дело№2-28/2021 (2-918/2020)
УИД 18RS0027-01-2020-001319-48
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
16.04.2021 года пос.Ува Удмуртской Республики
Увинский районный суд Удмуртской Республики в составе судьи Ёлкиной В.А.,
при секретаре Соколовой Ю.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кутяновой Людмилы Анатольевны к УПФР в Увинском районе Удмуртской Республики (межрайонное) о признании незаконными решений от *** *** и от *** *** об отказе в досрочном назначении страховой пенсии по старости в части не включения в стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периода работы в акушерском отделении ***10 *** с применением льготного исчисления 1 год работы за 1 год 6 месяцев и периодов курсов повышения квалификации, возложении обязанности по включению в специальный стаж указанных периодов и назначению досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с подп. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях»,
У с т а н о в и л:
Истец Кутянова Л.А. обратилась в суд с иском о восстановлении пенсионных прав, мотивируя свои требования тем, что *** и *** она обращалась в УПФР в Увинском районе Удмуртской Республики (межрайонное) за досрочным назначением страховой пенсии по старости в соответствии с подп.20 п.1 ст.30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 года №400-ФЗ. Решениями ответчика от *** *** и от *** *** ей было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием специального стажа требуемой продолжительности. Считает, что у нее было достаточно медицинского стажа, необходимого для назначения пенсии, состоящего из стажа, зачтенного ответчиком- 28 лет 02 месяца 02 дня, льготы за работу с *** по *** (2 года 20 дней) в акушерском отделении роддома ***12 с применением льготного исчисления 1 год работы за 1 год 6 месяцев (ответчиком зачтено в календарном исчислении) и курсов повышения квалификации: с *** по ***, с *** по ***, с *** по ***, с *** по ***, с *** по ***, с *** по ***, исчисленных в льготном исчислении как 1 год за 1 год 3 месяца продолжительностью 6 месяцев 20 дней. С учетом этого право на назначение пенсии у нее возникло к моменту первого обращения- ***.
Истец Кутянова Л.А. просила признать незаконными решения УПФР в Увинском районе Удмуртской Республики (межрайонное) от *** *** и от *** *** об отказе в досрочном назначении страховой пенсии по старости, возложить на ответчика обязанность назначить досрочную страховую пенсию по старости с ***, взыскать с ответчика судебные расходы по оплате услуг представителя и по оплате госпошлины.
В ходе судебного разбирательства представитель истца Камалова З.Г., действующая на основании доверенности, исковые требования Кутяновой Л.А. изменила, просила признать незаконными решения ответчика от *** *** и от *** *** об отказе в досрочном назначении страховой пенсии по старости Кутяновой Л.А. в части не включения в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периода работы с *** по *** в акушерском отделении роддома №***13 с применением льготного исчисления 1 год работы за 1 год 6 месяцев, курсов повышения квалификации с *** по ***, с *** по ***, с *** по ***, с *** по ***, с *** по ***, с *** по *** и отказа в назначении пенсии, возложить на ответчика обязанность включить в специальный стаж спорные периоды работы и курсов повышения квалификации с применением льготного исчисления, назначить Кутяновой Л.А. досрочную страховую пенсию по старости по подпункту 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 29.04.2019 года, взыскать судебные расходы в размере 45300 руб., в том числе 45000 руб.- расходы по оплате услуг представителя, 300 руб.- расходы по оплате госпошлины.
Истец Кутянова Л.А. в судебное заседание не явилась, просила дело рассмотреть в ее отсутствие. Представитель истца Камалова З.Г. исковые требования с учетом изменений поддержала, суду пояснила, что истица претендует на включение периода работы в акушерском отделении род*** с применением льготного исчисления. Этот период составляет календарно 4 года 1 месяц 10 дней, и он был зачтен ответчиком в календарном исчислении, однако истица претендует на льготное исчисление 1 год работы за 1 год 6 месяцев, то есть на включение в специальный стаж еще 2 лет 20 дней. В данный период она работала в хирургическом отделении стационара. Согласно трудовой книжке, истец была принята в медсанчасть *** роддома медсестрой отделения новорожденных *** и работала до ***. Данный период зачтен в календарном исчислении, таким он и должен остаться. А период работы акушеркой в любом другом отделении - это уже хирургическое отделение. В трудовой книжке внесена запись, что она принята акушеркой послеродового отделения, это может быть или обсервационное или физиологическое отделение. Чуть позже работодатель привел документы в соответствие и указал, что она является акушеркой обсервационного отделения. В архивной справке медсанчасти в *** от *** написано, что Кутянова (***14) Л.А. действительно была принята в отделение новорожденных медсестрой, а *** переведена в послеродовое отделение. Ее потом перевели в обсервационное отделение, приказ ***, там написано, что ее перевели в обсервационное (акушерское-физиологическое) отделение. Ранее в роддоме были такие наименования отделений: акушерское отделение *** и акушерское отделение ***, приемное отделение, родовое отделение и отделение новорожденных. То есть послеродового отделения в штатном расписании не было, это отдел кадров произвольно внес запись в трудовую книжку. Поэтому Пенсионный фонд и говорит, что послеродового отделения нет. При изучении тарификационных списков следует, что в 1994 году ***7 акушерка, в 1995 году- медсестра новорожденных, за 1996-1997 год тарификационный список не представлен, а в 1998 году она акушерка послеродового отделения. При этом Пенсионный фонд в своем решении указывает, что в штатном расписании за 1998 год имеется послеродовое отделение. С учетом этого ответчик зачел спорный период в календарном исчислении. По штатным расписаниям в роддоме два отделения акушерских, отделение новорожденных, в котором раньше истец работала, родовое отделение и приемное отделение. При этом должность акушерки имеется только в двух акушерских отделениях и в родовом отделении. В отделении новорожденных акушерок нет. В приемном отделении акушерка смотровая, у нее должность так и звучит. Акушерские отделения и родовое отделение всегда были хирургическими отделениями. Было письмо Минздрава РФ, которым сказано, что все отделения, которые относятся к хирургическим, это акушерские и родовое. Потом уже данные отделения были озвучены в более поздних Списках как акушерское-обсервационное, акушерское-физиологическое и акушерское патологии беременных. В 1998 году акушерские отделения *** и *** роддома переименовывают в дородовое и послеродовое отделение. Сохраняется родовое отделение и отделение новорожденных. В 1999 году приводят списки в полное соответствие: акушерское отделение ***, которое потом стало акушерское дородовое, стало акушерским патологии беременных, акушерское отделение ***- оно же послеродовое отделение- стало акушерским физиологическим отделением. С учетом этого, истец работала именно в акушерском физиологическом отделении. Это подтверждается анализом представленных тарификационных списков работников роддома по должностям врачей и по должностям среднего медицинского персонала, из которого следует, что сотрудники послеродового отделения, указанные в тарификационном списке на ***, в том числе и ***7, значатся в тарификационном списке на *** в акушерском физиологическом отделении.
Также истец претендует на включение в стаж периодов нахождения на курсах повышения квалификации, которые в общей совокупности составляют 5 месяцев 10 дней без льготного исчисления и дополнительно с учетом того, что данные курсы проходили в период ее работы в сельской местности и приравниваются к периодам работы, подлежит к зачету еще в льготном исчислении 1 месяц 10 дней, всего в совокупности 6 месяцев 20 дней. При суммировании указанных периодов работы, к моменту обращения *** истец Кутянова Л.А. имела стаж 30 лет 9 месяцев.
Представитель ответчика УПФР в Увинском районе Удмуртской Республики (межрайонное) Ветошкин А.Н. с иском не согласился, поддержал письменные возражения, согласно которых истцом оспаривается период работы с *** по *** в акушерском отделении род*** МСЧ *** с применением льготного исчисления 1 год работы за 1 год 6 месяцев (Управлением зачтено в календарном исчислении). В указанный спорный период истец работал: с *** по ***-в качестве акушерки послеродового отделения; с *** по ***-в качестве акушерки обсервационного отделения.
Согласно Списку от 6 сентября 1991 г. N 464 право на пенсию за выслугу лет имеют врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности. Пункт 2 постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет" предусматривал льготное исчисление стажа (один год и шесть месяцев за один год работы) для среднего медицинского персонала отделений (палат) хирургического профиля стационаров. Списком от 22 сентября 1999 г. N 1066 льготное исчисление специального стажа предусматривалось для среднего медицинского персонала отделений хирургического профиля стационаров государственных и муниципальных учреждений здравоохранения согласно приложению (пункт 3 Правил от 22 сентября 1999 г. N 1066 и пункт 1 Перечня от 22 сентября 1999 г. N 1066).
Льготный порядок исчисления (1 год работы за 1 год и 6 месяцев) предусмотрен и для лиц, работавших в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по перечню, являющемуся приложением к Правилам исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781. Согласно разделу "Наименование должностей" Списка право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости предоставлено среднему медицинскому персоналу, работающему в учреждениях, перечисленных в этом же списке в разделе "Наименование учреждений".
На основании п. 5 Правил периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, засчитываются в стаж работы в календарном порядке, за исключением случаев применения льготного порядка исчисления стажа указанной работы, в частности, лицам, работавшим в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по перечню согласно приложению, 1 год работы засчитывается в указанный стаж работы как 1 год и 6 месяцев (подп. "б" п. 5 Правил). Приложением к названным правилам является Перечень структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как 1 год и 6 месяцев. В данном Перечне в числе наименований структурных подразделений в п. 1 поименованы как отделения хирургического профиля отделения акушерское, акушерское физиологическое; акушерское обсервационное; акушерское патологии беременности; родовое (родильное). В списке отделений хирургического профиля послеродовое отделение роддома не поименовано.
В представленном штатном расписании ***157 с 1994 по 1997 г.г. усматриваются следующие отделения: акушерское отделение *** на 40 коек, акушерское отделение *** на 40 коек, приемное отделение, родовое отделение, отделение новорожденных на 40 коек. «Послеродовое отделение» в штатном расписании за 1994-1997 годы не усматривается.
В тарификационных списках должности Кутяновой Л.А. следующие: 1993 год-тарификационный лист не представлен; 1994 год-акушерка; 1995 год-медс. новор.; 1996 год-тарификационный лист на хранении не имеется; 1997 год-тарификационный лист на хранении не имеется; 1998 год-акушерка послеродового отделения (в штатном расписании за 1998г. имеется «послеродовое» отделение). Учитывая, что другие документы, подтверждающие работу заявительницы в отделениях хирургического профиля не представлены, период работы с *** по *** в качестве акушерки послеродового отделения подлежит зачету в специальный стаж в календарном исчислении.
Кроме того, индивидуальные сведения за спорный период предоставлены с кодом ЗП 81 ГД, что в соответствии с Постановлением Правления ПФ РФ от 27.09.2019 N 485п "Об утверждении форм и форматов сведений, используемых для регистрации граждан в системе индивидуального (персонифицированного) учета, и Порядка заполнения форм указанных сведений" соответствует Лечебной и иной работе по охране здоровья населения в городах. Связанная с хирургией лечебная работа в городах, в соответствии с вышеуказанным Постановлением Правления ПФ РФ от 27.09.2019 N 485п, проставляется с кодом ХИРУРГД.
Кроме того, пунктом 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 года №516, включение периодов нахождения на курсах повышения квалификации в специальный стаж не предусмотрено. Требуемый 30 летний льготный стаж, на момент обращения за назначением истцом не выработан. Соответственно, при условии включения в льготный стаж к периодам включенным Управлением суммировать спорные периоды, заявленные истцом право на назначение досрочной страховой пенсии по старости возникает не ранее, чем через 6 месяцев со дня приобретения требуемой продолжительности стажа.
Также ответчик не согласен с требованиями о возмещении судебных расходов, поскольку основные требования истца не законны и не подлежат удовлетворению. Расходы на оплату услуг представителя не являются разумными, не соответствуют объему выполненной представителем работы. Просит отказать в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Заслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» предусмотрено, что право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону.
В соответствии с п.п.20 п.1 ст.30 указанного закона страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам: лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.
Пунктом 1.1 ст.30 Федерального закона №400-ФЗ (введен Федеральным законом от 03.10.2018 N 350-ФЗ) установлено, что страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19 - 21 части 1 настоящей статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к настоящему Федеральному закону. Назначение страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на ее получение по достижении соответствующего возраста в соответствии с пунктом 21 части 1 настоящей статьи, осуществляется при достижении ими возраста, указанного в приложении 6 к настоящему Федеральному закону.
При возникновении права на страховую пенсию по старости в 2019 году срок ее назначения установлен Приложением №7 не ранее чем через 12 месяцев со дня возникновения права на страховую пенсию по старости.
Согласно п.3 ст.10 Федерального закона от 03.10.2018 N 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» гражданам, которые указаны в части 1 статьи 8, пунктах 19 - 21 части 1 статьи 30, пункте 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" и которые в период с *** по *** достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до ***, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.
Согласно ч. 3 ст. 30 закона "О страховых пенсиях" периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (ч. 2 ст. 30 закона "О страховых пенсиях").
В соответствии с п.4 статьи 30 закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
Согласно пп. "н" п. 1 Постановления Правительства РФ от 16 июля 2014 г. N 665, при определении стажа на соответствующих видах работ при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, применяются: Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. N 781; Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066- для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно; Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464. с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно.
Согласно Постановления Совмина РСФСР от 06.09.1991 N 464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет», исчисление сроков выслуги производится по следующим правилам: работникам здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений, указанным в прилагаемом Списке, один год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) считать за один год и 3 месяца; среднему медицинскому персоналу отделений (палат) хирургического профиля стационаров,- один год работы в этих должностях и подразделениях считать за один год и 6 месяцев.
Абзацем 3 пункта 2 постановления Совмина РСФСР от 06.09.1991 N 464 предусматривалось исчисление выслуги лет в определенных должностях и подразделения в льготном исчислении как один год за один год и шесть месяцев. Указанным постановлением, в частности, предусматривалось льготное исчисление стажа среднего медицинского персонала отделений (палат) хирургического профиля стационаров.
Из системного толкования вышеприведенной правовой нормы следует, что льготный порядок исчисления специального трудового стажа год работы за один год и шесть месяцев предусмотрен для среднего медицинского персонала в структурных подразделениях (палатах) учреждений здравоохранения, имеющих хирургический профиль.
При этом, Постановление Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 N 464, регламентируя льготный порядок подсчета специального стажа для среднего медперсонала отделений (палат) хирургического профиля стационаров, не конкретизирует наименования отделений хирургического профиля стационаров.
Согласно информационному письму Минтруда Российской Федерации от 27.09.2000 N 3948/1-17, Пенсионного фонда Российской Федерации от 29.09.2000 N 06-25/8625, при исчислении специального стажа, имевшего место до 01.11.1999 и дающего право на пенсию за выслугу лет в соответствии со статьей 81 Закона Российской Федерации от 20.11.1990 N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации", применяется Номенклатура учреждений здравоохранения, утвержденная Приказом Минздрава России от 03.11.1999 N 395, и перечень хирургических отделений (палат) для взрослых и детей в стационарах, содержащийся в Положении об оплате труда работников здравоохранения Российской Федерации, утвержденном Приказом Минздрава России от 15.10.1999 N 377.
Данные нормативные акты применяются при обращении за назначением пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения с учетом периодов работы до 01.11.1999 года.
В Перечне отделений хирургического профиля (Приказ Минздрава РФ от 15.10.1999 N 377) поименовано акушерское отделение (в том числе физиологическое, обсервационное, патологии беременности).
Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 29.01.1999 N 28 "О перечне хирургических подразделений стационаров лечебно-профилактических учреждений" утвержден соответствующий Перечень хирургических подразделений стационаров лечебно-профилактических учреждений, к которым, в том числе, относятся акушерское отделение (в том числе физиологическое, обсервационное, патологии беременности).
В Номенклатуре должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения, утвержденной Приказом Минздрава РФ от 15.10.1999 N 377, должность акушерки отнесена к среднему медицинскому персоналу.
Согласно письму Пенсионного фонда Российской Федерации от 16.10.2002 N ЛЧ-25-25/9480 льгота по исчислению стажа на соответствующих видах работ может применяться в отношении среднего медицинского персонала отделений (палат) хирургического профиля стационаров без подтверждения факта участия в проведении хирургических операций.
Согласно Правилам исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, утвержденным постановлением Правительства РФ N 781 от 29.10.2002, акушеркам отделений акушерского, акушерского физиологического, родового (родильного) учреждений здравоохранения, год работы засчитывается в указанный стаж работы как год и 6 месяцев.
В Перечне структурных подразделений государственных и муниципальных учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых дает право 1 год работы считать за 1 год 6 месяцев (приложение к Правилам исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения от 22.09.1999 №1066) указаны следующие отделения: акушерское физиологическое, акушерское обсервационное, акушерское патологии беременности.
Согласно п.5 Положения о родильном доме, утвержденного приказом Министерства здравоохранения СССР от 12.09.1977 года №830, родильный дом может иметь следующие структурные подразделения: стационар, включающий приемно-смотровые помещения, помещения для выписки, родовое физиологическое отделение (помещения родового блока), отделения (палаты) патологии беременности, послеродовое физиологическое, обсервационное, для новорожденных, гинекологическое; женскую консультацию; лечебно-диагностические подразделения; административно-хозяйственную часть.
Приказом Министерства Здравоохранения СССР от 09.01.1986 г. N 55 "Об организации работы родильных домов (отделений)" утверждены Методические указания (приложения N 2) в которых указано, что стационар родильного дома включает в себя: родовое физиологическое отделение, отделение патологии беременных, послеродовое физиологическое и другие. В приложении N 8 к приказу от 09.01.1986 года N 55 представлен перечень акушерских отделений: отделение патологии беременных; послеродовое отделение; обсервационное отделение.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы в календарном порядке, за исключением, в частности, следующего случая: лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), год работы в сельской местности или в поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывается в указанный стаж работы как год и 3 месяца.
В ходе судебного разбирательства установлено, что Кутянова (до брака Лебедева) Людмила Анатольевна, *** года рождения, с *** работает медицинской сестрой в учреждениях здравоохранения в городе и сельской местности.
*** Кутянова Л.А. обратилась в УПФР в Увинском районе Удмуртской Республики (межрайонное) за назначением досрочной страховой пенсии в соответствии с подп.20 п.1 ст.30 Федерального закона «О страховых пенсиях». Решением Управления от *** *** засчитано в льготный стаж истицы 28 лет 2 месяца 2 дня, и как следствие, в связи с отсутствием стажа требуемой продолжительности, в назначении досрочной страховой пенсии ей отказано. Указанным решением в специальный стаж истицы зачтен период работы с *** по *** в должности акушерки послеродового отделения ***16 *** в календарном исчислении- 4 года 1 месяц 11 дней, и отказано в зачете в специальный стаж периодов обучения на курсах повышения квалификации: с *** по ***, с *** по ***, с *** по ***, с *** по ***, с *** по ***, с *** по ***.
*** Кутянова Л.А. повторно обратилась в УПФР в Увинском районе Удмуртской Республики (межрайонное) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с подп.20 п.1 ст.30 Федерального закона «О страховых пенсиях». Решением Управления от *** *** засчитано в специальный стаж истицы 29 лет, и в связи с отсутствием стажа требуемой продолжительности в назначении досрочной страховой пенсии отказано. Указанным решением период работы с *** по *** в должности акушерки послеродового отделения МСЧ *** зачтен в специальный стаж в календарном исчислении- 4 года 1 месяц 11 дней, и отказано в зачете периодов курсов повышения квалификации.
Согласно трудовой книжки Кутянова (до брака ***17) Людмила Анатольевна после окончания учебы в Ижевском медицинском колледже с *** принята на работу в ***187 медсестрой отделения новорожденных род***, с *** переведена акушеркой послеродового отделения (приказ 43 от ***), с *** переведена акушеркой обсервационного отделения (приказ *** от ***). *** трудовой договор расторгнут по инициативе работника.
Принятие истицы в родильный ***19 *** и переводы подтверждаются архивной справкой БУЗ УР «Городская клиническая больница ***20» от *** ***-арх, согласно которой *** Кутяновой (***21 Л.А. дан перевод в послеродовое отделение роддома на должность акушерки (приказ *** от ***), *** дан перевод в обсервационное(акушерско-физиологическое) отделение роддома на должность акушерки (приказ *** от ***).
В ходе судебного разбирательства установлено, что родильный ***227 на 80 коек имел следующую структуру: согласно штатного расписания на 1994 год (л.д.111-112)- акушерское отделение *** на 40 коек (где предусмотрена должность медсестры по физиотерапии), акушерское отделение *** на 40 коек, родовое отделение, отделение новорожденных, приемное отделение. Аналогичная структура предусмотрена штатными расписаниями в 1995 году (л.д.115-116), в 1996 году (л.д.117-118), в 1997 году (л.д.119-120). Штатным расписанием на 1998 год (л.д.123-124) предусмотрена следующая структура: приемное отделение, дородовое (где предусмотрена должность медсестры по физиотерапии), послеродовое, отделение новорожденных, родовое. Штатным расписанием на 1999 год (л.д.125) предусмотрена следующая структура: акушерское патологии беременных (где предусмотрена должность медсестры по физиотерапии), акушерское физиологическое отделение, отделение новорожденных, родовое. Штатным расписанием на 2000 год (л.д.126) предусмотрена такая же структура: акушерское патологии беременных (где имеется должность медсестры по физиотерапии), акушерское физиологическое, отделение новорожденных, родовое отделение.
Анализ тарификационных списков работников должности врачей на *** и на *** позволяет сделать вывод о том, что должности заведующего и акушеров-гинекологов послеродового отделения (в 1998 году) и эти же должности акушерского физиологического отделения (в 1999 году) занимают те же лица. Аналогично, из тарификационных списков работников должности среднего медицинского персонала на *** и на *** следует, что должности акушерок послеродового отделения (в 1998 году) и должности акушерок акушерского физиологического отделения (в 1999 году) занимают одни и те же лица (в том числе ***23(после заключения брака Кутянова) Л.А.).
Должность медсестры по физиотерапии в тарификационных списках предусмотрена только в дородовом (в 1998 году) и акушерском патологии беременности (в 1999 году). В этих отделениях ***24 (Кутянова) Л.А. не работала.
Из представленных лицевых счетов за декабрь 1998 и январь 1999 года следует, что оклад ***25 (Кутяновой) Л.А. составлял 243,57 руб., что также свидетельствует о том, что истица занимала в эти годы одну и ту же должность в одном и том же отделении. В то же самое время, ответчиком период работы с *** в должности акушерки физиологического отделения засчитан в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год 6 месяцев.
Таким образом, ***7 в спорный период фактически осуществляла деятельность по охране здоровья населения в должности акушерки акушерского физиологического отделения роддома, относящегося к хирургическому отделению, в связи с чем суд приходит к выводу о том, что период работы в должности акушерки послеродового, обсервационного (как указал в трудовой книжке работодатель) отделения родильного *** ***26 *** по *** следует исчислять в льготном порядке - один год работы за один год и шесть месяцев. При этом суд исходит из того, что неисполнение администрацией учреждения здравоохранения, предусмотренных законодательством требований, использование произвольных и неточных наименований структурных подразделений учреждения здравоохранения в нарушение действующего законодательства, непроставление соответствующего льготного кода в индивидуальных сведениях застрахованного лица не должно ограничивать законные права на пенсионное обеспечение истца, поскольку факт работы в спорный период в подразделении хирургического профиля стационара подтвержден документально. В связи с этим в специальный стаж истицы подлежит включению льготный период- 2 года 20 дней (льготный стаж 6 лет 2 месяца – стаж 4 года 1 месяц 10 дней= льготный период 2 года 20 дней).
Согласно ст.187 Трудового кодекса Российской Федерации в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата. Поэтому период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.
Судом установлено, что в периоды с *** по ***, с *** по ***, с *** по ***, с *** по ***, с *** по ***, с *** по *** ***2, являясь медицинской сестрой Нылгинской участковой больницы ***27 проходила обучение на курсах повышения квалификации, за ней сохранялось рабочее место и заработная плата, что подтверждается трудовой книжкой истицы и справкой работодателя от *** ***.
Для отдельных категорий работников в силу специальных нормативных актов повышение квалификации является обязательным условием выполнения работы. В силу положений Федерального закона от *** N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» повышение квалификации является обязательным условием осуществления лечебной деятельности. Так, обязанность работодателя (учреждения здравоохранения) направлять медицинских работников на курсы повышения квалификации закреплена в пп. 8 п. 1 ст. 79 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ. Медицинские работники обязаны систематически повышать свою квалификацию, это предусмотрено Приказом Минздрава РФ от 20.11.2002 года №350 и должностными инструкциями медицинских работников, поскольку прохождение соответствующих курсов повышения квалификации производится на основании приказов работодателя и является обязательной частью их трудовой деятельности.
В периоды обучения на курсах повышения квалификации Кутянова Л.А. занимала должность медицинской сестры в учреждении здравоохранения, за ней сохранялось место работы и средний заработок, работодателем уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ, в связи с чем данные периоды подлежит включению в ее специальный стаж.
Поскольку периоды нахождения на курсах повышения квалификации имели место в период работы, подлежащий включению в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, в льготном исчислении (работа в сельской местности), то периоды нахождения на курсах повышения квалификации должны быть засчитаны в стаж истца в таком же порядке: один год работы как один год и три месяца.
Соответственно, решения УПФР в Увинском районе Удмуртской Республике (межрайонное) в части отказа во включении в специальный стаж Кутяновой Л.А. периодов нахождения на курсах повышения квалификации следует признать незаконными.
Согласно ст.22 Федерального Закона «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
На момент первого обращения Кутяновой Л.А. в УПФР в Увинском районе Удмуртской Республики (межрайонное) – *** - с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением медицинской деятельности ответчик засчитал в специальный стаж 28 лет 2 месяца 2 дня. Дополнительно к этому подлежат зачету в стаж период работы в акушерском отделении род*** МСЧ *** с *** по *** с применением льготного исчисления работы 1 год работы за 1 год 6 месяцев (то есть довключить в специальный стаж льготный период 2 года 20 дней) и периоды курсов повышения квалификации в льготном исчислении 1 год за 1 год 3 месяца: с *** по *** (2 мес.12 дн.), с *** по *** (1 мес. 18 дн.), с *** по *** (16 дней), с *** по *** (1 мес. 17 дн.), с *** по *** (11 дней), с *** по *** (3 дня) общей продолжительностью 6 месяцев 17 дней.
Таким образом, при суммировании подлежащих включению в специальный стаж периодов работы (2 года 20 дней), курсов повышения квалификации (6 мес. 17 дней) и признанного ответчиком специального стажа (28 лет 2 месяца 2 дня), стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в городе и сельской местности, составлял у истца на день обращения в пенсионный орган за назначением пенсии (***) 30 лет 09 месяцев 09 дней, что соответствует условию, установленному п.п.20 п. 1 ст.30 ФЗ «О страховых пенсиях» и положениям п.1.1 ст.30 Федерального закона №400-ФЗ, п.3 ст.10 Федерального закона №350-ФЗ от ***.
В связи с изложенным, требование истца о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" с 29.04.2019 года подлежит удовлетворению.
Согласно ст.98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
В соответствии со ст.88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела. К издержкам, согласно ст.94 ГПК РФ, относятся, в частности, расходы на оплату услуг представителей, другие признанные судом необходимыми расходы.
Согласно ст.100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Установление размера и порядка оплаты услуг представителя относится к сфере усмотрения доверителя и поверенного и определяется договором. Суд не вправе вмешиваться в эту сферу, однако может ограничить взыскиваемую в возмещение соответствующих расходов сумму, если сочтет ее чрезмерной с учетом конкретных обстоятельств, используя в качестве критерия разумность понесенных расходов. Неразумными могут быть сочтены значительные расходы, не оправданные ценностью подлежащего защите права либо несложностью дела.
Согласно п.10 Постановления Пленума Верховного Суда РФ №1 от 21.01.2016 года, лицо, заявляющее о взыскании судебных издержек, должно доказать факт их несения, а также связь между понесенными указанным лицом издержками и делом, рассматриваемым в суде с его участием. Недоказанность данных обстоятельств является основанием для отказа в возмещении судебных издержек.
Указанные обстоятельства суд находит доказанными. Как следует из материалов дела, истцом согласно чеку-ордеру от *** оплачена госпошлина при подаче иска в суд в размере 300 руб., а также оплачены услуги представителя в сумме 45000 рублей по договору *** на оказание юридических услуг от ***, что подтверждается квитанциями к приходным кассовым ордерам от *** на сумму 5000 руб., от *** на сумму 5000 руб., от *** на сумму 5000 руб., от *** на сумму 5000 руб., от *** на 5000 руб., от *** на сумму 5000 руб., от *** на сумму 15000 руб. Поскольку судом иск ***9 удовлетворяется, она имеет право на возмещение понесенных судебных расходов при рассмотрении дела в суде, в частности, ей должны быть возмещены расходы по оплате госпошлины при подаче иска в размере 300 руб., а также расходы по оплате услуг представителя. В то же самое время суд считает, что сумма расходов истца на оплату услуг представителя в размере 45000 руб. является явно завышенной и не отражает реальных затрат представителем времени и усилий на подготовку к защите интересов истца в суде. Суд принимает во внимание то обстоятельство, что представитель истца участвовал в четырех судебных заседаниях: предварительном от *** и в судебных заседаниях ***, *** и ***, провел определенную подготовку к судебному разбирательству, запрашивал у работодателя документы, касающиеся спорных периодов, уточнял исковые требования. В то же самое время, текст искового заявления не является сложным по содержанию, а судебные заседания не были длительными, что свидетельствует о крайне небольших затратах времени представителя на его составление и на подготовку к рассмотрению дела в суде.
В связи с вышеизложенным, учитывая небольшой объем работы представителя истца по подготовке искового заявления и по представлению интересов истца в суде, суд считает, что оплата услуг представителя в сумме 45000 руб. явно несоразмерна оказанным услугам, не соответствует разумным пределам, и возмещаемая Кутяновой Л.А. сумма расходов на оплату услуг представителя подлежит снижению до 10000 руб., всего истцу подлежат возмещению судебные расходы в размере 10300 руб.(10000+300=10300).
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Иск Кутяновой Л.А. к УПФР в Увинском районе Удмуртской Республики (межрайонное) о признании незаконными решений от *** *** и от *** *** об отказе в досрочном назначении страховой пенсии по старости в части не включения в стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периода работы в акушерском отделении ***28 *** с применением льготного исчисления 1 год работы за 1 год 6 месяцев и периодов курсов повышения квалификации, возложении обязанности по включению в специальный стаж указанных периодов и назначению досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с подп. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях»- удовлетворить.
Признать незаконными решения УПФР в Увинском районе Удмуртской Республики (межрайонное) от *** *** и от *** *** об отказе в досрочном установлении страховой пенсии по старости в части не включения в стаж работы Кутяновой Людмилы Анатольевны, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периода работы в акушерском отделении роддома ***297 с применением льготного исчисления 1 год работы за 1 год 6 месяцев и периодов нахождения на курсах повышения квалификации.
Обязать УПФР в Увинском районе Удмуртской Республики (межрайонное) включить в специальный стаж ***2 период работы в акушерском отделении роддома ***30 *** с *** по *** с применением льготного исчисления работы 1 год работы за 1 год 6 месяцев, периоды нахождения на курсах повышения квалификации в льготном исчислении 1 год за 1 год 3 месяца: с *** по ***, с *** по ***, с *** по ***, с *** по ***, с *** по ***, с *** по *** и назначить Кутяновой Людмиле Анатольевне досрочную страховую пенсию по старости по подпункту 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от *** №400-ФЗ «О страховых пенсиях» с ***.
Взыскать в пользу Кутяновой Л.А. с УПФР в Увинском районе Удмуртской Республики (межрайонное) судебные расходы в размере 10300 руб.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме через Увинский районный суд.
В окончательной форме решение принято 20.04.2021 года.
Судья- В.А.Ёлкина