Решение
Именем Российской Федерации
12 октября 2020 г. | г. Краснознаменск |
Одинцовский гарнизонный военный суд в составе председательствующего – судьи Субботина К.В., при помощнике судьи Бутыревой К.Ф., с участием представителя истца Ребитвы Г.С. и ответчика, рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску командира войсковой части № к военнослужащему войсковой части № подполковнику Шаталову Алексею Викторовичу о привлечении его к материальной ответственности,
установил:
Представитель командира войсковой части № обратилась в суд с исковым заявлением, в котором просит привлечь бывшего военнослужащего той же воинской части Шаталова, ответственного за материальные ценности службы горючего в зенитном ракетно-артиллерийском дивизионе в 2012-2015 годах, к материальной ответственности в размере 2 006 585 рублей 64 копейки.
В обосновании требований в исковом заявлении указано, что в марте 2019 года встречной проверкой отдельных вопросов финансовой и хозяйственной деятельности войсковой части № установлено, что без наличия первичных учетных документов (путевых листов, рабочих листов агрегатов и расшифровок о расходе горючего и смазочных материалов), в мае 2018 года ФРП № произведено списание с бюджетного учета воинской части горючего на 2 006 585 рублей 64 копейки (по учетной стоимости на день списания – 31 мая 2018 года). Также указано, что в ходе предыдущих контрольных мероприятий выборочной инвентаризацией наличия и качественного состояния материальных ценностей в подразделении воинской части, сличения их с учетными данными бюджетного и материального учета, в зенитном ракетно-артиллерийском дивизионе была выявлена недостача материальных ценностей номенклатуры службы горючего и смазочных материалов на общую сумму 1 808 526 рублей 97 копеек (по учетной стоимости на день списания).
В судебном заседании представитель истца требования поддержала и, кроме прочего, пояснила, что административным расследованием установлено, что горюче-смазочные материалы, числящиеся как ущерб, были израсходованы по предназначению при эксплуатации техники, в связи с чем командованием воинской части произведен расчет расхода горюче-смазочных материалов при эксплуатации техники дивизиона и издан соответствующий приказ на ее списание, с чем согласился довольствующий орган и ущерб был списан с учета воинской части в 2018 году. Вместе с тем, встречной проверкой отдельных вопросов финансовой и хозяйственной деятельности войсковой части № в марте 2019 года установлено необоснованное списание с балансового учета воинской части недостающего количества материальных ценностей номенклатуры службы горючего и смазочных материалов без наличия первичных учетных документов на 2 006 585 рублей 64 копейки (по учетной стоимости на день списания). Также установлено, что Шаталов не передал в соответствующую службу первичные учетные документы, в связи с чем и образовался указанный в акте встречной проверки ущерб.
В судебном заседании ответчик требования не признал, полагал необходимым отказать в удовлетворении иска, при этом пояснив, что топливо было израсходовано надлежащим образом, в связи с чем ущерб воинской части не причинен. Путевые листы он передал в службу ГСМ воинской части, откуда их впоследствии, насколько ему известно, изъял оперуполномоченный воинской части.
Рассмотрев дело по существу, заслушав объяснения сторон, оценив исследованные в судебном заседании доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.
Условия, основания и порядок привлечения военнослужащего к материальной ответственности ФЗ «О материальной ответственности военнослужащих».
В силу ст. 2 ФЗ «О материальной ответственности военнослужащих» под ущербом следует понимать утрату или уменьшение наличного имущества, ухудшение состояния указанного имущества, расходы, которые воинская часть произвела или должна произвести для восстановления, приобретения имущества, затраты на лечение в медицинских организациях военнослужащих, пострадавших от умышленных действий других военнослужащих, произведенные воинской частью, излишние денежные выплаты, включая возмещение ущерба, причиненного военнослужащими третьим лицам, а также уплаченные воинской частью неустойки (штрафы, пени) и компенсации в связи с неправомерными действиями (бездействием) военнослужащих.
В соответствии с п. 1 ст. 3 и п. 1 ст. 7 указанного Закона военнослужащие несут материальную ответственность только за причиненный по их вине ущерб, а при обнаружении ущерба командир (начальник) воинской части обязан назначить административное расследование для установления причин ущерба, его размера и виновных лиц.
Таким образом, для привлечения ответчика к материальной ответственности необходимо установить сам факт наличия ущерба, а также его вину в причинении такого ущерба в виде неправомерных действий (бездействия), что должно найти свое отражение в заключении по итогам проведения административного расследования.
Из выписки из акта № встречной проверки отдельных вопросов финансовой и хозяйственной деятельности войсковой части № от 9 декабря 2016 года усматривается, что в ходе проверки выявлена недостача по горючим и смазочным материалам в зенитном ракетно-артиллерийском дивизионе в размере 1 808 526 рублей 97 копеек.
Согласно выписке из приказа командира войсковой части № от 10 декабря 2016 года № «О результатах проведения встречной проверки отдельных вопросов финансовой и хозяйственной деятельности войсковой части №», предписано провести административное расследование.
Заключением по материалам проведенного административного расследования от 6 февраля 2017 года установлено, что в войсковой части №, в ходе проверки отдельных вопросов хозяйственной деятельности, должностными лицами вышестоящего штаба неоднократно выявлялись расхождения учетных данных по службе горючего и смазочных материалов в зенитном ракетно-артиллерийском дивизионе, в том числе при проверке в ноябре 2014 года отдельных вопросов службы горючего было указано, что в обслуживающий финансовый орган не в полном объеме переданы первичные приходно-расходные документы, в результате чего выявлены значительные расхождения учета службы горючего с данными бухгалтерского учета. Также установлено, что материальные средства были израсходованы по назначению, что подтверждается приказами командира войсковой части № об убытии в служебные командировки для выполнения различного рода задач на технике подразделения, для чего совершались марши из пункта постоянной дислокации в районы проведения тех или иных мероприятий, объяснениями военнослужащих воинской части. Кроме прочего установлено, что в период с января 2012 года по июль 2015 года ведением учета по службе ГСМ в зенитном ракетно-артиллерийском дивизионе войсковой части № занимался Шаталов. Также указано, что Шаталов несвоевременно сдавал отчетные документы в службу ГСМ о расходе горючего, за что неоднократно привлекался к дисциплинарной ответственности.
Из приказа командира войсковой части № от 25 мая 2018 года усматривается, что в ходе проведения административного расследования по факту недостачи горючих и смазочных материалов в зенитном ракетно-артиллерийском дивизионе на сумму 1 808 526 рублей 97 копеек, установлено, что материальные средства были израсходованы в командировках при выполнении специальных задач и других мероприятий, что подтверждается копиями приказов командира войсковой части № № от 25 января 2013 года, № и № от 6 марта 2013 года, № от 18 апреля 2013 года, № от 8 мая 2013 года, № от 23 мая 2013 года, № от 29 августа 2013 года, заявками на обеспечение сопровождения ВАИ № от 26 января 2013 года, № от 31 января 2013 года, № от 7 марта 2013 года, заявкой на выделение транспорта № от 6 февраля 2013 года, выпиской из книги учета движения материальных ценностей, телеграммой НШ <данные изъяты> № от 12 мая 2012 года, объяснениями военнослужащих, а также записями в формулярах и паспортах. Кроме прочего, в приказе установлено, что первичные документы отсутствуют, горючие и смазочные материалы, переданные под отчет для хранения, перевозки, выдачи, пользования и других целей Шаталову, израсходованы по прямому назначению, ущерб государству не причинен. Также указано, что Шаталов не обеспечил передачу материальных ценностей установленным порядком по раздаточным (сдаточным) ведомостям и не предоставил в бухгалтерию правильно оформленные первичные документы, в связи с чем не осуществил списание топлива.
Таким образом, из заключения по итогам административного расследования от 6 февраля 2017 года и из приказа командира войсковой части № от 25 мая 2018 года следует, что материальные средства израсходованы по назначению.
Из копии акта № контрольных мероприятий отдельных вопросов финансово-экономической и хозяйственной деятельности в войсковой части №, проведенных в марте 2019 года, усматривается, что в воинской части и ФРП произведено необоснованное списание с балансового учета воинской части материальных ценностей номенклатуры службы горючего и смазочных материалов без наличия первичных документов на общую сумму 2 006 585 рублей 64 копейки (по учетной стоимости на день списания – 31.05.2018).
Свидетель ФИО4 в суде показал, что он проходил военную службу в должности начальника расчета зенитного ракетно-артиллерийского дивизиона войсковой части № С 1 сентября 2013 году дивизион заступил на боевое дежурство в г. <адрес>. Образцы военной техники были расставлены по разным населенным пунктам. Топливо подвозилось на бензовозах и заправлялось в соответствующую технику. Все горюче-смазочные материалы были израсходованы по предназначению.
Представитель истца подтвердила то обстоятельство, что отраженные в актах проверок горюче-смазочные материалы были израсходованы по назначению в период эксплуатации техники, при этом пояснив, что первичная документация об этом отсутствует.
Кроме того, из копии постановления следователя военного следственного отдела СК России по <адрес> гарнизону от 17 августа 2017 года усматривается, что в возбуждении уголовного дела по признакам преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 293 УК РФ в отношении Шаталова А.В. отказано по основаниям п. 2 ч.1 ст. 24 УПК РФ (отсутствие в деянии состава преступления). Также из указанного постановления следует, что органами предварительного расследования установлено, что перечисленные выше горюче-смазочные материалы израсходованы по прямому назначению, недостачи не имеется, сумма 1 808 526 рублей 97 копеек является бухгалтерским расхождением.
Контрольная проверка отдельных вопросов финансово-экономической и хозяйственной деятельности в войсковой части №, прошедшая в марте 2019 года, проводилась исключительно по финансовым документам, в результате проверки которых было установлено, что без предоставления первичных документов – путевых листов и рабочих листов агрегатов, произошло списание с бюджетного учета (баланса) воинской части горючего и смазочных материалов. Проверка фактического наличия или отсутствия горючих и смазочных материалов не проводилось, ввиду чего причинение фактического ущерба финансово-экономической проверкой установлено быть не может.
Предъявляя иск о привлечении военнослужащих к материальной ответственности, истец обязан представить в суд доказательства, подтверждающие наличие обстоятельств для привлечения ответчика к такой ответственности.
В соответствии с ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований.
Между тем, таких доказательств истцом суду не представлено.
Обстоятельства дела, в совокупности с исследованными в судебном заседании доказательствами, не позволяют суду прийти к выводу о том, что ответчиком причинен ущерб воинской части.
Таким образом, проанализировав представленные доказательства в их совокупности, следует прийти к выводу, что указанные в иске горюче-смазочные материалы были израсходованы по прямому назначению, а фактический ущерб не причинен.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 98, 103, 194-198 ГПК РФ,
решил:
в удовлетворении искового заявления командира войсковой части № к военнослужащему войсковой части № подполковнику Шаталову Алексею Викторовичу о привлечении его к материальной ответственности – отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба во 2-й Западный окружной военный суд через Одинцовский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 16 октября 2020 года.