№ 2-620/2019
УИД №10RS0016-01-2019-000811-11
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
06 июня 2019 года город Сегежа
Сегежский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Балашова Д.А.,
с участием истца Шубина С.В.,
представителей ответчика Мых А.М.,
представителя третьего лица Моховой М.В.,
при секретаре Якушевой А.М.,
рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Шубина Сергея Викторовича к Федеральному казенному учреждению «Лечебное исправительное учреждение №4» о взыскании заработной платы,
у с т а н о в и л:
Истец обратился в суд по тем основаниям, что в период с июля 2018 года по март 2019 года, отбывая наказание в исправительном учреждении по приговору суда, был трудоустроен в исправительном учреждении на должность рабочего по комплексному обслуживанию и ремонту зданий ремонтно-строительного участка ФКУ «ЛИУ 4». За указанный период заработная плата истцу была выплачена без учета районного коэффициента. В связи с этим истец просил взыскать с ответчика заработную плату 23 582 рубля 70 копеек, денежную компенсацию 493 рубля 36 копеек, компенсацию морального вреда в размере 50 000 рублей.
Определением Сегежского городского суда от 30 мая 2019 года протокольно к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ФКУ «Исправительная колония №1», ФКУ «Исправительная колония №7».
В судебном заседании истец исковые требования поддержал в полном объеме.
Представитель ответчика Мых А.М., действующая на основании доверенности, в удовлетворении иска просила отказать.
Представитель ФКУ «Исправительная колония №7» Мохова М.В., действующая на основании доверенности, в удовлетворении иска просила отказать.
Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему выводу.
В силу ч. 2 ст. 9 УИК Российской Федерации элементами наказания в виде лишения свободы и средствами исправления осужденных являются, в частности, установленный порядок исполнения и отбывания наказания, воспитательная работа и общественно полезный труд.
В соответствии с пп. "с" п. 2 ст. 2 Конвенции МОТ N 29 относительно принудительного или обязательного труда привлечение осужденных к общественно полезному труду не может расцениваться как принудительный или обязательный труд, поскольку он осуществляется вследствие приговора, вынесенного судом, который, назначая наказание в виде лишения свободы, предопределяет привлечение трудоспособных осужденных к общественно полезному труду как одному из средств воспитания и исправления.
Согласно статье 103 УИК РФ каждый осужденный к лишению свободы обязан трудиться в местах и на работах, определяемых администрацией исправительных учреждений. Администрация исправительных учреждений обязана привлекать осужденных к труду с учетом их пола, возраста, трудоспособности, состояния здоровья и, по возможности, специальности, а также исходя из наличия рабочих мест.
Осужденные привлекаются к труду в центрах трудовой адаптации осужденных и производственных (трудовых) мастерских исправительных учреждений, на федеральных государственных унитарных предприятиях уголовно-исполнительной системы и в организациях иных организационно-правовых форм, расположенных на территориях исправительных учреждений и (или) вне их, при условии обеспечения надлежащей охраны и изоляции осужденных.
В силу ч. 1 и 2 ст. 105 УИК РФ осужденные к лишению свободы имеют право на оплату труда в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде.
В судебном заседании установлено, что истец, являясь лицом отбывающим наказание по приговору суда в период с июля 2018 года по март 2019 года, был трудоустроен в исправительном учреждении на должность рабочего по комплексному обслуживанию и ремонту зданий ремонтно-строительного участка ФКУ «ЛИУ 4». Работа истца осуществлялась на территории ФКУ «Исправительная колония №7», ФКУ «Исправительная колония №1», ФКУ «Лечебное исправительное учреждение № 4», что подтверждается приказами начальников учреждения о привлечении истца к оплачиваемому труду и отстранении от него.
Размер оплаты труда осужденных, отработавших полностью определенную на месяц норму рабочего времени и выполнивших установленную для них норму, не может быть ниже установленного минимального размера оплаты труда.
Вместе с тем, труд осужденных к лишению свободы осуществляется не в рамках трудового договора и трудовые отношения между осужденным, привлекаемым к труду и администрацией учреждения, в том понимании, которое закреплено в ст. 20 ТК РФ, не возникают, поскольку трудоустройство не является результатом свободного волеизъявления осужденного и обусловлено его обязанностью трудиться в период отбывания наказания. Отношения между осужденным и администрацией исправительного учреждения имеют специфический характер. Труд осужденных хотя и регулируется законодательством о труде, но сам по себе является обособленной принудительной мерой исправления.
Согласно ч. 1 ст. 105 УИК РФ осужденные к лишению свободы имеют право на оплату труда в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде, однако при этом законодатель не отнес указанную категорию граждан к лицам, работающим по трудовым договорам, т.е. состоящим в трудовых отношениях с учреждениями, организациями, предприятиями, в которых они трудоустраиваются на период отбывания наказания, тогда как Закон РФ "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" распространяет свое действие на лиц, работающих по найму, т.е. на основании трудового договора, постоянно или временно в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, независимо от форм собственности, и лиц, проживающих в указанных районах и местностях.
В статье 315 ТК РФ выплата районного коэффициента и надбавок к заработной плате за работу в неблагоприятных климатических условиях, также предусмотрена только для лиц, работающих по трудовому договору. Исключений в отношении осужденных, ни нормы ТК РФ, ни нормы УИК РФ, регулирующие оплату труда, не предусматривают.
Таким образом, лицам осужденным к лишению свободы и привлеченным к труду в период отбывания наказания, полностью отработавшим норму рабочего времени и норму труда, гарантируется оплата не ниже минимального размера оплаты труда.
За исковой период заработная плата истцу была выплачена без учета районного коэффициента и соответствовала минимальному размеру оплаты труда, что подтверждается расчетными листками и не оспаривалось истцом в судебном заседании.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отсутствии нарушении прав истица, в связи с чем оснований для взыскания заработной платы не имеется.
Поскольку в удовлетворении основного требования отказано, не имеется и оснований для взыскания компенсации за задержку выплаты заработной платы и компенсации морального вреда.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
р е ш и л:
В удовлетворении исковых требований Шубина Сергея Викторовича отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Карелия в течение месяца, со дня изготовления решения в окончательной форме, через Сегежский городской суд.
Судья Д.А. Балашов
Справка: решение в окончательной форме изготовлено 11.06..2019 года