Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-273/2023 ~ М-221/2023 от 03.04.2023

Р Е Ш Е Н И Е

             Именем Российской Федерации

11 мая 2023 года дело

<адрес>

        

Левашинский районный суд РД в составе председательствующего судьи МагомедФИО2, при секретаре судебного заседания ФИО2, с участием старшего помощника прокурора <адрес> РД ФИО3, рассмотрев исковое заявление прокурора <адрес> РД к МКОУ «Левашинская гимназия» <адрес> РД и администрации МР «<адрес>» РД в интересах неопределенного круга лиц по устранению нарушений законодательства о противодействии терроризму,

                     установил:

<адрес> РД, в порядке ст. 45 ГПК РФ, обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к МКОУ «Левашинская гимназия» и Администрации МР «<адрес>» по устранению нарушений законодательства о противодействии терроризму, в котором просить:

Признать бездействие директора муниципального казенного образовательного учреждения «Левашинская гимназия», по устранению нарушений требований законодательства о противодействии терроризму - незаконным.

Обязать муниципальное казанное образовательное учреждение «Левашинская гимназия» <адрес> РД установить систему передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации.

Обязать администрацию МР «<адрес>» в случае недостаточности денежных средств у муниципального казенного учреждения выделить в порядке субсидиарной ответственности для МКОУ «Левашинская гимназия» <адрес> денежные средства, необходимые для оборудования здания системой передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации.

Требования мотивированы тем, что проведенной прокуратурой <адрес> РД проверкой установлено, что в МКОУ «Левашинская гимназия», мероприятия, направленные на пресечение преступлений террористической направленности и на надлежащее обеспечение безопасности условий жизни и здоровья, обучающихся и работников, не ведутся. В нарушение требований законодательства здание образовательной организации МКОУ «Левашинская гимназия» отсутствует система передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации.

Представитель прокуратуры <адрес> РД поддержал исковые требования и просил удовлетворить их по изложенным в них обстоятельствам, уточнив срок устранения нарушений в течение трех месяцев с момента вступления его в законную силу.

Ответчик - администрация МР «<адрес>», извещенная надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, явку своего представителя в суд не обеспечил, сведения о причинах неявки в суд не представил.

Ответчик - МКОУ «Левашинская гимназия», извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, явку своего представителя в суд не обеспечил, сведения о причинах неявки в суд не представил.

Исходя из изложенного, руководствуясь ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть настоящее гражданское дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.

Проверив и исследовав доказательства, суд полагает, что исковое заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно части 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Предъявление иска в защиту неопределенного круга лиц возможно в случае, если таких лиц невозможно индивидуализировать, то есть определить.

Согласно части 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона "О противодействии терроризму" противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на принципах обеспечения и защиты основных прав и свобод человека и гражданина; приоритета защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности; приоритета мер предупреждения терроризма.

Согласно п. 13 ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований:

- в зданиях с большим количеством посетителей (зрителей), а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских организаций, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий;

- в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.

Принципы обеспечения и защита основных прав и свобод человека и гражданина и приоритета мер предупреждения терроризма согласно ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» являются одними из основных принципов борьбы с терроризмом. Непринятие мер по обеспечению безопасности учащихся и сотрудников образовательного учреждения создает условия для террористических актов, последствиями которых являются массовая гибель людей, уничтожение имущества.

Согласно п. 4 ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» под противодействием терроризму в указанном законе понимается деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма).

Основными задачами противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей (подп. «д» п. 11 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утверждённое Президентом Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ).

Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1006 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации (далее - Требования), и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий).

В силу пункта 17 указанных Требований антитеррористическая защищенность объектов (территорий) обеспечивается путем осуществления комплекса мер, направленных на воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории); на выявление нарушителей, установленных на объектах (территориях) пропускного и внутриобъектового режимов и (или) признаков подготовки или совершения террористического акта; на пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях).

Подпункт "г" пункта 24 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1006, предусмотрено, что в целях обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий), отнесенных к четвертой категории опасности, осуществляются такие мероприятия как оснащение объектов (территорий) системами передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" и поддержание их в исправном состоянии.

Согласно ст. 3 и ст. 6 Конвенции о правах ребенка, ратифицированной Верховным Советом СССР ДД.ММ.ГГГГ, во всех действиях в отношении детей независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоначальное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка. Государства-участники признают, что каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь и обеспечивает в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребенка.

Согласно пп. 2 и 15 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ - ФЗ «Об образовании» к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся, в том числе: материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами; создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.

В соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 51-ФЗ «Об утверждении федеральной программы развития образования» основными направлениями развития в области государственных и социальных гарантий обучающихся являются разработка и реализация системы мер охраны жизни и здоровья обучающихся, введение в действие нормативно-правовых актов, касающихся повышения ответственности педагогических работников образовательных учреждений и родителей за обучение, воспитание, охрану жизни и здоровья обучающихся: создание условий, обеспечивающих охрану жизни, сохранение и укрепление здоровья, формирование их здорового образа жизни.

В соответствии с п. 3 ст. 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий.

Согласно п. 6.1 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также минимизации и ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района относится к вопросам местного значения муниципального района.

В силу п. 3 ч. 1 ст. 17 указанного Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями на осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.

Согласно п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

Из материалов дела следует, что основанием для обращения в суд послужили результаты проверки прокуратурой <адрес> РД соблюдения учреждениями образования, подведомственными администрации <адрес>, законодательства о противодействии терроризму.

Судом установлено, что учредителем муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Левашинская гимназия» является муниципальное образование "<адрес>", от имени которого функции и полномочия учредителя осуществляет администрация Левашинского муниципального района.

Как следует из материалов дела, муниципальное бюджетное учреждение «Левашинская гимназия» <адрес> РД является казенным учреждением - самостоятельным юридическим лицом, действующим на основании Устава, согласно которому школа имеет, расчетные и другие счета в органах казначейства, самостоятельные сметы, где органом местного самоуправления на основании бюджетной сметы установлены нормативы финансового обеспечения ее образовательной деятельности, имеет право ведения финансово-хозяйственной деятельности, направленной на подготовку образовательного процесса. Также может осуществлять деятельность, приносящую доходы в соответствии со своими учредительными документами.

МКОУ «Левашинская гимназия» имеет свидетельство о государственной аккредитации общеобразовательного учреждения на осуществление общеобразовательных программ "начальное общее образование", "основное общее образование", "среднее (полное) общее образование", на основании бессрочной лицензии на право ведения образовательной деятельности, выданной Министром образования и науки Республики Дагестан.

Из письма начальника межрайонного отдела вневедомственной охраны по <адрес> «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по РД» адресованное прокурору <адрес> РД следует, что объекты образования и спортивные учреждения, расположенные на территории МО «<адрес>», не оснащены системами передачи тревожных сообщений в подразделения национальной гвардии РФ.

Судом также установлено, что проведенной прокуратурой <адрес> РД выявлены нарушения законодательства о противодействии терроризму.

Так, согласно справке от ДД.ММ.ГГГГ, старшим помощником прокурора <адрес> РД с участием старшего инспектора межрайонного отдела вневедомственной охраны по <адрес> «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по РД» проведена проверка, в результате которой установлено, что в МКОУ «Левашинская гимназия», мероприятия, направленные на пресечение преступлений террористической направленности и на надлежащее обеспечение безопасности условий жизни и здоровья, обучающихся и работников, не ведутся. В нарушение требований законодательства здание образовательной организации МКОУ «Левашинская гимназия» отсутствует система передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации.

Доводы истца, таким образом, подтверждаются вышеназванным справкой и материалами дела, достоверность которых стороной ответчиков не опровергнуты.

При этом ответчики администрация МР «<адрес>» и МКОУ «Левашинская гимназия» доказательств обратного (об отсутствии вышеназванных нарушений с его стороны) суду не предоставили и до настоящего времени выявленные нарушения не устранили.

Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд, руководствуясь положениями статей 9, 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", статей 2, 3, 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 35-ФЗ "О противодействии терроризму", статьи 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1006, исходит из того, что ответчиками не обеспечены в полном объеме меры, направленные на воспрепятствование проявлениям террористического характера и неправомерному проникновению в МКОУ «Левашинская гимназия», что нарушает права неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних учащихся школы, на образование в безопасных условиях.

Суд также полагает, что исполнение требований нормативно-правовых актов по финансированию и обеспечению антитеррористической защищенности является обязанностью не только образовательных учреждений, но и органов местного самоуправления.

Финансирование деятельности органов местного самоуправления, иных уполномоченных субъектов, реализующих указанную публичную обязанность, осуществляется за счет средств местных бюджетов, однако в случае недостаточности собственных средств для покрытия соответствующих расходов муниципальные образования вправе рассчитывать на оказание им Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации финансовой помощи целевого характера, а также привлекать средства из иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 689-О-О).

При изложенных обстоятельствах, с учетом приведенных выше положений закона, а также того, что непринятие мер по устранению выявленных нарушений законодательства о противодействии терроризму, выявленных в МКОУ «Левашинская гимназия» угрожает жизни и здоровью находящихся и обучающихся в нём граждан, посещающих данное заведение, суд считает необходимым удовлетворить исковые требования прокурора полностью.

Принимая во внимание изложенное, с учетом конкретных обстоятельств дела, характера возложенных обязанностей, суд, в соответствии с частью 2 статьи 206 ГПК РФ, приходит к выводу об установлении администрации муниципального района «<адрес>» РД и муниципальному казенному общеобразовательному учреждению «Левашинская гимназия» разумного срока для исполнения решения суда - 3 (три) месяца с момента вступления его в законную силу, что является разумным и достаточным.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,

решил:

Исковое заявление прокурора <адрес> РД в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц - удовлетворить полностью.

Возложить на администрацию МР «<адрес>» РД и МКОУ «Левашинская гимназия» <адрес> РД обязанность устранить нарушения законодательства о противодействии терроризму.

Признать бездействие директора муниципального казенного образовательного учреждения «Левашинская гимназия» <адрес> РД, по устранению нарушений требований законодательства о противодействии терроризму - незаконным.

Обязать муниципальное казанное образовательное учреждение «Левашинская гимназия» <адрес> РД установить систему передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации в срок в течение 3 (трех) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Обязать администрацию МР «<адрес>» РД в случае недостаточности денежных средств у муниципального казенного учреждения выделить в порядке субсидиарной ответственности для МКОУ «Левашинская гимназия» <адрес> РД денежные средства, необходимые для оборудования здания системой передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации в срок в течение 3 (трех) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Сообщить об исполнении решения по данному делу в суд и прокурору <адрес> РД, в течение 3 (трех) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Верховного суда РД через Левашинский районный суд РД в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий А.И. Магомедалиев

Решение изготовлено в совещательной комнате и принято в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ г

2-273/2023 ~ М-221/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокуратура Левашинского района РД
Ответчики
МКОУ Левашинская гимназия
Администрация МР Левашинский район
Суд
Левашинский районный суд Республики Дагестан
Судья
Магомедалиев Али Идрисович
Дело на странице суда
levashinskiy--dag.sudrf.ru
03.04.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
03.04.2023Передача материалов судье
07.04.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
07.04.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.04.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
11.05.2023Судебное заседание
11.05.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее