей части участка 4.5 м, общая площадь покрытия составляет около 2970 кв. м);

г) ул. Лесная - на грунтовом покрытии проезжей части имеются многочисленные дефекты, общая площадь повреждений составляет 3750 кв. м (протяженность обследуемого участка 950 м, средняя ширина проезжей части участка 4.5 м, общая площадь покрытия составляет около 4275 кв. м);

д) ул. Вычегодская - на грунтовом покрытии проезжей части имеются многочисленные дефекты, общая площадь повреждений составляет 3000 кв. м (протяженность обследуемого участка 780 м, средняя ширина проезжей части участка 4.5 м, общая площадь покрытия составляет около 3510 кв. м);

е) Деповской переулок - на грунтовом покрытии проезжей части имеются многочисленные дефекты, общая площадь повреждений составляет 2005 кв. м (протяженность обследуемого участка 470 м, средняя ширина проезжей части участка 5.5 м, общая площадь покрытия составляет около 2585 кв. м).

7. не произведена снегоочистка проезжей части с бетонным покрытием в уставленные ГОСТ Р 50597-2017 сроки устранения, а именно на проезжей части имеется снег в виде уплотненного снежного покрова на автомобильных дорогах по улице Кирова и переулку Октябрьский в пос. Харитоново;

8. на автомобильной дороге по ул. Кирова возле дома № 44 в пос. Харитоново (МОУ «Харитоновская СОШ») с четной стороны домоисчисления перед участком, проходящим вдоль вышеуказанного детского учреждения, отсутствует дорожный знак 1.23 «Дети» на щите со световозвращающей флуоресцентной пленкой желто-зеленого цвета.

Выявленные недостатки зафиксированы должностным лицом в акте от 19 ноября 2020 года.

В ходе проведения административного расследования должностным лицом установлено, что лицом, ответственным за содержание и ремонт автомобильных дорог в пос. Харитоново МО «Сольвычегодское», а, следовательно, и субъектом административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ, является Администрация.

Указанный вывод должностного лица является правильным по следующим основаниям.

Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц Администрация является действующим юридическим лицом, поставлена на налоговый учёт 29 декабря 2005 года.

По информации главы МО Сольвычегодское» Сергеева А.И. от 08 декабря 2020 года, на балансе Администрации числится «автодорога в пос. Харитоново» без сведений о протяженности стоимостью 162,001 рублей. Согласно распоряжению Администрации от 06 февраля 2020 года № , в перечне автомобильных дорог общего пользования местного значения в границах населенных пунктов МО «Сольвычегодское» числятся следующие автомобильные дороги в пос. Харитоново: Восточная, Вычегодская, пер. Деповской, Заречная, Зеленая, Калинина, Кирова, пер. Клубный, Комсомольская, Лесная, Молодежная, Набережная, Новая, пер. Октябрьский, пер. Первомайский, Свердлова, Свобода, пер. Советский, Сплавная, Строителей, Черемушки, пер. Школьный, пер. Юбилейный.

Из ПОДД на дорогах пос. Харитоново следует, что дороги в пос. Харитоново МО «Сольвычегодское» относятся к автомобильным дорогам V технической категории.

На основании п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ от 06 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее по тексту - Федеральный закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского поселения относится, в числе прочего, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населённых пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населённых пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Как следует из содержания ч. 1 ст. 1, ч. 1 ст. 2 главы I Устава муниципальное образование «Сольвычегодское» наделено законом Архангельской области статусом городского поселения. В состав муниципального образования «Сольвычегодское» входят населённые пункты в соответствии с областным законом от 23 сентября 2004 года № 258-внеоч.-ОЗ «О статусе и границах территорий муниципальных образований в Архангельской области».

В силу ст. 36 указанного Областного закона в границы муниципального образования «Сольвычегодское» входит, в том числе, территория пос. Харитоново.

Дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населённых пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населённых пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации относится к вопросам местного значения Сольвычегодского городского поселения (п. 5 ч. 1 ст. 7 Устава).

В силу п. 2.5. раздела 2 Положения об администрации муниципального образования «Сольвычегодское» Администрация осуществляет содержание и строительство автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений в границах населённых пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений федерального и регионального значения.

Администрация МО «Сольвычегодское» является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления МО «Сольвычегодское», наделённым полномочиями на решение вопросов, наделена правами юридического лица и является муниципальным учреждением, созданным для управленческих функций (п.п. 1.1. и 1.2 Положения об администрации).

То есть Администрация является лицом, на которое возложена организация деятельности по содержанию и ремонту автомобильных дорог местного значения и других дорожных сооружений в границах населённых пунктов поселения.

Протокол об административном правонарушении в отношении Администрации составлен в соответствии с требованиями статьи 28.2 КоАП РФ. Событие правонарушения и сведения об Администрации, как лице, его совершившем, изложены полно и в соответствии с фактическими обстоятельствами дела. Копия протокола об административном правонарушении направлена по месту нахождения Администрации.

Указание на странице 1 протокола в разделе место совершения административного правонарушения: «населенного пункта Курцево МО «Приводинское»» вместо «пос. Харитоново МО «Сольвычегодское»», а также указание на странице 3 протокола в пункте «ж)» на пункт 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 вместо пункта 8.1 ГОСТ Р 50597-2017 с учетом буквального содержания протокола и пояснений должностного лица Попова П.А. в судебном заседании судья расценивает, как явные технические описки, которые не свидетельствуют о недопустимости протокола об административном правонарушении.

В то же время, судья приходит к выводу о том, что с учетом представленного в материалы ПОДД на дорогах в пос. Харитоново из объема вмененного Администрации обвинения подлежит исключению указание на нарушение Администрацией требований п. 11.6 (табл. 11.4) СП 42.13330.2016, п. 4.5.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 в части отсутствия тротуаров на автомобильных дорогах по улицам Заречная, Строителей, Зелёная, Свободы, Лесная, Черёмушки, Молодежная, Новая, Деповской переулок, Вычегодская, переулок Школьный, Восточная, Сплавная в пос. Харитоново, поскольку из материалов дела усматривается, что данные дороги твердого покрытия не имеют, а ПОДД обустройство указанных дорог тротуарами не предусматривает. Кроме того, судья исключает из объема обвинения за недоказанностью указание на отсутствие тротуаров по улицам Калинина, Кирова и переулку Октябрьский, имеющих покрытие из бетонных плит, поскольку данные о том, что дорожные одежды на указанных дорогах обработаны вяжущими, как необходимое условие для обустройства данных дорог тротуарами в соответствии с п. 4.5.1.1 ГОСТ Р 52766-2007, в материалах дела отсутствуют, а ПОДД обустройство указанных дорог тротуарами не предусматривает.     

Кроме того, из ПОДД на дорогах пос. Харитоново следует, что установка дополнительного освещения требуется на улицах Калинина, Кирова, Набережная, переулке Октябрьский, поэтому судья исключает из объема вмененного обвинения указание на нарушение Администрацией требований п. 4.6.1.1. ГОСТ Р 52766-2007, п. 7.5.1.14 (табл. 7.11) СП 52.13330.2016 в части отсутствия стационарного электрического освещения на улицах Заречная, Зелёная, Свободы, Лесная, Черёмушки, Молодежная, Новая, Вычегодская, Сплавная.

В то же время сведения о том, что дороги по улицам Строителей, Восточная, пер. Деповской и пер. Школьный в пос. Харитоново не подлежат обустройству стационарные электрическим освещение ПОДД не содержит, поэтому судья приходит о доказанности нарушения Администрацией п. 4.6.1.1. ГОСТ Р 52766-2007, п. 7.5.1.14 (табл. 7.11) СП 52.13330.2016 в отношении дорог по данным улицам.

Представленные по делу доказательства свидетельствуют о том, что Администрация, ненадлежащим образом исполняя возложенные на неё Уставом функции по осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в пос. Харитоново МО «Сольвычегодское» в достаточной степени необходимых мер для соблюдения требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог по улицам Заречная, Строителей, Зелёная, Свободы, Лесная, Черёмушки, Молодежная, Новая, Деповской переулок, Калинина, переулок Октябрьский, Кирова, Набережная, Вычегодская, переулок Школьный, Восточная, Сплавная, проходящих по территории населенного пункта Харитоново МО «Сольвычегодское», не приняла.

При такой ситуации, действия Администрации подлежат квалификации по ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ, как несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог и дорожных сооружений.

В соответствии с частью 2 статьи 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Юридическое лицо на основании части 1 статьи 2.10 КоАП РФ подлежит административной ответственности за совершение административных правонарушений, предусмотренных статьями раздела 2 КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признаётся виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

По смыслу приведённых норм, отсутствие вины юридического лица характеризуется объективной невозможностью соблюдения установленных правил, либо необходимостью принятия мер, от юридического лица не зависящих.

При этом, под уважительными причинами, препятствующими исполнению требований нормативных актов, необходимо понимать чрезвычайные, объективно непредотвратимые обстоятельства и другие непредвиденные, непреодолимые препятствия, находящиеся вне контроля лица, в отношении которого ведется производство по делу, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения требований действующего законодательства.

Недостаточность средств бюджета к таковым причинам не относится, поскольку не свидетельствует о совершении всех зависящих от Администрации мер по соблюдению нормативных требований в части обеспечения безопасности дорожного движения. Невыполнение требований безопасности дорожного движения может повлечь негативные последствия, приводит к недопустимому риску для жизни и здоровья людей.

Довод защитника Тропиной А.А. о невозможности изготовления паспортов на дороги ввиду пандемии никакими доказательствами не подтвержден.

Довод стороны защиты о том, что Администрация не является субъектом административного правонарушения ввиду того, что выявленные нарушения при содержании дорог допущены МБУ «Благоустройство», на которое возложены содержание и ремонт дорог в пос. Харитоново, не является состоятельным, поскольку, как указывалось выше, лицом, ответственным за содержание и ремонт автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения в силу Федерального закона № 131-ФЗ, Устава МО «Сольвычегодское» является Администрация, поэтому Администрация является субъектом вменённого административного правонарушения.

Возложение обязанностей по надлежащему содержанию и ремонту автомобильных дорог на МБУ «Благоустройство» не является основанием для вывода об отсутствии в действиях Администрации состава административного правонарушения и основанием для освобождения ее от административной ответственности.

Довод о вине МБУ «Благоустройство» в несоблюдении требований по содержанию дорог не может быть принят, поскольку действия МБУ «Благоустройство» не подлежат обсуждению в рамках данного дела, так как по смыслу статей 25.1, 26.1, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении, судья, орган, должностное лицо разрешает вопрос о наличии вины в совершении административного правонарушения, исключительно в отношении лица, привлекаемого к административной ответственности.

Соблюдение Администрацией условий для применения ч. 4 ст. 24.5 КоАП РФ материалами дела не подтверждается.

При назначении административного наказания учитываются характер совершённого административного правонарушения, имущественное положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность.

Обстоятельств, смягчающих административную ответственность Администрации, не установлено.

Обстоятельством, отягчающим административную ответственность Администрации, является повторное совершение однородного административного правонарушения, то есть совершение административного правонарушения в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию в соответствии со статьёй 4.6 КоАП РФ за совершение однородного административного правонарушения.

Согласно правовой позиции, выраженной в пункте 21 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», если при рассмотрении дела будет установлена малозначительность совершённого административного правонарушения, должностное лицо на основании статьи 2.9 КоАП РФ вправе освободить виновное лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учётом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных отношений.

Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причинённого ущерба, не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения. Они в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.

Применение статьи 2.9 КоАП является правом, а не обязанностью судьи, рассматривающего дело.

Состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ, является формальным, и в данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в пренебрежительном отношении заявителя к исполнению своих публично-правовых обязанностей, установленных законодательством.

В рассматриваемом случае не нахожу оснований для признания совершённого административного правонарушения малозначительным.

Санкция части 1 статьи 12.34 КоАП РФ предусматривает наказание виновному юридическому лицу в виде административного штрафа в размере от двухсот тысяч до трёхсот тысяч рублей.

В силу положений п. 3.2. ст. 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершённого административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

Согласно ч. 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.

Учитывая характер и обстоятельства совершённого Администрацией административного правонарушения, финансовое и имущественное положение юридического лица, обстоятельства, влияющие на административную ответственность, в целях назначения справедливого и соразмерного наказания и возможности его исполнения, считаю необходимым назначить Администрации административное наказание в виде административного штрафа в низшем размере, чем установлено санкцией части 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Срок давности привлечения к административной ответственности не истёк.

Руководствуясь ст. ст. 29.9-29.11, ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ,

п о с т а н о в и л:

Администрацию муниципального образования «Сольвычегодское» признать виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.34 КоАП РФ, и назначить ей административное наказание в виде штрафа в размере 100 000 (ста тысяч) рублей.

Штраф подлежит уплате по следующим реквизитам: УФК по Архангельской области и НАО (УМВД России по Архангельской области), ИНН 2901071427, КПП 290101001, номер счета 03100643000000012400 в отделении Архангельск Банка России// УФК по Архангельской области и Ненецкому автономному округу г. Архангельск, БИК 011117401, кор./сч. 40102810045370000016, КБК 18811601123010001140, код ОКТМО 11 710 000, УИН (протокол 29 СА от 14 января 2021 года).

В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП РФ штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьёй 31.5 КоАП РФ.

Согласно ч. 1.3 ст. 32.2 КоАП РФ при уплате административного штрафа лицом, привлечённым к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного главой 12 настоящего Кодекса, за исключением административных правонарушений, предусмотренных частью 1.1 статьи 12.1, статьей 12.8, частями 6 и 7 статьи 12.9, частью 3 статьи 12.12, частью 5 статьи 12.15, частью 3.1 статьи 12.16, статьями 12.24, 12.26, частью 3 статьи 12.27 настоящего Кодекса, не позднее двадцати дней со дня вынесения постановления о наложении административного штрафа административный штраф может быть уплачен в размере половины суммы наложенного административного штрафа. В случае, если исполнение постановления о назначении административного штрафа было отсрочено либо рассрочено судьей, органом, должностным лицом, вынесшими постановление, административный штраф уплачивается в полном размере.

В силу ч. 5 ст. 32.2 КоАП РФ при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, и информации об уплате административного штрафа в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах, по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, судья, вынесший постановление, изготавливает второй экземпляр указанного постановления и направляет его в течение десяти суток судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.

Неуплата административного штрафа в установленный законом срок, влечёт наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа.

Постановление может быть обжаловано в Архангельском областном суде в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Судья                                                                                                                М.С. Зобова

5-83/2021

Категория:
Административные
Статус:
Вынесено постановление о назначении административного наказания
Ответчики
Администрация МО "Сольвычегодское"
Другие
Тропина Анна Андреевна
Сергеев Андрей Иванович
Суд
Котласский городской суд Архангельской области
Судья
Зобова Мария Сергеевна
Статьи

ст.12.34 ч.1 КоАП РФ

Дело на странице суда
kotlasgrsud--arh.sudrf.ru
20.01.2021Передача дела судье
22.01.2021Подготовка дела к рассмотрению
11.02.2021Рассмотрение дела по существу
18.02.2021Рассмотрение дела по существу
20.02.2021Направление копии постановления (определения) в соотв. с ч. 2 ст. 29.11 КоАП РФ
20.02.2021Материалы дела сданы в отдел судебного делопроизводства
01.03.2021Направленная копия постановления (определения) ВРУЧЕНА
12.03.2021Вступление постановления (определения) в законную силу
Судебный акт #1 (Постановление)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее