Дело № 2-2001/2023
УИД 51RS0003-01-2023-002032-53
Решение в окончательной форме изготовлено 17 июля 2023 г.(с учетом ч. 3 ст. 107 ГПК РФ)
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
10 июля 2023 г. город Мурманск
Ленинский районный суд города Мурманска в составе:
председательствующего судьи Дерябина Д.А.
при ведении протокола помощником судьи Евлеевой А.Ю.
с участием представителя истца Варфоломеевой К.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску администрации города Мурманска к обществу с ограниченной ответственностью «УК СИЯНИЕ РОСЛЯКОВО» о понуждении к выполнению работ по текущему ремонту,
установил:
администрация города Мурманска обратилась в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Ремонтно-эксплуатационная служба Росляково-1» (далее – ООО «РЭС Росляково-1) о понуждении к выполнению работ по текущему ремонту общего имущества в муниципальных квартирах <адрес> города Мурманска.
В обоснование заявленных исковых требований истец указал, что муниципальное образование город Мурманск является собственником помещений в многоквартирном доме <адрес>, что подтверждается выпиской из реестра муниципального имущества города Мурманска от 23 мая 2023 года.
Управление указанным многоквартирным домом осуществляет ООО «РЭС Росляково-1» в соответствии с договором управления многоквартирным домом.
В рамках осуществления контроля за сохранностью муниципального недвижимого имущества города Мурманска сотрудниками Мурманского муниципального казенного учреждения «Центр по контролю за использованием муниципального имущества» (далее - ММКУ «ЦКИМИ») проведена проверка пустующих муниципальных жилых помещений <адрес> города Мурманска.
В ходе проведенной ММКУ «ЦКИМИ» проверки выявлено, что в квартире № имеется коррозия на подводящих трубопроводах теплоснабжения к радиаторам, а также коррозия и подтёки на стояках холодного и горячего водоснабжения; в квартире № имеется течь подводящего трубопровода теплоснабжения к радиатору отопления.
24 мая 2023 года муниципальным казенным учреждением «Новые формы управления» (далее - МКУ «НФУ») совместно с представителем ММКУ «ЦКИМИ» проведено обследование технического состояния инженерных сетей, расположенных в муниципальных пустующих квартирах <адрес>, по результатам которого был составлено № В данном акте отражено, что в квартире №1 выявлено неудовлетворительное техническое состояние стоякового трубопровода системы отопления в виде наличия значительной коррозии и сухих следов капельной течи в комнате № а также наличие значительной коррозии и сухих следов капельной течи на стояковом трубопроводе системы горячего водоснабжения в помещении санузла; в квартире № выявлено наличие значительной коррозии на подводящем трубопроводе системы отопления в помещении комнаты № 1.
На дату подачи искового заявления в суд необходимые работы по текущему ремонту общего имущества жилых помещений <адрес> города Мурманска управляющей организацией ООО «РЭС Росляково-1» не выполнены.
Между тем в силу положений статьи 36, пункта 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года №491 все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги должны осуществляться управляющей организацией.
Просит суд обязать ответчика ООО «РЭС Росляково-1» в течение семи дней со дня вступления решения суда в законную силу организовать и обеспечить выполнение работ по текущему ремонту общего имущества в муниципальных квартирах <адрес> города Мурманска, а именно: в квартире № произвести замену участка стоякового трубопровода системы отопления в помещении комнаты №, в том числе в районе перекрытия в вышерасположенную квартиру №, произвести замену участка стоякового трубопровода системы горячего водоснабжения в помещении санузла; в квартире № произвести замену участка подводящего трубопровода системы отопления в помещении комнаты №.
В ходе рассмотрения дела установлено, что ООО «РЭС Росляково-1», ИНН № изменило наименование с 30 июня 2023 г., в настоящее время именуется ООО «УК СИЯНИЕ РОСЛЯКОВО», ИНН №).
В судебном заседании представитель истца администрации города Мурманска по доверенности <данные изъяты>. (сотрудник МКУ «НФУ») исковые требования к ООО «УК СИЯНИЕ РОСЛЯКОВО» поддержала в полном объеме.
Представитель ответчика ООО «УК СИЯНИЕ РОСЛЯКОВО» (ранее –
ООО «РЭС Росляково-1») в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен посредством направления заказного письма с судебной повесткой, полученного им 28 июня 2023 года, о чем свидетельствует подпись уполномоченного сотрудника Общества на уведомлении о вручении заказного письма, об уважительности причин неявки не уведомил, ходатайства об отложении судебного заседания не заявил.
В соответствии со статьей 233 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае неявки в судебное заседание ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, не сообщившего об уважительных причинах неявки и не просившего о рассмотрении дела в его отсутствие, дело может быть рассмотрено в порядке заочного производства.
В связи с отсутствием сведений об уважительных причинах неявки ответчика, отсутствием ходатайств о рассмотрении дела в ее отсутствие, с учетом отсутствия возражений представителя истца на рассмотрение дела в порядке заочного производства, суд приходит к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие ответчика в порядке заочного производства.
Представитель третьего лица ММКУ «Центр по контролю за использованием муниципального имущества», извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, о причинах неявки суду не сообщил.
Заслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации с состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме входит, в частности механическое, электрическое, санитарно-техническое и другое оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения.
В соответствии с абзацем 1 пункта 5 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491 (далее - Правила № 491), в состав общего имущества включаются внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях.
Пунктом 6 Правил № 491 определено, что в состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.
Таким образом, в состав общего имущества включаются инженерные системы горячего водоснабжения и внутридомовая система отопления.
Общие требования к деятельности по управлению многоквартирным домом и договору управления многоквартирным домом установлены статьям 161 и 162 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме.
На основании части 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно пункту 10 Правил № 491 общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц.
В соответствии с подпунктом «а» пункта 16 Правил № 491 надлежащее содержание общего имущества обеспечивается собственниками помещений путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией в соответствии с частью 5 статьи 161 и статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Пунктом 42 Правил № 491 предусмотрено, что управляющие организации отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
Таким образом, в согласно части 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также пункта 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 № 491, выполнение работ и оказание услуг по содержанию общего имущества многоквартирного дома являются для управляющей организации обязательными в силу закона.
В силу пункта 3 части 5 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации должностные лица органов государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля, являющиеся соответственно государственными жилищными инспекторами, муниципальными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований.
Из материалов дела следует, что муниципальное образование город Мурманск является собственником жилых помещений – квартир №, расположенных в многоквартирном доме <адрес>, что подтверждается выпиской из реестра муниципального имущества города Мурманска от 23 мая 2023 года (л.д.15-17).
Вышеназванный многоквартирный дом 1988 года постройки, 5 -этажный, 3 - подъездный, фундамент ленточный железобетонный, стены крупнопанельные, кровля из рулонных материалов, оборудован центральным отоплением, холодным и горячим водоснабжением, водоотведением (л.д.18).
Судом установлено, что управление указанным многоквартирным домом по результатам открытого конкурса по отбору управляющей организации, проведенного 18 ноября 2021 года, и заключенного договора управления многоквартирным домом осуществляет ООО «УК СИЯНИЕ РОСЛЯКОВО» ИНН № (до 30 июня 2023 г. – ООО «РЭС Росляково-1» (ИНН 5110002289)) (л.д. 59).
Согласно пункту 3.1.3 договора управления многоквартирным домом управляющая организация ООО «РЭС Росляково-1» обязана оказывать услуги и выполнять работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с приложением №4 к настоящему договору.
В разделе VI приложения № 4 к договору управления определен перечень работ, необходимых для надлежащего содержания оборудования и систем инженерно-технического обеспечения многоквартирного дома, в том числе смена отдельных участков трубопроводов.
В рамках осуществления контроля за сохранностью муниципального недвижимого имущества города Мурманска сотрудниками ММКУ «ЦКИМИ» проведена проверка пустующих муниципальных жилых помещений <адрес> Мурманска, согласно которой в квартире № 1 имеется коррозия на подводящих трубопроводах теплоснабжения к радиаторам, коррозия и подтеки на стояках холодного и горячего водоснабжения; в квартире № имеется течь подводящего трубопровода теплоснабжения к радиатору отопления (л.д.40).
МКУ «НФУ», представляя интересы муниципального образования город Мурманск как собственника жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме <адрес>, запланировала 24 мая 2023 года провести обследование технического состояния инженерных сетей, расположенных в муниципальных пустующих квартирах №.№. указанного дома (л.д.20).
Факсограммой от 23 мая 2023 года № МКУ «НФУ» уведомило управляющую организацию ООО «РЭС Росляково-1» о проведении 24 мая 2023 года в 10 часов 00 минут обследования технического состояния общего имущества многоквартирного дома <адрес> и просило направить представителя для участия в комиссии по проведению такого обследования (л.д.20 -21).
Вместе с тем для участия в работе комиссии ООО «РЭС Росляково -1» своего представителя не направило (л.д.18).
24 мая 2023 года комиссией в составе представителей МКУ «Новые формы управления» - Громяка В.М., ММКУ «ЦКИМИ» - Денисова Д.М. проведено обследование технического состояния инженерных сетей, расположенных в муниципальных пустующих квартирах <адрес> города Мурманска, по результатам которого составлен акт № о том, что в квартире №1 выявлено неудовлетворительное техническое состояние стоякового трубопровода системы отопления в виде наличия значительной коррозии и сухих следов капельной течи в помещении комнаты №, в том числе в районе перекрытия в вышерасположенную квартиру №, а также наличие значительной коррозии и сухих следов капельной течи на стояковом трубопроводе системы горячего водоснабжения в помещении санузла; в квартире № выявлено наличие значительной коррозии на подводящем трубопроводе системы отопления в помещении комнаты №
По итогам обследования комиссия пришла к выводу о том, что управляющей организации ООО «РЭС Росдяково-1» необходимо организовать и обеспечить выполнение следующих работ: в квартире № по замене участка стоякового трубопровода системы отопления в помещении комнаты № в том числе в районе перекрытия в вышерасположенную квартиру № 4, по замене участка стоякового трубопровода системы горячего водоснабжения в помещении санузла; в квартире № по замене участка подводящего трубопровода системы отопления в помещении комнаты № 1 (л.д.18-19).
02 июня 2023 года акт проверки № от 24 мая 2023 года был направлен МКУ «НФУ» посредством почтовой связи в адрес ООО «РЭС Росляково-1» для устранения выявленных нарушений на общедомовых сетях водоснабжения и теплоснабжения. Данное обстоятельство подтверждено списком № 3 (партия 1753) внутренних почтовых отправлений от 02 июня 2023 года, согласно которому в этот день в адрес ООО «РЭС Росляково - 1» было направлено письмо посредством почтовой связи с идентификатором № (д.д.22-24). Указанное письмо вручено ООО «РЭС Росляково - 1» 07 июня 2023 года.
Ссылаясь на то обстоятельство, что выявленные нарушения в содержании общего имущества ответчиком до настоящего времени не устранены, истец просит возложить на ответчика обязанность организовать и обеспечить выполнение необходимых работ по текущему ремонту этого имущества.
Оценивая доводы истца в совокупности с представленными доказательствами, суд учитывает следующее.
С целью обеспечения сохранности жилищного фонда всех форм собственности, обеспечения выполнения установленных нормативов по содержанию и ремонту собственниками жилищного фонда или уполномоченными управляющими организациями различных организационно-правовых форм, занятых обслуживанием жилищного фонда, Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 года № 170 (далее - Правила №170), определены требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилищного фонда.
В соответствии с пунктом 2.3.1 Правил № 170 организация текущего ремонта жилых зданий должна производиться в соответствии с техническими указаниями по организации и технологии текущего ремонта жилых зданий и техническими указаниями по организации профилактического текущего ремонта жилых крупнопанельных зданий. Текущий ремонт выполняется организациями по обслуживанию жилищного фонда подрядными организациями.
Согласно пункту 2.3.3 Правил № 170 примерный перечень работ, относящихся к текущему ремонту, приведен в приложении № 7.
Пунктами 11 Приложения № 7 в перечень работ, относящихся к текущему ремонту, включены установка, замена и восстановление работоспособности отдельных элементов и частей элементов внутренних систем центрального отопления включая домовые котельные.
В силу пункта 2.3.5 Правил №170 текущий ремонт инженерного оборудования жилых зданий (системы отопления и вентиляции, горячего и холодного водоснабжения, канализации, электроснабжения, газоснабжения), находящегося на техническом обслуживании специализированных эксплуатационных предприятий коммунального хозяйства, осуществляется силами этих предприятий.
Пунктом 5.1.1 Правил № 170 предусмотрено, что системы теплоснабжения (котельные, тепловые сети, тепловые пункты, системы отопления и горячего водоснабжения) жилых зданий должны постоянно находиться в технически исправном состоянии и эксплуатироваться в соответствии с нормативными документами по теплоснабжению (вентиляции), утвержденными в установленном порядке.
В соответствии с пунктом 5.1.3 Правил № 170 для надежной и экономичной эксплуатации систем теплоснабжения организуется своевременное проведение планово-предупредительного ремонта и содержание в исправности системы отопления с подачей теплоносителя требуемых параметров во все нагревательные приборы здания по графику регулирования температуры воды в системе отопления (приложение № 11); системы горячего водоснабжения с подачей горячей воды требуемой температуры и давления во все водоразборные точки.
Организации, обслуживающие жилищный фонд, за месяц до окончания текущего отопительного периода должны разработать, согласовать с теплоснабжающей организацией и утвердить в органах местного самоуправления графики работ по профилактике и ремонту тепловых сетей, тепловых пунктов и систем теплопотребления с извещением жителей за два дня об остановке (пункт 5.1.5 Правил № 170).
Согласно пункту 5.2.1 Правил № 170 эксплуатация системы центрального отопления жилых домов должна обеспечивать, в том числе, поддержание оптимальной (не ниже допустимой) температуры воздуха в отапливаемых помещениях; равномерный прогрев всех нагревательных приборов; поддержание требуемого давления (не выше допускаемого для отопительных приборов) в подающем и обратном трубопроводах системы; герметичность; ремонт или замену неисправных кранов на отопительных приборах; наладку системы отопления, ликвидацию излишне установленных отопительных приборов и установку дополнительных в отдельных помещениях, отстающих по температурному режиму.
В силу пункта 5.2.4 Правил № 170 слесари-сантехники должны следить за исправным состоянием системы отопления, своевременно устранять неисправности и причины, вызывающие перерасход тепловой энергии.
Персонал организации по обслуживанию жилищного фонда должен систематически в течение отопительного сезона производить контроль за работой систем отопления (пункт 5.2.12 Правил №170).
Согласно пункту 5.2.21 Правил №170 трубопроводы и отопительные приборы должны быть закреплены, а их уклоны установлены по уровню.
В соответствии с пунктом 5.3.4 Правил № 170 работа по ремонту систем горячего водоснабжения должна выполняться в соответствии с проектом и требованиями инструкций и правил.
Согласно абзацу 4 пункта 5.3.6 Правил № 170 в процессе эксплуатации системы горячего водоснабжения необходимо следить за отсутствием течей в стояках, подводках к запорно-регулирующей и водоразборной арматуре, устранять причины, вызывающие их неисправность и утечку воды.
Пунктом 5.3.7 Правил № 170 определено, что осмотр систем горячего водоснабжения следует производить согласно графику, утвержденному специалистами организации по обслуживанию жилищного фонда, результаты осмотра заносить в журнал.
Таким образом, ответственность за содержание систем отопления, в том числе подводящих и отводящих трубопроводов, стояков, радиаторов, запорной аппаратуры и прочее оборудование, а также за содержание системы горячего водоснабжения, в том числе стояков, подводок к запорно-регулирующей и водоразборной арматуре, несет управляющая организация как лицо, ответственное за обслуживание жилого фонда.
Ответчиком в материалы дела не представлено доказательств тому, что управляющей организацией своевременно производился осмотр инженерного и иного оборудования, относящегося к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме, для установления его фактического состояния, принимались меры к проведению необходимых профилактических мероприятий и организации текущего ремонта, в том числе в части восстановления целостности и работоспособности инженерного оборудования путем установки его отсутствующих элементов и замене неисправных, а также доказательств тому, что имелись препятствия к совершению указанных действий, направленных на выполнение обязанностей по содержанию общего имущества, расположенного в многоквартирном доме.
Наличие выявленных в ходе комиссионного обследования недостатков ответчиком не оспорено.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что факт ненадлежащего исполнения ООО «УК СИЯНИЕ РОСЛЯКОВО» обязанностей по договору управления многоквартирным домом <адрес> города Мурманска нашел свое подтверждение в ходе рассмотрения дела и принимает представленные истцом в материалы дела документы в качества доказательства по делу для определения перечня работ, необходимых для приведения общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме в надлежащее состояние.
Таким образом, суд полагает исковые требования подлежащими удовлетворению.
В соответствии со статьей 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Учитывая необходимость выполнения ряда мероприятий, направленных на непосредственное выполнение работ, в целях реального исполнения судебного акта, суд устанавливает срок исполнения решения суда - семь дней со дня вступления решения в законную силу, полагая, что данный срок является разумным и достаточным. Ответчиком возражений по сроку проведения работ не заявлено, доказательств невозможности проведения необходимых ремонтных работ с надлежащим качеством в указанный период времени не представлено.
В соответствии с частью 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве судами общей юрисдикции, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по этим делам в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков).
В силу абзаца 3 подпункта 3 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации, при подаче искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, а также искового заявления неимущественного характера государственная пошлина уплачивается для юридических лиц в размере 6000 рублей.
В соответствии с частью 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика в бюджет муниципального образования город Мурманск подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой истец освобожден.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 – 199, 233-235 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования администрации города Мурманска к обществу с ограниченной ответственностью «УК СИЯНИЕ РОСЛЯКОВО» о понуждении к выполнению работ по текущему ремонту - удовлетворить.
Обязать общество с ограниченной ответственностью «УК СИЯНИЕ РОСЛЯКОВО» (ИНН № в течение семи дней со дня вступления решения суда в законную силу организовать и обеспечить выполнение работ по текущему ремонту общего имущества в муниципальных квартирах <адрес> города Мурманска, а именно:
- в квартире № заменить участок стоякового трубопровода системы отопления в помещении комнаты № 1, в том числе в районе перекрытия в вышерасположенную квартиру № заменить участок стоякового трубопровода горячего водоснабжения в помещении санузла;
- в квартире №: заменить участок подводящего трубопровода системы отопления в помещении комнаты № 1.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «УК СИЯНИЕ РОСЛЯКОВО» (ИНН №) в бюджет муниципального образования город Мурманск государственную пошлину в размере 300 рублей.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья Д.А. Дерябин