УИД: 19RS0013-01-2023-000458-98
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Сорск 30 января 2024 г.
Сорский районный суд Республики Хакасия в составе:
председательствующего судьи Козулиной Н. Ю.,
при секретаре Кузнецовой О. В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-22/2024 г. по исковому заявлению прокурора Усть-Абаканского района Республики Хакасия к главе крестьянского (фермерского) хозяйства Ватовской О.В. об обязании устранить нарушения требований законодательства об охране труда,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Усть-Абаканского района Республики Хакасия обратился в суд с вышеуказанным исковым заявлением, мотивируя свои требования тем, что в прокуратуру Усть-Абаканского района поступили материалы о несчастном случае на производстве, произошедшем с работником Главы крестьянского (фермерского) хозяйства Ватовской О.В. - ФИО
Установлено, что ФИО осуществлял у Главы крестьянского (фермерского) хозяйства Ватовской О.В. трудовую деятельность в должности тракториста.
18.08.2023 г. в процессе осуществления трудовой деятельности получил травму ноги, уведомление о произошедшем несчастном случае направлено в прокуратуру Усть-Абаканского района 26.09.2023 г.
В ходе расследования несчастного случая установлено, что его причинами явилось неудовлетворительная организация производства работ.
Установлено, что до настоящего времени Главой крестьянского (фермерского) хозяйства Ватовской О.В. не создана система управления охраной труда, не определены и не выявлены профессиональные риски.
На основании изложенного, просит обязать ответчика в срок до 01.07.2024 г. устранить нарушения требований законодательства об охране труда, путем проведения следующих мероприятий: создать систему управления охраной труда; определить и выявить профессиональные риски.
В судебном заседании представитель истца - заместитель прокурора Усть-Абаканского района Республики Хакасия Хилтунов Н. Н. на удовлетворении исковых требований настаивал по основаниям, изложенным в иске.
Ответчица Ватовская О. В. в судебном заседании отсутствовала, о времени и месте его проведения был уведомлен надлежащим образом и в установленный законом срок. Просила дело рассмотреть без ее участия, заявленные требования признала в полном объеме.
Исследовав материалы дела, выслушав стороны, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.
В силу ст. 22 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ), работодатель обязан: соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров; обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда; осуществлять обязательное социальное страхование работников в порядке, установленном федеральными законами; возмещать вред, причиненный работникам в связи с исполнением ими трудовых обязанностей, а также компенсировать моральный вред в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; исполнять иные обязанности, предусмотренные трудовым законодательством, в том числе законодательством о специальной оценке условий труда, и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и трудовыми договорами.
Согласно ст. 209 ТК РФ под охраной труда понимается система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.
В статье 210 ТК РФ раскрыты основные направления государственной политики в области охраны труда, к которым относится обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников; установление и совершенствование порядка проведения специальной оценки условий труда и экспертизы качества проведения специальной оценки условий труда.
В соответствии с требованиями ст. 214 ТК РФ, обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. Работодатель обязан создать безопасные условия труда исходя из комплексной оценки технического и организационного уровня рабочего места, а также исходя из оценки факторов производственной среды и трудового процесса, которые могут привести к нанесению вреда здоровью работников. Работодатель обязан обеспечить: безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также эксплуатации применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов; создание и функционирование системы управления охраной труда; соответствие каждого рабочего места государственным нормативным требованиям охраны труда; систематическое выявление опасностей и профессиональных рисков, их регулярный анализ и оценку.
Статьей 217 ТК РФ установлено, что система управления охраной труда - комплекс взаимосвязанных и взаимодействующих между собой элементов, устанавливающих политику и цели в области охраны труда у конкретного работодателя и процедуры по достижению этих целей. Работодатель обязан обеспечить создание и функционирование систем ы управления охраной труда. Примерное положение о системе управления охраной труда утверждается федеральным органом исполнительной власти,осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально трудовых отношений.
Согласно ст. 218 ТК РФ при обеспечении функционирования системы управления охраной труда работодателем должны проводиться системные мероприятия по управлению профессиональными рисками на рабочих местах, связанные с выявлением опасностей, оценкой и снижением уровней профессиональных рисков. Профессиональные риски в зависимости от источника их возникновения подразделяются на риски травмирования работника и риски получения им профессионального заболевания. Рекомендации по выбору методов оценки уровней профессиональных рисков и по снижению уровней таких рисков утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Выявление опасностей осуществляется путем обнаружения, распознавания и описания опасностей, включая их источники, условия возникновения и потенциальные последствия при управлении профессиональными рисками. Опасности подлежат обнаружению, распознаванию и описанию в ходе проводимого работодателем контроля за состоянием условий и охраны труда и соблюдением требований охраны труда в структурных подразделениях и на рабочих местах, при проведении расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также при рассмотрении причин и обстоятельств событий, приведших к возникновению микроповреждений (микротравм). Рекомендации по классификации, обнаружению, распознаванию и описанию опасностей утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ФИО на основании трудового договора № 2 от 28.07.2023 г. осуществлял трудовую деятельность в должности тракториста у Главы крестьянского (фермерского) хозяйства Ватовской О.В.
18.08.2023 г. в процессе осуществления трудовой деятельности ФИО получил травму ноги, уведомление о произошедшем несчастном случае направлено в прокуратуру Усть-Абаканского района 26.09.2023 г.
На основании приказа № 6 от 11.10.2023 г. была создана комиссия для расследования несчастного случая, составлен акт о расследовании тяжелого несчастного случая, которым установлено следующее: в нарушение абз. 9 ч. 3 ст. 214 ТК РФ работодателем не обеспечена выдача работнику средств индивидуальной защиты; не организовано проведение обучения по охране труда, в том числе безопасным методам и приемам выполнения работ, что является нарушением абз. 11 ч. 3 ст. 214 ТК РФ; в нарушение абз. 13 ч. 3 ст. 214 ТК РФ не проведена специальная оценка условий труда; не создана система управления охраной труда, нарушение абз. 3 ч. 3 ст. 214, ст. 217 ТК РФ; в нарушение абз. 5 ч. 3 ст. 214, ст. 218 ТК РФ не определены и не выявлены профессиональные риски; не проведено обучение по охране труда, нарушение абз. 15 ч. 3 ст. 214, ст. 219 ТК РФ; не организовано проведение медицинского осмотра, нарушение абз. 14 ч. 3 ст. 214, ст. 220 ТК РФ.
Судом установлено, что до настоящего времени Главой крестьянского (фермерского) хозяйства Ватовской О.В. не устранены следующие нарушения: не создана система управления охраной труда, не определены и не выявлены профессиональные риски. Данные нарушения влекут в качестве негативных последствий невозможность реализации гарантированного конституцией права на труд внадлежащих условиях, а также получения государственной поддержки и иных - социальных гарантий связанных с трудными, вредными и опасными условиями труда.
Указанные обстоятельства являются основанием доля удовлетворения исковых требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-197 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░) ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░) ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░ ░░ 01 ░░░░ 2024 ░. ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░: ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░; ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░) ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░ 300 (░░░░░░) ░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 30 ░░░░░░ 2024 ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░. ░.