Судья Романов С.А. Дело № 12-26/2022
(номер дела в суде первой
инстанции дело № 5-87/2022)
РЕШЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
21 марта 2022 года город Севастополь
Судья Севастопольского городского суда Исаев Сергей Николаевич, рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда (г. Севастополь, ул. Суворова, д. 20), жалобу директора Государственного бюджетного учреждения культуры города Севастополя «Культурный комплекс «Корабел» - Талах Л.М. на постановление судьи Нахимовского районного суда города Севастополя от 28 февраля 2022 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 14 статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в отношении юридического лица - Государственного бюджетного учреждения культуры города Севастополя «Культурный комплекс «Корабел»,
установил:
постановлением судьи Нахимовского районного суда г. Севастополя от 28.02.2022 г. юридическое лицо – ГБУК г. Севастополя «Культурный комплекс «Корабел» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 14 ст. 19.5 КоАП РФ и подвергнуто административному наказанию в виде приостановления деятельности на срок 25 суток.
Не согласившись с данным постановлением суда, директор ГБУК г. Севастополя «Культурный комплекс «Корабел» - Талах Л.М. подал в адрес Севастопольского городского суда жалобу, в которой просит постановленный судебный акт отменить и прекратить производство по делу.
В обоснование доводов жалобы заявитель указывает на то, что согласно п. 1.3-1.4 Устава Учреждения оно является подконтрольным Департаменту культуры города Севастополя, то есть Учреждение не может осуществлять деятельность, в том числе финансово-хозяйственную, без утверждения соответствующих документов Департаментом культуры города Севастополя.
Судом первой инстанции были неверно оценены письменные доказательства приобщенные к материалам дела, которые подтверждают факт того, что должностными лицами Учреждения предпринимались достаточные, объективные, всесторонние меры для устранения нарушений пожарной безопасности, при этом иных возможностей Учреждения не имелось, поскольку Учреждение подчиняется Департаменту культуры города Севастополя, и кроме того как запросить соответствующее финансирование из средства, как из средств федерального бюджета Российской Федерации, так и бюджета субъекта Российской Федерации - города федерального значения Севастополя, у Учреждения не имелось, и Учреждение начиная с 2018 года затребовало соответствующее финансирование в порядке подчиненности у вышестоящих организаций. Согласно приложению № 3 пояснения от 28.02.2022 года № 74 сумма для проведения капитального ремонта является значительной и составляет 65 000 000, 00 руб. На 2023 год Учреждению уже запланировано значительное финансирование для проведения капитального ремонта в процессе, которого будут устранены нарушения пожарной безопасности.
Указанные в протоколе об административном правонарушении № от 27.12.2021 года нарушения являются сложно устранимыми, поскольку они могут быть устранены только в процессе проведения капитального ремонта.
Здание Дома культуры <адрес>, расположенное по адресу: <адрес>, было построено и введено в эксплуатацию в 1975 году, до вступления в законную силу Федерального закона «Технический регламент по требованиях пожарной безопасности» от 22.07.2008 № 123-ФЗ, требования противопожарной безопасности, которые были учтены при строительстве, расходятся с требованиями противопожарной безопасности предъявляемыми в 2022 года.
Таким образом, судом первой инстанции были неверно оценены доказательства, то есть неверно дана правовая оценка письменным доказательствам, приобщенным в ходе рассмотрения дела.
В связи с чем, в действиях Учреждения не имеется состава административного правонарушения, а именно отсутствует субъективная сторона, выраженная в виде прямого и косвенного умысла направленного на нарушение положения ч. 14 ст. 19.5 КоАП РФ.
Настоящая жалоба подана в установленный ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ срок, в связи с чем, подлежит рассмотрению по существу.
Государственный инспектор – Борецкий В.Е. в судебном заседании с доводами жалобы не согласился, просил оставить обжалуемое постановление без изменения ввиду его законности и обоснованности.
ГБУК г. Севастополя «Культурный комплекс «Корабел» в судебное заседание не явилось, о времени и месте судебного разбирательства дела извещено надлежащим образом, что не является препятствием для рассмотрения жалобы. В адрес суда от защитника юридического лица Курского Е.В. поступило заявление о рассмотрении жалобы в его отсутствие.
Заслушав пояснения явившихся лиц, проверив материалы дела в полном объеме в соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ, изучив доводы жалобы и возражений на нее, прихожу к следующим выводам.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (ст. 24.1 КоАП РФ).
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: событие административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.
Решение вопроса о лице, совершившем противоправное деяние, имеет основополагающее значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела и своевременного привлечения виновного к административной ответственности.
Установление виновности предполагает доказывание вины лица и его непосредственной причастности к совершению противоправного действия (бездействия).
В соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
В силу ст. 26.11 КоАП РФ судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
Частью 14 ст. 19.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 12 или 13 настоящей статьи, что влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В силу ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», руководители организации обязаны: выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.
Из материалов дела усматривается и явилось основанием для привлечения юридического лица к административной ответственности по ч. 14 ст. 19.5 КоАП РФ, что ГБУК г. Севастополя «Культурный комплекс «Корабел» в срок до 01.12.2021 года не исполнило в полном объеме требования предписания заместителя начальника управления – начальника отдела организации надзорных и профилактических мероприятий управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по г. Севастополю Беляева М.В. № от 09.02.2021 года по устранению выявленных нарушений обязательных требований пожарной безопасности на объекте ГБУК г. Севастополя «Культурный комплекс «Корабел» по адресу: <адрес>, а именно не устранены следующие нарушения:
- в помещении зрительного зала не проведена огнезащитная обработка (пропитка) деревянных конструкций планшета сцены, огнезащитными составами, с внесением информации в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты и с указанием срока ее действия;
- отсутствуют пожарные из вещатели в помещении охраны, предбанник помещения охраны;
- дверь из танцевального зала 2-го этажа в лестничную клетку не имеет приспособления для самозакрывания с уплотнением в притворах;
- дверь из коридора 2-го этажа в лестничную клетку не имеет приспособления для самозакрывания с уплотнением в притворах;
- дверь из помещения администрации 1-го этажа в лестничную клетку не имеет приспособления для самозакрывания с уплотнением в притворах;
- эвакуационный выход из коридора 1-го этажа в лестничную клетку не оборудован дверью;
- в пределах лестничной клетки здания допускаются ступени различной высоты и различной шириной проступи;
- ширина эвакуационного выхода из лестничной клетки здания менее 0,8 м (0,71 м);
- пожарный шкаф, на втором этаже здания выполненный из горючего материала демонтирован, при этом не установлен пожарный шкаф, выполненный из негорючего материала;
- на втором этаже здания отсутствуют второй эвакуационный выход;
- эвакуационные выходы из основного зрительного зала расположены не рассредоточено.
При этом, ГБУК г. Севастополя «Культурный комплекс «Корабел» не выполнив требования предписания заместителя начальника управления – начальника отдела организации надзорных и профилактических мероприятий управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по г. Севастополю Беляева М.В. № от 09.02.2021 года по устранению выявленных нарушений обязательных требований пожарной безопасности повторно совершило правонарушение, предусмотренное ч. 12 ст. 19.5 КоАП РФ, поскольку постановлением мирового судьи судебного участка № 19 Нахимовского судебного района г. Севастополя от 26.02.2021 года, вступившим в законную силу 20.03.2021 года, ГБУК г. Севастополя «Культурный комплекс «Корабел» привлечён к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 12 ст. 19.5 КоАП РФ.
Таким образом, ГБУК г. Севастополя «Культурный комплекс «Корабел» повторно совершило административное правонарушение, предусмотренное ч. 12 ст. 19.5 КоАП РФ, что образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 14 ст. 19.5 КоАП РФ.
В связи с чем, государственным инспектором г. Севастополя по пожарному надзору – главным специалистом территориального отдела надзорной деятельности и профилактической работы управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по г. Севастополю Борецким В.Е. был составлен протокол об административном правонарушении № от 27.12.2021 года в отношении юридического лица – ГБУК г. Севастополя «Культурный комплекс «Корабел».
На основании которого и иных материалов дела, постановлением судьи Нахимовского районного суда г. Севастополя от 28.02.2022 года ГБУК г. Севастополя «Культурный комплекс «Корабел» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 14 ст. 19.5 КоАП РФ и подвергнуто административному наказанию в виде приостановления деятельности на срок 25 суток.
Данные вывода суда, вопреки доводам жалобы, являются правильными и обоснованными, соответствуют исследованным в судебном заседании доказательствам, надлежащим образом мотивированы и аргументированы, оснований для их переоценки у суда второй инстанции не имеется.
Должностным лицом всесторонне и полно исследованы фактические обстоятельства по делу и сделан правильный вывод о том, что выявленное нарушение свидетельствуют о повторном невыполнении юридическим лицом в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего федеральный государственный пожарный надзор, а следовательно, о наличии в действиях юридического лица состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 14 ст. 19.5 КоАП РФ.
Данные доказательства оформлены в соответствии с требованиями закона, надлежащими должностными лицами, в рамках выполнения ими служебных обязанностей, причиной составления которых послужило непосредственное выявление административного правонарушения, они согласуются между собой и с фактическими данными, являются достоверными и допустимыми, отвечают требованиям, предъявляемым к доказательствам в соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ, в связи с чем, не доверять им оснований не имеется.
Действия юридического лица ГБУК г. Севастополя «Культурный комплекс «Корабел» правильно квалифицированы по ч. 14 ст. 19.5 КоАП РФ.
Фактические обстоятельства дела и вина юридического лица в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 14 ст. 19.5 КоАП РФ, вопреки доводам жалобы подтверждаются собранными по делу доказательствами, оцененными судом районного суда по правилам ст. 26.11 КоАП РФ с учетом положения ч. 3 ст. 26.2 КоАП РФ, в связи с чем, они обосновано приняты и положены в основу оспариваемого постановления, что нашло свое отражение в тексте постановления судьи, которое подробно мотивировано, отвечает требованиям ст. 29.10 КоАП РФ, и оснований не согласиться с его законностью и обоснованностью у судьи, рассматривающего настоящую жалобу, не имеется.
В силу ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При решении вопроса о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения именно на него возлагается обязанность по доказыванию принятия всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм, тогда как в материалах настоящего дела отсутствуют доказательства, подтверждающие тот факт, что ГБУК г. Севастополя «Культурный комплекс «Корабел» в ходе осуществления своей деятельности приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований в области пожарной безопасности, а также выполнения юридическим лицом в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего федеральный государственный пожарный надзор, для предотвращения административного правонарушения.
Приведенные в жалобе доводы не опровергают наличие в действиях заявителя объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 14 ст. 19.5 КоАП РФ, и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшегося по делу постановления судьи районного суда, направлены на переоценку исследованных судьей доказательств, расцениваются, как стремление избежать административной ответственности за совершение административного правонарушения.
Несогласие с оценкой, данной собранным по делу доказательствам, равно как и несогласие с актом судьи районного суда, не является основанием к отмене обжалуемого постановления судьи районного суда, постановленного с соблюдением требований КоАП РФ.
Бремя доказывания по делу распределено верно, с учетом требований ст. 1.5 КоАП РФ, принцип презумпции невиновности не нарушен, каких-либо неустранимых сомнений, которые должны бы трактоваться в пользу заявителя материалы дела не содержат.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену постановления судьи районного суда, не имеется.
Административное наказание в виде приостановления деятельности назначено в соответствии с положениями ст. ст. 3.1, 3.12, 4.1 КоАП РФ, с учетом конкретных обстоятельств совершенного административного правонарушения, характера совершенного правонарушения, личности виновного, является справедливым и соразмерным содеянному, в пределах санкции ч. 14 ст. 19.5 КоАП РФ, является справедливым и соразмерным содеянному. Оснований для иной оценки указанных обстоятельств и изменения административного наказания не установлено.
Оснований для признания совершенного правонарушения малозначительным и освобождения юридического лица – ГБУК г. Севастополя «Культурный комплекс «Корабел» от административной ответственности по ст. 2.9 КоАП РФ, прекращения производства по делу в силу ст. 24.5 КоАП РФ, судом второй инстанции не установлено.
Порядок и срок привлечения к административной ответственности не нарушен.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.7 – 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
постановление судьи Нахимовского районного суда города Севастополя от 28 февраля 2022 года оставить без изменения, а жалобу директора Государственного бюджетного учреждения культуры города Севастополя «Культурный комплекс «Корабел» Талах Л.М. – без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу после его вынесения.
Судья С.Н. Исаев