Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
11 мая 2023 года дело №
<адрес>
Левашинский районный суд РД в составе председательствующего судьи МагомедФИО2, при секретаре судебного заседания ФИО2, с участием старшего помощника прокурора <адрес> РД ФИО3, рассмотрев исковое заявление прокурора <адрес> РД к МКОУ «Левашинская гимназия» <адрес> РД и администрации МР «<адрес>» РД в интересах неопределенного круга лиц по устранению нарушений законодательства о противодействии терроризму,
установил:
<адрес> РД, в порядке ст. 45 ГПК РФ, обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к МКОУ «Левашинская гимназия» и Администрации МР «<адрес>» по устранению нарушений законодательства о противодействии терроризму, в котором просить:
Признать бездействие директора муниципального казенного образовательного учреждения «Левашинская гимназия», по устранению нарушений требований законодательства о противодействии терроризму - незаконным.
Обязать муниципальное казанное образовательное учреждение «Левашинская гимназия» <адрес> РД установить систему передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации.
Обязать администрацию МР «<адрес>» в случае недостаточности денежных средств у муниципального казенного учреждения выделить в порядке субсидиарной ответственности для МКОУ «Левашинская гимназия» <адрес> денежные средства, необходимые для оборудования здания системой передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации.
Требования мотивированы тем, что проведенной прокуратурой <адрес> РД проверкой установлено, что в МКОУ «Левашинская гимназия», мероприятия, направленные на пресечение преступлений террористической направленности и на надлежащее обеспечение безопасности условий жизни и здоровья, обучающихся и работников, не ведутся. В нарушение требований законодательства здание образовательной организации МКОУ «Левашинская гимназия» отсутствует система передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации.
Представитель прокуратуры <адрес> РД поддержал исковые требования и просил удовлетворить их по изложенным в них обстоятельствам, уточнив срок устранения нарушений в течение трех месяцев с момента вступления его в законную силу.
Ответчик - администрация МР «<адрес>», извещенная надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, явку своего представителя в суд не обеспечил, сведения о причинах неявки в суд не представил.
Ответчик - МКОУ «Левашинская гимназия», извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, явку своего представителя в суд не обеспечил, сведения о причинах неявки в суд не представил.
Исходя из изложенного, руководствуясь ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть настоящее гражданское дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив и исследовав доказательства, суд полагает, что исковое заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Предъявление иска в защиту неопределенного круга лиц возможно в случае, если таких лиц невозможно индивидуализировать, то есть определить.
Согласно части 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона "О противодействии терроризму" противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на принципах обеспечения и защиты основных прав и свобод человека и гражданина; приоритета защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности; приоритета мер предупреждения терроризма.
Согласно п. 13 ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований:
- в зданиях с большим количеством посетителей (зрителей), а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских организаций, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий;
- в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.
Принципы обеспечения и защита основных прав и свобод человека и гражданина и приоритета мер предупреждения терроризма согласно ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» являются одними из основных принципов борьбы с терроризмом. Непринятие мер по обеспечению безопасности учащихся и сотрудников образовательного учреждения создает условия для террористических актов, последствиями которых являются массовая гибель людей, уничтожение имущества.
Согласно п. 4 ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» под противодействием терроризму в указанном законе понимается деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма).
Основными задачами противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей (подп. «д» п. 11 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утверждённое Президентом Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1006 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации (далее - Требования), и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий).
В силу пункта 17 указанных Требований антитеррористическая защищенность объектов (территорий) обеспечивается путем осуществления комплекса мер, направленных на воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории); на выявление нарушителей, установленных на объектах (территориях) пропускного и внутриобъектового режимов и (или) признаков подготовки или совершения террористического акта; на пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях).
Подпункт "г" пункта 24 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1006, предусмотрено, что в целях обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий), отнесенных к четвертой категории опасности, осуществляются такие мероприятия как оснащение объектов (территорий) системами передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" и поддержание их в исправном состоянии.
Согласно ст. 3 и ст. 6 Конвенции о правах ребенка, ратифицированной Верховным Советом СССР ДД.ММ.ГГГГ, во всех действиях в отношении детей независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоначальное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка. Государства-участники признают, что каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь и обеспечивает в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребенка.
Согласно пп. 2 и 15 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №- ФЗ «Об образовании» к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся, в том числе: материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами; создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.
В соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 51-ФЗ «Об утверждении федеральной программы развития образования» основными направлениями развития в области государственных и социальных гарантий обучающихся являются разработка и реализация системы мер охраны жизни и здоровья обучающихся, введение в действие нормативно-правовых актов, касающихся повышения ответственности педагогических работников образовательных учреждений и родителей за обучение, воспитание, охрану жизни и здоровья обучающихся: создание условий, обеспечивающих охрану жизни, сохранение и укрепление здоровья, формирование их здорового образа жизни.
В соответствии с п. 3 ст. 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий.
Согласно п. 6.1 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также минимизации и ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района относится к вопросам местного значения муниципального района.
В силу п. 3 ч. 1 ст. 17 указанного Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями на осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
Из материалов дела следует, что основанием для обращения в суд послужили результаты проверки прокуратурой <адрес> РД соблюдения учреждениями образования, подведомственными администрации <адрес>, законодательства о противодействии терроризму.
Судом установлено, что учредителем муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Левашинская гимназия» является муниципальное образование "<адрес>", от имени которого функции и полномочия учредителя осуществляет администрация Левашинского муниципального района.
Как следует из материалов дела, муниципальное бюджетное учреждение «Левашинская гимназия» <адрес> РД является казенным учреждением - самостоятельным юридическим лицом, действующим на основании Устава, согласно которому школа имеет, расчетные и другие счета в органах казначейства, самостоятельные сметы, где органом местного самоуправления на основании бюджетной сметы установлены нормативы финансового обеспечения ее образовательной деятельности, имеет право ведения финансово-хозяйственной деятельности, направленной на подготовку образовательного процесса. Также может осуществлять деятельность, приносящую доходы в соответствии со своими учредительными документами.
МКОУ «Левашинская гимназия» имеет свидетельство о государственной аккредитации общеобразовательного учреждения на осуществление общеобразовательных программ "начальное общее образование", "основное общее образование", "среднее (полное) общее образование", на основании бессрочной лицензии на право ведения образовательной деятельности, выданной Министром образования и науки Республики Дагестан.
Из письма начальника межрайонного отдела вневедомственной охраны по <адрес> «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по РД» адресованное прокурору <адрес> РД следует, что объекты образования и спортивные учреждения, расположенные на территории МО «<адрес>», не оснащены системами передачи тревожных сообщений в подразделения национальной гвардии РФ.
Судом также установлено, что проведенной прокуратурой <адрес> РД выявлены нарушения законодательства о противодействии терроризму.
Так, согласно справке от ДД.ММ.ГГГГ, старшим помощником прокурора <адрес> РД с участием старшего инспектора межрайонного отдела вневедомственной охраны по <адрес> «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по РД» проведена проверка, в результате которой установлено, что в МКОУ «Левашинская гимназия», мероприятия, направленные на пресечение преступлений террористической направленности и на надлежащее обеспечение безопасности условий жизни и здоровья, обучающихся и работников, не ведутся. В нарушение требований законодательства здание образовательной организации МКОУ «Левашинская гимназия» отсутствует система передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации.
Доводы истца, таким образом, подтверждаются вышеназванным справкой и материалами дела, достоверность которых стороной ответчиков не опровергнуты.
При этом ответчики администрация МР «<адрес>» и МКОУ «Левашинская гимназия» доказательств обратного (об отсутствии вышеназванных нарушений с его стороны) суду не предоставили и до настоящего времени выявленные нарушения не устранили.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд, руководствуясь положениями статей 9, 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", статей 2, 3, 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 35-ФЗ "О противодействии терроризму", статьи 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1006, исходит из того, что ответчиками не обеспечены в полном объеме меры, направленные на воспрепятствование проявлениям террористического характера и неправомерному проникновению в МКОУ «Левашинская гимназия», что нарушает права неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних учащихся школы, на образование в безопасных условиях.
Суд также полагает, что исполнение требований нормативно-правовых актов по финансированию и обеспечению антитеррористической защищенности является обязанностью не только образовательных учреждений, но и органов местного самоуправления.
Финансирование деятельности органов местного самоуправления, иных уполномоченных субъектов, реализующих указанную публичную обязанность, осуществляется за счет средств местных бюджетов, однако в случае недостаточности собственных средств для покрытия соответствующих расходов муниципальные образования вправе рассчитывать на оказание им Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации финансовой помощи целевого характера, а также привлекать средства из иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 689-О-О).
При изложенных обстоятельствах, с учетом приведенных выше положений закона, а также того, что непринятие мер по устранению выявленных нарушений законодательства о противодействии терроризму, выявленных в МКОУ «Левашинская гимназия» угрожает жизни и здоровью находящихся и обучающихся в нём граждан, посещающих данное заведение, суд считает необходимым удовлетворить исковые требования прокурора полностью.
Принимая во внимание изложенное, с учетом конкретных обстоятельств дела, характера возложенных обязанностей, суд, в соответствии с частью 2 статьи 206 ГПК РФ, приходит к выводу об установлении администрации муниципального района «<адрес>» РД и муниципальному казенному общеобразовательному учреждению «Левашинская гимназия» разумного срока для исполнения решения суда - 3 (три) месяца с момента вступления его в законную силу, что является разумным и достаточным.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,
решил:
Исковое заявление прокурора <адрес> РД в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц - удовлетворить полностью.
Возложить на администрацию МР «<адрес>» РД и МКОУ «Левашинская гимназия» <адрес> РД обязанность устранить нарушения законодательства о противодействии терроризму.
Признать бездействие директора муниципального казенного образовательного учреждения «Левашинская гимназия» <адрес> РД, по устранению нарушений требований законодательства о противодействии терроризму - незаконным.
Обязать муниципальное казанное образовательное учреждение «Левашинская гимназия» <адрес> РД установить систему передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации в срок в течение 3 (трех) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Обязать администрацию МР «<адрес>» РД в случае недостаточности денежных средств у муниципального казенного учреждения выделить в порядке субсидиарной ответственности для МКОУ «Левашинская гимназия» <адрес> РД денежные средства, необходимые для оборудования здания системой передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации в срок в течение 3 (трех) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Сообщить об исполнении решения по данному делу в суд и прокурору <адрес> РД, в течение 3 (трех) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Верховного суда РД через Левашинский районный суд РД в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий А.И. Магомедалиев
Решение изготовлено в совещательной комнате и принято в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ г